После 1945 года: в поисках равновесия макроэкономических проблем
В 1945 году, в мире, претерпевшем еще более ужасающие разрушения, чем от войны 1914—1918 годов, предстояло воссоздать всю экономику. Основные направления усилий экономической дипломатии, разработанные ею правила и новая организационная структура, которую она помогала создавать, стали плодами уроков, извлеченных из ее собственных неудач меж-
военного периода. Эта долгая эпоха, длившаяся до самого конца столетия, еще слишком жива в памяти, чтобы описывать ее во всех подробностях, но она настолько изобилует событиями в области экономической дипломатии, что невозможно не напомнить здесь главные ее этапы. Среди неизменных ее признаков необходимо отметить упорное стремление к либерализации экономического и финансового обмена, подкрепленное с 80-х годов общей политикой отмены ограничений. Меры в этом направлении в каждой стране следовали собственным традициям, но последствия их сказывались на всех остальных, что являлось одним из признаков глобализации мировой экономики, о которой ныне столько говорится и которая стала одним из главных направлений усилий экономической дипломатии. С точки зрения проблем, порожденных определенными обстоятельствами, три заслуживают особого внимания, ввиду их влияния на идеологию и деятельность экономической дипломатии: это — международная валютная система, экономическая отсталость и обеспечение нефтью.
Уроки межвоенного периода не были забыты в 1945 году. Более всего запомнилась необходимость международного сотрудничества, усиливавшаяся по мере того, как функционирование экономики разных стран делало все более отчетливой мысль об их растущей взаимозависимости и необходимости проявления солидарности. Размышления об экономическом развитии все более перемещались на глобальный уровень с использованием таких макроэкономических терминов как конкурентоспособность, занятость или валовый национальный продукт, опираясь на данные национальных счетов, изучая таблицы межотраслевого обмена и подчеркивая важность структурных факторов. Точно так же зрело сознание, что экономическая дипломатия должна действовать в мировом масштабе, что предметом ее является не только обеспечение экономического равновесия во всем мире, не просто обмен торговыми уступками, а организация управляемого экономического роста. Стало понятно, что такая задача не под силу какой-то одной стране. Первым значительным событием с этой точки зрения явилось условие, выдвинутое США, когда они приступили к претворению в жизнь плана Маршалла, чтобы европейские страны организовались для его осуществления, координировали национальные программы, отобрали значимые проекты, распределили средства. Все это явилось основой создания Организации Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), превратившейся в 1961 году в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Второй урок неудач 30-х годов: пагубное воздействие протекционистских барьеров, особенно количественных ограничений, не прошло бесследно. Введенные в ту пору многочисленные ограничения на границах привели к сокращению товарообмена, росту цен, излишней регламентации экономики, что, впрочем, не ограждало ее от различных негативных внешних шоков. Протекционизм не только углубил депрессию, но и породил противоречия и разрушительное соперничество между странами. Во всяком случае, он не стал мотором экономического роста и, следовательно, не годился для экономической ситуации послевоенного периода. Выбор в пользу свободной торговли сопровождался отказом от двусторонних отношений, которые, как оказалось, тоже не способствовали развитию экономического сотрудничества, ибо вели к возведению пограничных барьеров. Отказ от дискриминации естественно завершился возвратом к режиму наибольшего благоприятствования, который лег в основу механизма ГАТТ.
Третий урок был извлечен из опыта функционирования валютной системы. В 1945 году колебание курсов валют было сочтено неудачным решением, а фиксированные обменные курсы — ненадежным выходом из положения в отсутствие кредитора в последней инстанции. Те, кто создавал систему Брет-тон-вудских институтов, не забыли этого урока и потому начали строить ее на паритетах, определявшихся их твердым соотношением с золотом и долларом. МВФ должен был обеспечивать международную ликвидность, в то время, как господствовавшая в мире экономика США обеспечивала прочность привязки к золоту, гарантируя обратимость своей валюты в золото. Таким образом появилась возможность воспользоваться преимуществами устойчивости и дисциплинирующего влияния золотого стандарта, избегнув вместе с тем его слепого применения в любых обстоятельствах, что порождало дефляционные явления, которые, как полагают, лежали в основе несчастий межвоенных лет, начиная с безработицы и кончая неусыпным контролем за внешней торговлей. Такая система закрепила превосходство США, чья мощь возросла за годы войны (около двух третей мировой экономики), но в отличие от того, что происходило двадцать пять лет тому назад, они теперь ясно сознавали свою ответственность. Начиналось все со скрипом, потому что из-за острой нехватки долларов возникли проблемы с ликвидностью, а неконвертируемость многих валют также мешала исправной работе механизма созданного в Бреттон-Вудс. После 1958 года эти трудности были преодолены, и мировая экономика вступила в пору спокойствия, длившуюся тринадцать лет.
Четвертый урок связан с финансовыми потребностями послевоенных лет, а именно с нуждами восстановления и развития. Положение сложилось чрезвычайное, и требовало средств чрезвычайных. Трудностей с взаимной задолженностью стран-союзниц по поводу договоров ленд-лиза не возникло, ибо расходы на пребывание американских войск в Европе покрыли значительную часть американских кредитов (составивших целых 50 млрд долларов!). Соединенные Штаты оказали щедрую финансовую помощь в соответствии с планом Маршалла, предусматривавшем в значительной мере, безвозмездные ссуды, передаваемые для нужд восстановления Европы, содействовал этому процессу также и Международный Банк реконструкции и развития (МБРР, чаще, впрочем, именуемый Всемирным Банком), созданный в Бреттон-Вудс. Этот комплекс международных экономических институтов, который был дополнен позднее, (ограничимся перечислением наиболее существенных) секретариатом ГАТТ и Конференцией Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), разительно не похож на то, что существовало прежде, когда не удалось создать постоянных учреждений, образующих ядро всемирной экономической системы, если не считать Банка международных расчетов (БМР), учреждение преимущественно техническое, призванное избавить от политической окраски переводы капиталов по репарациям (но и вместе с тем учреждение превосходное, ибо и теперь еще, долгое время спустя после прекращения репараций, оно неизменно доказывает свою полезность в качестве диспетчерского центра в отношениях между эмиссионными банками).
Пятый урок заключается в том, что побежденных не следует уничтожать экономически. Германия быстро включилась в европейское содружество, тем более, что холодная война вынудила западный мир к сплочению, и стала одной из стран, более всего выгадавших от плана Маршалла. Поставив свою подпись под соглашением о создании Европейского объединения угля и стали, она, всего через шесть лет после своего поражения, стала одним из основателей объединенной Европы. Восстановление японской экономики происходило медленнее из-за потери ее исконных рынков сбыта в Азии, в частности, в Китае, но победители не обошли помощью и Японию: в начале 1949 года США тратили на эту помощь более миллиона долларов в день.
Кроме этого перечня ошибок, которые не следует повторять, новое поколение получило в наследство от 30-х годов и в качестве воспоминаний о кризисе, неверие во вмешательство государства посредством антициклических мер, в его роль при перераспределении доходов, и в надежность регулирования
экономики через спрос, то есть в идеи Кейнса, развитые и вульгаризированные его учениками, на чьих теоретических построениях основывалась экономическая политика первых послевоенных десятилетий. Но через тридцать лет восторжествовала противоположная доктрина, и отныне экономическая дипломатия бдительно ограничивала вмешательство государства строго необходимыми пределами, дабы обеспечить бесперебойное функционирование рынков, наипервейшим исходным условием которого является свобода товарообмена и движения капиталов.
Действительно, либерализация движения товаров и капиталов стала наиболее заметной тенденцией международной экономической политики послевоенных лет, и она настойчиво претворялась в жизнь. Вопреки превратностям экономической конъюнктуры и политики, она неуклонно набирала силу и, следовательно, мобилизовала значительную часть арсенала средств экономической дипломатии.
Первым рычагом либерализации стала Организация Европейского Экономического Сотрудничества, взявшаяся за поэтапное устранение количественных ограничений и иных препон для торговли товарами и услугами. Сначала необходимо было покончить с контингентированием, на что потребовалось целых 12 лет, потраченных на разработку кодексов и обязательств по их внедрению, на определение целей и сроков. Когда в 1961 году ОЕЭС превратилась в ОЭСР, лишь 5% товаров (преимущественно сельскохозяйственных) все еще подлежали контингентированию.
В сфере валютного обмена в 1950 году была введена система многосторонних платежей (Европейский платежный союз), а затем и конвертируемость денежных единиц, которая начала применяться с 1950 года при совершении текущих операций и через десяток лет доказала свою эффективность (в 1958 году в отношении франка, в 1964 году при операциях с йеной), но пока еще в большинстве стран в рамках валютного контроля. В 1961 году, опираясь на достигнутые успехи, кодексы либерализации финансовых операций и снятие ограничений на невидимые операции, закрепили этот процесс и наметили способы устранения еще сохранявшегося контроля над движением капиталов и введения конвертируемости на операции резидентов. В 1984 году был введен кодекс и на основные аспекты права на учреждение фирм. В каждой стране были определены свои сроки вступления в силу этих кодексов. В рамках Европейского сообщества были установлены твердые сроки. Полная свобода движения капиталов как внутри Сообщества, так и вне его,
была введена 1 июля 1990 года. Франция отменила у себя валютный контроль в 1987—1988 годах.
Основное из того, что еще оставалось сделать в области торговли, было реализовано под эгидой Генерального соглашения о тарифах и торговле, ибо в 1948 году члены ОЕЭС решили возложить на него ведение переговоров о таможенных пошлинах именно потому, что глобализация экономики делала все более насущной необходимость того, чтобы операторы придерживались общепринятых правил. В конечном счете, выбор в пользу свободного товарообмена более не оспаривался в принципе международными организациями. Из года в год и от одного раунда переговоров до другого в ГАТТ обозначалась тенденция к большей свободе и прозрачности международного товарообмена. Сохранение там и сям настроений, враждебных свободному товарообмену, например, в США или других странах (во Франции в том числе) не изменило позицию правительств, как не повлияли на нее и труды некоторых исповедовавших особое мнение авторов (в частности, Джимми Голдс-мита, Р. Надера, Тима Ланга и Колина Хайнза)1, которые ратовали за возвращение к некоторым мерам протекционистской защиты.
В действительности, на известном уровне интернационализации экономики таможенные барьеры становятся бесполезны. Защита внутреннего рынка перестает оправдывать себя, когда на него приходится лишь меньшая часть оборота предприятий, а на третьих рынках идет свободная конкуренция (если только не начинается торговая война, но тогда в проигрыше остаются все). То, что предприятия, закрепившиеся на защищенном рынке, выиграют в своей части этого защищенного рынка, их более конкурентоспособные иностранные соперники (которых уже нельзя совсем не пускать туда) наверстывают в виде более солидных прибылей. На протяжении длительного времени в видах деятельности, осуществлявшихся на международном уровне, а число их росло по мере того, как выход на международный уровень становился одним из условий экономического роста, свобода товарообмена становилась непреодолимой силой — оставалось лишь правильно сориентировать ее, а это уже было по части экономической дипломатии.
1 Goldsmith J. Le piege. Entretiens avec Yves Messarovitch. Paris: Fixot, 1994; Naderet et al. The case against free trade: GATT, NAFTA and the globalisation of corporate power. San Francisco: Earth Island, 1994; Lang Т., Hines C. The new protectionism; protecting the future against free trade. London: Earthscan, 1993.
С 1947 no 1994 год в рамках ГАТТ было проведено восемь раундов переговоров, каждый из которых дал возможность продвинуться вперед в снятии ограничений на товарообмен. На первых порах договорились, например, о значительном снижении тарифов, затем приступили к повсеместному устранению нетарифных барьеров (НТВ), таких, как стандарты или санитарные нормы, к составлению кодексов поведения в сферах, могущих повредить свободе товарообмена либо свободным проявлениям конкурентной борьбы, например, демпингу, защитным оговоркам или субсидированию, определили правила осуществления деятельности особого рода, например, государственных закупок или продажи самолетов. Были включены, наконец, в сферу переговоров виды деятельности, которые до того времени оставались в стороне, например, сельское хозяйство, услуги или капиталовложения (ими занялись лишь на последнем раунде переговоров, так называемом Уругвайском). Поскольку среди многих тем, еще не обсуждавшихся, следовало бы обратить внимание на такие, как приведение к общему знаменателю политики разных стран в сфере конкуренции, использования девальвации в целях конкуренции, или социального демпинга, коль скоро то и дело появлялись все новые виды протекционистской защиты, нетрудно догадаться, что повестка дня ВТО (Всемирной Торговой Организации), сменившей ГАТТ в 1994 году, далеко не исчерпана.
Всего этого удалось добиться, хотя решения принимались при условии единодушия без каких бы то ни было скидок на относительное значение разных стран в мировом товарообмене, как это делается в МВФ или во Всемирном Банке, что свидетельствует как о налаженности этого переговорного процесса, так и о силе движения в поддержку снятия ограничений с товарообмена и оправдывает в то же время ее главенствующее положение во внешней политике и ее дипломатических проявлениях. Более того, принятые правила в целом соблюдались, не считая некоторых возвратов к прошлому и кое-каких отходов от договоренностей. Возвратов к прошлому, то есть восстановления контроля, было всего четыре, во Франции с 1956 по 1959 год, затем в 1968—1969 годах, в Канаде в 1962 году, наконец, в Великобритании с 1964 по 1966 год. Введение контроля вызвало дискуссии, которые сопровождались трениями по поводу гарантий их кратковременности и с целью избежать ответных мер. Введение в 1971 году Соединенными Штатами, за которыми последовали Великобритания и Канада, дополнительного 10%-ного налога на все импортные готовые изделия, а также некоторые меры избирательного ограничения импорта в Великобритании (ткани и одежда из Испании и Португалии,
обувь из восточной Европы), принятые в 1975 году правительством Вильсона, могут дополнить и завершить этот перечень. Действительно, после 1976 года к вопросу о свободе товарообмена более не возвращались. Нарушения введенного режима приходятся в основном на период 70—80-х годов и касаются тех немногих отраслей, которые испытывали трудности, главным образом, речь идет о производстве стали и судостроении. США, например, выдвинули перед своими поставщиками стали целый ряд требований: то контингентирование, то повышение таможенных пошлин, то минимальные цены, то договоры о добровольном ограничении экспорта, а иной раз дела о субсидиях и недобросовестной конкуренции или угроза односторонних санкций на основании статьи 301 либо дополнительной 301 Закона о Торговле. Европейское сообщество старалось добиться того же. Япония использовала возможности налогового режима, причем все это зачастую граничило с нарушением правил ГАТТ. Эти возвраты вспять и нарушения были вызваны критическими обстоятельствами, причем первые были ограничены во времени, а вторые — определенными секторами экономики. Во всем же остальном, то есть по огромному большинству товаров возврат к протекционизму стал невозможен.
Начиная с 80-х годов дерегулирование поддерживало свободу товарообмена и способствовало ее расширению. Обе эти тенденции имели общую направленность, поскольку вели к большей свободе в совершении экономических операций, избавляя их от лишних пут, сводя ограничения к строго необходимому минимуму для бесперебойного функционированию рынка (правила рекламы, гласности и честности сделок, контроль над монополиями), к уважению общественных интересов (например, в отношении безопасности, здравоохранения или защиты природной среды), что побуждало к критическому пересмотру всех ограничений в направлении смягчения их требований. И в том, и в другом случае целью было устранение препятствий для полного проявления законов конкуренции. Здесь заметно влияние политических деятелей, в первом ряду которых стоят Маргарет Тетчер, пришедшая к власти в 1979 году, и Рональд Рейган, избранный на следующий год, но также и экономисты, вышедшие на авансцену после Кейнса и начавшие ратовать за политику регулирования предложения вместо политики регулирования спроса и за поддержку экономического подъема с помощью конкуренции, а не через использование налоговой системы, крупномасштабных общественных работ или перераспределение доходов. Движимая теми же устремлениями, политика дерегулирования по сути тесно связана с устранением таможенных заслонов и всякого рода проверок на границах. И в
самом деле, конкуренция и свобода денежного обращения делали бесполезной регламентацию, создававшую ограничения лишь в некоторых странах. Те, кто не приняли бы их, обрекли свою страну на изоляцию, так и не добившись желаемого, ибо их обошли бы операторы, которые устроились бы в других местах, чтобы работать, вкладывать капиталы и искать союзников. Итак, стоит какой-либо стране отменить ограничения, она оказывается во власти движущих сил, которым лучше не противиться, если не хочешь остаться на обочине. Кроме того, дерегулирование распространяется быстро, и на каждую страну оказывается мощное давление, заставляющее ее примкнуть к общепринятым нормам, ибо конкуренция между государствами происходит также и на институциональной основе. Можно предположить, что этого выстраивания в шеренгу избегнут лишь сферы, которым суждено еще долгое время оставаться сугубо национальными, такие, как трудовое законодательство или необходимость обеспечивать общественный интерес при предоставлении концессии на государственные услуги — в этих сферах своеобразные особенности могут сохраняться еще какое-то время и в известных пределах.
Если регламентация была упразднена прежде всего во внешних связях (например, отмена валютного контроля, распространившаяся и на иностранные капиталовложения), довольно скоро это коснулось и положений, некогда относившихся к внутренней сфере, а теперь имевших и международные последствия либо потому, что отражались на конкурентоспособности (это относилось к налогообложению, финансированию социальной защиты и регламентации цен), либо в силу их несовместимости с утвердившимися во всем мире принципами повсеместного открытия рынков и свободной конкуренции (например, государственные монополии и государственные предприятия в конкурентном секторе), либо в связи с тем, что в последнее время им было найдено применение в международном масштабе, что относится, в частности, к воздушным (но также и наземным) перевозкам, передаче электрической энергии, телекоммуникациям и, разумеется, к большому числу финансовых операций, что ставит под вопрос статус занятых в этих сферах посредников. Этот, далеко не полный, перечень показывает, что лишь весьма немногочисленные сферы деятельности можно регламентировать, не затронув международных аспектов этой деятельности. Уже сегодня при разработке политики налогообложения компаний следует сообразовываться не столько с платежеспособностью предприятий, с которых взимаются ныне налоги, сколько с их сильными или слабыми сторонами по сравнению с иностранными структурами, а от
этого может меняться размещение их отделений. Даже при обложении недвижимости (не поддающейся дроблению) и лиц (столь же мало ему поддающихся) нельзя пренебрегать выводами, которые извлекут из него иностранные вкладчики капитала в своих расчетах, выбирая место для размещения своих будущих проектов.
Такая национальная политика отмены регламентации, сочетающаяся не только со всеобщей либерализацией, но также и с принципами, ныне повсеместно принятыми среди великого множества основополагающих правил, насаждаемых ГАТТ и ВТО, которыми предусматривается отказ от дискриминации и применение национального принципа, ведет к небывалой открытости рынков для международной конкуренции. Движение в этом направлении иногда поощряется либо организуется и на межгосударственном уровне, что происходит, в частности, в Европейском союзе во имя объединения внутреннего рынка и соблюдения правил конкуренции. В других случаях на него оказывают дипломатическое давление, например, США в области воздушных перевозок, добиваясь заключения так называемых договоров «открытого неба», предлагая в обмен на предоставление права полетов над территорией стран Союза, являющееся прерогативой верховной власти, разрешения, в которых нуждаются европейские воздушные компании для улучшения сотрудничества с заокеанскими партнерами (Люфтганза с Юнайтед, КЛМ с Нортвест, Бритиш Эруейз с Континентал Эр-лайнз, Эр Франс с Дельта и Континентал), или в области телекоммуникаций, ставя одобрение ими партнерских альянсов, дающее иностранным операторам право появления на территории США, в зависимость от столь же благожелательного отношения в этих странах к американским фирмам. Наконец, в некоторых случаях эта тенденция естественным образом испытывает влияние технического прогресса: из-за внедрения электронных бирж исчезают национальные биржи, использование спутников делает все более бесполезным национальные регламентации в области телекоммуникаций, операторов телевидения и рекламы в СМИ. Так, иностранные банки вторглись в храм британских финансов, Сити, однако, несмотря на то, что многие маклеры и так называемые двойные игроки либо исчезли, либо попали под иностранный контроль, как, впрочем, и некоторые прославленные деловые банки (Бэрингс, Морган Гренфелл), Лондон как центр мировых финансов лишь упрочил свое положение.
Дерегулирование, представляющее собой отказ от любых правил ради высвобождения экономических сил, не следует путать с дерегламентацией, о которой только что шла речь и ко-
торая означает ослабление законов и регламентов государств. В сущности, ревнители полного и безоговорочного дерегулирования крайне редки: в мире, где пространство сжалось1, общественная жизнь не может обходиться без правил, хотя бы ради сохранения свободы. Необходимо, например, гарантировать подлинную открытость рынков, честность сделок, добросовестность рекламных объявлений. Дерегулирование может, таким образом, применяться со всей строгостью лишь к излишним правилам, тем, которые создают ненужные трудности либо способствуют сохранению островков таможенных препон импорту. Из других, полезных правил, не все устанавливаются государствами, поскольку служат дерегламентации, а посему передаются либо наверх, то есть международным организациям (ВТО, например) или политической власти континентального уровня (образцом может служить Европейский союз), либо вниз, на уровень независимых агентств (в число которых входит большинство биржевых учреждений) или децентрализованных общественных образований в масштабе государств или регионов. Во всех этих случаях экономической дипломатии есть, чем заняться: именно она содействует в направлении вверх разработке международных правил, а внизу ее задача заключается в том, чтобы совместить международные обязательства, ответственность за которые лежит на ней, с положениями, провозглашенными организациями по регулированию или управлению, которым в каждой стране были переданы известные полномочия. Чего бы стоили, например, международные обязательства по беспрепятственному доступу всех желающих к средствам воздушного транспорта, если бы лица, ведающие площадью аэропортов, не распределяли беспристрастно время пользования ею?
Международная валютная система, учрежденная в Бреттон Вудс, начала обнаруживать спустя двадцать лет после ее введения в действие признаки слабости по мере того, как превосходство США становилось все менее явным, и, как следствие этого, им становилось все труднее, да и желания оставалось все меньше, служить ядром системы. К середине 60-х годов обнаружилось уменьшение их конкурентоспособности, увеличение дефицита платежного баланса (первые признаки чего появились еще в 1951 году), разбухание зарубежных долларовых авуаров и, как следствие, растущее недоверие к американской валюте, сопровождавшееся резким сокращением золотого запа-
1 Как великолепно выразился Заки Лаиди в статье «Глобализация или радикализация неуверенности», помещенной в мартовском номере журнала «Этюд» за март 1997 год.
са США. В то же время некоторые уже стали оспаривать роль доллара. Такие люди, как Жак Рюефф, например, обратили внимание на то, что Соединенные Штаты пользуются значительным преимуществом, потому что, благодаря статусу доллара как резервной валюты, их долги перед другими странами мира рассматриваются центральными банками этих стран на правах наличности и могут, таким образом, расти до бесконечности, не требуя возвращения. Но коль скоро эта наличность представляет собой оплачиваемые депозиты, она приводит в действие механизм инфляции, поскольку не предусматривает санкций на США при возникновении дефицита их внешних расчетов. Этот механизм неизбежно приводит к потере доверия к ценности американской валюты, несмотря на искусственную поддержку ее западными странами, основавшими в 1961 году золотой пул. В конечном счете система саморазрушилась. В итоге степень свободы движения капиталов, становится несовместимой с системой фиксированных обменных курсов, не подкрепленной подлинной координацией экономической политики ведущих государств.
Итак, чудесная послевоенная структура развалилась на рубеже 60-х и 70-х годов. В 1968 году на Вашингтонской конференции был введен двойной курс доллара и ограничена конвертируемость доллара в золото для центральных банков. 15 августа 1971 года президент Никсон отменил конвертируемость долларов в золото. В 1976 году участники конференции на Ямайке подвели итоги, отметив отступление от фиксированных паритетов и введение гибких курсов всех денежных единиц. Однако ничего не было предложено взамен, так что в продолжение тринадцати лет, вплоть до подписания договоров в Плаза, сохранялся бесконтрольный колеблющийся курс валют. При этом США не обнаруживали интереса к курсу собственной валюты, предоставив рынку устанавливать паритеты. Вопреки выражавшимся в то время опасениям, отсутствие какого-либо порядка, в рамках которого существовали валюты, не поставило под сомнение тенденцию к либерализации финансовых потоков. Подтверждением ее надежности явилось образование в 1974 году рынка евровалют, давшего ей новое дыхание. Судя по всему, она не повредила ни торговым, ни финансовым сделкам, поскольку в этой области произошло позднее небывалое оживление. Ввиду своих достоинств в сфере валютного обмена, плавающие курсы денежных единиц приняли если и не одобрительно, то, по крайней мере, терпимо, тем более, что это явление отвечало новому духу времени: предоставление рынкам, а не какому-либо органу заботы об установлении паритетов было вполне созвучно идее о свободной игре экономи-
ческих факторов, повсеместно распространившейся в конце нашего столетия. Не могло быть, таким образом, и речи о возвращении к фиксированным обменным курсам, но было необходимо подумать о том, как избавиться от недостатков колеблющихся. Главный из них обнаружился в скором времени: недо- или переоценка некоторых денежных единиц относительно их равновесного курса, которым ничто не было в состоянии воспрепятствовать в отсутствии какой бы то ни было власти соответствующего уровня. Это случилось, например, с долларом, подвергшимся заниженной оценке в начале 80-х годов (в конце 1982 года он стоил менее 5 французских франков), а затем завышенной (более 10 французских франков в феврале 1985 года), после чего он вернулся к заниженному курсу. В Европе эта разлаженность была отчасти устранена благодаря созданию в 1979 году Европейской валютной системы (ЕВС) (механизм фиксированных паритетов, но применительно к странам, чья экономика развивалась по некоему единому образцу), а в мировом масштабе с помощью прагматического сотрудничества. В море колеблющихся курсов эта система держалась, так сказать, на плаву благодаря эмпирическому сотрудничеству великих держав на самом высоком уровне стран Большой Семерки1 либо между главами государств и правительств, либо между министрами финансов. На более низком, но неизменно оперативном уровне, сотрудничали в традиционном стиле эмиссионные учреждения. Начиная с 1975 года их сотрудничество приобрело и технический аспект, поскольку в него включился Базельский комитет (получивший свое название потому, что заседает в здании Банка международных расчетов, находящемся в этом городе), занимающийся разработкой кодексов профессионального этикета, норм примирительных соглашений, юридических аспектов, правил контроля, информационных систем, а также организацией общего надзора над банковской деятельностью. Эта инстанция согласования, в работе которой участвовали управляющие центральных банков (первоначально стран Большой десятки) и руководители национальных контролирующих организаций, образовала в 1975 году Базельский Конкордат, организующий международное сотрудничество в части контроля иностранных филиалов международных банков, находящихся под ответственностью для каждого из объединений органов власти в их совокупности правления материнской фирмы (в ведение которого входят, таким образом, органы власти всех местных отделений). В 1988 году
1 США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада.
были установлены правила минимального капитала, получившие название пропорции Кука, которыми определялось необходимое соотношение между собственным и рисковым капиталами. Таким образом экономическая дипломатия своей практической деятельностью создала новые организации международного сотрудничества.
После войны проблемы развития оставались одной из постоянных тем внешней экономической политики. Разрыв между экономикой одних стран и экономикой других, сначала называвшихся неразвитыми, затем ступившими на путь развития, и, наконец, развивающимися, (причем эти лестные перемены в употреблении различных терминов не отражали заметных перемен в их положении), был действительно велик и постоянно увеличивался. Никто не знал толком, как сократить его, причем развитые, наиболее богатые и обладавшие наиболее развитой промышленностью страны, словом, страны западного мира не могли избавиться от ощущения, что они должны что-то предпринять, независимо от того, повинна или нет в той или иной мере экономика стран Запада, большая часть которых была некогда колониальными державами, в таком положении. Из человеколюбия (найти средство от крайней нужды и голода), из политических соображений (не сыграть на руку экстремистам), или из экономического расчета (взять на заметку будущие рынки) безотлагательность мер ощущалась тем острее, что в то же самое время на вершине мировой экономики складывалась триада промышленно развитых стран, сосредоточившая значительную часть торговли, международных капиталовложений, технических знаний, богатства и могущества — Соединенные Штаты, Япония и Европа. Столь контрастная география, похоже, грозила взрывом.
Деятельность на благо развития третьего мира облеклась в четыре сменявшие друг друга формы, становившиеся каждая в свою очередь предметом экономической дипломатии.
В первую очередь, речь шла о помощи, будь то в виде финансового содействия или технического сотрудничества, в виде даров, займов или капиталовложений по государственной линии или частным каналам, независимо от того, связана ли она с совместно выбранными операциями и в определенных обстоятельствах совершаемыми деловыми учреждениями страны-донора либо выполняемыми по свободному выбору, влечет ли она за собой или нет использование средств другой стороной. Достоинства того или иного решения породили бурные споры, и все они были опробованы Комитетом содействия развитию ОЭСР, который стал мозговым центром стран, тратящих деньги на помощь. Его усилиями проводились иссле-
дования, перепись населения, оценка стоимости программ, определялись, наконец, цели. Конференция Объединенных Наций по вопросам торговли и развития (ЮНКТАД) также внесла свой вклад в эту работу, отдав предпочтение точке зрения третьего мира. Помощь была в значительной мере двусторонней, но также и многосторонней, главным образом благодаря участию группы Всемирного Банка (включающей, кроме Международного Банка реконструкции и развития, Ассоциацию содействия развитию и Международную финансовую компанию), региональных банков развития, созданных по тому же образцу (как, например, Межамериканский Банк развития) и учреждений Европейского союза, имеющих в своем распоряжении разнообразные средства помощи и весь арсенал Конвенции Ломе.
Во-вторых, торговля. В 60-х годах зародилась идея, что менее развитые страны улучшили бы свое положение, если бы зарабатывали больше, научившись лучше экспортировать свои товары, то есть главным образом изделия легкой промышленности (ткани, обувь), которые развитые рынки принимают весьма скупо из опасения конкуренции, последствия которой могли бы стать катастрофическими для соответствующих национальных отраслей; или сырьевых товаров, страдающих от постоянного снижения цен (в реальном выражении), но более всего от их нестабильности. Мнение, что этим странам лучше было бы использовать в полной мере своей экспортный потенциал, чем пассивно получать помощь,