Ишина и.в., долина о.н., полякова о.а.

Кафедры «Теория финансов»

«Государственные и муниципальные финансы»

Ишина И.В., Долина О.Н., Полякова О.А.,

Строков А.И., Седова М.Л., Прокофьев М.Н., Аландаров Р.А.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Рабочая программа дисциплины

Для направления 38.03.01. «Экономика»

профили «Государственные и муниципальные финансы», «Государственный финансовый контроль»

(программа подготовки бакалавра)

Москва – 2015 г.
Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедры «Теория финансов»,

«Государственные и муниципальные финансы»

Утверждаю

Первый проректор по учебной

и методической работе

______________ Н.М. Розина

«____» ______________ 2015 г.

Ишина И.В., Долина О.Н., Полякова О.А.,

Строков А.И., Седова М.Л., Прокофьев М.Н., Аландаров Р.А.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Рабочая программа дисциплины

Для направления 38.03.01. «Экономика»

профили «Государственные и муниципальные финансы», «Государственный финансовый контроль»

(программа подготовки бакалавра)

Рекомендовано Ученым советом Финансово-экономического факультета

протокол № 22 от «16» июня 2015г.

Одобрено кафедрой «Теория финансов»

протокол № 13 от «3» июня 2015г.

Одобрено кафедрой «Государственные и муниципальные финансы»

протокол № 12 от «20» мая 2015г.

Москва 2015

УДК 336(073)

ББК 65.26я73

Т33

Рецензенты:

Солянникова С.П. к.э.н., профессор кафедры «Государственные и муниципальные финансы»

Буздалина О.Б. к.э.н. профессор кафедры «Государственные и муниципальные финансы» к.э.н.

Ишина И.В., Долина О.Н., Полякова О.А., Строков А.И., Седова М.Л., Прокофьев М.Н., Аландаров Р.А.

Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и история финансовой системы» предназначена для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01. «Экономика», профили «Государственные и муниципальные финансы» и «Государственный финансовый контроль» (программа подготовки бакалавра). М.: Финансовый университет, кафедры: «Теория финансов», «Государственные и муниципальные финансы». - 2015.- 45 с.

Дисциплина «Теория и история финансовой системы» является дисциплиной по выбору профессионального цикла основной образовательной программы по направлению «Экономика», профилю «Государственные и муниципальные финансы» (бакалавриат). Дисциплина состоит из 2 модулей: «Общая теория и история финансовой системы» и «Основы теории и история государственных и муниципальных финансов».

Рабочая программа определяет требования к результатам освоения дисциплины, её содержание, тематику практических и семинарских занятий и технологии их проведения, формы самостоятельной работы, учебно-методическое обеспечение дисциплины.

УДК 336(073)

ББК 65.26я73

Учебное издание

Ишина И.В., Долина О.Н., Полякова О.А., Строков А.И., Седова М.Л., Прокофьев М.Н., Аландаров Р.А.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Рабочая программа дисциплины

Компьютерный набор, верстка:

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Отпечатано в Финансовом университете

Ó Ишина И.В., Долина О.Н., Полякова О.А., Строков А.И.,

Седова М.Л., Прокофьев М.Н., Аландаров Р.А., 2015

Ó Финансовый университет, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Наименование дисциплины…………………………………………………5

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………………………………………………………………….5

3. Место дисциплин в структуре образовательной программы …………….6

4. Объём дисциплины в з.е. и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)……………………… ………….….………………….….…6

5. Содержание дисциплины …………………………….……….………..….…7

5.1. Содержание тем дисциплины………………………………………………7

5.2. Учебно-тематический план………………………………………….……12

5.3. Содержание семинарских занятий…………………………………….…14

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине……………………………………………….… 23

6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы……………………….23

6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………………………26

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………………………………………………….. 43

7.1. Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины……………………………………………………………………....43

7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описывание шкал оценивания………………………………………………….44

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений…….……………………………………..48

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, и информационное обеспечение дисциплины……………………….…………52

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины…………………….….54

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины………………………………………………………………………55

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем…….…………………………………………………………………..…..64

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине ……………..… 64

1. Наименование дисциплины

Теория и история финансовой системы (Б.1.2.3.1.1)

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

компетенция 1: владение основными научными понятиями и категориальным аппаратом современной экономики и их применение (ПКН-1);

знания: основные понятия и термины теории финансов и государственных и муниципальных финансов; история становления отечественной финансовой системы, основные исторические этапы ее развития;

умения:использовать финансовые понятия и термины в практической деятельности;анализировать исторические факты и увязывать их с развитием финансовой системы; использовать источники исторической, экономической, финансовой информации;

владения: основными научными понятиями и категориальным аппаратом в области финансов, финансовой системы, государственных и муниципальных финансов; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

компетенция 2: способность анализировать, обобщать и систематизировать информацию (СК-2);

знания:основные этапы развитияфинансовой системы России, их особенности; состав финансовой системы современной России, значение сфер и звеньев финансовой системы для экономики в целом; особенности организации финансовой системы России;

умения: анализировать во взаимосвязи финансовые явления и процессы; анализировать и интерпретировать статистические данные о финансовых процессах и явлениях, выявлять тенденции их изменения, влияние на развитие государственных и муниципальных финансов; осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных задач; обосновывать полученные выводы; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, презентаций, эссе;

владения:современными методами сбора, обработки и анализа финансовых показателей.

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Теория и история финансовой системы» является дисциплиной по выбору вариативной части Блока 1 «Содержательные модули и дисциплины» образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», профилей «Государственные и муниципальные финансы» и «Государственный финансовый контроль». Относится к модулю дисциплин по выбору, углубляющих освоение профиля (39).

Изучение дисциплины «Теория и история финансовой системы» базируется на знаниях, полученных в ходе изучения дисциплин «Экономическая история», «Введение в специальность», «Экономическая теория», «Правовое регулирование экономической деятельности» и др. Для ее освоения студент должен обладать основами экономических знаний, владеть навыками научной речи и участия в научных дискуссиях, а также организации выполнения самостоятельной работы.

Дисциплина создает теоретическую базу для дальнейшего изучения общепрофессиональных и специальных финансовых дисциплин, таких как «Финансы», «Страхование», «Корпоративные финансы», «Оценка стоимости бизнеса» и др.

4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)

4.1. Для направления 38.03.01. «Экономика»

профили «Государственные и муниципальные финансы» и «Государственный финансовый контроль».

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 6 зачётных единиц.

Вид промежуточной аттестации: 1 семестр – зачет; 2 семестр - экзамен.

Форма текущего контроля – эссе (2 семестр).

Вид учебной работы по дисциплине Всего (в часах) 1-й семестр 2-й семестр
Общая трудоемкость дисциплины 6 з.е. 216 2з.е. 68 4 з.е. 148
Аудиторные занятия
Лекции
Практические и семинарские занятия, т.ч.
занятия в интерактивных формах
Самостоятельная работа
В семестре
В сессию  
Форма текущего контроля эссе   эссе
Вид промежуточной аттестации   зачет экзамен

4.2. Для направления 38.03.01. «Экономика», профиль «Государственные и муниципальные финансы», (ускоренное обучение).

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.

Вид промежуточной аттестации - экзамен, 1 семестр.

Форма текущего контроля – эссе, 1 семестр.

Вид учебной работы по дисциплине Всего (в часах) 1-й семестр
Общая трудоемкость дисциплины 3 з.е. 108
Аудиторные занятия
Лекции
Практические и семинарские занятия, т.ч.
занятия в интерактивных формах
Самостоятельная работа
В семестре
В сессию
Форма текущего контроля эссе эссе
Вид промежуточной аттестации   экзамен

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий

5.1. Содержание дисциплины

Тема 5. Содержание и значение государственного и муниципального долга на разных этапах исторического процесса

Государственный долг – причины его образования и социально-экономические последствия для хозяйства страны. Государственные и муниципальные заимствования как основной источник образования государственного и муниципального долга.

Государственный долг в Античную эпоху. Участие ростовщиков в кредитовании правителей государств Древнего Мира. Государственный долг в эпоху Средневековья. Заимствования королей, феодалов, духовенства – причины и последствия для подконтрольных им территорий и государства в целом. Современные подходы к содержанию и управлению государственным долгом в развитых странах мира.

История государственного долга России. Займы Екатерины II в Голландии – причины и последствия. Кредитная политика России в XIX в. – займы на строительство железных дорог и проведение индустриализации. Механизм управления государственным долгом России – переход от царского и министерского управления к управлению Государственной Думой России (1906 г.). Государственный кредит в СССР во времена НЭП. Трансформация кредитных отношений в период централизации власти (1930-е гг.) – появление принудительных ежегодных займов у населения.

Государственный внутренний и внешний долг современной России – анализ структуры и динамики. Дефолт 17 августа 1998 года – последствия для экономики России. Современное состояние государственного и муниципального долга России, подходы к управлению.

Содержание практических и семинарских занятий

Занятие 3(1 час) – зачет.

После 1917 года»

Вопросы для обсуждения и дискуссии:

1. Образование государственного бюджета СССР.

2. Принцип единства государственного бюджета СССР.

3. Принцип двойного подчинения финансовых органов в СССР.

4. Особенности формирования и использования бюджета СССР в условиях командно-административной системы хозяйствования.

5. Масштабы распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта через бюджетную систему СССР.

Содержание и формы семинарского занятия: Устный опрос, тестовый контроль, дискуссия.

Интерактив – Групповое обсуждение бюджетной системы Российской Федерации на современном этапе, дискуссионные вопросы в трактовке данного понятия. – 50% от трудоемкости семинарского занятия.

Рекомендуемые источники (1, 2, 10).

Тема 5. Содержание и значение государственного и муниципального долга на разных этапах исторического процесса

Занятие 1(3 часа). Тема семинарского занятия «Содержание и значение государственного и муниципального долга на разных этапах исторического процесса в зарубежных странах»

Вопросы для обсуждения и дискуссии:

1. Государственный долг – причины его образования и социально-экономические последствия для хозяйства страны.

2. Государственные и муниципальные заимствования как основной источник образования государственного и муниципального долга.

3. Государственный долг в Античную эпоху.

4. Участие ростовщиков в кредитовании правителей государств Древнего Мира.

5. Государственный долг в эпоху Средневековья.

6. Заимствования королей, феодалов, духовенства – причины и последствия для подконтрольных им территорий и государства в целом.

7. Современные подходы к содержанию и управлению государственным долгом в развитых странах мира.

Содержание и формы семинарского занятия: Устный опрос, дискуссия.

Интерактив – Групповое обсуждение современных подходов к содержанию и управлению государственным долгом в развитых странах мира, дискуссионные вопросы – 50% от трудоемкости семинарского занятия.

Рекомендуемые источники (1, 2, 4).

Занятие 2 (2 часа). Тема семинарского занятия «Содержание и значение государственного и муниципального долга на разных этапах исторического процесса в России»

Вопросы для обсуждения и дискуссии:

1. История государственного долга России.

2. Займы Екатерины II в Голландии – причины и последствия.

3. Кредитная политика России в XIX в. – займы на строительство железных дорог и проведение индустриализации.

4. Механизм управления государственным долгом России – переход от царского и министерского управления к управлению Государственной Думой России (1906 г.).

5. Государственный кредит в СССР во времена НЭП.

6. Трансформация кредитных отношений в период централизации власти (1930-е гг.) – появление принудительных ежегодных займов у населения.

7. Государственный внутренний и внешний долг современной России – анализ структуры и динамики.

8. Дефолт 17 августа 1998 года – последствия для экономики России.

Содержание и формы семинарского занятия: Устный опрос, тестовый контроль, дискуссия.

Интерактив – Групповое обсуждение современного состояния государственного и муниципального долга России, подходы к управлению, дискуссионные вопросы в трактовке данного понятия. – 50% от трудоемкости семинарского занятия.

Рекомендуемые источники (1, 2, 3, 5, 8).

Темы эссе

1. Государственные и муниципальные финансы как часть экономических отношений.

2. Классическая теория появления государственных и муниципальных финансов.

3. Господство государства над финансами в рамках императивного подхода к сущности финансов.

4. Основные принципы налогообложения и фискальной политики А. Смита.

5. Предложения в сфере налогового регулирования в работах Н.И. Тургенева, Д.А. Гурьева.

6. Денежные реформы Е.Ф. Канкрина и С.Ю. Витте, их влияние на развитие финансовых отношений в Российской Империи.

7. Равнозначность сфер финансовой системы в рыночной экономике.

8. Принципы государственного невмешательства в экономику в работах Д. Рикардо, А. Маршалла, А. Пигу.

9. Необходимость минимизации объемов государственных и муниципальных финансовых ресурсов в рамках монетарной концепции М. Фридмена.

10. Государственные расходы как основной инструмент влияния на экономический рост и сглаживания экономических циклов – Дж. М. Кейнс и его научная школа.

11. Взгляды Р. Масгрейва на сущность государственных и муниципальных финансов.

12. Бюджет государства как основная форма образования и использования финансовых ресурсов государства. Соотношение понятий «бюджет» и «казна» в разные периоды истории.

13. Казна Великих Князей, удельных князей, бояр в русском государстве IX–XVIвв.- ее назначение, порядок хранения и использования.

14. Административно-территориальная реформа Петра Великого.

15. Финансовая реформа Александра II.

16. Образование государственного бюджета СССР.

17. Масштабы распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта через бюджетную систему СССР.

18. Бюджетная система Российской Федерации на современном этапе.

19. Становление бюджетной системы США.

20. Содержание бюджетной реформы 1921 года. Становление бюджетов штатов и местных бюджетов. Современная бюджетная система США.

21. Бюджетная система Великобритании.

22. Бюджетная система Франции. Изменения в структуре бюджетной системы после объединения республик.

23. Бюджетная система современной Японии, Китая, Бразилии, Италии.

24. Содержание механизма формирования бюджетов по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита, его значение в функционировании бюджетной системы государства.

25. Содержание финансовых отношений между различными уровнями управления государством в России в XVIII-XIX вв.

26. Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации.

27. Роль и значение различных бюджетов бюджетной системы США в обеспечении экономического развития, социальной политики, финансовом обеспечении образования, здравоохранения, науки.

28. Формирование бюджетов унитарных государств.

29. Особенности межбюджетных отношений во Франции.

30. Государственный долг – причины его образования и социально-экономические последствия для хозяйства страны.

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:

7.1. Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины

Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины «Теория и история финансовой системы» содержится в разделе 2.

Описание шкал оценивания

ПКН-1:владение основными научными понятиями и категориальным аппаратом современной экономики и их применение

Требования, предъявляемые к эссе

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции.

3. Эссе должно иметь грамотное ком­позиционное построение, быть логич­ным, четким по структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения.

6. Эссе должно содержать убеди­тельную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем.

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине используется:

· мультимедийная аудитория с проектором;

· компьютерный класс с установленным программным обеспечением.

Кафедры «Теория финансов»

«Государственные и муниципальные финансы»

Ишина И.В., Долина О.Н., Полякова О.А.,

Наши рекомендации