Вопрос 37. Специфика и участники российского рынка неэфирного телевидения
Энциклопедия мировой индустрии СМИ (издание 2011 года)+ лекции Смирнова +отраслевой доклад Вартановой (2013):
Сегмент неэфирного телевидения в Российской Федерации – едва ли не самый непрозрачный с точки зрения операционных и финансовых показателей работающих в нем компаний. Единой статистической системы, которая могла бы агрегировать какие-либо данные, не существует в принципе, потому любые выкладки, относящиеся к экономике неэфирного телевидения, могут являться только результатом экспертной оценки.
Платное неэфирное ТВ в России представлено тремя технологическими платформами – кабельным ТВ, спутниковым ТВ и IPTV (цифровое телевидение по протоколу IP, часто называют интернет-телевидением) С точки зрения наполнения для неэфирного ТВ характерна более четкая жанровая сегментация (спортивный канал, сериальный, детский, музыкальный) т.е. неэфирные каналы относятся к категории моноформатных special interests (SI).
Рынок операторов неэфирного телевидения (кабельное, спутниковое, IPTV) в Российской Федерации отличается высоким уровнем концентрации – особенно на уровне самых благополучных в финансовом плане регионов. Количество абонентов платного телевидения в 2013 году достигло 33,6 млн (рост за год 9 %), цифрового ТВ – 18,3 млн (рост – 23 %). Из них количество абонентов кабельного ТВ составило 17,3 млн (рост – 0 %), спутникового – 12,9 млн (рост – 19 %), IPTV – 3,4 млн (рост – 25 %)
Доминирует на рынке кабельное ТВ, услуги которого предоставляли 1400 операторов. Основная абонентская база кабельного ТВ была сосредоточена в крупных городах.
Абонентские базы топ-5 операторов кабельного ТВ в 2013г (тыс.человек):
● Ростелеком 7510 тыс. абонентов
● МТС 2580
● Эр-Телеком 2570
● Акадо 1130
● Билайн 1040
Заметная концентрация на рынке доступа к пользователям платного телевидения озна-
чает фактическую олигополию и, соответственно, угрозу диктата операторов в их финансовых отношениях с производителями контента.
В 2008-2011г спутниковое ТВ быстро догнало кабельное по числу абонентов, во многом благодаря активному развитию «Триколор ТВ». Среди подписчиков – уже далеко не только городское население.
Абонентская база ТОП-5 операторов спутникового ТВ (тыс. ):
● Триколор ТВ 10 000 (и это не все. В этих данных не учтены абоненты соц. пакета. С ними – 15 млн.
● Орион-экспресс 1980
● Радуга-ТВ (уже кончилась, все активы переходят к Орион-экспресс) 800
● НТВ-плюс 650
● Актив-ТВ (тоже кончилось, активы уходят к Ориону) 250
Большинство ключевых операторов неэфирного платного ТВ России входит в крупные диверсифицированные холдинговые структуры (МТС – АФК «Система»; Акадо – ГК «Ренова»; НТВ-плюс –«Газпром-медиа»; Билайн – «Альфа Групп»). Несколько лет назад на рынке все больше ощущалось присутствие телекоммуникационных компаний, изначально специализировавшихся на других видах связи, в частности мобильной телефонии («Билайн»). Лидеры расширяли позиции за счет поглощения более мелких операторов, преимущественно в регионах России. Участие государства на рынке неэфирного ТВ несущественно (исключение – собственником «Ростелекома» остается государство. Пока что.),в целом превалирует частная собственность. Среди бенефициаров компаний-операторов часто встречаются иностранные юридические лица.
Не смотря на то, что в целом на ТВ больше неэфирных каналов, чем эфирных, денег у них ни фига нет, во многом из-за того, что у нас ооочень много бесплатных общедоступных каналов. Выражаясь культурным языком, благодаря быстрым темпам роста рынок неэфирного российского ТВ является привлекательным для иностранных инвесторов, но по валовым финансовым показателям несопоставим с рынком бесплатного ТВ. Приблизительная выручка операторов платного ТВ: МТС, Билайн и Ростелеком забирают примерно 290 млрд рублей в год. Остальные – меньше 5 млрд.
Особенности игроков рынка:
● У НТВ+ меньше абонентов, но больше выручки, чем у Триколора, т.к. подписка стоит дорже, кроме того, НТВ+ проводит монетизацию контента в виде продажи каналов
● Основной доход Триколора – продажа абонентского оборудования
● Можно предположить, что НТВ+ и Триколор сольются (кто-то кого-то купит)
● У операторов платного телевидения в России еще остаются перспективы для дальнейшей экспансии и наращивания абонентской базы, однако самые привлекательные территориальные рынки (крупные города, высокоразвитые регионы) уже заняты. Представляется, что интенсивность прироста абонентской базы в ближайшее время будет падать (об этом свидетельствует стагнация абонентской базы кабельного ТВ). Уже сейчас это вызывает ценовые войны и переманивание абонентов у конкурентов.
Среднее количество каналов в аналоговом платном пакете составляет от 30 до 60, в цифровом – 120-150. Всего за внимание российской аудитории борются примерно 330 нишевых неэфирных телеканалов, большинство из которых – иностранного происхождения и представлены на российском рынке компаниями-дистрибьюторами. Параллельно развивается рынок отечественных неэфирных каналов, предоставляющийся небольшими пакетами (по 3-5 штук) отдельными компаниями-агрегаторами.
Телеканалы иностранного происхождения (например, семейства Discovery, Fox, National Geographic и т. п.) попадают в сети российских операторов платного телевидения через представительства, которые могут быть полностью аффилированы с правообладателем (например, Discovery) или обладать юридической независимостью (так, официальным представителем зарубежных телеканалов семейств National Geographic (Nat Geo) и Fox является российское юридическое лицо ООО «Телко Медиа», контролируемое, согласно данным Росстата, российскими гражданами). В случае реализации второй, агентской, схемы, правообладатель, очевидно, имеет меньшую степень контроля за деятельностью по дистрибуции каналов и за финансовыми потоками.
Особенности неэфирных каналов:
● С 1 января 2015 года вступил в силу закон, запрещающий распространение рекламы на платных кабельных и спутниковых каналах. Лишенные основного источника доходов каналы увеличивают абонентскую плату. Мелкие каналы говорят о возможном ухудшении качества контента или даже закрытии. Участники рынка уверены, что закон был принят в интересах федеральных каналов, которых законодатели решили спасти от растущей конкуренции, и что лоббистский характер здесь налицо, ведь закон способен ослабить экономические позиции кабельных каналов и соответственно сделать более привлекательными для рекламодателей эфирные каналы.
● Для всех российских сериальных каналов актуальна проблема вторичности контента: премьеры фильмов сначала показывают на бесплатных каналах, затем – на платных, из-за чего теряется огромная часть аудитории. В Европе и США поступают наоборот: сначала показывают премьеру на платном канале, сборы в несколько раз больше.
● Проблема с измерением аудитории: некому и незачем этим заниматься, измеряют плохо
● Постоянно возникают странные неэфирные каналы: ЛДПР-ТВ, ТРО (телерадиовещательная организация союзного государства России и Белоруссии) – контент на уровне начала 90-х, нет рекламы – используют бизнес-модель «дайте денег!» - существуют непонятно для кого и за чей счет.
Вопрос 38