Перечень ресурсов сети «Интернет»
1. http://www.consultant.ru/ - законодательная база Российской Федерации
2. http://www.nasledie.ru/ - Информационно-аналитический портал
3. www.government.ru - Официальный сайт Правительства Российской Федерации
4. http://www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
5. http://www.roskazna.ru – Официальный сайт Казначейства России
6.http://budget.gov.ru/ - единый портал бюджетной системы Российской Федерации
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.
10.1.Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. Именно поэтому контроль над систематической работой студентов всегда находится в центре внимания кафедры.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить соответствующий материал на бумажных носителях, представленный лектором на портале или присланный на «электронный почтовый ящик группы» (таблицы, графики, схемы). Данный материал будет охарактеризован, прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если разобраться в материале опять не удалось, то обратитесь к лектору (по графику его консультаций) или к преподавателю на практических занятиях. Не оставляйте «белых пятен» в освоении материала.
10.2.Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативные правовые акты и материалы правоприменительной практики;
- теоретический материал следует соотносить с правовыми нормами, так как в них могут быть внесены изменения, дополнения, которые не всегда отражены в учебной литературе;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю.
Студентам, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющие письменного решения задач или не подготовившиеся к данному практическому занятию, рекомендуется не позже чем в 2-недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме к началу зачетной сессии, упускают возможность получить положенные баллы за работу в соответствующем семестре.
10.3.Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных домашних заданий
Самостоятельная работа студентов включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. Программой учебной дисциплины «Теория и история финансовой системы» предусмотрены подготовка к семинарским и практическим занятиям; выполнение эссе; подготовка презентаций; подготовка к экзамену.
По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы (см. в Вопросах для подготовки к семинарским занятиям).
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- использовать при подготовке нормативные документы Финансового университета, а именно, положений о реферате, эссе, контрольной работе, домашнем творческом задании, утвержденные приказом № 611/о от 01 апреля 2014 года, положения о расчетно-аналитической работе, утвержденного приказом № 2161/0 от 19 декабря 2013 года (см. сайт Финансового Университета: на главной странице раздел «Наш университет»; далее «Единая Правовая база Финуниверситета»; подраздел «Методическая работа» - «Приказы Финуниверситета»);
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на плановой консультации.
Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе – это краткая научная работа, в которой студент должен раскрыть один узкий проблемный вопрос. В эссе студент выражает собственное мнение, обосновывая его ссылками на нормативный материал и научную литературу. Наличие авторской позиции, собственного отношения к вопросу в эссе обязательно. Цель эссе – раскрыть избранную (предложенную) тему путем приведения различных аргументов, тезисов. Они должны быть подкреплены доказательствами, иллюстрироваться примерами.
Эссе состоит из трех основных композиционных частей: введение, основная часть и заключение.
Структура эссе.
· Титульный лист.
· Введение – суть данной темы, краткие определения ключевых терминов.
· Основная часть – теоретические основы проблемы и изложение основного вопроса; аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала.Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
· Заключение – обобщение и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения. На заключительную часть эссе рекомендуется отвести такой же объем, как и на вступительную.
Объем эссе – до 10 страниц печатного текста, включая титульный лист и список литературы.
При написании эссе студент учится четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, использовать схемы, диаграммы, таблицы, иллюстрирующие основные выводы, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Требования, предъявляемые к эссе
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения.
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем.
Для осуществления образовательного процесса по дисциплине используется:
· мультимедийная аудитория с проектором;
· компьютерный класс с установленным программным обеспечением.