Расчет базовой рентабельности, тыс. руб.
Показатели | Итоги за 9 мес. | План за IV кв. | Ожидаемое выполнение за текущий год |
1. Сравнимая товарная продукция истекшего года: а) по действующим ценам (без НДСи акцизов); б) по полной себестоимости | 1200 800 | 450 310 | 1650 1110 |
2. Прибыль на объем сравнимой товарной продукции (а - б) | |||
3. Поправки к сумме прибыли в связи с изменениями цен за время с начала года до даты изменения | — | +20,0 | +20,0 |
4. Прибыль, принимаемая за базу (стр. 2 + стр. 3) | |||
5. Базовая рентабельность, % (стр. 4/стр. 16)-100 | 50,0 | 51,61 | 50,45 |
Для того чтобы определить влияние на прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте выпускаемых изделий, необходимо рассчитать средний уровень рентабельности продукции при структуре выпуска изделий отчетного года и средний уровень рентабельности изделий при структуре выпуска планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за изменений ассортимента. Чтобы исключить влияние изменений самого показателя рентабельности на прибыль, его следует принять в обоих случаях на одинаковом уровне — либо планового, либо отчетного года. Приведем пример расчета в табл. 6.8.
Таблица 6.8
Вид продукции | Средняя рентабельность при структуре ассортимента отчетного года, % | Средняя рентабельность при структуре ассортимента планового года, % | ||||
Удельный вес в общем объеме | Рентабельность, | Коэффициент (гр. 2 х х гр. 3): | Удельный вес в общем объеме | Рентабельность, | Коэффициент (гр. 5 х х гр. 6): | |
сравнимой продукции | % | :100 | сравнимой продукции | % | : 100 | |
А | 10,5 | 10,5 | ||||
В | 6,25 | 5,75 | ||||
С | 18,9 | 19,74 | ||||
Итого | 35,65 | 35,99 |
Как видно из таблицы, средняя рентабельность в плановом году увеличивается по сравнению с отчетным на 0,34 % (35,99 - 35,65). Таким образом, изменение структуры товарной продукции в плановом году будет способствовать увеличению суммы прибыли на 4,15 тыс. руб. (1221-0,0034).
На размер плановой прибыли влияет также изменение цен в плановом периоде. Если цены снижаются или увеличиваются, предполагаемый процент снижения или увеличения следует исчислять от объема соответствующей продукции. Предположим, что отпускные цены с 1 января планового года предполагается увеличить на 10 %. Если планируемый выпуск товарной продукции, исчисленный в ценах базового периода, составит 2015 тыс. руб., то будет получено прибыли только за счет этого фактора на сумму 201,5 тыс. руб. (2015-0,1).
5. Для сводного расчета необходимо учесть прибыль в переходящих остатках готовой продукции на начало планового года — 180 тыс. руб. и на конец планового года — 240 тыс. руб.
6. Составляем сводный расчет прибыли по товарной продукции на плановый период (год) путем суммирования полученных аналитическим методом результатов (табл. 6.9).
Таблица 6.9
Сводный расчет прибыли от реализации товарной продукции на планируемый период, тыс. руб.
№ п/п | Показатель | Сумма |
Прибыль по сравнимой товарной продукции исходя из базовой рентабельности | ||
Влияние факторов, не учтенных в базовой рентабельности: а) снижение прибыли от повышения себестоимости сравнимой товарной продукции б) увеличение прибыли в результате изменения структуры выпускаемой продукции в) увеличение прибыли в связи с повышением отпускных цен | -420 4,15 201,5 | |
Прибыль на весь объем сравнимой товарной продукции (стр. 1 - стр. 2а + стр. 26 + стр. 2в) | 401,65 | |
Прибыль в переходящих остатках готовой продукции на начало планового года | ||
Прибыль в переходящих остатках готовой продукции на конец планового периода | ||
Прибыль по несравнимой товарной продукции в плановом году | ||
Плановая прибыль от продаж (стр. 3 + стр. 4 - стр. 5 + стр. 6) | 391,65 |
Для исчисления общей прибыли по предприятию кроме прибыли от реализации товарной продукции рассчитываются результаты по операционной деятельности и от внереализационных операций.
К аналитическому методу относится также планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции.
В данном случае прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой) по следующей формуле:
Пв = Т • (100 - 3) / 100,
где Пв — прибыль от выпуска товарной продукции; Т — выпуск товарной продукции в ценах реализации в планируемом периоде (году); 3 — затраты на 1 руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации, руб.
За базу расчета при таком методе планирования принимаются затраты на рубль товарной продукции, сложившиеся за отчетный период (год), которые корректируются с учетом предполагаемых изменений в планируемом периоде (году) стоимости потребляемых производственных ресурсов. Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках нереализованной продукции.
Рассмотрим пример. Выпуск товарной продукции на предприятии в отпускных ценах предусмотрен на планируемый год в объеме 1250 тыс. руб. Затраты на рубль товарной продукции за отчетный год сложились в размере 93,75 коп. Определите плановую величину прибыли товарного выпуска продукции на основе показателя затрат на рубль товарной продукции.
Как следует из условия, прибыль на каждый рубль выпуска товарной продукции в оптовых ценах предприятия составит 6,25 коп. (100 — 93,75). Сумма прибыли от выпуска товарной продукции составит Пв = 1 250 000 • (100 - 93,75): 100 = 78 125 руб.
Метод совмещенного расчета при планировании прибыли рационально сочетает метод прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода планирования прибыли посредством использования процента базовой рентабельности и учета влияния важнейших факторов роста прибыли в планируемом периоде. Условием его применения является небольшой ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции.
Нормативный метод. Здесь величина прибыли в планируемом периоде определяется на основе установленного предприятием единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию (без учета входных и выходных ее остатков на начало и конец расчетного периода). Нормативный метод применяется при планировании прибыли на предприятиях и в организациях, где прибыль рассчитывается в твердом проценте от годового объема работ в сметных ценах или суммы прямых и накладных расходов.
Нормативный метод планирования прибыли целесообразно использовать на предприятиях некоторых отраслей, производящих однородную продукцию или использующих единую технологию. При расчете рентабельности здесь исходят из уровня этого показателя, сложившегося на однотипных группах предприятий за последние два—три года.
Метод, основанный на использовании элементов операционного (маржинального) анализа. В общем виде сумма планируемой величины прибыли на основе анализа безубыточности определяется по следующей формуле:
TK(EBIT) = 2lPiQi-a.Q.-F,
i=\
где Ti(EBIT) — прибыль до уплаты процентов и налогов; Р. — цена /-го изделия (продукта); д;. — удельные переменные издержки; Q. — количество произведенного и реализованного /-го продукта; F — совокупные постоянные издержки на весь выпуск продукции.
Вместе с тем процесс планирования прибыли на предприятии не заканчивается определением ее суммы на предстоящий период, а продолжается путем ее корректировки при изменении экономических ситуаций. Границей маневрирования в управленческих решениях служит порог окупаемости затрат (точка безубыточности), методика определения которой будет изложена ниже в этой главе. После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага. Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более интенсивному (сильному) изменению прибыли, что обусловлено неодинаковым характером воздействия условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага, и наоборот.
Эффект (сила воздействия) операционного рычага (ЭОР) рассчитывается по следующей формуле:
Выручка от продаж — Переменные затраты Прибыль от реализации продукции
Пусть, к примеру, показатель эффекта операционного рычага равен 1,5, а объем продаж возрастает в планируемом периоде на 4 %; тогда можно заранее определить, что прибыль увеличится на 6 % (1,5 • 4). В случае снижения объема продаж на 8 % прибыль уменьшится на 12 % (1,5 • 8). Тем самым, изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами, предприятие может воздействовать на оптимизацию величины прибыли.