Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organisation — UNIDO)

Международный фонд сельскохозяйственного развития — МФСР (International Fund for Agricultural Development — IFAD)

Создан на основе соглашения, принятого на конференции ООН в июне 1976 г., которое вступило в силу в декабре 1977 г.; кредитование начало осу­ществляться в 1978 г. В Фонде участвуют 160 государств, которые подразде­ляются на три списка. Список А — это 22 развитые страны-доноры; Список В — это 12 развивающихся стран-доноров: Алжир, Венесуэла, Габон, Ин­донезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия; Список С — это 126 развивающихся стран.

Цели Фонда:

• финансирование проектов и программ, нацеленных на увеличение производства продовольствия;

• мобилизация дополнительных средств для оказания помощи развива­ющимся странам-членам Фонда в увеличении производства продовольствия и повышения уровня питания;

• содействие усилиям по ликвидации голода и нищеты; оказание помо­щи наиболее бедным слоям населения.

Основными направлениями деятельности Фонда являются:

• предоставление займов и кредитов на льготных условиях для осуществ­ления проектов и программ, нацеленных на внедрение, расширение масшта­бов и совершенствование систем производства продовольствия в странах-членах Фонда. Проекты, в частности, включают: комплексное развитие сельского хозяйства; развитие животноводства, хранение и сбыт продукции; поставки и распределение удобрений; мелиорация и контроль над водными ресурсами; рыболовство. Банк Фонда предоставляет займы трех видов: (1) займы на исключительно выгодных условиях — без процентов, с 50-летним сроком погашения, с началом погашения через 10 лет, с ежегодным комиссионным сбором за услуги в 1%; (2) промежуточные займы — с ежегодной ставкой в 4%, сроком погашения 20 лет, с отсрочкой платежей на 5 лет; (3) обыч­ные займы — с ежегодной процентной ставкой в 8%, сроком погашения в 15—18 лет, включая период отсрочки платежей на три года. Кредиты МФСР составляют лишь часть общих расходов по проектам; свою долю вносят также правительства стран-членов.

• финансирование развития сельских районов, населенных пунктов и поселений. С 1986 г. действует Специальная программа для стран, располо­женных южнее Сахары, в рамках которой оказывается помощь пострадавшим от засухи странам в восстановлении сельского хозяйства и животноводства;

• оказание финансовой помощи мелким фермерам и безземельным сель­ским жителям в развивающихся странах Африки, Азии, Латинской Амери­ки, Карибского бассейна, Ближнего Востока и Северной Африки с целью вовлечения их в процесс развития сельского хозяйства;

• осуществление проектов, финансируемых совместно с другими фи­нансовыми учреждениями, занимающимися вопросами развития: Всемирным банком, Международной ассоциацией развития, региональными банками раз­вития — Африканским, Азиатским, Межамериканским, Исламским.

Высшим органом МФСР является Совет управляющих, который руко­водит операциями Фонда, предоставляет периодически информацию Все­мирному продовольственному Совету о выполнении своих программ и учи­тывает в своей деятельности рекомендации последнего. Текущие операции Фонда осуществляются Исполнительным советом, который утверждает зай­мы и субсидци для финансирования проектов. Руководит деятельностью Фонда Президент под контролем Совета управляющих и Исполнительного совета. В структуре Фонда имеется шесть департаментов: анализа и исследо­ваний; экономической политики и стратегии в отношении ресурсов; управ­ления программами; услуг по вопросам управления и кадров; внутреннего аудита; юридических услуг.

Деятельность Фонда финансируется за счет взносов стран-членов (всту­пительный и текущий взносы), а также специальных взносов государств-нечленов. Основными донорами являются страны-члены списков А и В. На рынке капиталов средства не привлекаются. Фонд предоставляет помощь толь­ко членам МФСР. Число проектов, в которых участвует МФСР на начало 1997 г., составило 461 и распространялось на ПО развивающихся стран.

Организации системы ОЭСР

Таблица 2

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organisation — UNIDO) - student2.ru

Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD)

Создана в 1961 г. после ратификации Конвенции об ее учреждении всеми государствами-участницами. Является преемницей в политическом, организационном и юридическом отношениях Организации европейского эко­номического сотрудничества — ОЕЭС, созданной в 1948 г. Членами ОЭСР являются 29 промышленно развитых стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Ислан­дия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Тур­ция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония.

Российская Федерация подала заявку на вступление в ОЭСР. В 1994 г. РФ подписала с ОЭСР Декларацию о сотрудничестве и соглашение о приви­легиях и иммунитетах.

В работе ОЭСР принимают участие Комиссия ЕС (согласно протоко­лу, подписанному одновременно с Конвенцией о создании ОЭСР), а также представители ЕАСТ, ЕОУС и Евратома.

Основной функцией ОЭСР является координация экономической по­литики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР — вопросы регулирования международной торговли, стабилизации ва-лютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто ре­комендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.

Официальные цели ОЭСР:

• содействие устойчивому экономическому и социальному развитию как участвующих, так и не участвующих в организации стран;

разработка эффективных методов координации их торговой и общеэко­номической политики;

• содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого эко­номического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохране­нии финансовой стабильности, внося таким образом вклад в развитие миро­вой экономики;

• содействие развитию мировой торговли на многосторонней недискри­минационной основе в соответствии с международными обязательствами;

• стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся государствам.

Основными направлениями деятельности ОЭСР являются:

• оказание помощи странам-членам в формулировании целей полити­ки, направленной на достижение экономического и социального развития;

• содействие проведению скоординированной политики, содействую­щей обеспечению экономического роста, а также внутренней и внешней фи­нансовой стабильности;

• содействие устранению препятствий на пути обмена товарами, услуга­ми, а также текущих платежей; дальнейшая либерализация движения капиталов;

• содействие эффективному использованию экономических ресурсов;

• поощрение исследований и профессиональной подготовки кадров в области науки и техники;

• содействие развитию развивающихся стран путем предоставления тех­нической помощи;

• осуществление отношений со всеми уровнями государственной власти стран-членов;

• организация выполнения программы работы и контроль за деятельно­стью, осуществляемой от имени ОЭСР различными ее директоратами: эконо­мики; статистики, окружающей среды; сотрудничество в области развития; торговли; финансов; налогов и предпринимательства; науки, технологии и промышленности; информатики и коммуникаций; бюджетных и финансовых вопросов; администрации и персонала;

поддержание связей с другими международными организациями для обеспечения эффективного сотрудничества; сотрудничество с региональны­ми экономическими организациями;

• обеспечение ОЭСР информацией, необходимой для выполнения ее задач, и взаимного обмена такой информацией между ее членами;

• проведение на постоянной основе конференций, совещаний, кон­сультаций, исследований; издание информационных материалов: монографий, периодики, технических и статистических бюллетеней, специальной литера­туры и материалов конференций.

ОЭСР выпустила Кодекс поведения, посвященный операциям ТНК, целью которого является обеспечение поддержки экономических и полити­ческих целей стран-членов со стороны ТНК. Кроме того, ОЭСР издала не­сколько руководств, посвященных порядку публикации транснациональны­ми корпорациями финансовой отчетности и оперативной информации. ОЭСР выполняет важную функцию: служит форумом, на котором разные страны могут обсуждать политические, экономические и социальные аспекты, пред­ставляющие обоюдный интерес, и приходить к согласию в вопросах, требу­ющих совместных действий.

Руководящим органом ОЭСР является Совет, в который входят по од­ному представителю от каждой страны-члена. Совет собирается либо в со­ставе постоянных представителей (примерно раз в неделю), либо в составе министров стран-участниц. Решения и рекомендации принимаются лишь при обоюдном согласии всех членов Совета и обычно носят рекомендательный характер. В отдельных случаях принимаются обязательные постановления, которые, однако, не распространяются на государства-члены, воздержав­шиеся от голосования, и на те, чьи национальные конституции не позволя­ют принять соответствующие постановления.

Совету подчинен Исполнительный комитет в составе 14 человек. Ад­министративную и оперативную работу осуществляет Секретариат во главе с генеральным секретарем, назначаемым Советом на 5 лет. Секретариат зани­мается обработкой и подготовкой документов для обсуждения, статистичес­ких и исследовательских материалов; выпускает доклады и записки по раз­личным экономическим и социальным вопросам.

Кроме того, в составе ОЭСР функционируют свыше 20 специализи­рованных комитетов: по экономической политике, экономике и разви­тию; содействию развитию; торговле; движению капиталов и невидимым сделкам; финансовым рынкам; налоговой политике; праву и политике в отношении конкуренции; потребительской политике; туризму; морскому транспорту; международным инвестициям и многонациональным предпри­ятиям; по энергетической политике; промышленности; стали; по научной и технологической политике; по политике в области информации; компь­ютеризации и коммуникаций; по делам образования; по вопросам рабочей силы и социальной политики; по вопросам государственного управления; по охране окружающей среды; по сельскому хозяйству; по рыболовству; по товарам и др.

Комитеты ведут основную практическую работу Организации:

определяют общеэкономическую политику стран-участниц;

осуществляют наблюдение за их экономическим и финансовым поло­жением;

готовят ежегодные экономические обзоры по всем странам ОЭСР;

выносят рекомендации по вопросам международного межгосударствен­ного регулирования экономических процессов;

оказывают консультации правительствам стран-членов по вопросам пре­доставления займов, субсидий и других финансовых средств развивающимся странам, а также предоставляют им техническую помощь.

Особую группу представляют комитеты по различным проблемам внеш­ней торговли или обмена услугами. Их официальная цель — оказание содей­ствия расширению международного товарного обмена посредством сокраще­ния или ликвидации препятствий на пути его развития. В этих целях прово­дятся согласования позиций стран-участниц в области торговой политики и выработка соответствующих рекомендаций, рассмотрение мероприятий по снижению тарифных и нетарифных ограничений, пересмотру процедур пре­доставления импортных лицензий, разработка мер по унификации и стан­дартизации в рамках ОЭСР различных административно-технических правил и постановлений в области торговли.

Важную роль играет Комитет содействия развитию (КСР), который яв­ляется специализированным комитетом, в функции которого входит рассмот­рение вопросов и политики оказания помощи государствам-членам; обеспе­чение необходимого объема ресурсов, которые могут быть представлены развивающимся странам; оказание поддержки странам в целях обеспечения их устойчивого развития, создания потенциала для участия в мировой эконо­мике. В 1993 г. КСР пересмотрел список развивающихся стран, получаю­щих официальную помощь развития; в него были включены страны Цент­ральной и Восточной Европы. В 1995 г. был принят документ «Партнерство в области развития в изменившемся мире», в котором содержатся основные направления по поддержанию усилий государств-членов в обеспечении ус­тойчивого экономического и социального развития.

В 1990 г. в рамках ОЭСР был создан Центр по сотрудничеству с евро­пейскими странами с переходной экономикой в целях координации связей между ОЭСР и странами Восточной Европы. Центр осуществляет деятель­ность в двух направлениях: (1) программа, открытая для участия 13 партне­ров: Албания, Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия, Литва, Монголия, Румыния, Российская Федерация, Словакия, Словения, Украина, Эсто­ния и (2) программа для партнеров с переходной экономикой, которая обес­печивает возможность широкого экономического сотрудничества между Цен­тром и теми странами, которые нацелены на быстрый переход к рыночной экономике и демократии и выразили свое стремление к установлению осо­бых связей с ОЭСР, путем подписания соответствующего соглашения.

Центр организует и проводит семинар и подготовку кадров по следую­щим вопросам: экономическое развитие и структурная перестройка; конку­ренция; рынок труда; банки и социальная политика; банковское дело и финан­совая система; налогообложение, торговля, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство; энергетика, образование; окружающая среда; статистика.

ОЭСР разработала многостороннее соглашение по инвестициям (МСН), которое открыто для стран-нечленов. Последние переговоры проходили в 1998 г., однако из-за разногласий оно еще не подписано.

Группа комитетов занимается также вопросами содействия эффективному использованию экономических ресурсов промышленности и сельского хозяйства.

Финансирование деятельности ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов Организации.

ОЭСР имеет официальные отношения с рядом международных органи­заций — МОТ, ЮНЕСКО, МВФ, ВТО/ЮНКТАД; она является наиболее представительной международной организацией, деятельность которой охва­тывает практически все стороны экономической политики стран-членов.

В рамках ОЭСР создано несколько автономных организаций:

Международное энергетическое агентство (МЭА) (см. подробно 3.2.3);

Агентство по ядерной энергии (АЯЭ) (см. подробно 3.2.4);

Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО);

Центр развития ОЭСР.

Центр исследований и нововведений в области образования — ЦИНО был учрежден в 1968 г. в целях поощрения и содействия развитию исследова­тельской деятельности в области образования. Членами ЦИНО являются все страны-члены ОЭСР.

Центр развития ОЭСР (OECD Development Centre) был создан реше­нием Совета ОЭСР в 1962 г. с целью объединения знаний и опыта, имею­щихся у стран-членов в области экономического развития, а также разработ­ки и осуществления общей политики экономической помощи; предоставле­ния таких знаний и опыта в распоряжение развивающихся стран с учетом их потребностей. Членами Центра являются все страны-члены ОЭСР.

Группа восьми»

Была образована в 1975 г. с целью обсуждения глобальных финансовых и валютных вопросов на уровне глав правительств ведущих стран Запада. В «Группу семи» входят: Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония. Встречи лидеров большой семерки проводятся на уровне глав государств или правительств ежегодно; на уровне министров финансов, управляющих центральных банков, а также их помощников — в качестве по­стоянно действующей группы. На совещаниях «Группы семи» обсуждаются вопросы достижения более сбалансированного роста и приведения основных обменных курсов в соответствии с основополагающими принципами; коор­динации и увязки стратегий экономического развития; разработки общего экономического курса, согласования единого подхода в отношении ключе­вых проблем мирохозяйственных связей.

В 1997 г. в «Группу семи» вошла Российская Федерация и группу стали именовать «Группой восьми». На последней встрече лидеров большой восьмерки, которая проходила в Бирмингеме в мае 1998 г. был принят заклю­чительный документ, в котором нашли отражение вопросы состояния и раз­вития мировой энергетики, проблемы организованной преступности, про­блемы мировой торговли, в частности, предложение США и Японии отка­заться от налогов на торговлю через Интернет.

3.2.3. МежАунаролное энергетическое агентство — МЭА (International Energy Agency — IEA)

Создано в соответствии с Международной энергетической программой в 1974 г. Является автономным органом в рамках ОЭСР. Члены МЭА — государства-члены ОЭСР, за исключением Исландии и Мексики. В работе МЭА принимает участие Европейский Союз.

Цели МЭА:

• сотрудничество в целях развития разнообразных источников энергии (включая альтернативные); повышения эффективности использования энергии;

• оказание содействия координации энергетической и экологической политики стран-членов;

• совершенствование системы, направленной на преодоление наруше­ний в снабжении энергией;

• обеспечение информацией о состоянии мирового нефтяного рынка;

• осуществление сотрудничества со странами-нечленами МЭА и между­народными организациями в целях решения глобальных вопросов развития энергетики.

Основными направлениями деятельности МЭА являются:

• оказание содействия странам-членам на основе долгосрочного сотруд­ничества в развитии разнообразных источников энергии путем поощрения эф­фективного использования угля, природного газа, гидроэнергии, ядерной энер­гии, возобновляемых источников энергии с учетом экологических факторов;

• осуществление мер по преодолению чрезвычайных ситуаций путем со­здания резервных запасов; сокращения потребления нефти; возможности бы­строго переключения с нефти на другие виды топлива; увеличения местного производства энергии; поддержания на постоянной основе системы распреде­ления нефти при чрезвычайных ситуациях;

• проведение анализа политики стран-членов в области энергетики в целях содействия эффективному использованию и сбережению энергоресур­сов; анализа использования источников, альтернативных нефти;

• проведение исследований мирового рынка нефти; технологий в обла­сти энергетики;

МЭА является основным международным форумом по вопросам энер­гетики для государств-членов. Его Руководящий совет состоит из высокопос­тавленных должностных лиц, отвечающих за вопросы энергетики от каждого государства-члена. Секретариат, возглавляемый исполнительным директором, оказывает поддержку работе Руководящего совета и имеет штат экспертов по вопросам энергетики, представляющих страны-члены. Постоянные группы и специальные комитеты занимаются вопросами долгосрочного сотрудничества; энергетики, исследований и технологий; чрезвычайных ситуаций; рынков не­фти; связи с государствами-нечленами.

Агентство по ялерной энергии — АЯЭ (Nyclear Energy Agency — NEA)

Создано в 1958 г. под названием Европейское агентство по ядерной энергии. Настоящее название имеет с 1972 г. Действует в рамках ОЭСР.

Членами АЯЭ являются государства-члены ОЭСР, за исключением Но­вой Зеландии и Республики Корея.

Цели Агентства:

• содействие странам-членам в координации и регулировании политики и практики использования ядерной энергии;

• организация и проведение международных исследований; подготовка программ развития, совместных инициатив стран-членов;

• осуществление обмена научно-технической информацией между стра­нами-членами, в особенности путем участия в совместных органах.

Основными направлениями деятельности Агентства являются:

• координация политики и регулирование деятельности стран-членов в области атомной энергетики, а также в использовании ядерной энергии и эксплуатации объектов с ядерным топливным циклом по всему миру. На долю стран-членов АЯЭ приходится около 80% мирового производства эмитроэнергии из ядерной энергии;

• осуществление программ Агентства по развитию ядерной энергетики и топливному циклу; по безопасности реакторов и соответствующим нормам и правилам; по защите от радиации; по обращению с радиоактивными отходами;

• содействие проведению в странах-членах исследований по тенденциям развития в области ядерной энергии; по ядерной физике; по правовым аспек­там; по информационным программам;

• обеспечение технических и научных пользователей в странах-членах информацией по вопросам ядерной энергии на основе базы данных Агент­ства; предоставление компьютерных программ в области ядерной энергии, а также научных услуг по другим программам Агентства;

• организация симпозиумов, семинаров, практикумов в целях разви­тия международного сотрудничества;

• осуществление сотрудничества и координации деятельности с МАГАТЭ (ООН) в рамках соглашения о сотрудничестве с Европейской комиссией ЕС;

• предоставление информации путем выпуска научно-технических пуб­ликаций: по общим вопросам энергетики; экономическим и техническим ас­пектам ядерного топливного цикла; по защите от радиации; по обращению с радиоактивными отходами; ядерной безопасности; ядерной физике; ядерному праву.

В структуру Агентства входят: Совет ОЭСР; Исполнительный комитет по ядерной энергии; постоянные комитеты по 5 специализированным областям — (1) развитие ядерной энергетики и топливный цикл; (2) регулирование дея­тельности в области ядерной энергии; (3) безопасность ядерных установок; (4) защита от радиации; (5) общественное здравоохранение.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organisation — UNIDO)

Основана в 1966 г.; с 1986 г. является специализированным учрежде­нием системы ООН. В составе ЮНИДО 168 государств-членов. Цели ЮНИДО:

• осуществление координирующей роли в области промышленного раз­вития в системе ООН;

• содействие промышленному развитию и сотрудничеству на глобаль­ном, региональном, национальном и отраслевом уровнях;

• содействие индустриализации развивающихся стран, в том числе в области разработки природных ресурсов и развитии инфраструктуры;

• оказание помощи странам с переходной экономикой и развивающим­ся странам в реструктуризации и приватизации в промышленности;

• оказание развивающимся странам технической помощи путем реали­зации конкретных проектов.

Основными направлениями деятельности ЮНИДО являются:

• участие в индустриализации развивающихся стран; приоритетная ин­дустриализация стран Африки;

• содействие: внедрению в развивающихся странах современных мето­дов производства, программирования и управления; распространению технической информации; рациональному использованию природных ресурсов; подготовке национальных кадров; привлечению финансовых средств для конк­ретных промышленных проектов;

• осуществление многосторонней технической помощи развивающим­ся странам путем предоставления материальных и финансовых ресурсов в виде поставок промышленного оборудования; инженерно-консультационных услуг и технологий; организации международных торгов на размещение заказов в раз­вивающихся странах; подготовки технико-экономических обоснований проек­тов. Техническое сотрудничество осуществляется по следующим отраслям:

базирующимся на сельскохозяйственном производстве (пищевая, ко­жевенная, текстильная, деревообрабатывающая);

отраслям химической промышленности (биотехнология, управление вод­ными ресурсами, фармацевтическая, строительных материалов, органичес­кие химикалии);

отраслям машиностроения (электроника, металлообработка и произ­водство инструментов, сельскохозяйственное машиностроение);

• содействие развитию международного промышленного сотрудничества путем передачи информации о технологиях, выполнения целенаправленных оперативных исследований и долгосрочных научно-исследовательских программ по различным аспектам индустриализации. Особое значение придается раз­работкам по следующим вопросам: выработка стратегий, политики и органи­зационных форм для глобальной экономической интеграции; окружающая среда и энергетика; малые и средние промышленные предприятия; нововведения, производительность и качество как средства повышения конкурентоспособ­ности; индустриализация, содействие инвестициям и реализации технологи­ческих программ. Созданный в рамках ЮН ИДО Банк промышленной и тех­нологической информации собирает и систематизирует техническую докумен­тацию по проектам, особо выделяя передовую технологию, и предоставляет ее странам по их запросам;

• оказание технической помощи в строительстве промышленных объек­тов путем направления экспертов и консультантов;

• оказание консультативной помощи путем проведения конференций, совещаний и встреч представителей промышленности, профсоюзов, потре­бителей. Консультации проводятся также во форме заседаний групп специа­листов по конкретным отраслям промышленности, по проблемам промыш­ленного развития в регионе, по вопросам укрепления сотрудничества финан­совых, технических и научных учреждений развитых и развивающихся стран; по мобилизации финансовых и технических ресурсов для промышленного со­трудничества, а также по вопросам трехстороннего промышленного сотруд­ничества, подготовки кадров и содействия развитию предпринимательства в развивающихся странах.

Реализация ключевых программ, осуществляемых в рамках ЮНИДО, нацелена на мобилизацию ресурсов и удовлетворение конкретных потребно­стей развивающихся стран. К числу таких программ относятся: «Десятиле­тие промышленного развития Африки 1993—2002 годов»; специальные про­граммы промышленного развития в арабских странах и странах АТР; регио­нальная программа сотрудничества в целях промышленного развития стран Латинской Америки и Карибского бассейна; программа индустриализа­ции 47 наименее развитых стран; программа интеграции женщин в про­цессы промышленного развития. ЮНИДО проводит работу по оказанию содействия увеличению объема иностранных инвестиций и передаче тех­нологий через специализированные бюро. Такие бюро по стимулирова­нию инвестиций имеются в Афинах, Кельне, Милане, Париже, Сеуле, Токио, Вене, Варшаве, Вашингтоне и Цюрихе. Центры промышленно­го сотрудничества, созданные в Пекине и Москве, занимаются вопроса­ми стимулирования участия иностранных фирм в совместных предприя­тиях.

ЮНИДО осуществляет свою деятельность совместно с правительства­ми, организациями и частным сектором. Особое внимание уделяется оказа­нию содействия промышленному сотрудничеству на уровне предприятий и фирм путем использования механизма целевых фондов и программы про­мышленного инвестирования.

Важное значение в работе ЮНИДО придается организации форумов, в частности, по вопросам инвестиций, технического и промышленного со­трудничества; проведению совещаний экспертных групп, практикумов, се­минаров. В рамках ЮНИДО ведется научно-исследовательская работа по обобщению международной коммерческой практики, издаются исследова­ния, в которых приводятся прогнозы промышленного развития в мире, об­зоры по регионам и по странам, а также по 28 секторам промышленности, выделенным в Международной стандартной классификации отраслей хозяй­ственной деятельности. ЮНИДО предоставляет информацию по вопросам промышленности, бизнеса и технологий через сеть ИНТИБНЕТ (INTIBNET), соединенную с Банком промышленной и технологической информации ЮНИДО-ИНТИБ; систему обмена технологической информацией, базы данных, а также различные публикации. Главными органами ЮНИДО являются: Гене­ральная конференция (Конференция); Совет по промышленному развитию — СПР (Совет); Секретариат, генеральный директор; представительства ЮНИДО на местах. К вспомогательным органам относятся: Комитет по программам и бюджету и технические комитеты.

Генеральная конференция проводит очередные сессии один раз в два года. Она определяет руководящие принципы и политику ЮНИДО, утверж­дает бюджет, осуществляет контроль за использованием финансовых ресур­сов. Совет по промышленному развитию состоит из 53 членов ЮНИДО, из которых 33 — представители от развивающихся стран, 15 — от развитых стран и 5 — от стран с переходной экономикой. Совет разрабатывает принцип и политику для достижения целей ЮНИДО; выдвигает предложения относи­тельно осуществления на практике этих принципов; рассматривает и принима­ет программу деятельности Организации; обсуждает вопросы координации де­ятельности системы ООН в области промышленного развития; осуществляет контроль над эффективностью использования имеющихся у Организации ре­сурсов; представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН через ЭКОСОС ежегодный доклад о деятельности ЮН ИДО.

Расходы на оперативную деятельность ЮНИДО финансируются: а) за счет добровольных взносов, выплачиваемых правительствами государств—членов ООН и членами специализированных учреждений; б) путем участия в ПРООН на той же основе, что и другие использующие услуги данной программы организации; в) за счет использования соответствующих ресурсов регулярной программы тех­нической помощи ООН. Помимо этого целям финансирования оперативной деятельности служит программа специального промышленного обслуживания, целевые фонды, Общий целевой фонд ЮНИДО и Фонд промышленного раз­вития ООН. Общий объем технического содействия, предоставленного ЮНИДО всем странам мира, составил в 1997 г. около 100 млн. долл.

3.1.3. Международное агентство по атомной энергии — МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency — IAEA)

Создано в 1957 г. Является автономной межправительственной орга­низацией, входящей в систему ООН, действующей на основе своего Устава в соответствии с целями и принципами ООН. Членами Агентства являются 124 государства.

Цели Агентства:

• содействие развитию атомной энергетики и практическому примене­нию атомной энергии в мирных целях;

• содействие реализации политики разоружения во всем мире;

• обеспечение гарантии того, чтобы ядерные материалы и оборудова­ние, предназначенные для мирного использования, не применялись в военных целях;

• осуществление системы контроля за нераспространением ядерного ору­жия: за тем, чтобы ядерные материалы, поставленные под гарантии, не пере­ключались на создание ядерных взрывных устройств или на другие военные цели;

• оказание содействия в проведении научно-исследовательских работ в области ядерной энергетики и практического использования атомной энергии в мирных целях;

• предоставление информации по всем аспектам ядерной науки и тех­нологии.

Основными направлениями деятельности МАГАТЭ являются:

• осуществление программы технического сотрудничества, связанной с оказанием помощи государствам-членам в достижении самостоятельности в области применения достижений ядерной науки и технологии; обеспечение помощи в разработке программ по применению ядерной энергии в развитии отраслей экономики стран-членов в производстве электроэнергии, сельском хозяйстве, животноводстве, развитии водных ресурсов. Особое внимание уделяется промышленному использованию атомной энергии — проведению испытаний, не наносящих ущерба населению; радиационной обработке; про­изводству изотопных индикаторов; проведению измерений на основе ядерной технологии; созданию и использованию исследовательских реакторов; разви­тию радиоизотопного и радиофармацевтического производства. Техническое сотрудничество финансируется за счет: Фонда технической помощи и сотруд­ничества (ФТПС); внебюджетных средств; средств, выделенных на безвозмез­дную помощь и через Программу развития ООН (ПРООН);

• обеспечение системы гарантий Агентства, осуществляемое на основе контроля за тем, чтобы государства не использовали ядерные материалы и оборудование для создания и производства ядерного оружия.

Система гарантий основана преимущественно на контроле использова­ния ядерных материалов и установок, проводимом на местах инспекторами МАГАТЭ. Проверка может происходить только на основе соглашения с го­сударством, в котором должна проводиться инспекция. Принятие гарантий является добровольным. Соглашения о предоставлении гарантий были зак­лючены со 118 государствами, среди которых 102 страны, подписавшие До­говор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) от 1968 г. (с 1995 г. бессрочное продление). Государства, не обладающие ядерным оружием, ко­торые являются участниками Договора о нераспространении ядерного ору­жия, должны заключать с МАГАТЭ соглашения о гарантиях, охватывающие ядерные материалы, используемые в мирных целях. МАГАТЭ имеет около 80 действующих соглашений о гарантиях с неядерными государствами — уча­стниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Агентство зак­лючило также несколько соглашений о гарантиях с неядерными государства­ми, не являющимися участниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Под гарантиями Агентства в 1995 г. находилось 850 ядерных устано­вок или установок, содержащих ядерный материал. Контроль МАГАТЭ рас­пространяется на десятки стран мира, включая государства с развитой атом­ной промышленностью. В добровольном порядке под гарантии Агентства поставили ядерные установки США, Великобритания, Франция, Китай, Россия. Гарантии МАГАТЭ распространяются также на 95% ядерных устано­вок за пределами пяти вышеназванных государств. Укрепление режима не­распространения ядерного оружия является важнейшим условием и предпо­сылкой широкого международного сотрудничества в области мирного исполь­зования атомной энергии. Деятельность Агентства по контролю объективно содействует укреплению такого сотрудничества. Система гарантий включает: (1) отчетность — предоставление государствами сведений о местонахождении расщепляющихся материалов, находящихся под их контролем; о запасах топ­лива и отработанного топлива и об обработке и переработке ядерных материа­лов; (2) технические средства контроля за контейнерным хранением; (3) инспекции, предполагающие, что инспекторы Агентства проверяют показания приборов и записи в журналах учета, чтобы определить соот­ветствие данных о наличии топлива записям в журнале учета.

МАГАТЭ ведет разработку основных норм безопасности для защиты от радиации и издание положений и норм практики по конкурентным видам операций, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов; оказывает содействие в проведении научно-исследовательской работы в об­ласти ядерной энергетики путем предоставления материалов, услуг, обору­дования и технических средств; обмена научной и технической информаци­ей; обмена научными работниками и специалистами и их подготовки.

Предоставление консультаций и информации по всем аспектам ядер­ной науки и технологии осуществляется Агентством через Международную систему ядерной информации в Вене, которая охватывает информацию по всему миру о мирном использовании достижений ядерной науки и техноло­гии, экономических и экологических аспектах других источников энергии. Агентство имеет и другие информационные системы: (1) Система информа­ции об энергетических реакторах; (2) Международная система информации по сельскохозяйственным наукам и технологии; (3) Информационная систе­ма ядерных данных; (4) Информационная система атомных и молекулярных данных; (5) «Красная книга», содержащая информацию о ресурсах, произ­водстве урана и спросе на него. МАГАТЭ консультирует африканские госу­дарства по проблемам создания в Африке з

Наши рекомендации