Органы управления финансами в РФ: перечень, характеристика. Особенности реформы государственного управления 2004г.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает органы законодательной и исполнительной власти. В Российской Федерации к ним относятся Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и другие).

Общая схема:

1) Правительство РФ

2) Министерство финансов РФ:

- Федеральная налоговая служба;

- Федеральное казначейство- является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

3) Министерство экономического развития РФ- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и т.д.:

- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом- является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом РФ;

- Федеральное агентство по государственным резервам- управление государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом;

- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

- Федеральная служба по аккредитации- осуществляет полномочия по аккредитации в установленной сфере деятельности, в том числе аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ и (или) оказания услуг в области единства измерений, контролю за деятельностью аккредитованных лиц, ведению реестров аккредитованных лиц, деклараций о соответствии, сертификатов соответствия, обеспечению органов по сертификации программным обеспечением и выдаче бланков сертификатов соответствия;

- Федеральная служба по интеллектуальной собственности- является правопреемником Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а также правопреемником Министерства юстиции Российской Федерации в части, касающейся правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений.

Федеральные службы под руководством Правительства РФ:

1. Федеральная служба государственной статистики- удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной статистической информации.

2. Федеральная антимонопольная служба;

3. Федеральная таможенная служба

4. Федеральная служба по тарифам

5. Федеральная служба по финансовым рынкам

Федеральная служба под руководством Президента РФ - Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Другие органы государственного управления финансами: Счетная палата РФ, ЦБ, ПФ, ФСС, ФФОМС, Главное контрольное управление Президента РФ.

Административная реформа 2004г:

Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Цели заявлены в Послании Президента Федеральному собранию- система государственных мер, ориентированных на реализацию обязанности государства создавать условия для развития экономических свобод, предоставлять населению качественные публичные услуги на основе нового построения исполнительной власти.

Распределение функций: нормотворческая функция возложена на Министерства, контрольно-надзорных функций - на федеральные службы, организационно-хозяйственных функций - на федеральные агентства.

Особенности подчинения: распределение фед. служб и агентств, подчиненных Президенту, министерствам и напрямую Правительству РФ.

Проблемы: разделение компетенций и полномочий, длительность процедур согласования, сложный процесс принятия решений.

Министерство финансов РФ: цели и задачи деятельности.

Постановление Правительства РФ №329 от 30.06.2004г. «О Министерстве финансов РФ».

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Полномочия:

- Организация исполнения федерального бюджета, установленные бюджетным законодательством РФ;

- Организация государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора;

- Представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Министерства или подведомственных ему федеральных служб.

- Осуществляет управление в установленном порядке средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

- Осуществляет управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации.

- Выполняет функции эмитента государственных ценных бумаг;

- Осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов.

Министр- Анто́н Ге́рманович Силуа́нов (с 16.12.2011г.).

9. Финансовая политика: понятие, задачи, содержание, структура. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики в 2010г.

Финансовая политика = совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Цель - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации государственных социально-экономических программ.

Типы финансовой политики:

1. Классическая:

- невмешательство государства;

- сохранение свободной конкуренции;

- использование рыночного механизма как главного регулятора экономики;

- минимизация гос. расходов;

- построение системы налогообложения на косвенных и поимущественных налогах.

2. Регулирующая:

- необходимость вмешательства государства в сферах: экономического роста и занятости, денежного обращения, валютного курса, социального обеспечения;

- применение гос.расходов, подоходного налога по прогрессивной ставке, гос.кредита.

3. Планово-директивная:

- прямое руководство всеми сферами экономики и соц. жизни;

- максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями гос.плана.

Финансовая стратегия - долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика - это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии.

Социально- экономическая политика определяет содержание финансовой политики, которая, в свою очередь, включает:

- бюджетную политику

- налоговую политику

- ценовую политику

- таможенную политику

- денежно-кредитную (эмиссионную) политику

- инвестиционную политику

- социальную политику.

10. Финансовое планирование и финансовое прогнозирование: сущность, основания, формы реализации. Современные подходы и методы финансового планирования при разработке среднесрочных финансовых планов.

Финансовое планирование- это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

Финансовые планы - это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность - сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

Все финансовые планы подразделяются на две группы - сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциации и др.) и территориальные. Индивидуальные - это финансовые планы отдельных предпринимательских структур.

По длительности действия различают:

- перспективные финансовые планы (на период больше 1 года);

- текущие (на 1 год);

- оперативные (на квартал, месяц).

Финансовое планирование основано на следующих принципах:

1) принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

2) предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются:

- метод экономико-математического моделирования;

- нормативный метод;

- балансовый метод (метод, обеспечивающий установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы с численностью персонала. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.);

- метод коэффициентов;

- метод экстраполяции и др.

Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Наши рекомендации