Экспортная политика государства
НИУ ВПО
«Московский Государственный Строительный Университет»
Реферат
по дисциплине
«Внешняя экономическая деятельность»
на тему:
« Экспортная политика государства. Государственное стимулирование и поддержка экспорта промышленной продукции»
Выполнил:
студент 4 курса группы 10
Киселев Р.А.
Преподаватель:
Доц.Васильева О.В.
Москва, 2015 г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОМЫШЛЕННОГО ЭКСПОРТА В РОССИИ
В настоящее время для российской экономики характерно сочетание исключительно благоприятных внешних условий с определенным замедлением экономического роста. Темпы роста ВВП в 2005-2006 гг. снизились до 6,4 - 6,7%. Доминировавшая в последние годы модель развития страны, базировавшаяся на экспорте сырьевых ресурсов, по-видимому, начинает исчерпывать себя, и на фоне растущих вызовов мировой экономики необходимо проведение глубоких структурных изменений. Основой новой модели развития должна служить комплексная стратегия диверсификации, направленная на повышение доли секторов с высокой добавленной стоимостью в структуре производства и экспорта, активизацию инновационной деятельности и производства высокотехнологичных видов продукции. Как показывает мировой опыт, одним из наиболее эффективных инструментов решения названных задач может служить государственная поддержка экспорта (прежде всего обрабатывающей промышленности).
В последние годы экспорт был главным фактором развития российской экономики. В 2002-2004 гг. темпы роста физического объема экспорта почти вдвое превышали темпы роста ВВП, составляя в среднем более 10%.
Вместе с тем структура экспорта (как и экономики в целом) характеризуется преобладанием топливно-сырьевой продукции: на минеральные продукты и металлы в 2005 г. приходилось почти 80% экспорта товаров. В условиях доминирования добывающих отраслей невозможно рассчитывать на поддержание высоких темпов роста в долгосрочной перспективе, поскольку этим отраслям присущ сравнительно медленный технологический прогресс. Ведущая роль углеводородов и металлов в экспорте ставит экономику в зависимость от колебаний конъюнктуры на внешних рынках: так, максимальные за последние восемь лет цены на нефть превосходили минимальные более чем в четыре раза. Более того, углеводородный сектор оказывается очень ненадежным источником роста даже в настоящее время, в условиях исключительно благоприятной внешней конъюнктуры.
Если в 2002-2004 гг. темпы роста физического объема нефтяного экспорта составляли более 15% в год, то в 2005 г. этот показатель сократился до 2,7%. За десять месяцев 2006 г. физический объем экспорта нефти и нефтепродуктов возрос лишь на 1,2%. По прогнозам правительства, в период до 2009 г. темпы роста экспорта нефти и нефтепродуктов будут оставаться на низком уровне - в среднем около 1,5% в год. Соответственно резко уменьшится роль нефтяного сектора в обеспечении экономического роста: если в 2002-2004 гг. прямой вклад экспорта нефти в рост экономики составлял 1,3 - 2,0 п. п., то в 2005-2009 гг. он не должен превысить 0,2 - 0,4 п. п.. Иными словами, замедление экспорта углеводородов может привести к снижению темпов роста экономики на 1,5% в год. Компенсировать такую потерю можно в первую очередь за счет наращивания несырьевого экспорта.
Указанное положение получило отражение в стратегических документах российского правительства, например в "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)". В президентских посланиях
Федеральному собранию РФ неоднократно ставилась задача уйти от сырьевой ориентации экономики и диверсифицировать структуру производства и экспорта. Ключевую роль в достижении данной цели, как уже упоминалось, играет система государственной поддержки промышленного экспорта.
НИУ ВПО
«Московский Государственный Строительный Университет»
Реферат
по дисциплине
«Внешняя экономическая деятельность»
на тему:
« Экспортная политика государства. Государственное стимулирование и поддержка экспорта промышленной продукции»
Выполнил:
студент 4 курса группы 10
Киселев Р.А.
Преподаватель:
Доц.Васильева О.В.
Москва, 2015 г.
ЭКСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Пытаясь выжить, государство рушит одну из самых динамичных отраслей экономики.
В апреле 1996 г., России начался новый этап либерализации экспорта отечественной продукции. Сегодня, спустя почти три года, Дмитрий Зеленин, первый заместитель генерального директора
АО “Норильский никель” , подводит некоторые итоги этого процесса.
Совершенно очевидно, что в целом либерализация привела к активизации внешнеэкономической деятельности и увеличению финансовых и товарных потоков. Конечно, очень трудно, не имея специальных расчетов и данных нескольких министерств и ведомств, точно оценить реальный баланс между потерями федерального бюджета от отмены вывозных пошлин и ростом налоговых поступлений от совершенных внешнеторговых сделок. Возможно, по отдельным товарам эффект и был достигнут.
Кто выиграл кто проиграл ?
Что же касается цветных металлов (и конкретно меди, никеля и кобальта, в общероссийском производстве которых “Норильский никель” имеет от 60% до 95%), можно с уверенностью сказать, что страна в целом проиграла. то же произошло в цветной металлургии в результате либерализации?
Во-первых, расплодилось огромное количество мелких посреднических фирм-однодневок, которые, с одной стороны, нанесли ощутимый ущерб государству тем, что, как правило, уклонялись от налогов и возврата валютной выручки в страну, с другой стороны, своим демпингом снижали рентабельность крупных производителей, являющихся основными налогоплательщиками.
Во-вторых, либерализация привела к росту экспорта отходов и лома цветных металлов. Например, вывоз лома никеля и его отходов в 1997 г. увеличился в 1,94 раза по сравнению с 1996 г. Определить качество лома и отходов без специальной аппаратуры не всегда реально. К тому же цены на них никак не фиксируются. Поэтому ясно, что таможенным органам затруднительно установить истинные цены. Отсюда - громадные потери бюджета. Экспорт лома (который, например, по никелю в 1998 г. был в 1,8 раза дешевле, чем первичный металл) естественно приводит к перепроизводству металла, затовариванию складов и снижению цен на него. В итоге металлурги платят государству меньше потому, что их доходы упали за это время на треть, а продавцы лома - потому, что имеют возможность уклоняться или минимизировать обязательные платежи.
В-третьих, обнаружилось, что у государства нет единой скоординированной политики продажи цветных металлов, максимизирующей приток валютной выручки в страну. Показателем этого являются стихийные, несогласованные выбросы на мировой рынок металлов из системы Госкомрезерва и других государственных источников, которые сбивают цены и основных российских экспортеров, и, зачастую, друг друга.
Неблагоприятное стечение внешних факторов - кризис на мировых рынках сырьевых материалов, финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, запредельное падение объемов промышленного производства в России, тенденции снижения роста ВВП в развитых странах - все это поставило экспортно-ориентированные предприятия на грань выживания.
Но на грани выживания находится и государство. Резкое снижение доходной части федерального бюджета заставило правительство РФ пойти на рискованный шаг - ввести вывозные таможенные пошлины практически на все экспортируемые сырьевые материалы.
Однако этот шаг должен сопровождаться ясным представлением его последствий в условиях перепроизводства, резко упавших цен на мировых рынках, низкой конкурентоспособности подавляющего большинства товаров и, сверх того, принятых мер по продаже экспортерами 75% валютной выручки.
Последнее решение затрудняет расчеты по валютным краткосрочным кредитам (на их долю приходится большая часть в структуре кредитов), так как вводит после продажи валюты операцию ее покупки. При этом потери на обслуживание и расчеты составят от 5 до 15% кредитного объема. Реализация такого решения превращается в грубую финансовую операцию, больше похожую на методы спекулятивных операций.
Поможет ли введение пошлин исправить недочеты прежней экспортной политики? Сомнительно. В перечень облагаемых вывозными таможенными пошлинами отходов металлов не вошли отходы нержавеющей стали, которых (в пересчете на никель) в 1997 г. было экспортировано от 10 до 30 тыс. тонн, что существенно сказалось на цене товарного никеля. Причем, как уже говорилось, оценка содержания никеля в нем дает широкие возможности для “свободного творчества” продавцов и вывоза капитала, а валютно-экспортный и таможенный контроль за ним затруднен.
Не совсем понятно, почему в перечне товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, отсутствуют продукты группы алюминия (вряд ли их отсутствие объясняется только спецификой толлинговых операций). По мнению специалистов, продукты алюминия из отечественного сырья и алюминий, который производители получают в ходе толлинговых операций, также экспортируются.
Ведение вывозных пошлин не решает и проблему заполнения российского рынка медью и отходами цветных металлов, производимых предприятиями Казахстана и Узбекистана и поставляемых без уплаты НДС и таможенных пошлин. Фактически они используют Россию как оффшорную зону, тесня на крайне неразвитом отечественном рынке российских производителей.
Но это - не главное. Главное, что последние вынужденные действия правительства еще больше ухудшают ситуацию, так как крайне ограниченное число эффективно функционирующих экспортоориентированных отечественных предприятий вместо поддержки подвергаются (в дополнение к воздействию глобального и внутреннего кризиса) изъятию тех небольших средств, которые не дают останавливаться производству.
Хотелось бы надеяться, что есть понимание того, что государство, снижая конкурентоспособность своих производителей, помогает поэтапной сдаче рынков сбыта нашим конкурентам и разрушает от безысходности с трудом устоявший и наиболее соответствующий рыночной экономике комплекс отраслевых предприятий.
Решая сиюминутные задачи, мы не предпринимаем никаких мер по созданию условий для подъема экономики. Были бы понятны и убедительны такие акции правительства, если бы они сопровождались позитивной конкретикой несловесных действий. Годы реформ существенно снизили производственный потенциал страны, резко ухудшили возрастную структуру основных фондов.
Мы теряем позиции, имея конкурентоотсталую технологию. Средства, оставшиеся после значительных социальных издержек и выплаты налогов, изымают в виде пошлин вместо того, чтобы направить их на обновление техники и технологий. При этом не решается ни одна из собственных проблем “Норильского никеля”, а также проблем государства, переложенных на его плечи.
Как изменить экспортную политику и что необходимо сделать, чтобы сохранить и развить экспортное производство и при этом пополнить государственную казну?
Во-первых, изымаемые в виде экспортных пошлин средства могут быть полностью или частично направлены на переселение и содержание объектов социально-жилищной сферы, находящейся в федеральной собственности, но финансируемой за счет средств “Норильского никеля”. Логично было бы направить все или часть этих средств на создание производственно-технической базы по глубокой технологической переработке металлов, выпуску новой экспортной продукции, повышению качества металлов до уровня основных фирм-конкурентов. Часть средств следовало бы выделять на решение вопросов занятости и переквалификации персонала в процессе структурных преобразований предприятий.
Во-вторых, на наш взгляд, пришло время для объединения разрозненных усилий министерств и ведомств под эгидой Минэкономики по формированию единой государственной политики поддержки российских товаропроизводителей. Необходимо внедрить в России присущую рыночной экономике практику господдержки производителей, особенно тех, которые формируют экспортный потенциал России. Эта поддержка должна предполагать и пролонгацию в случае необходимости бюджетных ссуд, и предоставление льгот (включая налогообложение и платежи, в рамках действующего законодательства и правовых актов), и дотации, и социальные гарантии при реструктуризации предприятий и пр.
В-третьих, на все сырьевые материалы должен быть распространен вполне разумный подход к дифференцированию ставок вывозных таможенных пошлин на нефть в зависимости от уровня цен на мировых рынках. Воздействию долгосрочного падения цен на мировых рынках сырьевых товаров подверглись предприятия всех сырьевых отраслей. Однако не все имеют мощное лоббирующее воздействие на принимающие решения органы власти. Равный подход ко всем сырьевым товаропроизводителям устранит избирательный характер пошлин на товары отдельных групп и будет отражать не результаты отраслевых усилий, а государственную поддержку экспорта всех сырьевых отраслей, оказавшихся в практически одинаковых условиях.
В рамках обсуждаемой проблемы существенна роль Госкомрезерва РФ.
Он тоже должен встраиваться в рыночную экономику и, как в развитых странах, выполнять задачу по стабилизации цен на мировых рынках стратегических товаров. Невыполнение этой задачи наносит ущерб в первую очередь национальной экономике и во вторую - экспортерам.
Было бы целесообразно разрешить Госкомрезерву, как государственному унитарному предприятию, самостоятельно выходить на мировой рынок цветных металлов для его стабилизации и повышения устойчивости отечественных экспортеров.
Возможно, с этой целью стоит создать государственный страховой фонд этих товаров в количестве, к примеру, по никелю - 20 тыс. тонн.
Защита объемных и номенклатурных позиций всех отечественных экспортеров на рынках стратегических сырьевых товаров, особенно в кризисных условиях, - прямая форма господдержки предприятий.
С целью повышения мобильности движения товарных потоков целесообразно образовать мощные, укрупненные склады (предприятия) на базе имеющихся с развитой инфраструктурой путем объединения разрозненных складов системы госрезерва.
Новому руководству Госкомрезерва, на наш взгляд, предстоит найти решения по продаже цветных металлов на зарубежных рынках в рамках согласованной политики по срокам, ценам и количеству с Минторгом и крупнейшими производителями во избежание потерь от несогласованных действий, а также по продаже цветных металлов через специализированную внешнеторговую организацию. Для усиления контроля за наличием, сроками закладки, взятия и возврата материалов, по-видимому, необходима система оперативной инвентаризации остатков, сокращение числа мест хранения и уполномоченных предприятий. Накануне планируемого года под эгидой Минторга с участием Госкомрезерва и крупнейших производителей цветных металлов следовало бы вырабатывать политику продажи по срокам, ценам и количеству, ориентируясь на максимальный доход не отдельных продавцов, а страны в целом.
Оценивая ситуацию и разделяя стремление правительства решить хотя бы “горящие” вопросы, хочется надеяться, что будут учтены проблемы сохранения и развития экспортного потенциала, бюджетообразующих экспортеров, которые во многом определяют состояние экономики России.