Критерий энергоэффективности арматуры
Проблема учета энергопотерь в регулирующей арматуре
В настоящее время в промышленности отсутствует подход к анализу энергопотерь при регулировании. Технологические потери, связанные с неудовлетворительной работой контуров регулирования и регулирующих клапанов, как на сырье, энергию и организационные потери пока на предприятиях не рассматриваются, хотя могут доходить до 2-5 %.
Для решения вопросов, связанных со снижением потерь энергоресурсов с 2009 года действует Федеральный закон 261-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". Программы повышения энергоэффективности проводятся в соответствии с законом об энергосбережении и «рекомендациями по проведению энергетических обследований организаций», утв. Приказом Минпромэнерго РФ №141 от 4 июля 2006 г.
В рамках этого закона действуют правила государственного регулирования тарифов на электроэнергию и тепловую энергию. Если ранее тарифы назначались на региональном уровне, то теперь формирование и утверждение тарифов и платы за услуги и отдельные статьи затрат рассчитываются на основании нормативов, утвержденных Минпромэнерго.
Энергоаудиторские компании в связи с выполнением этого закона проводят аудит и обоснование нормативов технологических потерь и экспертизу расчетов. В результате могут быть выявлены технологические потери на регулирование, связанные с регулирующей арматурой. На основании аудита предлагаются меры по снижению технологических потерь, что будет учтено при назначении тарифов. При этом необоснованные потери должны уменьшаться при выполнении мероприятий по снижению потерь. Соответственно, доля более высоких тарифов на необоснованные потери на планируемый период может быть уменьшена.
С работой систем регулирования и регулирующей арматуры, как правило, связаны два вида нормативов:
- удельный расход топлива и связанное с потреблением создание запасов топлива;
- технологические потери, включая обоснованные и необоснованные.
Проблема определения энергопотерь при регулировании может быть разделена на две части:
1. определение потерь в регулирующем органе АСУ ТП;
2. определение потерь в системах регулирования и гидравлической сети машин и аппаратов технологической установки.
Суммирование этих двух составляющих определит суммарные энергопотери в технологической установке и позволит в дальнейшем рассчитать обоснованные и необоснованные потери, удельный расход топлива и соответствующее разделение тарифов. Энероаудиторские компании получат в свое распоряжение сильную методику для выделения потерь, связанных с работой систем регулирования и разработки рекомендаций по их уменьшению.
Тенденция повышения энергоэффективности, хотя и теоретически обоснована, однако, инструментально достаточно плохо рассчитывается в связи с большим количеством действующих факторов ее расчет затруднен. Однако, эту тенденцию можно считать ведущей и в дальнейшем мы проведем оптимизацию по критерию точности регулирования и снижения потерь мощности при использовании выделенных нами шаровых кранов и дисковых затворов.
Обобщая наши рассуждения, можно сделать некоторые выводы:
ВЫВОДЫ
1. Замена клапанов, задвижек и шаровых кранов на дисковые (сегментные и эксцентриковые) затворы будет продолжаться.
2. В первую очередь она будет там, где требуется большая точность регулирования, компактность, малый вес и большая автоматизация.
3. Основой будет нахождение технико-экономических эффектов при более глубоком, чем сейчас анализе технологических схем.
4. Критерий энергоэффективности арматуры является достаточно новым, но перспективным к применению в связи с развитием рынка энергоаудита, бурным ростом энергоаудиторских компаний и требованиям о снижении энергопотерь на государственном уровне в соответствии с законом 261-ФЗ (ред. от 29.12.2014).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексный анализ эффективности дисковых затворов по отношению к шаровым кранам и в ряде случаев к задвижкам и клапанам позволил нам сделать вывод о том, что в перспективе они будут вытеснять и те, и другие. Для этого нам пришлось сравнить этот тип арматуры с другими по всем значимым на сегодняшний день критериям - от простых характеристик: веса и размеров и до легкости в эксплуатации, обслуживании и ремонте.
Выигрыш по всем направлениям, а не только по какому-то основному критерию и дает возможность достаточно новому типу арматуры завоевывать свое место под солнцем.
В долгосрочном плане, где сами критерии выбора часто меняются, одним из наиболее устойчивых остается выбор на основе закономерностей развития самой арматуры и следование ею закономерностям развития технических систем. Это в большей степени дает нам направляющую нить по сравнению с выбором на основе простого сравнения технических характеристик. Это надо учитывать при долгосрочном планировании эффективности работы арматуры в конкретных технологических установках или дальнем прогнозировании ее развития.
Таким образом, комплексный подход к выбору арматуры на основе наиболее важных для потребителя характеристик дает нам более полную картину применимости того или иного типа арматуры и обусловливает объективность выбора.