Сектор финансовых корпораций
Каждый из пяти институциональных секторов может быть разделен на подсектора. Разделение зависит от типа проводимого анализа, потребностей пользователей. наличия информации, конкретной ситуации, экономических обстоятельств, поэтому не существует единой методики классификации подсекторов. Сектора системы группирует в себе сходные типы институциональных единиц.
Итак, оптимизация структуры и содержания социально-экономической статистики достигается путем формирования следующих секторов, а следовательно, и статистических блоков.
Блок 1. Сектор органов государственного управления, в который включены подсектора центрального правительства и региональных и местных органов власти. Сектор органов государственного управления объединяет учреждения, финансируемые из государственного бюджета или фондов социального обеспечения, функцией которых является оказание нерыночных услуг населению в обществу в целом, а также перераспределение доходов и богатства страны. Ресурсы этих институциональных единиц формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых институциональными единицами прочих секторов.
Блок 2. Сектор нефинансовых предприятий, классификация которых производится в соответствии с СНС и принципом собственности. Согласно этому принципу все нефинансовые предприятия могут быть отнесены к определенному виду собственности- 1 государственной, акционерной, частной или совместной. В этот сектор включены институциональные единицы, занятые рыночным производством товаров и не- финансовых услуг. Ресурсы их формируются главным образом за счет средств, полученных от продаж товаров и услуг, но они имеют возможность покрывать свои издержки за счет субсидий из государственного бюджета.
Блок З. Частные хозяйства, в том числе домохозяйства. Основной функцией домашних хозяйств является потребление товаров и услуг. Некоторые из них осуществляют деятельность по производству некоторых видов товаров и услуг как для собственного потребления. так и на продажу.
Блок 4. Финансовые учреждения, ресурсы которых формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов от предоставления разных видов банковских и консалтинговых услуг, а также страховых премий в комиссионных. Этот сектор включает следующие подсектора.
Банковский сектор, куда входят органы денежно-кредитного регулирования:
а) центральный банк, основными функциями которого являются:
- эмиссия национальной валюты;
- контроль за международными золотовалютными резервами;
- контроль за операциями с МВФ;
- надзор за финансовыми учреждениями страны;
- функция кредитора последней инстанции:
б) прочие депозитарные корпорации, к которым относятся:
- депозитные банки, принимающие любые обязательства в форме депозитов, которые могут быть свободно и без дополнительной платы переведены по предъявлению в наличность или использованы в качестве средства платежа;
в) другие банковские учреждения, подразделяющиеся в свою очередь на:
- другие учреждения, принимающие депозиты (сберегательные банки, сберегательные и кредитные общества, строительные общества, кредитные союзы, финансовые дома, учетные дома, торговые банки, паевые инвестиционные фонды (ПИФ));
- институциональные эмитенты облигаций;
- банки развития;
- оффшорные банковские учреждения и их подразделения.
Небанковские финансовые учреждения, имеющие право выполнять некоторые банковские операции. Их доля в осуществлении банковских операций растет во всем мире, и в последние 7- 10 лет они являются основными конкурентами коммерческих банков на рынке традиционных банковских услуг. К ним относятся страховьте компании, пенсионные фонды, лизинговые фирмы, трастовые (доверительные) счета и некоторые другие.
Вспомогательные финансовые учреждения, которые приобретают финансовые активы за свой счет и берут на себя финансовые обязательства (таким образом они берут на себя и риски) на рынке, принимают депозиты до востребования, срочные и сберегательные вклады, а иногда и выполняют и функции денежно-кредитного регулирования.
Финансовые посредники - хозяйствующие субъекты, предоставляющие специализированные услуги, тесно связанные с посредничеством; однако сами они не привлекают средства и не выдают кредиты за свой счет. Основные финансовые посредники, услугами которых пользуются банки в других странах: брокеры, представителя производителей, агенты-импортеры. компрадоры, дистрибьюторы, дилеры, джобберы и мелкие торговцы. Необходимо отметить, что порядок перечисления финансовых посредников не случаен, он ранжирован по частоте, с которой банки я прочие финансовые учреждения пользуются их услугами. Иными словами, финансовое посредничество может быть охарактеризовано как производственная деятельность, в которой институциональная единица не несет обязательства за свой собственный счет в целях приобретения финансовых активов посредством проведения финансовых операций на рынке. Роль финансовых посредников состоит в том, чтобы направлять в определенное (оптимальное) русло средства кредиторов заемщикам. Финансовые посредники принимают депозиты, выдают векселя, облигации или другие ценные бумаги. Они не только выступают как агенты конкретных институциональных единиц, но и берут на себя риск принимая обязательства за свой собственный счет.
Рассмотренная классификация финансовых институциональных единиц называется классификацией первого уровня. Финансовые корпорации и квазикорпорации могут также подразделяться на:
- государственные финансовые корпорации;
- акционерные, частные или совместные финансовые корпорации;
- финансовые корпорации, контролируемые из-за рубежа.