ТНК и их роль в экономической глобализации.
В процессе деколонизации после 2-й мировой войны транснациональные корпорации (ТНК) установили контроль над ценами на энергетические и минеральные ресурсы, обеспечивая дешевизну импорта нефти и других материалов в «первый» мир из «третьего». В 1970 г. было подсчитано, например, что США импортируют по заниженным ценам 12 из 16 основных промышленных металлов. Несмотря на борьбу в 1970-е стран «третьего мира» за «новый международный экономический порядок», крупнейшие ТНК к исходу ХХ века сохранили контроль за экспортом большей части нефти, 70% каучука, 80% меди, олова и бокситов, свыше 90% железных руд и древесины.
Пока США оказывали помощь в восстановлении Западной Европы, американские корпорации энергично вторгались в ее экономику. В 1970-е гг. там было уже более 10 тысяч филиалов американских ТНК. Пожав плоды «экономических чудес», западноевропейские страны ответили на американскую экспансию транснационализацией своих компаний. С 1970-х гг. заморские филиалы стали активно создавать также японские фирмы, а в 1980-е появились ТНК и других восточноазиатских стран (южнокорейские чеболи).
Но тон продолжали и продолжают задавать американцы. От сферы обращения и отдельных участков производства ТНК перешли к размещению стадий всего воспроизводственного процесса по территориям отдельных стран. Это открыло возможности для высокоприбыльных игр на национальных различиях в уровне налогов и ставках заработной платы, технических стандартах и ассортименте спроса, экономической политике и деловом цикле.
Неуклонное расширение географической сети ТНК сопровождалось и отраслевой диверсификациейих деятельности, преобразованием трестов в многопрофильные концерны-конгломераты(diversificatio по-латынизначит «разнообразие», conglomeratus – «скопившийся») и резким сдвигом к преобладанию прямых инвестиций в структуре вывоза капитала. В дальние края был вынесен основной механизм американского корпоративного укрупнения – через слияния и поглощения компаний. Характерные для США «конгломератные инвестиционные слияния» часто объединяли фирмы без какой-либо производственной общности, причем на одно построенное ТНК за границей новое предприятие приходилось как минимум два поглощенных местных.
В 1971 г. объем производства зарубежных филиалов ТНК (330 миллиардов долларов) впервые превысил мировой капиталистический товарный экспорт (310 миллиардов долларов). «Классической» ТНК тогда считалась американская ИБМ, разместившая в 13 государствах свои заводы и лаборатории и более чем в 100 странах свои магазины по продаже ЭВМ. «Форд» имел заводы в 20 странах; нефтяной гигант «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси» (с 1972 г. стал называться «Экссон») осуществлял операции почти в 100 странах.
В последующие десятилетия продажи ТНК росли опережающими темпами сравнительно с ростом мирового производства и экспорта, причем размеры зарубежного производства американских ТНК превысили экспорт США в 4 раза. Возникновение в 1990-е гг. высокотехнологичных ТНК стало новым американским козырем: в их акции иностранцы стремились вкладывать свои прибыли от товарного экспорта в США. Этим процессом была обеспечена почти треть солидного прироста американского ВНП.
Обострение конкуренции в связи со структурными сдвигами и открытием для ТНК рынков Восточной Европы и бывшего СССР привело к самым впечатляющим слияниям и поглощениям. Весной 1998 г. состоялась 40 миллиардная объединительная сделка знаменитых автомобильных компаний «Крайслер» (США, из «большой тройки») и «Даймлер-Бенц» (Германия, «Мерседесы»). Во второй половине того же года хлынула волна поглощений в нефтяном бизнесе: «Бритиш Петролеум» объявила о покупке американской «Амоко», французская «Тоталь» - о покупке бельгийской «Петрофины», а колосс «Экссон» - о приобретении за 76 миллиардов долларов второй по величине нефтяной корпорации США «Мобил Ойл». Уже в новом тысячелетии волна поглощений докатилась до компьютерной отрасли: слияние в 2002 г. «Хьюлетт-Паккард» и «Компак Компьтерс» привело к образованию нового гиганта, по обороту лишь немного уступающего лидеру информационной индустрии ИБМ.
Главный принцип ТНК: рассматривая весь мир как свой рынок, организовать производство и сбыт, не обращая внимания на национальные (политические) границы настолько, насколько это позволяет место и время. ТНК способны охватить мировой рынок научно-технических кадров, организовать в глобальном масштабе НИОКР и изготовление инновационной продукции. Под контролем американских ТНК находится ¾ оборота информационных услуг и 4/5 рынка программных продуктов.
По данным 2002 г. доходы 11 ТНК превышали 100 миллиардов долларов:
«Дженерал моторс», Wal-Mart Stores, «ЭкссонМобил», «Форд», «ДаймлерКрайслер», «Мицуи», Мицубиси», «Тоета», «Итотю» и «Ройял-Датч-Шелл». Примечательно 2-е место в этом списке корпорации американской семьи Уолтонов, благодаря сети из 3 тысяч супермаркетов (в обеих Америках от Канады до Аргентины, а также в Германии и в Китае) потеснившей на самой вершине транснационального бизнеса автомобильных и нефтяных гигантов и японские универсальные торговые фирмы.