Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organisation — UNIDO)
Международный фонд сельскохозяйственного развития — МФСР (International Fund for Agricultural Development — IFAD)
Создан на основе соглашения, принятого на конференции ООН в июне 1976 г., которое вступило в силу в декабре 1977 г.; кредитование начало осуществляться в 1978 г. В Фонде участвуют 160 государств, которые подразделяются на три списка. Список А — это 22 развитые страны-доноры; Список В — это 12 развивающихся стран-доноров: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия; Список С — это 126 развивающихся стран.
Цели Фонда:
• финансирование проектов и программ, нацеленных на увеличение производства продовольствия;
• мобилизация дополнительных средств для оказания помощи развивающимся странам-членам Фонда в увеличении производства продовольствия и повышения уровня питания;
• содействие усилиям по ликвидации голода и нищеты; оказание помощи наиболее бедным слоям населения.
Основными направлениями деятельности Фонда являются:
• предоставление займов и кредитов на льготных условиях для осуществления проектов и программ, нацеленных на внедрение, расширение масштабов и совершенствование систем производства продовольствия в странах-членах Фонда. Проекты, в частности, включают: комплексное развитие сельского хозяйства; развитие животноводства, хранение и сбыт продукции; поставки и распределение удобрений; мелиорация и контроль над водными ресурсами; рыболовство. Банк Фонда предоставляет займы трех видов: (1) займы на исключительно выгодных условиях — без процентов, с 50-летним сроком погашения, с началом погашения через 10 лет, с ежегодным комиссионным сбором за услуги в 1%; (2) промежуточные займы — с ежегодной ставкой в 4%, сроком погашения 20 лет, с отсрочкой платежей на 5 лет; (3) обычные займы — с ежегодной процентной ставкой в 8%, сроком погашения в 15—18 лет, включая период отсрочки платежей на три года. Кредиты МФСР составляют лишь часть общих расходов по проектам; свою долю вносят также правительства стран-членов.
• финансирование развития сельских районов, населенных пунктов и поселений. С 1986 г. действует Специальная программа для стран, расположенных южнее Сахары, в рамках которой оказывается помощь пострадавшим от засухи странам в восстановлении сельского хозяйства и животноводства;
• оказание финансовой помощи мелким фермерам и безземельным сельским жителям в развивающихся странах Африки, Азии, Латинской Америки, Карибского бассейна, Ближнего Востока и Северной Африки с целью вовлечения их в процесс развития сельского хозяйства;
• осуществление проектов, финансируемых совместно с другими финансовыми учреждениями, занимающимися вопросами развития: Всемирным банком, Международной ассоциацией развития, региональными банками развития — Африканским, Азиатским, Межамериканским, Исламским.
Высшим органом МФСР является Совет управляющих, который руководит операциями Фонда, предоставляет периодически информацию Всемирному продовольственному Совету о выполнении своих программ и учитывает в своей деятельности рекомендации последнего. Текущие операции Фонда осуществляются Исполнительным советом, который утверждает займы и субсидци для финансирования проектов. Руководит деятельностью Фонда Президент под контролем Совета управляющих и Исполнительного совета. В структуре Фонда имеется шесть департаментов: анализа и исследований; экономической политики и стратегии в отношении ресурсов; управления программами; услуг по вопросам управления и кадров; внутреннего аудита; юридических услуг.
Деятельность Фонда финансируется за счет взносов стран-членов (вступительный и текущий взносы), а также специальных взносов государств-нечленов. Основными донорами являются страны-члены списков А и В. На рынке капиталов средства не привлекаются. Фонд предоставляет помощь только членам МФСР. Число проектов, в которых участвует МФСР на начало 1997 г., составило 461 и распространялось на ПО развивающихся стран.
Организации системы ОЭСР
Таблица 2
Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD)
Создана в 1961 г. после ратификации Конвенции об ее учреждении всеми государствами-участницами. Является преемницей в политическом, организационном и юридическом отношениях Организации европейского экономического сотрудничества — ОЕЭС, созданной в 1948 г. Членами ОЭСР являются 29 промышленно развитых стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония.
Российская Федерация подала заявку на вступление в ОЭСР. В 1994 г. РФ подписала с ОЭСР Декларацию о сотрудничестве и соглашение о привилегиях и иммунитетах.
В работе ОЭСР принимают участие Комиссия ЕС (согласно протоколу, подписанному одновременно с Конвенцией о создании ОЭСР), а также представители ЕАСТ, ЕОУС и Евратома.
Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР — вопросы регулирования международной торговли, стабилизации ва-лютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.
Официальные цели ОЭСР:
• содействие устойчивому экономическому и социальному развитию как участвующих, так и не участвующих в организации стран;
разработка эффективных методов координации их торговой и общеэкономической политики;
• содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности, внося таким образом вклад в развитие мировой экономики;
• содействие развитию мировой торговли на многосторонней недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами;
• стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся государствам.
Основными направлениями деятельности ОЭСР являются:
• оказание помощи странам-членам в формулировании целей политики, направленной на достижение экономического и социального развития;
• содействие проведению скоординированной политики, содействующей обеспечению экономического роста, а также внутренней и внешней финансовой стабильности;
• содействие устранению препятствий на пути обмена товарами, услугами, а также текущих платежей; дальнейшая либерализация движения капиталов;
• содействие эффективному использованию экономических ресурсов;
• поощрение исследований и профессиональной подготовки кадров в области науки и техники;
• содействие развитию развивающихся стран путем предоставления технической помощи;
• осуществление отношений со всеми уровнями государственной власти стран-членов;
• организация выполнения программы работы и контроль за деятельностью, осуществляемой от имени ОЭСР различными ее директоратами: экономики; статистики, окружающей среды; сотрудничество в области развития; торговли; финансов; налогов и предпринимательства; науки, технологии и промышленности; информатики и коммуникаций; бюджетных и финансовых вопросов; администрации и персонала;
поддержание связей с другими международными организациями для обеспечения эффективного сотрудничества; сотрудничество с региональными экономическими организациями;
• обеспечение ОЭСР информацией, необходимой для выполнения ее задач, и взаимного обмена такой информацией между ее членами;
• проведение на постоянной основе конференций, совещаний, консультаций, исследований; издание информационных материалов: монографий, периодики, технических и статистических бюллетеней, специальной литературы и материалов конференций.
ОЭСР выпустила Кодекс поведения, посвященный операциям ТНК, целью которого является обеспечение поддержки экономических и политических целей стран-членов со стороны ТНК. Кроме того, ОЭСР издала несколько руководств, посвященных порядку публикации транснациональными корпорациями финансовой отчетности и оперативной информации. ОЭСР выполняет важную функцию: служит форумом, на котором разные страны могут обсуждать политические, экономические и социальные аспекты, представляющие обоюдный интерес, и приходить к согласию в вопросах, требующих совместных действий.
Руководящим органом ОЭСР является Совет, в который входят по одному представителю от каждой страны-члена. Совет собирается либо в составе постоянных представителей (примерно раз в неделю), либо в составе министров стран-участниц. Решения и рекомендации принимаются лишь при обоюдном согласии всех членов Совета и обычно носят рекомендательный характер. В отдельных случаях принимаются обязательные постановления, которые, однако, не распространяются на государства-члены, воздержавшиеся от голосования, и на те, чьи национальные конституции не позволяют принять соответствующие постановления.
Совету подчинен Исполнительный комитет в составе 14 человек. Административную и оперативную работу осуществляет Секретариат во главе с генеральным секретарем, назначаемым Советом на 5 лет. Секретариат занимается обработкой и подготовкой документов для обсуждения, статистических и исследовательских материалов; выпускает доклады и записки по различным экономическим и социальным вопросам.
Кроме того, в составе ОЭСР функционируют свыше 20 специализированных комитетов: по экономической политике, экономике и развитию; содействию развитию; торговле; движению капиталов и невидимым сделкам; финансовым рынкам; налоговой политике; праву и политике в отношении конкуренции; потребительской политике; туризму; морскому транспорту; международным инвестициям и многонациональным предприятиям; по энергетической политике; промышленности; стали; по научной и технологической политике; по политике в области информации; компьютеризации и коммуникаций; по делам образования; по вопросам рабочей силы и социальной политики; по вопросам государственного управления; по охране окружающей среды; по сельскому хозяйству; по рыболовству; по товарам и др.
Комитеты ведут основную практическую работу Организации:
определяют общеэкономическую политику стран-участниц;
осуществляют наблюдение за их экономическим и финансовым положением;
готовят ежегодные экономические обзоры по всем странам ОЭСР;
выносят рекомендации по вопросам международного межгосударственного регулирования экономических процессов;
оказывают консультации правительствам стран-членов по вопросам предоставления займов, субсидий и других финансовых средств развивающимся странам, а также предоставляют им техническую помощь.
Особую группу представляют комитеты по различным проблемам внешней торговли или обмена услугами. Их официальная цель — оказание содействия расширению международного товарного обмена посредством сокращения или ликвидации препятствий на пути его развития. В этих целях проводятся согласования позиций стран-участниц в области торговой политики и выработка соответствующих рекомендаций, рассмотрение мероприятий по снижению тарифных и нетарифных ограничений, пересмотру процедур предоставления импортных лицензий, разработка мер по унификации и стандартизации в рамках ОЭСР различных административно-технических правил и постановлений в области торговли.
Важную роль играет Комитет содействия развитию (КСР), который является специализированным комитетом, в функции которого входит рассмотрение вопросов и политики оказания помощи государствам-членам; обеспечение необходимого объема ресурсов, которые могут быть представлены развивающимся странам; оказание поддержки странам в целях обеспечения их устойчивого развития, создания потенциала для участия в мировой экономике. В 1993 г. КСР пересмотрел список развивающихся стран, получающих официальную помощь развития; в него были включены страны Центральной и Восточной Европы. В 1995 г. был принят документ «Партнерство в области развития в изменившемся мире», в котором содержатся основные направления по поддержанию усилий государств-членов в обеспечении устойчивого экономического и социального развития.
В 1990 г. в рамках ОЭСР был создан Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой в целях координации связей между ОЭСР и странами Восточной Европы. Центр осуществляет деятельность в двух направлениях: (1) программа, открытая для участия 13 партнеров: Албания, Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия, Литва, Монголия, Румыния, Российская Федерация, Словакия, Словения, Украина, Эстония и (2) программа для партнеров с переходной экономикой, которая обеспечивает возможность широкого экономического сотрудничества между Центром и теми странами, которые нацелены на быстрый переход к рыночной экономике и демократии и выразили свое стремление к установлению особых связей с ОЭСР, путем подписания соответствующего соглашения.
Центр организует и проводит семинар и подготовку кадров по следующим вопросам: экономическое развитие и структурная перестройка; конкуренция; рынок труда; банки и социальная политика; банковское дело и финансовая система; налогообложение, торговля, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство; энергетика, образование; окружающая среда; статистика.
ОЭСР разработала многостороннее соглашение по инвестициям (МСН), которое открыто для стран-нечленов. Последние переговоры проходили в 1998 г., однако из-за разногласий оно еще не подписано.
Группа комитетов занимается также вопросами содействия эффективному использованию экономических ресурсов промышленности и сельского хозяйства.
Финансирование деятельности ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов Организации.
ОЭСР имеет официальные отношения с рядом международных организаций — МОТ, ЮНЕСКО, МВФ, ВТО/ЮНКТАД; она является наиболее представительной международной организацией, деятельность которой охватывает практически все стороны экономической политики стран-членов.
В рамках ОЭСР создано несколько автономных организаций:
Международное энергетическое агентство (МЭА) (см. подробно 3.2.3);
Агентство по ядерной энергии (АЯЭ) (см. подробно 3.2.4);
Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО);
Центр развития ОЭСР.
Центр исследований и нововведений в области образования — ЦИНО был учрежден в 1968 г. в целях поощрения и содействия развитию исследовательской деятельности в области образования. Членами ЦИНО являются все страны-члены ОЭСР.
Центр развития ОЭСР (OECD Development Centre) был создан решением Совета ОЭСР в 1962 г. с целью объединения знаний и опыта, имеющихся у стран-членов в области экономического развития, а также разработки и осуществления общей политики экономической помощи; предоставления таких знаний и опыта в распоряжение развивающихся стран с учетом их потребностей. Членами Центра являются все страны-члены ОЭСР.
Группа восьми»
Была образована в 1975 г. с целью обсуждения глобальных финансовых и валютных вопросов на уровне глав правительств ведущих стран Запада. В «Группу семи» входят: Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония. Встречи лидеров большой семерки проводятся на уровне глав государств или правительств ежегодно; на уровне министров финансов, управляющих центральных банков, а также их помощников — в качестве постоянно действующей группы. На совещаниях «Группы семи» обсуждаются вопросы достижения более сбалансированного роста и приведения основных обменных курсов в соответствии с основополагающими принципами; координации и увязки стратегий экономического развития; разработки общего экономического курса, согласования единого подхода в отношении ключевых проблем мирохозяйственных связей.
В 1997 г. в «Группу семи» вошла Российская Федерация и группу стали именовать «Группой восьми». На последней встрече лидеров большой восьмерки, которая проходила в Бирмингеме в мае 1998 г. был принят заключительный документ, в котором нашли отражение вопросы состояния и развития мировой энергетики, проблемы организованной преступности, проблемы мировой торговли, в частности, предложение США и Японии отказаться от налогов на торговлю через Интернет.
3.2.3. МежАунаролное энергетическое агентство — МЭА (International Energy Agency — IEA)
Создано в соответствии с Международной энергетической программой в 1974 г. Является автономным органом в рамках ОЭСР. Члены МЭА — государства-члены ОЭСР, за исключением Исландии и Мексики. В работе МЭА принимает участие Европейский Союз.
Цели МЭА:
• сотрудничество в целях развития разнообразных источников энергии (включая альтернативные); повышения эффективности использования энергии;
• оказание содействия координации энергетической и экологической политики стран-членов;
• совершенствование системы, направленной на преодоление нарушений в снабжении энергией;
• обеспечение информацией о состоянии мирового нефтяного рынка;
• осуществление сотрудничества со странами-нечленами МЭА и международными организациями в целях решения глобальных вопросов развития энергетики.
Основными направлениями деятельности МЭА являются:
• оказание содействия странам-членам на основе долгосрочного сотрудничества в развитии разнообразных источников энергии путем поощрения эффективного использования угля, природного газа, гидроэнергии, ядерной энергии, возобновляемых источников энергии с учетом экологических факторов;
• осуществление мер по преодолению чрезвычайных ситуаций путем создания резервных запасов; сокращения потребления нефти; возможности быстрого переключения с нефти на другие виды топлива; увеличения местного производства энергии; поддержания на постоянной основе системы распределения нефти при чрезвычайных ситуациях;
• проведение анализа политики стран-членов в области энергетики в целях содействия эффективному использованию и сбережению энергоресурсов; анализа использования источников, альтернативных нефти;
• проведение исследований мирового рынка нефти; технологий в области энергетики;
МЭА является основным международным форумом по вопросам энергетики для государств-членов. Его Руководящий совет состоит из высокопоставленных должностных лиц, отвечающих за вопросы энергетики от каждого государства-члена. Секретариат, возглавляемый исполнительным директором, оказывает поддержку работе Руководящего совета и имеет штат экспертов по вопросам энергетики, представляющих страны-члены. Постоянные группы и специальные комитеты занимаются вопросами долгосрочного сотрудничества; энергетики, исследований и технологий; чрезвычайных ситуаций; рынков нефти; связи с государствами-нечленами.
Агентство по ялерной энергии — АЯЭ (Nyclear Energy Agency — NEA)
Создано в 1958 г. под названием Европейское агентство по ядерной энергии. Настоящее название имеет с 1972 г. Действует в рамках ОЭСР.
Членами АЯЭ являются государства-члены ОЭСР, за исключением Новой Зеландии и Республики Корея.
Цели Агентства:
• содействие странам-членам в координации и регулировании политики и практики использования ядерной энергии;
• организация и проведение международных исследований; подготовка программ развития, совместных инициатив стран-членов;
• осуществление обмена научно-технической информацией между странами-членами, в особенности путем участия в совместных органах.
Основными направлениями деятельности Агентства являются:
• координация политики и регулирование деятельности стран-членов в области атомной энергетики, а также в использовании ядерной энергии и эксплуатации объектов с ядерным топливным циклом по всему миру. На долю стран-членов АЯЭ приходится около 80% мирового производства эмитроэнергии из ядерной энергии;
• осуществление программ Агентства по развитию ядерной энергетики и топливному циклу; по безопасности реакторов и соответствующим нормам и правилам; по защите от радиации; по обращению с радиоактивными отходами;
• содействие проведению в странах-членах исследований по тенденциям развития в области ядерной энергии; по ядерной физике; по правовым аспектам; по информационным программам;
• обеспечение технических и научных пользователей в странах-членах информацией по вопросам ядерной энергии на основе базы данных Агентства; предоставление компьютерных программ в области ядерной энергии, а также научных услуг по другим программам Агентства;
• организация симпозиумов, семинаров, практикумов в целях развития международного сотрудничества;
• осуществление сотрудничества и координации деятельности с МАГАТЭ (ООН) в рамках соглашения о сотрудничестве с Европейской комиссией ЕС;
• предоставление информации путем выпуска научно-технических публикаций: по общим вопросам энергетики; экономическим и техническим аспектам ядерного топливного цикла; по защите от радиации; по обращению с радиоактивными отходами; ядерной безопасности; ядерной физике; ядерному праву.
В структуру Агентства входят: Совет ОЭСР; Исполнительный комитет по ядерной энергии; постоянные комитеты по 5 специализированным областям — (1) развитие ядерной энергетики и топливный цикл; (2) регулирование деятельности в области ядерной энергии; (3) безопасность ядерных установок; (4) защита от радиации; (5) общественное здравоохранение.
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organisation — UNIDO)
Основана в 1966 г.; с 1986 г. является специализированным учреждением системы ООН. В составе ЮНИДО 168 государств-членов. Цели ЮНИДО:
• осуществление координирующей роли в области промышленного развития в системе ООН;
• содействие промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, региональном, национальном и отраслевом уровнях;
• содействие индустриализации развивающихся стран, в том числе в области разработки природных ресурсов и развитии инфраструктуры;
• оказание помощи странам с переходной экономикой и развивающимся странам в реструктуризации и приватизации в промышленности;
• оказание развивающимся странам технической помощи путем реализации конкретных проектов.
Основными направлениями деятельности ЮНИДО являются:
• участие в индустриализации развивающихся стран; приоритетная индустриализация стран Африки;
• содействие: внедрению в развивающихся странах современных методов производства, программирования и управления; распространению технической информации; рациональному использованию природных ресурсов; подготовке национальных кадров; привлечению финансовых средств для конкретных промышленных проектов;
• осуществление многосторонней технической помощи развивающимся странам путем предоставления материальных и финансовых ресурсов в виде поставок промышленного оборудования; инженерно-консультационных услуг и технологий; организации международных торгов на размещение заказов в развивающихся странах; подготовки технико-экономических обоснований проектов. Техническое сотрудничество осуществляется по следующим отраслям:
базирующимся на сельскохозяйственном производстве (пищевая, кожевенная, текстильная, деревообрабатывающая);
отраслям химической промышленности (биотехнология, управление водными ресурсами, фармацевтическая, строительных материалов, органические химикалии);
отраслям машиностроения (электроника, металлообработка и производство инструментов, сельскохозяйственное машиностроение);
• содействие развитию международного промышленного сотрудничества путем передачи информации о технологиях, выполнения целенаправленных оперативных исследований и долгосрочных научно-исследовательских программ по различным аспектам индустриализации. Особое значение придается разработкам по следующим вопросам: выработка стратегий, политики и организационных форм для глобальной экономической интеграции; окружающая среда и энергетика; малые и средние промышленные предприятия; нововведения, производительность и качество как средства повышения конкурентоспособности; индустриализация, содействие инвестициям и реализации технологических программ. Созданный в рамках ЮН ИДО Банк промышленной и технологической информации собирает и систематизирует техническую документацию по проектам, особо выделяя передовую технологию, и предоставляет ее странам по их запросам;
• оказание технической помощи в строительстве промышленных объектов путем направления экспертов и консультантов;
• оказание консультативной помощи путем проведения конференций, совещаний и встреч представителей промышленности, профсоюзов, потребителей. Консультации проводятся также во форме заседаний групп специалистов по конкретным отраслям промышленности, по проблемам промышленного развития в регионе, по вопросам укрепления сотрудничества финансовых, технических и научных учреждений развитых и развивающихся стран; по мобилизации финансовых и технических ресурсов для промышленного сотрудничества, а также по вопросам трехстороннего промышленного сотрудничества, подготовки кадров и содействия развитию предпринимательства в развивающихся странах.
Реализация ключевых программ, осуществляемых в рамках ЮНИДО, нацелена на мобилизацию ресурсов и удовлетворение конкретных потребностей развивающихся стран. К числу таких программ относятся: «Десятилетие промышленного развития Африки 1993—2002 годов»; специальные программы промышленного развития в арабских странах и странах АТР; региональная программа сотрудничества в целях промышленного развития стран Латинской Америки и Карибского бассейна; программа индустриализации 47 наименее развитых стран; программа интеграции женщин в процессы промышленного развития. ЮНИДО проводит работу по оказанию содействия увеличению объема иностранных инвестиций и передаче технологий через специализированные бюро. Такие бюро по стимулированию инвестиций имеются в Афинах, Кельне, Милане, Париже, Сеуле, Токио, Вене, Варшаве, Вашингтоне и Цюрихе. Центры промышленного сотрудничества, созданные в Пекине и Москве, занимаются вопросами стимулирования участия иностранных фирм в совместных предприятиях.
ЮНИДО осуществляет свою деятельность совместно с правительствами, организациями и частным сектором. Особое внимание уделяется оказанию содействия промышленному сотрудничеству на уровне предприятий и фирм путем использования механизма целевых фондов и программы промышленного инвестирования.
Важное значение в работе ЮНИДО придается организации форумов, в частности, по вопросам инвестиций, технического и промышленного сотрудничества; проведению совещаний экспертных групп, практикумов, семинаров. В рамках ЮНИДО ведется научно-исследовательская работа по обобщению международной коммерческой практики, издаются исследования, в которых приводятся прогнозы промышленного развития в мире, обзоры по регионам и по странам, а также по 28 секторам промышленности, выделенным в Международной стандартной классификации отраслей хозяйственной деятельности. ЮНИДО предоставляет информацию по вопросам промышленности, бизнеса и технологий через сеть ИНТИБНЕТ (INTIBNET), соединенную с Банком промышленной и технологической информации ЮНИДО-ИНТИБ; систему обмена технологической информацией, базы данных, а также различные публикации. Главными органами ЮНИДО являются: Генеральная конференция (Конференция); Совет по промышленному развитию — СПР (Совет); Секретариат, генеральный директор; представительства ЮНИДО на местах. К вспомогательным органам относятся: Комитет по программам и бюджету и технические комитеты.
Генеральная конференция проводит очередные сессии один раз в два года. Она определяет руководящие принципы и политику ЮНИДО, утверждает бюджет, осуществляет контроль за использованием финансовых ресурсов. Совет по промышленному развитию состоит из 53 членов ЮНИДО, из которых 33 — представители от развивающихся стран, 15 — от развитых стран и 5 — от стран с переходной экономикой. Совет разрабатывает принцип и политику для достижения целей ЮНИДО; выдвигает предложения относительно осуществления на практике этих принципов; рассматривает и принимает программу деятельности Организации; обсуждает вопросы координации деятельности системы ООН в области промышленного развития; осуществляет контроль над эффективностью использования имеющихся у Организации ресурсов; представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН через ЭКОСОС ежегодный доклад о деятельности ЮН ИДО.
Расходы на оперативную деятельность ЮНИДО финансируются: а) за счет добровольных взносов, выплачиваемых правительствами государств—членов ООН и членами специализированных учреждений; б) путем участия в ПРООН на той же основе, что и другие использующие услуги данной программы организации; в) за счет использования соответствующих ресурсов регулярной программы технической помощи ООН. Помимо этого целям финансирования оперативной деятельности служит программа специального промышленного обслуживания, целевые фонды, Общий целевой фонд ЮНИДО и Фонд промышленного развития ООН. Общий объем технического содействия, предоставленного ЮНИДО всем странам мира, составил в 1997 г. около 100 млн. долл.
3.1.3. Международное агентство по атомной энергии — МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency — IAEA)
Создано в 1957 г. Является автономной межправительственной организацией, входящей в систему ООН, действующей на основе своего Устава в соответствии с целями и принципами ООН. Членами Агентства являются 124 государства.
Цели Агентства:
• содействие развитию атомной энергетики и практическому применению атомной энергии в мирных целях;
• содействие реализации политики разоружения во всем мире;
• обеспечение гарантии того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не применялись в военных целях;
• осуществление системы контроля за нераспространением ядерного оружия: за тем, чтобы ядерные материалы, поставленные под гарантии, не переключались на создание ядерных взрывных устройств или на другие военные цели;
• оказание содействия в проведении научно-исследовательских работ в области ядерной энергетики и практического использования атомной энергии в мирных целях;
• предоставление информации по всем аспектам ядерной науки и технологии.
Основными направлениями деятельности МАГАТЭ являются:
• осуществление программы технического сотрудничества, связанной с оказанием помощи государствам-членам в достижении самостоятельности в области применения достижений ядерной науки и технологии; обеспечение помощи в разработке программ по применению ядерной энергии в развитии отраслей экономики стран-членов в производстве электроэнергии, сельском хозяйстве, животноводстве, развитии водных ресурсов. Особое внимание уделяется промышленному использованию атомной энергии — проведению испытаний, не наносящих ущерба населению; радиационной обработке; производству изотопных индикаторов; проведению измерений на основе ядерной технологии; созданию и использованию исследовательских реакторов; развитию радиоизотопного и радиофармацевтического производства. Техническое сотрудничество финансируется за счет: Фонда технической помощи и сотрудничества (ФТПС); внебюджетных средств; средств, выделенных на безвозмездную помощь и через Программу развития ООН (ПРООН);
• обеспечение системы гарантий Агентства, осуществляемое на основе контроля за тем, чтобы государства не использовали ядерные материалы и оборудование для создания и производства ядерного оружия.
Система гарантий основана преимущественно на контроле использования ядерных материалов и установок, проводимом на местах инспекторами МАГАТЭ. Проверка может происходить только на основе соглашения с государством, в котором должна проводиться инспекция. Принятие гарантий является добровольным. Соглашения о предоставлении гарантий были заключены со 118 государствами, среди которых 102 страны, подписавшие Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) от 1968 г. (с 1995 г. бессрочное продление). Государства, не обладающие ядерным оружием, которые являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия, должны заключать с МАГАТЭ соглашения о гарантиях, охватывающие ядерные материалы, используемые в мирных целях. МАГАТЭ имеет около 80 действующих соглашений о гарантиях с неядерными государствами — участниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Агентство заключило также несколько соглашений о гарантиях с неядерными государствами, не являющимися участниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Под гарантиями Агентства в 1995 г. находилось 850 ядерных установок или установок, содержащих ядерный материал. Контроль МАГАТЭ распространяется на десятки стран мира, включая государства с развитой атомной промышленностью. В добровольном порядке под гарантии Агентства поставили ядерные установки США, Великобритания, Франция, Китай, Россия. Гарантии МАГАТЭ распространяются также на 95% ядерных установок за пределами пяти вышеназванных государств. Укрепление режима нераспространения ядерного оружия является важнейшим условием и предпосылкой широкого международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Деятельность Агентства по контролю объективно содействует укреплению такого сотрудничества. Система гарантий включает: (1) отчетность — предоставление государствами сведений о местонахождении расщепляющихся материалов, находящихся под их контролем; о запасах топлива и отработанного топлива и об обработке и переработке ядерных материалов; (2) технические средства контроля за контейнерным хранением; (3) инспекции, предполагающие, что инспекторы Агентства проверяют показания приборов и записи в журналах учета, чтобы определить соответствие данных о наличии топлива записям в журнале учета.
МАГАТЭ ведет разработку основных норм безопасности для защиты от радиации и издание положений и норм практики по конкурентным видам операций, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов; оказывает содействие в проведении научно-исследовательской работы в области ядерной энергетики путем предоставления материалов, услуг, оборудования и технических средств; обмена научной и технической информацией; обмена научными работниками и специалистами и их подготовки.
Предоставление консультаций и информации по всем аспектам ядерной науки и технологии осуществляется Агентством через Международную систему ядерной информации в Вене, которая охватывает информацию по всему миру о мирном использовании достижений ядерной науки и технологии, экономических и экологических аспектах других источников энергии. Агентство имеет и другие информационные системы: (1) Система информации об энергетических реакторах; (2) Международная система информации по сельскохозяйственным наукам и технологии; (3) Информационная система ядерных данных; (4) Информационная система атомных и молекулярных данных; (5) «Красная книга», содержащая информацию о ресурсах, производстве урана и спросе на него. МАГАТЭ консультирует африканские государства по проблемам создания в Африке з