Глава 1. Анализ состояния инвестиционно – строительной сферы РФ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
Глава 1. | Анализ состояния инвестиционно – строительной сферы РФ. | |
1.1. | Динамика ВВП. | |
1.2. | Производство. | |
1.3. | Основные Федеральные целевые программы. | |
Глава 2. | Анализ ООО «НСС» на выявление ситуации. | |
2.1. | Управленческая диагностика состояния предприятия | |
2.2. | Описание ООО «НСС». Организационная структура ООО «НСС». | |
2.3. | Маркетинговый анализ предприятия. | |
2.4. | Финансовый анализ предприятия. | |
2.5. | Интегральная оценка финансового состояния. | |
Глава 3. | Разработка управленческих решений. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ | ||
ВВЕДЕНИЕ
Управление системами в состоянии неравновесия и дисбаланса, требует от руководителей освоения практических навыков предвидения и распознавания кризисов, устранения отрицательных последствий возникающих негативных факторов.
Антикризисное управление включает комплекс методов, применяемых в разных функциональных подсистемах менеджмента. Социальные технологии, методы экономического анализа, прогнозирование, разработка сложных инвестиционных проектов и антикризисных программ, планов реструктуризации и реорганизации — применяются в комплексе для своевременного предупреждения и преодоления кризисов. А также совокупность знаний и результаты анализа практического опыта, которые направлены на оптимизацию механизмов регуляции систем, выявления скрытых ресурсов, потенциала развития на сложном этапе развития. Специфика антикризисного управления связана с необходимостью принятия сложных управленческих решений в условиях ограниченных финансовых средств, большой степени неопределенности и риска. Менеджер, решающий подобные задачи, сталкивается с необходимостью действовать своевременно и быстро, растет уровень его ответственности. Основной целью антикризисного управления является быстрое восстановление платежеспособности и достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия с целью избегания его банкротства. Это главная цель, поэтому с ее учетом на предприятии разрабатывается политика антикризисного финансового управления, возможные варианты и меры оздоровления.
Таким образом, основной целью курсового проекта является разработка политики антикризисного финансового управления ООО «Нефтеспецстрой» (далее ООО «НСС»).Поэтому основными задачами курсового проекта являются:
1) изучение роли и места антикризисного управления в современных условиях развития рыночных отношений;
2) финансовый анализ предприятия;
3) разработка конкретных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия.
Динамика ВВП.
В недавнем прошлом по темпам роста ВВП Россия отставала только от Китая и Казахстана и занимала третье место в мире. В Китае за 2007 год динамика ВВП составила 11,9%, в Казахстане 8,5%, а в России 8,1%. Второй по значимости политический и торговый партнер России – Украина – в 2007 г. располагала приростом ВВП на уровне 7,6%. В 2008 году экономики всех стран были подвержены кризисным явлениям, что не могло не сказаться на замедлении темпов роста. В 2009 г. ситуация резко усугубилась. Фактическое падение российской экономики составило 7,9%, украинской – 15,1%. ВВП Казахстана также сократилось, но осталось на положительном уровне. В Китае имело место некоторое замедление.
Рисунок 1. Темпы роста ВВП в 2007-2010 гг. в Китае, Казахстане, России и Украине, %.
Производство.
Специалисты регулярно изучают динамику производства асфальтобетонных смесей. Статистические данные по производству в текущем отчете отличаются от данных, опубликованных ранее. Это связано с регулярным пересмотром Росстата производственной статистики и ее уточнениями. Таким образом, выходит, что в 2007 г. прирост производства асфальтобетона в стране составил целых 40% по отношению к предыдущему году, а не 27%, как указывалось ранее. Прирост 2008 года оказался скромнее – около 17%, но в том «первом кризисном» году было произведено 39,7 млн тонн всех видов асфальтобетона – самый большой объем за весь рассматриваемый период. Выпуск асфальтобетонов в стране рос четыре года подряд (см. Рис.2), но кризис 2009 г. не преминул сказаться. В 2009 году было произведено 28,9 млн тонн асфальтобетона, что на 28% меньше, чем в 2008 году. В 2010 году зафиксирован положительный прирост производства, но небольшой – 14,2%. Таким образом, в прошлом году было выпущено 32,7 млн тонн, то есть на 1,3 млн тонн меньше, чем в 2007 г.
Рисунок 2. Динамика производства всех видов асфальта в РФ, 2002-2010 гг., тыс. тонн.
Рисунок 3. Количество автодорог (в том числе платных) в России и в мире.
Стратегия ООО «НСС».
1. Совместно с группой компаний «Мегион» ООО «НСС» проинвестирует проект крупного административно-делового центра «Воронеж-Сити». Стоимость инвестиций составит 4,5 млрд. рублей. Соинвестором выступит Центрально-Черноземный банк Сбербанка России. «Воронеж-Сити» будет построен на территории в 5 га.
2. Руководство предприятия убеждено в том, что безопасность и пропускная способность дорог не должны страдать ни при каких обстоятельствах. И делает для этого все возможное, а подчас и невозможное. Особенно зимой, в самый ответственный период. Строительство ведется в очень трудных условиях - в заболоченной местности, зимой и летом. Используется самая современная техника, работы ведутся фактически круглосуточно. Задействованы все необходимые технологические процессы, привлекаются лучшие специалисты предприятия. В результате получаются надежные автодороги, автострады, способные пропускать автотранспорт максимальной грузоподъемности и в неограниченном количестве.
3.Автомобильные дороги являются одним из важнейших элементов транспортной системы Тюменской области, оказывающим огромное влияние на социально-экономическое развитие региона. Состояние и уровень автомобильных дорог непосредственно влияют на уровень и динамику экономической активности. Расширение дорожной сети стимулирует развитие смежных отраслей экономики, включая промышленность, машиностроение, жилищное строительство, сферу услуг, предприятий малого бизнеса. Роль дорожного хозяйства возрастает в условиях экономического роста. С увеличением качества и количества автомобильных дорог возрастает конкурентоспособность автомобильного транспорта, снижаются затраты на эксплуатацию и ремонт подвижного состава, уменьшаются издержки производства, в себестоимость которых входит этот вид транспорта, уменьшаются затраты на транспортировку готовой продукции, что делает возможным снижение потребительских цен, увеличение спроса и рост благосостояния граждан. Развитие дорожного хозяйства в соответствии с потребностями экономики требует четкого планирования развития дорожной сети одновременно с планированием расходов и разработкой стратегических ориентиров финансирования дорожного хозяйства на ближайшие годы, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Описание ООО «НСС»
Адрес: 628 685 Тюменская обл., Ханты-Мансийский авт. округ, г. Мегион, ул. Нефтепромышленная, д. 20.
Регистрация ОКАТО: Тюменская область, Мегион.
Генеральный директор ООО "НСС" — Сикарчук Александр Сергеевич.
Персонал: ~ 1455 человек.
Организационно-правовая форма организации: Общество с ограниченной ответственностью «Нефтеспецстрой» (ООО «Нефтеспецстрой») зарегистрировано Инспекцией Министерства России по налогам и сборам по
г. Мегион по ХМАО 22 октября 2004 года свидетельство о регистрации Общества серия 86 № 000837380 по адресу: РФ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Мегион, ул. Нефтепромышленная 20.
ООО «Нефтеспецстрой» создано в порядке переименования Общества с ограниченной ответственностью «Асфальт». Начало деятельности 22 мая 2003 года.
Общество осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации.
Вид деятельности предприятия.
Строительно-монтажные работы:
- строительство кустовых оснований и подъездных дорог
- строительство мостов и мостовых переходов
- строительство дорог и площадок
- строительство кустов скважин
Земляные работы, устройство бетонных и ж/б монолитных конструкций, монтаж сборных бетонных и ж/б конструкций, монтаж металлических конструкций, защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования, устройство наружных электрических сетей, устройство объектов нефтяной и газовой промышленности.
Транспортные услуги.
Содержание дорог:
- устройство автомобильных дорог и аэродромов
- содержание железобетонных дорог
- содержание грунтово-лежневых дорог
- намораживание зимних дорог и ледовых переправ
- содержание зимних дорог и ледовых переправ.
В Обществе имеются арендованные основные средства от ОАО «СН-Мегионнефтегаз» (здания, сооружения, машины и оборудование, инвентарь и другие виды основных средств), а также у ООО «Маргус», ООО «Авиком», ЗАО «НСИ».
Филиалы отсутствуют.
Руководство текущей деятельностью в первом полугодии осуществлялось - генеральным директором А.С. Сикарчуком, во втором полугодии 2010 года – генеральным директором Медведевым Е.В. назначенным Решением участника №1 от 24.08.2010 г.
Конкуренты ООО «НСС».
· ООО "ТРАНССТРОЙТОННЕЛЬ", Москва
· ООО "ДСП", Тюменская область, Туртас
· ООО "ДРСП", Тамбовская область, Строитель
· ООО "ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ МОСТ", Калининградская область, Калининград
· ГПКО "ВОХОМСКОЕ ДЭП-29", Костромская область, Вохма
· ООО "МОСТОВИК", Владимирская область, Бараки
· АРМИЗОНСКОЕ ДОРОЖНОЕ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ДРСУ), Тюменская обл, с Армизонское.
Каждое из перечисленных предприятий планирует основать и обслуживать большие территории. Но в Тюменской области это более значимо, из-за ее размеров. На основании концепции стратегии социально-экономического развития Тюменской области, сформировать сеть современных скоростных автомагистралей для обеспечения потребностей в перевозках экономики и населения, а также достижения стратегических целей развития области.
Факторы конкуренции:
1) Территориальное расположение места жительства населения.
2) Транспортная доступность ввиду удаленности.
3) Способность увеличения грузопотоков в другие области РФ.
Выручка (доходы) сегментов формируется в результате операций с внешними покупателями. Не распределенные по сегментам расходы представляют собой, в основном общехозяйственные и иные расходы, относящиеся к деятельности в целом.
Расходы по обязательным платежам не включаются в состав расходов сегмента. Активы сегментов включают: основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства.
2010 год | 2009 год | Информация по сегментам | ||
% | Сумма | % | Сумма | |
Общая величина выручки от продаж | ||||
в том числе: | ||||
72,79 | 25,6 | Строительно –монтажные работы | ||
20,97 | 49,9 | Содержание дорог | ||
5,93 | 24,5 | Транспортные услуги | ||
0,31 | Прочие | |||
Себестоимость продаж | ||||
в том числе: | ||||
72,82 | 25,6 | Строительно –монтажные работы | ||
20,98 | Содержание дорог | |||
5,9 | 24,4 | Транспортные услуги | ||
0,3 | Прочие | |||
Прибыль (убыток) от продаж | ||||
в том числе: | ||||
40,8 | 27,3 | Строительно –монтажные работы | ||
8,6 | 17,5 | Содержание дорог | ||
45,3 | 55,2 | Транспортные услуги | ||
5,3 | Прочие |
В данной ситуации сложно определить конкурентоспособность всех вышеперечисленных предприятий, так как все они являются закрытыми и непрозрачными с точки зрения информации в СМИ. Информация не фигурирует в тех или иных источниках.
SWOT – анализ предприятия.
SWOT–анализ в антикризисном управлении –это исследования, направленные определение и оценку слабых и сильных сторон организации (характеристики внутренней среды), а также угроз и возможностей (характеристики внешней среды). При внешнем благополучии swot-анализ в целом для предприятия может обнаружить дисбаланс его внутренней среды и соответственно, выявить и локализовать «узкие места» в управление внутри предприятия.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Высокая загруженность мощностей. | Большая разница в величине загруженности руководителей. |
Осуществление модернизации имеющихся мощностей. | Прямая подчиненность главного бухгалтера генеральному директору отсутствует. |
Компания проводит ликвидацию неконкурентоспособных, убыточных производств и изделий. | Неблагоприятное географическое расположение к крупным городам. |
Техника предприятия хорошего качества. | Техника предприятия достаточно дорогая. |
Уверенное стратегическое планирование. | Возможная неконкурентоспособность наряду с зарубежными производителями. |
Социальная политика направлена на повышение эффективности работы и социальной защищенности работников, чтобы каждый был лично заинтересован в достижении обществом наилучших результатов. | Финансовый кризис повлиял на инвестирование строительства и ремонт дорог. |
Компания мотивирует персонал, продвигает стимулирующую функцию оплаты труда. | Отсутствие стабильности в сфере налогового законодательства |
Повышает квалификации персонала для обеспечения соответствия современным требованиям и освоения новых технологий и методов управления. | |
Возможности | Угрозы |
Ввод в эксплуатацию новейшей техники и оборудования. | Риск появления на рынке новых конкурентов, как зарубежных, так и отечественных. |
Увеличение инвестиций в обучение персонала позволит подготовить именно тех специалистов, которые требуются компании. | Потребитель с каждым годом становится требовательнее, риск не соответствовать качеству для потребителя. |
Совершенствование системы вознаграждения работников. | Рост цен на топливо. |
Достичь удовлетворенности покупателей за счет повышения качества продукции и предоставляемого сервиса. | Задержка либерализации ценообразования на рынке электроэнергии. |
Снижение степени государственного контроля. | Риск поднятия цен на сырье и ресурсы, усиления давления государства. |
Резкое повышение цен на сырье и ресурсы приведет к снижению рентабельности и повышению цен на строительство, ремонт и обслуживание дорог. |
2.4. Финансовый анализ предприятия.
В настоящее время сложилось несколько подходов анализа предприятия с точки зрения наличия кризиса или его предупреждения. Нельзя назвать какую-либо наиболее удачную методику. Условно их можно определить следующим образом:
1. Методики анализа, которые рекомендованы государственными органами. По результатам их применения принимаются решения о состоятельности или несостоятельности предприятия.
2. Методики, которые используются менеджментом предприятия и консультантами. Результаты их применения имеют большей частью внутреннее значение, однако сточки зрения предотвращения кризиса они более информативны.
Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству разработана методика, в соответствии с которой выполняется экспертиза и составляется заключение о состоянии предприятия с точки зрения наличия или отсутствия кризисной ситуации.
Показатели анализа.
Для анализа финансового состояния предприятия используется 4 группы коэффициентов:
Показатели финансово-хозяйственной деятельности.
1) коэффициенты, характеризующие ликвидность и платежеспособность;
2) коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость;
3) коэффициенты, характеризующие деловую активность;
4) коэффициенты, характеризующие эффективность деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
Глава 1. | Анализ состояния инвестиционно – строительной сферы РФ. | |
1.1. | Динамика ВВП. | |
1.2. | Производство. | |
1.3. | Основные Федеральные целевые программы. | |
Глава 2. | Анализ ООО «НСС» на выявление ситуации. | |
2.1. | Управленческая диагностика состояния предприятия | |
2.2. | Описание ООО «НСС». Организационная структура ООО «НСС». | |
2.3. | Маркетинговый анализ предприятия. | |
2.4. | Финансовый анализ предприятия. | |
2.5. | Интегральная оценка финансового состояния. | |
Глава 3. | Разработка управленческих решений. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ | ||
ВВЕДЕНИЕ
Управление системами в состоянии неравновесия и дисбаланса, требует от руководителей освоения практических навыков предвидения и распознавания кризисов, устранения отрицательных последствий возникающих негативных факторов.
Антикризисное управление включает комплекс методов, применяемых в разных функциональных подсистемах менеджмента. Социальные технологии, методы экономического анализа, прогнозирование, разработка сложных инвестиционных проектов и антикризисных программ, планов реструктуризации и реорганизации — применяются в комплексе для своевременного предупреждения и преодоления кризисов. А также совокупность знаний и результаты анализа практического опыта, которые направлены на оптимизацию механизмов регуляции систем, выявления скрытых ресурсов, потенциала развития на сложном этапе развития. Специфика антикризисного управления связана с необходимостью принятия сложных управленческих решений в условиях ограниченных финансовых средств, большой степени неопределенности и риска. Менеджер, решающий подобные задачи, сталкивается с необходимостью действовать своевременно и быстро, растет уровень его ответственности. Основной целью антикризисного управления является быстрое восстановление платежеспособности и достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия с целью избегания его банкротства. Это главная цель, поэтому с ее учетом на предприятии разрабатывается политика антикризисного финансового управления, возможные варианты и меры оздоровления.
Таким образом, основной целью курсового проекта является разработка политики антикризисного финансового управления ООО «Нефтеспецстрой» (далее ООО «НСС»).Поэтому основными задачами курсового проекта являются:
1) изучение роли и места антикризисного управления в современных условиях развития рыночных отношений;
2) финансовый анализ предприятия;
3) разработка конкретных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия.
Глава 1. Анализ состояния инвестиционно – строительной сферы РФ.
Дорог в России мало, они плохие и очень дорогие: до 2015 г по программе «Развитие транспортной системы» планируется потратить 4,3 трлн руб, благодаря чему доля федеральных дорог, не соответствующих нормативам, сократится с более чем 60% до примерно 50%. В России при строительстве дорог по-прежнему применяется морально устаревшая, дорогая и медленная технология асфальтобетонного покрытия, к тому же требующая частого ремонта. Это ведет в финансово-технологический тупик.
Объем инвестиций в строительство и содержание дорог в России – менее 2% ВВП против 3—5% ВВП в развитых странах. При этом, например, строительство одного километра шоссейной дороги первой категории уровня Киевского шоссе достигло 1 млрд руб. Стратегия модернизации заключается в том, чтобы удержать дорожную сеть от коллапса, но ни в одном документе планирования строительства дорог не говорится о внедрении каких-либо новых технических решений: ставку автоматически предлагается делать на асфальтобетон – крайне несовершенную технологию, особенно в климатических условиях России. При растущих нагрузках дороги из асфальтобетона выходят из строя намного раньше любых гарантийных сроков, число недоремонтов нарастает, цена на битум увеличивается, в бюджетах на строительство возникают астрономические цифры, при том что до 90% российских дорог по-прежнему не соответствует транспортным нормам.
Не в лучшем состоянии и аэропорты: срочная реконструкция необходима 46% взлетно-посадочных полос (ВПП) с искусственным покрытием, не считая того, что у 38% аэропортов ВПП – грунтовые.
Плотность дорожного покрытия среди стран СНГ ниже, чем в России, только у Казахстана. В США, чья территория примерно вдвое меньше российской, плотность дорог на каждый кв. км выше в 100 раз. Хотя в России дороги общего пользования и увеличиваются в количественном выражении, прирастают они в большей степени за счет дорог с нетвердым покрытием: если в 2002 г. доля асфальтированных дорог была 91,2%, то в 2009 г. – уже на 10% меньше. Доля транспортных в себестоимости промышленной продукции в России значительно выше, чем в Западной Европе (например, по стоимости обслуживания автотранспорта – в 2—2,5 раз), а срок службы автомобилей – на треть меньше. Транспортная инфраструктура страны не позволяет обеспечивать в полном объеме ни потребности растущей экономики, ни конкурентоспособность международных перевозок грузов.
Исследование ABARUS Market Research оценивает состояние и функционирование российской дорожной отрасли: объемы строительства и ремонта, бюджетных затрат; технологические новшества в дорожном строительстве с примерами и результатами их применения в отдельных регионах; реализуемые и запланированные крупнейшие инвестпроекты; профили ведущих дорожно-строительных компаний, включая финансовые показатели и репутационный портрет.
Динамика ВВП.
В недавнем прошлом по темпам роста ВВП Россия отставала только от Китая и Казахстана и занимала третье место в мире. В Китае за 2007 год динамика ВВП составила 11,9%, в Казахстане 8,5%, а в России 8,1%. Второй по значимости политический и торговый партнер России – Украина – в 2007 г. располагала приростом ВВП на уровне 7,6%. В 2008 году экономики всех стран были подвержены кризисным явлениям, что не могло не сказаться на замедлении темпов роста. В 2009 г. ситуация резко усугубилась. Фактическое падение российской экономики составило 7,9%, украинской – 15,1%. ВВП Казахстана также сократилось, но осталось на положительном уровне. В Китае имело место некоторое замедление.
Рисунок 1. Темпы роста ВВП в 2007-2010 гг. в Китае, Казахстане, России и Украине, %.
Производство.
Специалисты регулярно изучают динамику производства асфальтобетонных смесей. Статистические данные по производству в текущем отчете отличаются от данных, опубликованных ранее. Это связано с регулярным пересмотром Росстата производственной статистики и ее уточнениями. Таким образом, выходит, что в 2007 г. прирост производства асфальтобетона в стране составил целых 40% по отношению к предыдущему году, а не 27%, как указывалось ранее. Прирост 2008 года оказался скромнее – около 17%, но в том «первом кризисном» году было произведено 39,7 млн тонн всех видов асфальтобетона – самый большой объем за весь рассматриваемый период. Выпуск асфальтобетонов в стране рос четыре года подряд (см. Рис.2), но кризис 2009 г. не преминул сказаться. В 2009 году было произведено 28,9 млн тонн асфальтобетона, что на 28% меньше, чем в 2008 году. В 2010 году зафиксирован положительный прирост производства, но небольшой – 14,2%. Таким образом, в прошлом году было выпущено 32,7 млн тонн, то есть на 1,3 млн тонн меньше, чем в 2007 г.
Рисунок 2. Динамика производства всех видов асфальта в РФ, 2002-2010 гг., тыс. тонн.
Рисунок 3. Количество автодорог (в том числе платных) в России и в мире.