Крупнейшие медиахолдинги России и их собственники
1) ВГТРК – самый крупный игрок медиарынка. Выручка – 50 млрд в год (30млрд только на рекламе).
Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (сокращённо ВГТРК) — российский медиахолдинг. Был образован Постановлением Президиума Верховного совета РСФСР от 14 июля 1990. ВГТРК выступает как учредитель региональных (также в форме федеральных государственных унитарных предприятий) телевизионных, радиовещательных компаний и иных организаций регионов РФ существующих в рамках холдинга ВГТРК. Генеральный директор — Олег Добродеев. Занимает эту должность с 26 февраля 2004 года (де-факто — с 29 июля 2004 года). С 31 января 2000 года по 28 июля 2004 года года был председателем ВГТРК.
Первым председателем ВГТРК был Олег Попцов, генеральным директором — Анатолий Лысенко.
Основатели : Анатолий Лысенко, Борис Ельцин, Олег Попцов
Дата начала вещания: 10 декабря 1990 года — радиовещание, 13 мая 1991 года — телевещание.
· Телеканалы: «Россия-1», «Россия-2», «Россия-К» , «Россия-24» «Карусель» (50 %) (совместно с ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть», «Россия HD», «РТР-Планета» — международная версия телеканала «Россия-1»; «EuroNews на русском языке», «Москва 24» (по заказу Правительства Москвы) , «Москва. Доверие» (по заказу Правительства Москвы, «360° Подмосковье» (по заказу Правительства Московской области), «360° Подмосковье HD»
· Цифровые каналы: «Моя планета» «Наука 2.0» , «Спорт» , «Спорт-1» , «Спорт-1 HD» , «Бойцовский клуб», «Русский роман», «Русский бестселлер» , «Сарафан», «Страна», «История» , «Русский детектив» , «IQ HD» , «Мульт» , «24 Док»;«Парк развлечений»; «Техно 24», «Мама»
· Радиостанции: «Радио России», «Маяк», «Вести ФМ», «Культура», «ЮFM»
2) Газпром Медиа Холдинг. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Газпром-Медиа Холдинг». Дочерняя структура «Газпрома» по управлению активами в СМИ создана в январе 1998 года. Свои основные активы холдинг получил в 2001—2002 годах от «Медиа-Моста» Владимира Гусинского.
Ключевые фигуры: Алексей Миллер (председатель совета директоров); Дмитрий Чернышенко (председатель правления).
«Газпром-Медиа Холдинг» владеет следующими активами:
Телеканалы: НТВ, НТВ-Плюс, ТНТ, ТНТ-Comedy, Пятница!, 2х2, ТВ3, 365 дней ТВ, Europa Plus TV, HD life, STV, Авто плюс, Боец, Индия ТВ, Интересное ТВ, Комедия ТВ, Кухня ТВ, ЛЯ-минор, Много ТВ, Русская ночь
Радиостанции: Авторадио, Эхо Москвы, Comedy Radio, Relax FM, Сити-FM, Детское радио, Радио Energy, Радио Romantika, Юмор FM
Пресса: Издательский дом «Семь дней», Семь дней ТВ-программа, Итоги, Караван историй, Коллекция Караван историй, Панорама TV, Трибуна
Кинопроизводство: НТВ-Кино, Comedy Club Production, Кинотеатры «Кристалл Палас» и «Киноцентр Октябрь», Централ Партнершип, Централ Партнершип Продакшн, Гудсторимедиа
3) Национальная медиа группа (Кавальчук)– самый молодой и быстроразвивающийся холдинг. Рен ТВ продали банку России. ТРК Петербург – акции переходят банку России и формируется холдинг НМГ. Покупают радиостанцию Русская служба новостей.
2012 год – 25% акций первого канала принадлежат банку России. 2013 год – 25% акций СТС медиа. НМГ конкурирует с ГПМ, но по факту эти холдинги совершенно разные.
ЗАО «Национальная Медиа Группа» было создано в феврале 2008 года путём соединения медийных активовОАО «АБ "РОССИЯ"», Алексея Мордашова, ОАО «Сургутнефтегаз» и страховой группы «Согаз» с целью повышения конкурентоспособности и более эффективного управления. В июне 2011 года в состав акционеров ЗАО «Национальная Медиа Группа» вошёл люксембургский медиахолдинг RTL Group..
Собственники: На конец 2013 года «Согазу» принадлежало 21,2% "НМГ", банку «Россия» в конце 2012 года – 35,5%, «Сургутнефтегазу» – 26,22%. В сентябре 2013 года структуры Геннадия Тимченко приобрели у люксембургской компании RTL Group 7,5% компании за ?81 млн.
Ключевые фигуры: А. С. Орджоникидзе (генеральный директор), А.М. Кабаева (председатель совета директоров)
· Под управлением НМГ: Пятый канал (72,4 %) (ОАО "ТРК "Петербург"); РЕН ТВ (68 %) (ООО "Медиахолдинг "РЕН ТВ"); Metro Санкт-Петербург (100%) (ИД "Три короны"); Также НМГ владеет 25% акций Первого канала (ОАО «Первый канал»)
Под управлением ИД «Ньюc Медиа» (49,99%), LifeNews TV; Газета "Известия" (НМГ принадлежит 73,2 %); Жизнь; Твой день; Жара; BUBBLE; LifeNews.ru; Marker.ru; LifeSports.ru; Super.ru; Русская служба новостей (НМГ принадлежит 100 %).
4) Медиагруппа А. Усманова.Холдинг Ютв медиа+дисней+mail.ru group+вконтакте+одноклассники.
Одним из главных достояний можно назвать интернет-холдинг "Mail.ru Group". Его крупнейшими акционерами являются южно-африканская медиагруппа Naspers (31,7%) и компания New Media Technologies (17,9%), которую контролирует Алишер Усманов. NMT владеет более чем половиной голосующих акций "Mail.ru Group", что делает Усманова фактическим хозяином этого медиахолдинга.
Ему также принадлежит издательский дом "Коммерсант", который выпускает одноименную газету, приложения к ней, а также журналы "Деньги", "Власть", "Огонёк","Weekend", "Секрет фирмы" и другие.
Усманов также владеет долей в медиахолдинге ЮТВ, которому принадлежит канал МузТВ, молодежный канал "Ю" и ряд региональных СМИ. ЮТВ также владеет контрольным пакетом акций русской версии канала "Disney".
Через "АФ Телеком" Усманов владеет примерно 31% акций сотового оператора "Мегафон", через инвестиционный фонд DST — долями в Facebook, Groupon и Zynga.
Эти четыре группы олицетворяют либо само государство либо очень близки к государственным органам власти. Все самое ключевое там. Есть периферия (РБК, рамблер), но они более коммерческие и не являются крупными игроками медиарынка (кроме Яндекса). В этом ядре ничего не будет происходить, все будет только укрепляться. Если что-то будет закрываться, то только на периферии.
Вопрос 27
Органы надзора и регулирования медиа индустрии в России
Согласно Конституции РФ в России «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Однако в большинстве СМИ существует «само цензура». К тому же Кодекс об административной ответственности РФ (КоАП) предусматривает возможность наложения штрафа при «злоупотреблении свободой массовой информации» (например, если СМИ содержат скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и оказывающие вредное влияние на их здоровье). Российское законодательство в сфере медиа индустрии является довольно либеральным. Однако работа по его формированию и усовершенствованию еще не завершена. Объектами регулирования со стороны государства являются как печатные, так и электронные СМИ.
Отечественное законодательство регламентирует: порядок регистрации и ликвидации СМИ, выделения частот, получения лицензий на телерадиовещание, а также организацию конкурсов на получение лицензий; участие иностранного капитала в сфере телевещания (ограничения не распространяются на другие сферы медиа индустрии); ограничения, связанные с рекламой в СМИ (по времени, содержанию рекламы и перечню рекламируемых продуктов), что непосредственно влияет на прибыль медиа компаний; налогообложение компаний медиа индустрии; порядок предоставления бюджетных средств на развитие и поддержку телевидения, радиовещания и печатных СМИ.
Вопросами выделения частот для теле и радио вещания, цифрового телевидения (европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB) занимается Минсвязи РФ (Министерство связи и информационных технологий).
Росохранкультура (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия) проводит регистрацию печатных и электронных СМИ, в том числе онлайновых, выдает лицензии на право деятельности по телерадиовещанию, а также обеспечивает надзор за соблюдением законодательства РФ в медиа индустрии. В рамках данной структуры действует Федеральная конкурсная комиссия по теле радио вещанию, которая при Минсвязи РФ осуществляет организацию и проведение конкурса на получение права(лицензии)на наземное эфирное телерадиовещание. Победителем конкурса признается участник, представивший лучшую концепцию вещания и ее технико экономическое обоснование.
Роспечать (Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям) осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности. Согласно Закону от 27.12.1991 №2124+1 «О средствах массовой информации» (в редакции от 16.10.2006) иностранные, физические и юридические лица, отечественные организации с более чем 50+процентным участием иностранного капитала, а также граждане с двойным гражданством не вправе выступать учредителями телепрограмм. Иностранцы не имеют права учреждать организации, осуществляющие телевещание на территории более половины субъектов РФ или на территории, где проживает более 50% населения страны, а также приобретать более 50% акций у учредителей телепрограмм (имеющих территориальный охват более половины субъектов). Новый Федеральный закон от 13.03.2006 № 38+ФЗ «О рекламе» (с изменениями от 18.06.2006) значительно ограничил объемы рекламы в телеэфире. До 1 июля 2006 года, даты вступления закона в действие, ролики занимали до 20% суточного вещания канала, но уже с III квартала объем рекламы снизился на четверть, до 15%. Существуют и часовые ограничения на рекламу: ее объем не должен превышать 20% времени вещания в течение часа. А с начала 2008 года продолжительность рекламы не будет превышать 15% времени вещания в течение часа. После вступления Закона в силу телекомпании, по данным TNS Gallup Media, вынуждены были приостановить действующие годовые контракты с рекламодателями, повысив расценки минимум на 20%. Реклама на радио и в прессе регламентируется менее жестко. Регламентируется содержание рекламы с точки зрения недопустимости использования образов детей, врачей, ложной информации, призыва к насилию, ненормативной лексики и др. Также вводятся ограничения и по рекламируемым товарам (алкоголь, табачные изделия, лекарства). Следует также подчеркнуть, что не все товары подлежат рекламе (не допускается, например, реклама психотропных веществ, наркотических средств, товаров, производство и реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации). Ежегодно на развитие отечественной медиа индустрии из федерального бюджета выделяются значительные средства. Большая часть этих средств направляется на государственную поддержку функционирования отрасли, обеспечение деятельности подведомственных учреждений (агентств, телерадиокомпаний, издательств), на мероприятия по патриотическому воспитанию граждан, а также на реализацию федеральных целевых программ в медиа индустрии, например, на реализацию программы «Культура России (2006–2010 годы)» или готовящейся федеральной программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007–2015 годы)». Для предоставления бюджетных субсидий экспертным советом Роспечати проводится отбор периодических печатных СМИ, осуществляющих реализацию социально значимых проектов и выпуск изданий для инвалидов. В 2006 году из федерального бюджета планировалось выделить 12,62 млрд. руб. на поддержку телевидения и радиовещания и 0,72 млрд. руб. – на поддержку периодической печати и издательств. В 2007 году планируемые расходы на телевидение и радиовещание возрастут на 64% – до 20,7 млрд. руб. По данным Роспечати, господдержка в распространении сигнала будет оказана не только государственному ВГТРК (телеканалы «Россия», «Спорт» и «Культура»), но и ОАО «Первый канал», а также ОАО «НТВ». На эти нужды будет выделено около 1,5 млрд. руб. На обеспечение работы инициированного правительством в 2005 году англоязычного телеканала Russia Today (канал создавался на базе РИА «Новости») государство выделит 2,4 млрд. руб. Часть бюджетных денег пойдет также на переоборудование радиостанции «Голос России» и увеличение ее вещания в странах СНГ, Балтии, в Германии и Великобритании на семь часов в сутки. У региональных СМИ сегодня практически нет возможности существовать без государственной поддержки, поэтому значительные суммы на их развитие выделяются из бюджетов субъектов. В законодательстве есть еще много белых пятен. Так, в России до сих пор нет специального закона, регулирующего телерадиовещание, не существует закона о господдержке СМИ, не обозначены ограничения по владению печатными СМИ для иностранных собственников. Актуальным остается вопрос о внесении соответствующих изменений, связанных с регулированием российского сегмента сети Интернет и деятельности онлайновых СМИ. Работа по правовому разрешению поставленной задачи уже ведется: разрабатываются нормативные акты, направленные на детальное регулирование российского сегмента сети Интернет. В январе 2006 года приступила к работе Комиссия по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ при Общественной палате. Основное внимание в работе Комиссии будет уделяться вопросам свободы слова и общественной экспертизы законопроектов с точки зрения их влияния на функционирование и развитие рынка СМИ.
Вопрос 28.