Дипломатия, поставившая экономику себе на службу
Дипломатия прибегает к помощи экономики, экономика, в свою очередь, приходит на помощь внешней политике. Таким образом, появилась уже третья точка соприкосновения, и в том нет ничего удивительного, имея в виду место, которое занимает экономика во всех сферах жизни общества, но и ничего нового, ибо дипломатия искони обрела в экономике и рабочий инструмент, и оружие.
Экономические рычаги дипломатии многообразны: деятельность отечественных коммерсантов в той или другой стране становится одним из каналов влияния, положение кредитора создает собственные возможности использования средств давления, финансовые или технические уступки дают основание
1 В приложении № 1 содержится краткий очерк истории становления французской консульской службы.
рассчитывать на то, что тебя выслушают и последуют твоему совету, потенциал капиталовложений, увеличивающий влияние, — словом, всевозможные рычаги, которыми может воспользоваться государство, дабы упрочить свое положение в сфере межгосударственных отношений. История изобилует случаями, когда дипломаты извлекали пользу из сложившихся обстоятельств, порою ловко обыгрывая их, порою сами их создавая, но по большей части направляя ход событий в нужном направлении, повинуясь врожденному рефлексу любого дипломата, когда речь идет о делах соотечественников.
Тому найдется множество подтверждений среди задач, стоящих перед большой политикой. Развитие деловых отношений всегда считалось a priori средством сближения народов. Такова была одна из косвенных целей торговых соглашений Франции и Великобритании 1786 и 1860 годов. Более того, в минувшем столетии свободная торговля представлялась ее глашатаями как фактор мира. Так, Ричард Кобден полагал, что существует некая «естественная гармония» между экономическими законами и развитием международных отношений, что свободный товарообмен породит некую взаимозависимость государств, которой будет достаточно, чтобы преодолеть политические разногласия, что она, наконец, сделает бессмысленным территориальные завоевания для расширения рынков и вынудит правителей оставить намерение «ввергать свои народы в войну». После всего сказанного отнюдь не покажется странной прихотью решение Сообщества свободной торговли Фредерика Бас-тиа принять в 1847 году название Сообщества друзей мира. Луи-Филипп радовался тому, например, что англичане вкладывают капиталы во Франции, в частности в прокладку железных дорог, полагая, что, может быть, инвесторы будут склонны оказывать на свое правительство умиротворяющее влияние при возникновении политических споров.
В более обыденном ходе их повседневного развития международные отношения являют великое множество примеров использования экономических рычагов. В частности, достаточно часто европейские государства, пользуясь преимуществами своего положения кредиторов, усиливали свое влияние на менее развитые страны. Все происходило по классическому сценарию. Начиналось с того, что предприимчивые банкиры предлагали финансовые льготы, что влекло за собой неосмотрительное залезание в долги. Засим неизбежно возникали финансовые трудности, сопряженные с невозможностью платить по долгам, что завершалось протестами по дипломатическим каналам, угрозой финансовых санкций (отказ в новых займах) или даже применения вооруженной силы, установлением кон-
троля над финансами государства-должника, в частности над таможенными поступлениями, проще других поддающимися проверке, но и наиболее заманчивыми с точки зрения обеспечения безопасности будущих капиталовложений и контрактов. В итоге, через контроль над расходами и доходами, а порой и над центральным банком создавался контроль над обширными сферами экономики страны-должника. По подобному сценарию с незначительными отличиями, развивались события в Египте в 1876 году, в Турции в 1881 и 1901 годах, в Тунисе в 1886 году, в Греции в 1898 году, в Китае в 1912 году.
Правительство Вашингтона в Америке применяло на всем континенте так называемую «дипломатию доллара», улучшенный вариант использования к своей выгоде прочных кредиторских позиций, коль скоро оно контролировало государственные долги других государств, финансовый рынок США был в состоянии покрыть все займы. Защита кредиторов от несостоятельных должников не только способствует расширению сфер влияния, но и сами эти сферы усиливаются благодаря вложению значительных капиталов во все отрасли экономики: строительство железных дорог, производство электрической энергии, горнорудное дело, нефтяные промыслы, плантации бананов, сахарного тростника, какао, и т.д. Мексика, Центральная Америка (Колумбия, Никарагуа, Гондурас), страны Карибского бассейна (Куба, Сан-Доминго и Гаити) испытали на себе последствия тесного переплетения практических интересов деловых кругов и планов политиков, душеспасительных порывов и стратегической расчетливости уже после того, как Вудро Вильсон осудил политику своих предшественников, стремившихся с помощью займов и инвестиций установить контроль США над внутренними делами других государств.
В отношениях между европейскими государствами активность кредиторов и инвесторов также была подвержена колебаниям в зависимости от соображений политического толка. Известна важная роль русских займов на французском рынке (10 млрд золотых франков в порядке государственных займов и 1,5 млрд в виде частных капиталовложений за период с 1888 по 1913 год) как в зарождении, а позднее укреплении союза Французской Республики и Российской империи, так и в политических инициативах обоих партнеров. Так, заем 1900 года последовал за соглашением между генштабами двух стран. В 1906 году заем России в 1,2 млрд золотых франков предоставлен лишь после того, как проявились поддержка, которую Франция ожидала от русской дипломатии на Алхесирасской конференции. А вот пример противоположный: в 1895 году семь французских банков по предложению правительства фи-
нансировали русско-азиатский банк, чтобы он мог дать Китаю часть суммы, необходимой ему для выплаты Японии компенсации после заключения договора в Симоносеки, что в последствие дало России возможность получить право на создание Компании Восточно-китайской железной дороги, то есть Трансманчжурской магистрали. Италия также испытала давление подобного рода: парижский финансовый рынок, отказавший ей в займах во время таможенного кризиса 1887 года, открылся перед ней лишь в 1902 году, когда итальянское правительство обещало сохранять нейтралитет в случае возможной войны между Францией и Германией.
В других случаях правительства пытались воспрепятствовать выделению денег под проекты, противоречившие их интересам. В 1858 году, при основании Суэцкой компании Палмерстон распорядился настоятельно советовать британским инвесторам воздержаться от вложения капитала. Тем не менее, компания была учреждена на деньги, собранные на иных финансовых рынках, в частности, во Франции, и судоходство по каналу открылось в 1859 году. Правительство Ее Величества поправило положение, когда в 1875 году Дизраэли удалось скупить акции Хедива, обеспечив себе треть мест в административном совете компании. Движимый сходными побуждениями, Бисмарк закрыл России доступ на финансовый рынок для получения займов. Тем самым он пошел навстречу пожеланиям сельскохозяйственных производителей, надеявшихся замедлить таким образом прокладку в России железных дорог, которые облегчили бы перевозку в Германию русской сельхозпродукции (кстати, именно это побудило Россию впервые обратиться к Парижу с просьбой о предоставлении займа). Прибегая к той же уловке, британское правительство не советовало вкладывать английские капиталы в Багдадскую железную дорогу, которая оказалась чересчур близко от Персидского залива, а поскольку прокладывалась также и в сторону Кавказа, то навлекла на себя недовольство и России, занявшей такую же негативную позицию. За ней из чувства союзнической солидарности, но также и потому, что ее тревожила ветка к Халабу (Алеппо) последовала и Франция, закрыв свой фондовый рынок. Из-за этой общей позиции, приведшей к исчерпанию главных источников поступления капиталов, работы были прекращены вплоть до 1913 года, когда в итоге политических переговоров был найден выход из тупика.
Поскольку движение капиталов осуществлялось в те годы совершенно свободно, использование финансовых рычагов предполагало, что правительства имели возможность опреде-
лять позицию как в целом деловых кругов, так и отдельных вкладчиков капитала. В Великобритании правительство не располагало необходимыми правовыми возможностями, однако узы доверия между Форин Офисом, Казначейством и Фондовой Биржей были достаточно прочны, чтобы к его «совету» прислушались. Во Франции котировка ценных бумаг, непременное условие их ликвидности, требовала со времени королевского указа от 1823 года согласия правительства на основе необходимых разъяснений от министров финансов и иностранных дел. Таким образом, в его власти было воспрепятствовать той или иной операции. Правда, правительство не располагало юридическими средствами, чтобы создать благоприятные условия для какой-либо другой, но это, тем не менее, никогда не мешало ему использовать свое влияние для нажима на частных операторов. Наполеон IIIдостопамятен настойчивым поощрением вложения капиталов за границей, в частности, в проекты строительства промышленных предприятий и железных дорог. Им двигало стремление открыть рынки сбыта для экспорта средств производства и в то же время создать экономическую основу своей внешней политики, а посему посольства не скупились на поддержку, а правительство — на финансовую помощь. Так, в 1868 году были выданы финансовые гарантии Восточным железным дорогам, когда они собирались выкупить две бельгийские железнодорожные компании. Равным образом, предоставление Парижем займов зачастую ставилось в зависимость от передачи рынков французской промышленности. Такая практика продолжалась и после падения Второй Империи, невзирая на беспокойство, выражавшееся время от времени по поводу значительности заграничных капиталовложений и денежных сумм, помещавшихся за рубежом. Из-за этого порой вспыхивали словесные перепалки, заканчивавшиеся впрочем ничем. Впрочем, один из таких споров положил в 1913 году начало сложным дебатам в парламенте относительно разумности расходования изрядной доли французской казны на «бесконечные займы иностранным государствам», едва не приведшим к отставке кабинета Домер-га. Прения завершились тем, что депутаты приняли документ, на основании которого министр финансов Жозеф Кайо получал полную свободу допускать к котировке любые иностранные займы, если они обеспечивали Франции «политические или экономические преимущества», что не оставляет и тени сомнения насчет того, как дипломатия использовала экономические рычаги на протяжении первых сорока лет Третьей Республики.
Экономическое оружие дипломатии обеспечивает использование тем или иным правительством для достижения своих целей имеющихся в его распоряжении экономических средств давления. Оно может предстать в обличье уступки, например, финансовой помощи или таможенной льготы, санкций или открытой враждебности в виде таможенной войны, введения эмбарго либо экономической блокады.
Таможенные пошлины были средством давления с самого момента их введения. Высокие пошлины, установленные Кольбером в 1664—1667 годах, были направлены против англичан и голландцев — из-за них, кстати, началась война с Голландией — а тариф Уолпола 1720—1723 годов обращен, соответственно, против Франции. Во времена менее отдаленные отметим таможенную войну Бисмарка с Россией в 1890 году, развязанную им дабы защитить сельскохозяйственную продукцию Германии. В данном случае реальная побудительная причина экономического свойства действительно не сыгравшая, правда, сама по себе решающей роли, увязывалась с целью политической — упрочить австро-германский союз торговым соглашением, которое открыло бы германский рынок венгерскому зерну в ущерб поставкам из России. Еще одну таможенную войну вела между 1906 и 1911 годами Австро-Венгрия с Сербией, дабы вынудить последнюю отказаться от политики сближения с Парижем и вновь обратить свои взоры к Вене. Несмотря на то, что Сербия действительно лишилась сбыта скота на австрийском рынке, ей удалось найти другие рынки сбыта благодаря быстро налаженному производству консервов, так что козни Австрии потерпели неудачу.
Перечень таможенных войн можно было бы пополнить примерами введения эмбарго, поскольку оно являет собой крайнюю меру и разрыв торговых отношений. Однако вплоть до XX века практиковалось, по сути, лишь введение блокады: континентальная блокада, на которой настоял в 1806 году Наполеон, кстати, в ответ на морскую блокаду, установленную британским военным флотом; французская блокада китайского побережья в 1884—1885 годах и запрет перевозок риса из Кантона в Тяньцзинь во время войны с Китаем за Тонкий; блокада Францией в 1893 году побережья Сиама, чтобы вынудить эту страну признать оккупацию Лаоса, и т.д. Во всех перечисленных случаях блокада являлась, по сути дела, не чем иным, как разновидностью военных действий. Сопряженная с меньшей опасностью, чем боевые действия, но более демонстративная, чем простое передвижение войск, она обретает экономический смысл лишь в силу своих последствий. Она не облечена в дипломатические формы, но преследует политические цели. Даже
при наиболее изощренной среди всех — наполеоновской блокаде, если цель и заключалась в том, чтобы нанести ущерб британской промышленности, то не столько ради того, чтобы косвенно ослабить военную мощь государства, сколько ради того, чтобы постоянным давлением подавить его способность к сопротивлению. Впрочем, первоначальная цель отошла мало-помалу в сторону, и задачей первостепенной важности стало целенаправленное переналаживание европейской промышленности применительно к потребностям французской экономики, особенно начиная с 1809 года, когда введение лицензий дало возможность регулировать экспорт и импорт товаров на европейском рынке. Лишь в 1935 году, с введением санкций против Италии после ее вторжения в Эфиопию, появляются примеры сколько-нибудь масштабных эмбарго.