Тема 6: статистика налогов и налоговой системы

ТЕМА 6: СТАТИСТИКА НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные сборы (изъятие средств), взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Налоги являются необходимым звеном социально-экономических отношений в обществе и государстве и существуют с момента его возникновения. Иными словами, налоги — это плата за цивилизацию.

Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом (1723 - 1790) в его основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). И по сей день актуальны следующие принципы:

- справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами государства соразмерно с их доходами и необходимостью;

- определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщикам;

- удобства, который предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые максимально удобны плательщикам:

- экономии, заключающийся в сокращении издержек процесса взымания налога, в рационализации и модернизации системы налогообложения.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных взносов составляет сущность налоговой системы. За счет налоговых износов (ресурсов) формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в доходной части бюджета и внебюджетных фондов.

В настоящее время налоговые ресурсы подчиняются принципам бюджетного единства, бюджетной универсальности и непереводимости доходов в расходы. Но иногда на практике из этих принципов делаются исключения, например высокая степень рациональности налоговой системы может сделать соизмеримыми денежные потоки, полученные от сбора налогов, и размер услуг. предоставляемых администрацией.

В начале 80-х годов получила признание бюджетная концепция Артур Лэффера, который исходил из того, что налоговые поступления являются функцией, построенной на базе анализа таких показателей, как налоговая ставка и налоговая база. Оптимальное значение этой функции доказывает, что рост размеров взимаемых налогов приводит к увеличению доходной части бюджета только до какого-то определенного уровня. Когда этот уровень будет превышен, рост налоговой ставки приводит не к увеличению, а к сокращению доходов в бюджет (так называемая «кривая Лэффера»), так как субъекты налогообложения используют все возможные способы уклонения от уплаты налогов, в частности сокращение инициативы, а следовательно, и развития производства, уменьшение капитальных вложений и инвестиций.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность всех налогов, сборов пошлин и других платежей, взимаемых государственными органами всех уровней в установленном порядке на всей территории страны.

Оживление экономики, рост производства, достижение оптимального уровня инфляции и безработицы достигаются главным образом проведением умелой налоговой политики государственных органов и четким анализом уровня страхового, валютного и прочих рисков в статике и динамике с элементами прогноза. Таким образом, основные задачи государства в области совершенствования налоговой политики могут быть сформулированы следующим образом:

- создание системы оптимального регулирования рыночных отношений в экономике;

- демонополизация производства во всех отраслях (секторах) экономики и формирование цивилизованных форм конкуренции;

- создание эффективной налоговой системы в направлении не только собираемости налогов, но и эффективного использования этих денежных ресурсов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации объектами налогообложенияявляются:

- прибыль (доход) физических в юридических лиц, т.е. всех групп институциональных единиц;

- стоимость определенных товаров (стратегических или если они относятся к продуктам, для которых необходим так называемый стимулирующий маркетинг);

- добавленная стоимость товаров, которая существует в форме налога с продаж, так как объектом налогообложения выступает отпускная цена продукта (выручка изготовителя от реализации товара);

- некоторые виды имущества физических и юридических лиц;

- процесс передачи имущества (дарение, продажа, наследование);

- операции с цепными бумагами;

- некоторые операции, осуществляемые банковскими учреждениями и другими финансовыми организациями;

- другие виды деятельности и объекты, установленные законом.

Все денежные ресурсы, поступившие в виде налоговых платежей, включаются в бюджетную систему государства, а также в оборот внебюджетных фондов.

Рассмотрим основные понятия, которые используются в процессе осуществления социально-экономического статистического анализа.

База налогообложения. Для взимания налогов, пошлин и сборов необходимо осуществить три операции:

- определить налоговую базу;

- установить величину или ставку налога;

- организовать его уплату.

Определение базы налогообложения - первый шаг в деятельности налоговых служб. При этом устанавливаются налоговая повинность и базовая стоимостная величина, подлежащая налогообложению. Налоговая повинность предполагает прежде всего существование объекта налогообложения.

Объект налогообложения — физические или юридические институциональные единицы, которые выплачивают налоги. Налогами облагаются:

- физические лица, выплачивающие так называемые подушные налоги;

- доход - при подоходном налоге;

- прибыль - при налоге на компании;

- капитал - при налоге на наследство:

- расход - при налоге с оборота.

Однако для юридического обоснования налоговой повинности недостаточно только определить объект налогообложения, необходимо наличие налогообразующего события.

Налогообразующее (налоговое) событие — это ситуация или событие, влекущее за собой требование уплаты налогов (например, переход имущества в наследство, поставка товара или инкассация денег, уплаченных за товар).

Если налоговая повинность установлена, налоговая служба должна оценить объект налогообложения. Это задача социально-экономического статистического анализа, требующая определения стоимости налогооблагаемых физических и институциональных единиц с помощью различных экономико-статистических методов оценки.

Для того чтобы налогооблагаемые объекты могли полностью и вовремя уплатить свои налоги, они должны получить налоговое извещение — документ, направляемый налогоплательщику налоговыми органами, с указанием суммы и условий востребуемости налогов.

В отношении местных налогов уточняются доля коммунальных, муниципальных, районных налогов, а также размер платежей некоторым профессиональным организациям, например торговой палате или профобъединению.

Извещение содержит срок уплаты налога, на дату вручения налогового документа налогоплательщику, дату требования к оплате и дату, с которой начнется начисление пени, а также номер счета, на который следует перечислить налог, номер счета налогоплательщика; реквизиты и налоговой инспекции, где можно получить все разъяснения и сведения о базе налогообложения и расчете налога. Извещение должно быть приложено к любой претензии или жалобе налогоплательщика или налоговых органов.

Принцип резиденства.

Резидентами Российской Федерации считаются физические и(или) юридические лица, а также предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, экономические интересы которых сосредоточены на территории РФ.

К физическим лицам—резидентам относятся:

- постоянно или временно (в течение более одного года (365 + 1 день) проживающие на территории Российской Федерации;

- временно находящиеся (менее одного года) за пределами России;

- государственные служащие (включая дипломатов) и военный персонал — граждане РФ, работающие за рубежом, вне зависимости от сроков их пребывания за пределами страны;

- студенты, обучающиеся за рубежом, и лица, проходящие курс лечения, независимо от сроков их проживания за границей.

К юридическим лицам — резидентам относятся:

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с юридическим адресом на ее территории (включая СП), а также полностью принадлежащие иностранным инвесторам, их дочерние и (или) зависимые хозяйственные единицы, если в учредительных документах не оговорено иное (например, предприятие будет осуществлять свою деятельность на территории страны менее одного года); предприятия с долевым участием и полностью принадлежащие российским инвесторам, их филиалы, представительства и конторы с местонахождением на территории РФ;

- филиалы, представительства и конторы юридических лиц - резидентов РФ, находящиеся за пределами страны и имеющие в своем штате менее 10 наемных работников;

- филиалы, представительства и конторы юридических лиц - резидентов РФ, находящиеся на территории страны, если в учредительных документах не оговорено иное, т.е. они осуществляют свою деятельность менее одного года или имеют в штате более 10 наемных работников;

- дипломатические и прочие официальные представительства РФ, находящиеся за пределами страны.

Нерезидентами Российской Федерации считаются физические и (или) юридические лица, экономические интересы которых сосредоточены за пределами экономической территории страны.

К физическим лицам — нерезидентам относятся:

- физические лица, проживающие постоянно или в течение продолжительного периода (365 + 1 дней) за пределами страны;

- физические лица, находящиеся менее одного года на территории Российской Федерации;

- государственные служащие, члены дипломатического корпуса и военный персонал граждане иностранных государств, работающие в РФ, независимо от сроков их пребывания;

- иностранные студенты и лица, проходящие курс лечения, независимо от сроков их пребывания в нашей стране.

К юридическим лицам - нерезидентами относятся:

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением на их территории; институциональные единицы с долевым участием российских инвестиций; предприятия, полностью принадлежащие российским инвесторам, а также их дочерние предприятия, филиалы и конторы в том случае, если в учредительных документах не указано иное;

- предприятия с долевым участием Иностранных инвестиций и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние фирмы, филиалы и конторы, которые созданы в соответствии с законодательством РФ, если в учредительных документах не оговорено иное;

- филиалы и представительства юридических лиц нерезидентов РФ, находящиеся за пределами страны;

- филиалы и представительства юридических лиц нерезидентов РФ с местонахождением в РФ, имеющие в своем штате менее 10 работников;

- филиалы и представительства юридических лиц - резидентов РФ в том случае, если в учредительных документах не оговорено иное. Например, институциональная единица будет осуществлять свою деятельность на территории иностранного государства менее одного года (за исключением имеющих в своем штате менее 10 работников);

- находящиеся на территории РФ иностранные дипломатические или иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы, представительства и конторы.

Сектор домашних хозяйств

Данный сектор включает институциональные домашние хозяйства, к которым относятся:

- члены религиозных орденов, проживающие в монастырях или подобных учреждениях;

- пациенты, находящиеся длительное время в лечебных заведениях, в том числе в психиатрических больницах;

- заключенные, отбывающие длительные сроки наказания;

- престарелые люди, постоянно проживающие в домах для пенсионеров и престарелых;

- домашние хозяйства - производители;

- некорпоративные рыночные предприятия домашнего хозяйства;

- домашние хозяйства, производящие продукцию для собственного конечного потребления.

ТЕМА 6: СТАТИСТИКА НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Наши рекомендации