Влияние эмиссионной политики на рейтинг
Основное назначение эмиссионной политики - финансирование долгосрочных инвестиций. Поэтому, прежде всего, она оказывает долгосрочное воздействие на рейтинг через чистую прибыль, получаемую в результате капитального вложения денежных поступлений от эмиссии акций.
Другое долгосрочное последствие эмиссии состоит в том, что Вам придется больше тратить средств на выплату дивидендов, поскольку абсолютное количество акций увеличится. Если эмиссия принесла малый экономический эффект, то в какой-то момент Вы можете почувствовать, что уже не в состоянии платить дивиденды в прежнем размере. Но снижение дивидендов на акцию при прочих равных условиях приведет к падению инвестиционной оценка акции, а вслед за этим - рыночной цены акции и Вашего рейтинга.
Напротив, разовые расходы на выкуп собственных акций позволят Вам в будущем больше платить дивидендов в расчете на одну акцию, что будет способствовать росту рыночной цены.
Эмиссия акций оказывает влияние на рейтинг и в краткосрочном периоде.
Во-первых, эмиссия приводит к автоматическому увеличению собственного капитала. При прочих равных условиях это повлечет за собой понижение рентабельности собственного капитала - второго из главных показателей эффективности. Следовательно, сразу же после эмиссии может произойти снижение Вашего рейтинга. Дальнейшее движение рентабельности капитала и рейтинга зависит от той отдачи, которую принесет эмиссия в будущем.
Во-вторых, эмиссия акций воздействует на бухгалтерскую стоимость акции. Нетрудно проверить, что если эмиссионная цена меньше бухгалтерской стоимости акции до эмиссии, то в результате эмиссии бухгалтерская стоимость понизится. А это при прочих равных условиях вызовет падение рыночной цены акции - третьего из главных показателей эффективности. Отсюда следует совет: осуществлять эмиссию желательно в ситуации, когда эмиссионная цена, не говоря уже о рыночной цене, больше бухгалтерской стоимости акции. Следовательно, в период, предшествующий эмиссии, необходимо платить значительные дивиденды.
Напротив, выкуп собственных акций более выгоден в ситуации, когда бухгалтерская стоимость акции превышает ее рыночную цену (что обычно наблюдается при низком уровне дивидендов). Тогда при прочих равных условиях можно будет ожидать последующего роста бухгалтерской стоимости и, следовательно, рыночной цены акции.
Сказанное означает, что Ваша дивидендная политика и эмиссионная политика должны быть хорошо согласованы.
Обратите внимание, мы начали это Руководство с "прозаических вопросов" управления производством, а закончили "высокими материями" финансового менеджмента. В этом все и дело.
Игра "БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс" охватывает значительный комплекс проблем управления современным предприятием, включая вопросы производственной и рыночной политики, учета и отчетности, но самое главное - финансового менеджмента.
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ЯНВАРЬ 2001:
В первом месяце мы покупаем оборудование, которое необходимо для производства продукции. Выбираем тип 1/А, так как оно оптимально по стоимости и эффективности. При выборе данного оборудования руководствуемся показателями эффективности (рентабельность 27.49%; прибыль 22 355руб.); технико-организационными показателями (мощность 562 ед./мес.; материалоемкость 0.91; норматив рабочих 54) и стоимости оборудования (81308руб.).
Рис. 6. Покупка оборудования
Затем мы проверяем прогноз денежного потока, чтобы понять, нужен на кредит или нет. Остаток на конец месяца составляет 2 403 руб. Значит, кредит не нужен.
ФЕВРАЛЬ 2001:
Во втором месяце мы закупаем сырье для организации производства. Покупаем сырье типа 2/А, так как оно имеет оптимальное соотношение цены и качества. При выборе сырья руководствуемся показателями цены (11.84 руб.) и качества продукции (1.09). Так как планируется производство продукции в две смены и использование рабочего времени с учетом коэффициента 1.2, то в поле «Максимальный уровень расхода сырья» устанавливается значение 2.4.
Рис. 7. Покупка сырья
Затем мы проверяем прогноз денежного потока, чтобы понять, нужен на кредит или нет. Остаток на конец месяца составляет -34 460 руб. Значит необходимо взять кредит. Берем кредит на 6 месяцев на сумму 35 000 руб. под 37.1% годовых.
МАРТ 2001:
В третьем месяце начинается производство продукции. Устанавливаем значение коэффициента рабочего времени 1.2 и количество смен 2. Таким образом, объем производства в месяц составит 1349 ед. при удельной себестоимости 30.40 руб./ед.
Рис. 8. Производство продукции
Теперь необходимо увеличить качество продукции. Установим размер уровня расходов на контроль качества 2.00.
Затем мы проверяем прогноз денежного потока, чтобы понять, нужен на кредит или нет. Остаток на конец месяца составляет -50 612 руб. Значит необходимо взять кредит. Берем кредит на 6 месяцев на сумму 51 000 руб. под 37.0% годовых.
АПРЕЛЬ 2001:
В четвертом месяце необходимо реализовать первую партию продукции. На спрос влияют такие показатели, как:
v цена единицы продукции;
v качество продукции;
v расходы на рекламу;
v ставка комиссионного процента по сбыту.
Качество выпускаемой нами продукции составляет 1.46. Установим расходы на рекламу в размере 6000 руб. и ставку комиссионного процента по сбыту в размере 12%. Так как наши установленные значения выше, чем среднерыночные, то установим цену 70 руб. за единицу продукции.
Затем мы проверяем прогноз денежного потока, чтобы понять, нужен нам кредит или нет. Остаток на конец месяца составляет 24 771 руб. Значит, нет необходимости брать кредит.
Рис. 9. Реализация продукции в апреле 2001г.
В пятом и последующих месяцах будем регулировать спрос на уровне нашего объема производства. Регулирование возможно с помощью таких показателей как:
v цена единицы продукции;
v качество продукции;
v расходы на рекламу;
v ставка комиссионного процента по сбыту.
Цена единицы продукции имеет обратную зависимость с величиной спроса, а качество продукции, расходы на рекламу и ставка комиссионного процента по сбыту – прямую зависимость. Т.е. чем выше качество, комиссионный процент и расходы на рекламу, тем выше спрос на продукцию.
Значения показателей, устанавливаемых на протяжении этих месяцев, и значение получаемого эффекта (спрос и прибыль) сведем в таблицу 1.
Также будем следить за значением остатка денежных средств на конец месяца.
Таблица 3. Реализация продукции по месяцам
Месяц | Цена, руб. | Качество продукции | Расходы на рекламу, руб. | Ставка комиссионного процента, % | Спрос на продукцию, ед. |
1.46 | |||||
1.46 | |||||
1.46 | |||||
1.46 | |||||
1.46 | |||||
1.46 | |||||
1.46 | |||||
1.46 | |||||
1.46 | |||||
1.46 | |||||
1.46 | |||||
1.46 |
По окончанию каждого квартала выплачивались дивиденды из чистой прибыли. Так, прибыль за год составила 115 000 руб. Выплатим дивиденды в январе размере в отношении на акцию 1.15 руб.
Рис. 10. Выплата дивидендов в январе 2001г.
ОТЧЕТ НА КОНЕЦ ИГРЫ
Рис. 11. ОТЧЕТЫ: сводный отчет (финансы)
Рис. 12. ОТЧЕТЫ: сводный отчет (сбыт)
Рис. 13. ОТЧЕТЫ: сводный отчет (производство)
Рис. 14. Рейтинг
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
В рамках пройденного курса «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс» провести анализ следующих компонентов игры:
1. Анализ капитала.
2. Анализ фактических инвестиций.
3. Анализ хозяйственной деятельности.
4. Банкротство компании.
5. Бухгалтерская стоимость акций.
6. Внутренняя норма доходности.
7. Рейтинг и главные показатели эффективности.
8. Дивиденды и дивидендная политика.
9. Депозиты и депозитная политика.
10. Доходность акций.
11. Изношенность оборудования и порядок его списания.
12. Инвестиционная оценка акций.
13. Покупка и продажа акций сторонних организаций.
14. Эмиссия акций.
15. Себестоимость и методы ее регулирования.
16. Прогноз денежного потока.
17. Показатели ликвидности.
18. Показатели оборачиваемости.
19. Показатели рентабельности.
20. Показатели рыночной активности.
21. Показатели финансовой устойчивости.
22. Показатели эффективности инвестиционных проектов.
23. Факторы, влияющие на качество производимой продукции.
24. Факторы стимулирующие сбыт готовой продукции.
25. Основные виды стратегий развития предприятия.
26. Управленческая отчетность.
27. Формула Дюпона и индекс Альтмана.
28. Чистая прибыль и способы ее максимизации.
29. Рентабельность капитала и способы ее максимизации.
30. Рыночная стоимость акций и способы ее максимизации.
31. Покупка и продажа сырья.