Использование ресурсов Интернета
Финансовое моделирование как основа компьютерных технологий разработки бизнес-плана. Программные средства разработки бизнес-плана. Компьютерная технология подготовки и анализа бизнес-плана на примере системы Project Expert. Бизнес и Интернет. Интернет в системе бизнес-планирования.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ МОДУЛЯ № 1
Тема 1 Основы процесса бизнес-планирования на предприятии
В настоящее время имеется большое разнообразие определений такого, в общем-то, традиционного для рыночной экономики документа, как бизнес-план, его значения, структуры и методов разработки.
Дословно "бизнес-план" переводится с английского business plan как план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план. Слово "бизнес" здесь рассматривается как синоним предпринимательства.
Бизнес-план - это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией.
Необходимо уяснить отличительные особенности бизнес-плана от других плановых документов: целевых комплексных программ, планов экономического и социального развития, технико-экономического обоснования, стратегического плана, инвестиционного проекта.
Бизнес-план является не только внутренним документом предприятия. В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнерами.
Главная цель бизнес-плана - выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными.
Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.
Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач.
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.
Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса.
Вторая функция - планирование.
Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства - ссуды, кредиты.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов: гибкости, непрерывности, коммуникативности, интерактивности, многовариантности, участия, адекватности.
Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов.
При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков.
Разработчиками бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости, по согласованию с заказчиком, привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
С целью объективной оценки подготовленного бизнес-плана проводится его проверка специализированной аудиторской организацией.
При разработке бизнес-плана подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон: заказчика, муниципальных органов, подрядных (проектных) фирм, потребителя, использующего продукцию или услуги. Множество разнообразных бизнес-планов может быть классифицировано по различным основаниям:
▪ по составу и структуре бизнес-плана (монопроект, мультипроект, мегапроект);
▪ по масштабу (мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты);
▪ по длительности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные);
▪ по сложности (простые, сложные и очень сложные);
▪ по объектам бизнеса -рисунок 1.
|
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной на рисунке 1 типологии.
Различают также официальный и рабочий бизнес-план.
Факторы, определяющие объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации:
1) специфика вида предпринимательской деятельности;
2) размеры предприятия;
3) цель составления бизнес-плана;
4) общая стратегия предприятия;
5) перспективы роста создаваемого предприятия;
6) размер предполагаемого рынка сбыта;
7) наличие конкурентов.
Зарубежная практика показывает, что оптимальным (стандартным) является объем бизнес-плана - 40 страниц. В то же время главное требование - полнота и конкретность изложения необходимого материала в бизнес-плане.
Несмотря на довольно значительные внешние отличия бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным.
Опыт работы в области планирования деятельности организаций позволил выработать структуру бизнес-плана, наиболее часто встречающуюся в практике бизнес-планирования. Данная структура и последовательность разработки бизнес-плана показаны на рисунке 2.
Бизнес-планирование - это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработка бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением. Примерная схема организации процесса бизнес-планирования показана на рисунке 3.
При изучении материала особое внимание следует уделить двум последним стадиям процесса бизнес-планирования: продвижение и реализация бизнес-плана.
Продвижение бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности как условие его эффективной реализации
Презентация бизнес-плана – краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами.
Перечень освещаемых во время презентации вопросов. Форма изложения материала. Участники презентации. Способы повышения эффективности презентации.
Продвижение бизнес-плана в процессе переговоров
Протокольный визит. Типы поведения партнеров на переговорах и используемые ими приемы. Тактика проведения переговоров. Учет национальных особенностей собеседников. Анализ переговоров.
Рисунок 2 – Примерная схема организации процесса бизнес-планирования |
Аудит бизнес-плана внешними инвесторами
Процедура аудита бизнес-плана включает шесть этапов:
1) определение характеристик компании-заявителя и отрасли, где она действует;
2) оценка условий инвестиционного соглашения;
3) анализ баланса последнего отчетного периода;
4) оценка «весомости» руководящей команды компании заявителя;
5) выявление особенности проекта;
6) общий анализ бизнес-плана.
При изучении материала необходимо уяснить: что же должно находиться в центре внимания специалистов, призванных оценивать бизнес-план, на каждом из этапов аудита?
Реализация бизнес-плана
Реализовать бизнес-план – значит выполнить все рабочие задачи на предприятии и вне его, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-план в реальную производственную стадию.
Основные задачи планирования реализации бизнес-проекта. Порядок составления графика реализации, объединяющего в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана. Характеристика основных стадий реализации бизнес-плана. Контроль и систематическое перепланирование. Корректировка бизнес-плана.
Завершается реализация бизнес-плана оценкой и анализом соответствия поставленных и достигнутых в процессе бизнес-планирования целей.
Основные теоретические и практические аспекты бизнес-планирования предприятий характерны и для предприятий сферы услуг. В то же время в процессе бизнес-планирования предприятия сферы услуг необходимо учитывать специфические качества услуг: неосязаемость, невозможность хранения, неотделимость от источника и изменчивость, особенности рисков услуг.
Исследования восприятия риска в сфере обслуживания показали, что потребители осознают, что услуги более изменчивы по своей природе и, следовательно, их приобретение более рискованно, чем покупка товара. Это связано главным образом с тем, что уровень неопределенности при получении услуг выше, чем при покупке товаров, а, следовательно, выше и возможные психологические, финансовые потери, а также потери времени.
Вопросы для самоконтроля
1) Дайте определение бизнес-плана.
2) Какова роль бизнес-плана в современном предпринимательстве?
3) В чем отличие бизнес-плана от других плановых документов?
4) Каково назначение бизнес-плана?
5) Назовите цели и задачи бизнес-плана.
6) Раскройте сущность функций бизнес-плана.
7) Перечислите основных участников процесса бизнес-планирования.
8) На каких принципах основан процесс бизнес-планирования?
9) Какие стадии включает анализ баланса предприятия за последний отчетный период?
10) Что включает в себя график реализации бизнес-плана?
11) Чем отличается рабочий бизнес-план от официального?
12) По каким направлениям осуществляется классификация бизнес-планов?
13) Какие факторы определяют объем, состав и структуру бизнес-плана?
14) Перечислите основные разделы бизнес-плана.
15) Какова последовательность выполнения работ при подготовке бизнес-плана?
16) Дайте определение процесса бизнес-планирования.
17) Опишите схему организации процесса бизнес-планирования.
18) Что входит в презентацию бизнес-плана?
19) Как повысить эффективность презентации?
20) В чем заключается тактика ведения переговоров?
21) Каковы особенности выработки тактики переговоров с партнерами из различных стран?
22) Как принять участие в работе Международной биржи бизнес-планов «BORITEC»?
23) Каковы преимущества активной формы участия в работе «BORITEC»?
24) В чем состоит процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами?
25) При каком условии в процессе аудита осуществляется общий анализ бизнес-плана?
26) С какой целью выполняются узкопрофильные экспертизы бизнес-плана?
27) Опишите процедуру контроля и перепланирования бизнес-плана?