Дипломатия, опекающая экономику
Дипломатия стоит на страже экономики, оберегая тех, кто оказался за границей в краях не всегда безопасных, гостеприимных или цивилизованных.
Разумеется, коммерсанты там не одиноки. На протяжении долгого времени в чужих краях селились в немалом числе священнослужители, которые также подвергались нападкам, даже гонениям из-за их влияния на умы. Но люди торговые уязвимы вдвойне: с одной стороны, из-за того, что они олицетворяют материальные интересы, роль которых может оказаться огромной, с другой — потому, что необходимые им орудия труда, суда, склады, как и товары могут легко подвергнуться конфиска-
ции, либо будут чиниться препятствия пользованию ими. Защита своих граждан за границей, а, стало быть, в значительной мере и коммерсантов составляла, естественно, предмет особой заботы в смутные времена. При заключении договоров об экстерриториальности в XIX веке на Дальнем Востоке или конвенций о правах подданных христианских государств в мусульманских странах на их защиту вставали либо одновременно, либо поочередно и дипломаты, и военные.
Разумеется, когда в XV и XVI столетиях возникала надобность оградить путешественников от пиратского разбоя варваров, прибегали главным образом к военной силе, однако задача заключалась не столько в том, чтобы палить из пушек канонерок, сколько в том, чтобы побудить дипломатов к более плодотворным переговорам и учредить консульства в транзитных портах. В самом деле, институт консульской службы был введен именно ради защиты конкретных интересов, прежде всего торговых. Изначально консул был не более чем торговцем, уполномоченным лицами своего сословия представлять их, и утвержденным в этом качестве венценосной особой, но по прошествии недолгого времени на него были возложены чисто дипломатические функции, в частности, в Оттоманской империи, где консулы отправляли квазиадминистративные обязанности, возглавляя поселения иностранцев.
Но морским грабежом занимались не одни североафриканские варвары — и англичане, и испанцы, и французы, и мальтийские рыцари разбойничали с не меньшим усердием, однако наибольшую остроту вопросы безопасности приобрели с возникновением североафриканских регентств. История Средиземноморья изобилует случаями выставления охранения из боевых кораблей у входа в порты вперемежку с мирным обменом послами и учреждением консульств. Временная оккупация Джиджелли в 1664 году, демонстрация Дюкеном военной мощи на море на рейде города Алжира в 1682—1683 годах, посылка боевых кораблей под Салй в 1687 году — не более, чем наиболее яркие эпизоды в длинной череде вооруженных походов, призванных поддержать пушечным огнем требования, предъявленные в Алжире, Тунисе, Триполи, Бужи и иных местах, дабы пресечь «наглые выходки» североафриканских разбойных дружин, проучить их, спалив их суда, и заключить, наконец, договоры, которые соблюдались бы какое-то время. Эти то и дело возникавшие проблемы не были разрешены и полтораста лет спустя, когда к угрозе пиратских разбоев присовокупились дипломатические оскорбления. Здесь же заботы более недавнего происхождения, как, например, защита экономических интересов марсельских деловых кругов и выработка средиземно-
морской стратегии, приведшей к развязыванию французской интервенции в Алжире.
Все эти соглашения, предмет бесконечных переговоров, преследовали достижение одних и тех же условий первостепенной важности: свободы перемещения, торговой (а равно и религиозной) деятельности, учреждения консульств либо посольств, неприменимость местной юрисдикции, то есть неподсудность местным судам в пользу консульских судов, получающих исключительные полномочия для разбирательства по делам соотечественников. Наиболее известными соглашениями такого рода стали пресловутые конвенции о правах христиан, принятые султаном Константинополя. Принято думать, что они восходят еще к временам Франциска I, однако первая из них была подписана лишь Суданом (султаном) Египта, и действие ее ограничивалось портом Александрии. Лишь в 1569 году, то есть при Карле IX, права торговцев — христиан были признаны Селимом II на всем пространстве Оттоманской Империи. При каждом новом продлении срока действия Конвенции Франция получала дополнительные уступки коммерческого свойства: в 1673 году — общее снижение ввозных пошлин, в 1740 году — включение статьи о паритете, то есть о нации, пользующейся режимом наибольшего благоприятствования1 и отмена налога, которым облагались в Константинополе все иноземные торговцы. Позже венецианцы, генуезцы, англичане, испанцы, голландцы и австрийцы также добились от султана подобных льгот. Эти «милости» (из присущих Великой Порте принципиальных соображений не могло быть и речи о договорах, хотя переговоры о них и велись) существовали продолжительное время и были отменены лишь в 1923 году.
Между 1842 и 1860 годами те же свободы, беспошлинный ввоз товаров и прочие льготы включались в договоры об открытии доступа на рынки стран Дальнего Востока. Наряду со свободой вероисповедания христиан признается их право на временное проживание, постоянное жительство, на занятие торговлей и на свободу передвижения в пределах территорий все более обширных, затем последовала юридическая неприкосновенность, распространенная после долгих переговоров на все судебные иски, в которых иностранец выступал в качестве истца или ответчика. Были также и таможенные обязательства: 5% предельная норма пошлины вменялась и Китаю, и Японии,
1 На основании этого принципа сторона в торговом соглашении получала гарантии того, что всякая торговая льгота, уже предоставленная третьей стороне или предоставляемая ей в будущем, будет предоставлена второй стороне без всяких условий.
а в 1855 году Сиам был вынужден довольствоваться 3%. В Китае механизм дополнялся опекой таможенных служб, должность генерального директора которых в течение сорока лет исполнял англичанин Роберт Харт, окруженный исключительно сотрудниками-европейцами. Было, наконец, получено разрешение на постоянное пребывание иностранных дипломатических представителей, чего прежде не допускалось. Оно должно было не только дать возможность правительствам общаться между собой, но также и иностранцам (главным образом коммерсантам), защищать свои права в случаях их нарушения. Отныне то, что навязывалось вооруженной силой стало делом дипломатов и оставалось таковым до тех пор, пока так называемые «неравноправные договоры» не вызвали, особенно в Китае, политических бурь.