Билет 34 - Специфика и участники российского газетного рынка
Газетный рынок больше, чем журнальный. Он достаточно симметричен по категориям:
1 – общероссийские;
2 – региональные;
3 – локальные;
2 и 3 – это уже не рынок, они существуют за счет дотаций, без поддержки государства не выживут. Закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет» 1995 года снова вступил в силу в 2005: экономическая поддержка газет путем выделения средств из федерального бюджета на развитие материально-технической базы и оплату расходов, связанных с их производством и распространением (оплата полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной почтовой связи). В формате конкурса - помощь получает одна газета из числа издающихся на этой территории. Это плохо. В сельском районе и даже в городе издание не может выжить без дотаций. По своей специфике газета максимально привязана к территории и может являться единственным местным СМИ. Поэтому местные органы власти считают местную газету основным каналом коммуникации с аудиторией и готовы тратить на это деньги.
Что хорошего можно сказать про газеты: В отличие от журналов, они печатаются в России (не импортзависимы). Можно получить дотацию (а если журнал ушел в минус, ему никто денег не даст). Газета часто привязана к географии: есть хоть какая-то постоянная аудитория. Некоторые газеты трансформируются – делают сайты, мультимедийные продукты с современным дизайном, мобильные приложения, объединяют редакции печатной и электронной версий, создают ньюсрумы, как сделала лондонская «Daily Telegraph», - ее примеру в РФ последовали «Russia Beyond the Headlines», «Вечерняя Москва», «Ньюс медиа-Рус».
Негативные тренды:потеря читательского интереса, отток рекламодателей, падение тиражей. Такая ситуация сейчас во всех развитых странах, аудитория газет растет только в Индии, КНР. Аудитория отдает предпочтение цифровым СМИ. В 2013 году у нас был зафиксирован отрицательный прирост (по рекламе – это главное мерило). Подписка теряет популярность (сокращается на 2-3% ежегодно). Кроме того, сокращаются розничные продажи (из-за борьбы с ларьками) - купить газеты негде, в некоторых регионах продажи сократились на 60%. Идеи МинСвязи: вернуть мелким торговым точкам право на продажу сигарет; вернуть в прессу рекламу пива и отечественного вина.
Вообще дела у газет плохи. В 2013 году КП планировала перейти на 3-дневный выпуск, сократить штат и количество полос, в 2014 году АиФ куплены мэрией Москвы - переход из коммерческого сектора в бюджетный. Положительная динамика в основном у бесплатных газет. В 2013 году объём рынка печатных СМИ страны сократился на 4,2%, составив в денежном выражении порядка 112,5 млрд рублей, вместо 117,42 млрд рублей.
Крупные участники газетного рынка:
Государство - две национальные газеты - "Российская газета" и "Парламентская газета".
"Национальная медиа группа" - газеты "Известия", «Жизнь»
Медийная империя Усманова - издательский дом "Коммерсант". Газета «Коммерсант», приложения, журналы.
ОНЭКСИМ - газета РБК-Daily
Лидеры по аудитории одного номера (AIR) среди ежедневных газет в России:
Из рук в руки (1 987 тыс. чел.), Metro (1 882), Московский комсомолец (1 068), Российская газета (966), Советский спорт (473), Спорт-Экспресс, Известия, Коммерсант, Труд, Ведомости. В списке нет Комсомолки, т.к. она не участвует в замерах.
В МСК лидируют Metro, МК, СовСпорт, СпортЭкспресс, РГ.
Лидеры по аудитории одного номера (AIR) среди еженедельных, ежемесячных газет в России:
Аргументы и факты (6 393 тыс. чел.), КП еженельная (5 325), Телепрограмма (4 479), 777 (4 161), Оракул (2 188), МК и МК+ТВ, Моя семья, МК-Регион, 1000 секретов, Экспресс-газета.
В МСК лидируют АиФ, Вечерняя Москва, Телепрограмма, КП, МК.