Периодизация экономической истории медиаиндустрии в США
В 19 – начале 20 в. мировая экономика, политика и общество – внешние условия для экономического развития средств информации, - а также внутренняя динамика медиаиндустрии менялись темпами, существенно опережавшими динамику предшествующих столетий. Постепенно трансформировались политические системы, в большинстве случаев в сторону либерализации, и вместе с ними менялись и политические и юридические условия для открытия газет и других, более новых медиа и для ведения бизнеса.
В этот период в экономиках новых национальных государств происходили очевидные сдвиги: конкурентные, рыночные механизмы сменяли остатки докапиталистических отношений и стимулировали развитие частного предпринимательства почти во всех секторах, бурно развивались промышленность и инфраструктура, укреплялись финансовые системы. В отличие от трех предшествующих столетий, в течение которых развитие средств информации оставалось в пределах издательской деятельности, в 19 и начале 20 в. началось параллельное внедрение новых информационных и коммуникационных технологий.
1830-е гг. – появился электромеханический телеграф Морзе, который сыграл особую роль в переменах, произошедших в экономике прессы, которая в свою очередь получила доступ к важнейшему ресурсу – оперативной информации. На информационном поле появился новый тип предприятия – телеграфные и новостные агентства, продававшие свой продукт сначала газетным компаниям, а затем и всем остальным организациям, возникавшим в ходе развития медиаиндустрии. Среди агентств появляются первые некоммерческие организации, например Associated Press.
Другие аспекты развития телеграфного бизнеса помогают обнаружить начала многих тенденций, важных для экономического развития средств информации в последующие десятилетия. Появление телеграфных компаний привело к рождению нового сегмента экономики – телекоммуникационной индустрии. В США федеральное правительство и власти штатов приниали участие в формировании телеграфного рынка, но их роль ограничивалась стимулирующими мерами – выдачей лицензий, выделением участков под строительство линий и т.д. Это объясняется тем, что с середины 1840-х гг. американская телеграфная отрасль состояла из множества небольших частных коммерческих компаний. Процессы, происходившие на этом рынке в последующие четверть века, позволяют отметить несколько тенденций, важных для будущего развития экономики и регулирования местных телекоммуникаций. Во-первых, статистика того времени показывает, что в США корпоративный, т.е. деловой, трафик занимал более 90 % от общего объема, в то время как по другую сторону океана этот показатель не поднимался выше 30 %. Телекоммуникационный сектор в США всегда был более динамичным, чем европейский, и в последующие полтора столетия это было во многом связано именно с тем, что его развитие направлялось интересами финансовых, торговых и промышленных институтов. Во-вторых, развитие телекоммуникационной отрасли в США было отдано на откуп частному бизнесу. Как и на любом рынке, это в конце концов привело к началу процессов концентрации, причем конкретно среди телеграфных компаний она началась очень быстро. Прошедшая по отрасли в середине 19 века волна слияний и поглощений стала одним из первых примеров развития подобных процессов в различных сегментах медиаиндустрии в дальнейшем.
В-третьих, необходимо обратить внимание на характер взаимодействия предприятий телеграфной связи с фондовым рынком США. Американские биржи в середине 19 века находились в центре внимания инвесторов, причем не только национальных, но и международных, в первую очередь английских. В результате выхода на биржи многих компаний, привлекавших капитал, но не готовых на тот момент обеспечить получение больших денег ничем, кроме обещаний колоссальных возвратов за счет несомненной перспективности бизнеса, в Америке сформировались одни из первых фондовых «пузырей» в истории. Почти все успешно разместившиеся телеграфные компании в течение нескольких лет не только не принесли инвесторам прибыли, но и вообще исчезли с карты американского бизнеса, после чего их история заняла место среди важных исторических прецедентов. В течение 2-3 лет на мировые, и прежде всего американские, биржи вышли сотни интернет- компаний, многие из которых ориентировались на медийные платформы, но при этом в большинстве своем убыточные и привлекавшие инвесторов только перспективами бурного роста. В итоге венчурные (высокорискованные) по сути инвестиции, осуществленные через фондовые площадки, привели к потере миллиардов долларов институциональных и частных инвесторов, биржевому кризису и небольшому, но болезненному периоду экономической стагнации в ведущих странах. Это негативно отразилось и на финансах медийного сектора, хотя бы из-за резкого падения расходов на рекламу.
К началу 20 века телеграфный и телефонный секторы в экономике США оказались практически полностью сосредоточены в собственности одной огромной корпорации – AT&T. И с середины 1910-х гг. федеральные власти страны, по сути, обеспечили ей монопольный статус на рынке предоставления телекоммуникационных услуг.
После Первой мировой войны широкое распространение получили любительские радиостанции, не имевшие коммерческого начала, но находившиеся в частной собственности. Однако уже в начале 1920-х государство занялось упорядочением деятельности в области электросвязи и радиовещания и выработкой подходов к управлению происходящими в ней процессами, что и вылилось в итоге в создание двух основных концепций: европейской и американской.
В США сформировалась концепция, в которой доминировал коммерческий подход к использованию части доступных волн. В 1920-х – начале 1930-х гг. в США на законодательном уровне дискуссии не столько даже об оптимальном, сколько о правильном использовании частот велись очень активно, и эта страна вполне могла пойти по пути, предложенному в Европе. Однако нельзя забывать, что уже с 1920-х гг. к созданию и управлению первыми коммерческими станциями подключились крупнейшие американские технологические корпорации, которые поначалу использовали их для продвижения радиоприемников, а с 1922 г. стали зарабатывать и на первых рекламных сообщениях. К концу 1920-х гг. появились и крупные профильные операторы радиостанций и радиосетей. Совокупные лоббистские усилия заинтересованных владельцев радиокорпораций и аргументы, связанные с Первой поправкой к Конституции США, привели к тому, что в стране оформилась все-таки коммерческая модель радиовещания. В этой модели 20-25 % лицензий на вещание отходило общественным или образовательным станциям, а большая часть – коммерческим компаниям, которые должны были учитывать оговоренные общественные интересы, но получали возможность зарабатывать на продаже рекламного времени. За короткий срок радиореклама превратилась в важнейший маркетинговый канал и сделала американское радио одной из наиболее динамично растущих отраслей в стране, даже на фоне экономического кризиса. Государство в этой концепции не выступало владельцем станций, в отличие от Европы, но распределяло частоты и играло важную роль в качестве регулятора (чего никогда не было в американской прессе) как в сфере программирования, так и в отдельных областях экономической деятельности. Для этого был создан один из первых специальных органов в мире – Федеральная комиссия по радио, позже переименованная в Федеральную комиссию по связи.
Вопрос 5