Либерализация и протекционизм в современной международной политике: сущность и последствия реализации.
Протекционизм –экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержкунациональной экономики, на ограждение внутреннегорынка от иностранной конкуренции. Это политика наложения государственныхограничений на импортируемые продукты или услуги с намерением предотвратить илизатруднить их конкуренцию с местными продуктами или услугами. Цели протекционизма:
§ защита отраслей, выпускающихстратегические товары и материалы,которые необходимы для обороны и ведения войны. Если в этих отрасляхгосподствуют иностранные конкуренты, то эти отрасли могут оказаться в сложномположении в период войны.
§ Защитасвоих еще недостаточно развитых отраслей вмомент их интенсивного роста.
Временнаязащита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых ипоэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяетнарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями.
§ защита более развитых стран от конкуренции более дешевойиностранной рабочей силы.
Некоторые страны могутпродавать свои товары в более развитых странах по боле низким ценам, так как ихрабочие получают более низкую зарплату. Жители развитых стран должны либосогласиться на более низкую заработную плату, либо потерять работу.
§ увеличение внутреннейзанятости. Сокращение импорта приводит к росту внутреннего производства и занятости.
§ защита отечественных фирм от иностранныхпроизводителей, которые сбывают на рынке страны свою избыточную продукцию подемпинговым ценам ниже ее себестоимости (демпинг).
- ответнаямера при проведении политики протекционизма торговыми партнерами. Инструментыпротекционизма:
1. Тарифы– налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа. Ониделают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную,которой поэтому потребители и отдадут предпочтение.
2. Импортныеквоты - максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы закакой-то период времени.
3. Нетарифные барьеры- системалицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и егобезопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.
4. Добровольныеэкспортные ограничения - иностранные фирмы "добровольно"ограничивают объем своего экспорта в определенные страны в надежде избежатьболее жестких торговых барьеров.
5. Субсидированиенациональных отраслей - позволяет им продавать свою продукцию за рубежом поболее низким ценам.
6. Эмбарго- прямой запрет ввоза продукции встрану.
7. Поддержканизкого курса национальной валюты - ведет к стимулированию экспорта идестимулированию импорта.
Минусы протекционизма:
§ Угроза сотрудничествустран, риск возникновения торговой войны.Любые действия запретительного характера могут вызвать ответную реакцию со стороны торговых партнеров;
§ Ограничение импорта ведет к сокращениюэкспортного потенциала и занятости в экспортном секторе;
§ Ухудшениеплатежного баланса. Импортные пошлины и квоты подрывают экспорт стран-партнеров, их экспортные доходы ипокупательную способность их экспорта;
§ Приводит к замедлению научно-технического прогресса, так как у производителейснижаются побудительные мотивы поиска новых технологий, ведущих к сокращениюиздержек производства;
§ Потери потребителей, ухудшение благосостояния.
§ Из-за отсутствия конкурентов качество отечественного товара илиуслуги может быть сомнительным.
Свободная торговля. Свободнаяторговля имеет целью усиление конкуренции,открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов, путемустранения торговых барьеров. «-» с. т.: с.т. чревата весьманегативными последствиями для национальных экономик и в SR,и в LR. В SR она увеличивает безработицу и приводит к краху местных производителей. А в LRвынуждает более слабые страны заниматьсямалоприбыльной экономической деятельностью. «+»с.т.: с.т. обеспечивает максимальнуюконкуренцию, следовательно, максимальную эффективность производства, снижениецен и в конечном итоге выгодыпотребителю; отсутствуют потери от введения тарифов; экономия по масштабу врезультате роста объёмов экспорта; высокая конкуренция способствует повышению конкурентоспособности отечественныхтоваров; широкая возможность выбора дляпотребителей; политическийаргумент: свободная торговля улучшаетотношения между странами. С.т. способствует росту благосостояния мировой экономики в целом и каждой страны-участницыв отдельности. Как правило, о преимуществах с.т. заявляют те страны,которые в данный момент обладают самой высокойпроизводительностью труда. С.т служитих национальным интересам. Она открывает возможность продавать свои товарына зарубежных рынках без тарифных санкций и иных барьеров. Из чего следует, чтоони могут вкладывать избыточный капитал в другие страны.