Тема 16. Денежный оборот и система расчетов на предприятии

Вопросы

1. Денежный оборот на предприятии

2. Принципы организации безналичных расчетов.

3. Формы безналичных расчетов.

1. Денежный оборот на предприятии

Платежные операции могут осуществляться путем наличных и безналичных расчетов – что составляет денежный оборот предприятия.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке составляет 100000 рублей.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Большинство расчетов между юридическими лицами осуществляется безналичным путем через учреждения банков.

Следует выделять "притоки" и "оттоки" денежных средств по основной (операционной) деятельности, инвестиционной и финансовой видам деятельности.

Виды деятельности Притоки денежных средств Оттоки денежных средств
1. Основная деятельность Выручка от реализации в текущем периоде; погашение дебиторской задолженности; авансы, полученные от покупателей; поступления от продажи продукции полученной по бартеру, и т.п. Платежи по счетам поставщиков и подрядчиков; выплата зарплаты; отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; уплата процентов по кредиту; отчисления на соц. сферу.
2.Инвестиционная деятельность Продажа основных средств и нематериальных активов; дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений; возврат инвестиций. Приобретение основных средств, нематериальных активов; капитальные вложения (прямые инвестиции в строительство), долгосрочные финансовые вложения.
3. Финансовая деятельность Краткосрочные кредиты и займы; долгосрочные кредиты и займы; поступления от эмиссии акций; целевое финансирование. Возврат краткосрочных кредитов, погашение займов; возврат долгосрочных кредитов, погашение займов; выплата дивидендов; погашение векселей.

2. Принципы организации безналичных расчетов.

Безналичные расчеты – это расчеты, совершаемые путем перевода банком средств по счетам клиентов, на основе платежных документов.

Основные принципы безналичных расчетов:

· Документальность

· Срочность

· Обеспеченность платежа

· Свобода выбора форм безналичных расчетов;

· Унификация платежных документов.

Расчетные документы действительны в течении 10 дней, не считая дня выписки. Исправления, помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.

3. Формы безналичных расчетов.

Безналичные расчеты между организациями могут осуществляться посредством: платежных требований, платежных поручений, аккредитивов, векселей, расчетов чеками, расчетов по инкассо. Порядок и сроки проведения расчетов, их формы регулируются Гражданским кодексом (ст.195-208 и глава 46 «Расчеты» - ст.861-885) и Положением ЦБ РФ «О безналичных расчетах в РФ».

Платежное поручениепредставляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия -- получателя средств в том же или другом одногородном или иногороднем учреждении банка.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой.

Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.

Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком.

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.

Вексель - это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные.

Вопросы для контрольной проверки

1. Что такое денежный оборот на предприятии?

2. Принципы организации безналичных расчетов.

3. Какие формы безналичных расчетов Вам известны?

Тема 17. Финансовое планирование на предприятии. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

Вопросы

1.Сущность и значение финансового планирования.

2.Перспективное финансовое планирование.

3.Текущее финансовое планирование (бюджетирование).

4.Оперативное финансовое планирование.

1. Сущность и значение финансового планирования

Финансовое планирование — процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.

Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы предприятия.

Основные задачи финансового планирования деятельности организации:

· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами оперативной, инвестиционной и финансовой деятельности;

· определение путей эффективного вложения капитала, степени рационального его использования;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

· установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

· контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия.

Принципы финансового планирования:

· Принцип соответствия состоит в том, что финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. В то же время для проведения модернизации основных средств следует привлекать долгосрочные источники финансирования.

· Принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах сводится к тому, что в планируемом балансе предприятия сумма оборотных средств должна превышать сумму краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать «слабо ликвидный» баланс.

· Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования иметь некоторый запас денежных средств для обеспечения надежной платежной дисциплины в случае, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж.

· Принцип рентабельности капиталовложений. Заемный капитал выгодно привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается положительное действие эффекта финансового рычага.

· Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.

· Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

· Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

· Принцип соответствия состоит в том, что финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. В то же время для проведения модернизации основных средств следует привлекать долгосрочные источники финансирования.

· Принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах сводится к тому, что в планируемом балансе предприятия сумма оборотных средств должна превышать сумму краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать «слабо ликвидный» баланс.

· Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования иметь некоторый запас денежных средств для обеспечения надежной платежной дисциплины в случае, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж.

· Принцип рентабельности капиталовложений. Заемный капитал выгодно привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается положительное действие эффекта финансового рычага.

· Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.

· Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

· Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

Финансовое планирование (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на:

1. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.

2. Текущее финансовое планирование (бюджетирование) рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущий финансовый план составляется на год.

3. Оперативное планирование — разработка и доведение до исполнителей бюджетов платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности (месяц, квартал, до года).

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей организации. В процессе перспективного планирования получают свое экономическое обоснование и уточнение установки, сделанные в стратегическом планировании.

Результатом перспективного планирования является разработка трех основных финансовых документов-прогнозов:

1) планового отчета о прибылях и убытках;

2) планового отчета о движении денежных средств;

3) прогноза баланса.

Основная цель построения этих документов — оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта на перспективу. Тем самым перспективный план может быть в значительной степени прогнозным, а расчеты — приобретать приближенный характер и отражать общую динамику процессов. При этом чем продолжительнее плановый период, тем больше финансовый план носит индикативный характер.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции), потребность в инвестиционных ресурсах, способы финансирования этих инвестиций. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года с разбивкой по годам с дальнейшей конкретизацией по кварталам и месяцам. Начинается прогнозирование объемов реализации с анализа сложившихся тенденций за ряд лет, причин тех или иных изменений. Следующим шагом в прогнозировании является оценка перспектив дальнейшего развития деловой активности предприятия с позиций сформированного портфеля заказов, структуры выпускаемой продукции и ее изменений, рынка сбыта, конкурентоспособности и финансовых возможностей предприятия. На этой основе и строится прогноз объемов реализации, точность которого имеет решающее значение, поскольку нереалистическая оценка продаж может привести к искажению остальных финансовых расчетов.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство.

На основе полученных данных разрабатывается прогнозный отчет о прибылях и убытках, который предоставляет следующие возможности: определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности; установить размер желаемой прибыли.

Далее разрабатывается план-прогноз движения денежных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения денежных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза позволяет повысить результативность управления денежными потоками.

Прогноз баланса на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и источников финансирования организации. Целью разработки прогноза баланса является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала.

Текущее финансовое планирование заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущий финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В то же время процесс текущего планирования осуществляется в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

В последнее время организациями все чаще применяется система бюджетирования деятельности структурных подразделений и организации в целом.

По оценкам специалистов, из-за того, что компании не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. Чтобы избежать этих потерь, необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать процедуры бюджетирования.

Бюджетирование — это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов, а с другой — технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

Основным объектом бюджетирования является бизнес. Не предприятие, а именно бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности. В одной компании может существовать несколько видов бизнеса. Бюджетирование позволяет управлять финансами как отдельного бизнеса, так и организации в целом.

Тема 16. Денежный оборот и система расчетов на предприятии - student2.ru

В целях организации бюджетирования рекомендуется создавать сквозную систему бюджетов:

1) Операционные бюджеты. В процессе их подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации. Операционные бюджеты состоят из:

· бюджета продаж;

· бюджета запасов готовой продукции;

· бюджета производства;

· бюджета прямых материальных затрат;

· бюджета прямых затрат на оплату труда;

· бюджета общепроизводственных расходов

· бюджета коммерческих расходов;

· бюджета управленческих расходов.

2)Финансовые (основные) бюджеты:

· бюджет движения денежных средств;

· бюджет доходов и расходов;

· расчетный баланс.

3) Вспомогательные бюджеты:

· план первоначальных капитальных затрат;

· кредитный или инвестиционный бюджет.

Оперативное финансовое планирование

Для контроля за выполнением плановых финансовых показателей, за поступлением и рациональном расходованием денежных средств в течение года предприятие использует оперативные финансовые планы, которые дополняют текущее планирование.

С помощью оперативных финансовых планов предприятие определяет объем финансовых ресурсов для обеспечения текущей производственно-финансовой деятельности, устанавливает последовательность и сроки осуществления отдельных финансовых операций с учетом наиболее эффективного маневрирования собственными и заемными средствами, осуществляет оперативный контроль за выполнением планов и обязательств по объему производства и реализации продукции, прибыли, платежам в бюджет, отчислениям довольствующим органам, расчетам с учреждением банка.

Оперативное финансовое планирование включает в себя составление:

  • платежного календаря;
  • кассового плана;
  • расчета потребности в краткосрочном кредите.

Платежный календарь является основой организации оперативной финансовой работы на предприятии. В этом документе подробно отражается оперативный денежный оборот через расчетные, текущие, валютные, ссудные и другие счета предприятия. Поступление и расходование средств планируется в конкретной последовательности по срокам, что позволяет своевременно производить расчеты, перечислять платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Платежный календарь составляется на очередной месяц с более подробной разбивкой содержащихся в нем сведений на короткие промежутки времени (как правило, на 15, 10, 5 дней). Сроки составления платежного календаря определяются исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия как в наличной, так и в безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками.

Составление платежного календаря начинается с его расходной части, в которой отражаются все срочные обязательства предприятия по платежам. Оперативное финансовое планирование заключается в установлении такого соотношения между доходами и расходами, при котором обеспечивалось бы их равенство или даже некоторое превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями. Такое возможное превышение будет свидетельствовать о платежеспособности предприятия в будущем. Если возникает дефицит в платежных средствах, то следует пересмотреть очередность по платежам, скорректировать план отгрузки продукции, принять меры по ускорению расчетов и изысканию дополнительных средств.

Платежный календарь позволяет контролировать расходование средств в случае возникновения финансовых затруднений. С его помощью уточняются показатели текущего финансового плана, контролируется исполнение смет затрат, выпуск продукции и ее реализация, финансовые результаты деятельности предприятия.

Кассовый план — это план оборота наличных денег предприятия, который необходим для контроля за их поступлением и расходованием. Он разрабатывается для планирования оборота наличных денег на квартал и представляется в учреждение банка, с которым у предприятия заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании.

Кассовый план обеспечивает своевременное получение наличных денег в банке и контроль за их использованием. При этом вводится норматив остатка наличных денег в кассе (лимиты), которые при необходимости могут пересматриваться. Наличность сверх установленных лимитов должна сдаваться в обслуживающие предприятие банки.

Вопросы для контрольной проверки

1. В чем заключается важность финансового планирования в организации?

2. Перечислите основные задачи финансового планирования.

3. Какие существуют виды финансового планирования?

4. Какие планы входят в состав перспективного планирования?

5. На какой период осуществляется текущее финансовое планирование?

6. Что является объектом бюджетирования?

7. Какие планы входят в состав оперативного планирования?

8. Какие факторы осложняют финансовое планирование в современных условиях?

Семенова Ирина Константиновна

Конспект лекций по дисциплине «Финансы организаций (предприятий)» » для студентов всех форм обучения специальности 080105 «Финансы и кредит».

Редактор: к.э.н., зав. кафедрой экономики и финансового менеджмента, бухгалтерского учета и аудита Н.В. Волкова

Технический редактор: специалист кафедры Л.Н. Никитина

План филиала СПбГИЭУ в г. Чебоксары 2011 г.

Подписано в печать ____________. Формат 60х84/16

Тираж ___________ экз.

Усл.печ.л. _______

Филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономического университет» в г. Чебоксары, Ядринское шоссе, д.3

Наши рекомендации