Модные увлечения, ложные пути
И РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Род политической деятельности по сути своей, дипломатия, похоже, испытала на себе на исходе двадцатого столетия колдовские чары торговли. Вращаясь главным образом в придворных сферах, она тем не менее старается найти себе место в мире торговли, сделок и финансовых хитросплетений. Министры иностранных дел призывают послов уделять больше внимания экспорту и капиталовложениям. Главы государств и правительств все чаще прибегают к посредству своих иностранных коллег, дабы те способствовали заключению тех или иных сделок. Во время заграничных поездок их сопровождают десятки директоров предприятий, а одним из наиболее важных итогов своей поездки за рубеж они считают общую сумму, на которую были заключены сделки сопровождающими их деятелями.
И Билл Клинтон, и Жак Ширак весьма заботились о том, чтобы прослыть президентами с деловой хваткой, и они не одиноки в этом стремлении. В конечном счете, коль скоро стали обычными разговоры об экономической войне, о коммерческом наступлении и о завоевании рынков, а на другом берегу Атлантического океана о war room и о war chest*, призванными противостоять наступлению и замыслам Европейской твердыни, в сем воинственном лексиконе и следует искать объяснение боевого настроя великих мира сего. К тому же они, по всей видимости, неравнодушны к общепринятому мнению, согласно которому торговля, финансы, товарообмен, деятельность предприятий, словом, экономика, составляют жизненную сущность непрестанно расширяющихся внешних сношений. Разумеется, безопасность, поддержание мира и международное политическое сотрудничество составляют высшие цели работы дипломатов. Их деятельность будет неизменно строиться на понимании политических сил, на завязывании уз дружбы, на умножении
1 «Оперативный центр» и «военная казна» — выражения, которые использовались для обозначения двух составляющих национальной стратегии экспорта президента Клинтона.
числа доброжелателей, дабы предоставлять своим правительствам информацию, круг слушателей и свободу действий, которые дадут им возможность приобрести больший вес в сообществе народов. Тем не менее, совещания на высшем уровне Большой восьмерки и Европейского союза с самого начала устраивались неизменно ради того, чтобы повести разговор об экономике и финансах. Тематика такого рода становится ныне связующим началом всевозможных объединений и первопричиной конфликтов. Если в прежние времена союзы зиждились главным образом на религиозной общности или родстве правящих домов, во времена не столь отдаленные — на военном или политическом равновесии и владении некими территориями, то ныне на первое место все более выдвигается экономическое могущество, неуклонное расширение товарообмена и присутствие на мировых рынках. Спору нет, торговцы, заводчики, банкиры и крупные производители сельскохозяйственных товаров всегда играли не последнюю роль, о чем свидетельствуют красноречивые примеры лет минувших в Ломбардии, Рейнской области, Средней Англии или на Украине; разумеется, свою лепту в международное признание той или иной страны вносили и ее культура, и присущие ей идеалы цивилизации, но военная мощь и дальновидность начинаний в политике подкреплялись процветающей экономикой и достижениями в области культуры. Если что изменилось к исходу двадцатого столетия, так это то, что питающим и даже организующим началом международной жизни стала деятельность хозяйствующих субъектов: поскольку вооруженные силы великих держав Запада заняты почти исключительно оказанием гуманитарной помощи, хозяйствующие субъекты обосновываются, закрепляются в том или ином регионе, окутывают его своей сетью товарного обмена, иерархий и средств коммуникаций. Исподволь они распространяют свою деловую культуру, насаждают свои идеалы и обеспечивают единообразие способов производства. Адам Смит, Блез Паскаль, Виктор Гюго или Декларация прав человека оставили след в мировой истории. Ныне же право создавать универсальную концепцию менеджмента, распространять «культурные ценности», преподавать практические уроки свободного предпринимательства, насаждать технические стандарты, диктовать ценовые пропорции или образцы промышленной продукции принадлежит таким компаниям, как Майкрософт, Тайм Уорнер, Бритиш Эруейз, Бечтель или Боинг.
Совершенно справедливо дипломаты приняли к сведению упомянутые изменения и извлекли из них уроки, так что сегодня не только экономическое сотрудничество, но и вся эконо-
мика в целом, даже в ее казалось бы мало глобализованных проявлениях, пронизывает всю дипломатическую деятельность. Но тут оказалось, что именно тогда, когда государства вознамерились побудить своих дипломатов уделять больше внимания экономике, они обнаружили вдруг, что подлинная сущность этого рода деятельности может остаться непонята ими именно потому, что потеснила все прочие. Не только потому, что осуществляется повсеместно, но и потому что везде насаждает свою логику. Никогда еще рынки не функционировали столь успешно, столь свободно и не перестраивались столь быстро, и этой гибкостью они обязаны техническому прогрессу столь ошеломляющему и столь всеохватывающему, что стало возможно говорить в этой связи о третьей промышленной рево-люции — сплаве информационных технологий и телекоммуникаций1. Эта революция расчленила и рассредоточила производственные процессы, подняла на своем гребне обмен услугами, сделала границы ненужными, сокрушила перегородки, разобщавшие рынок — таможенные и нетарифные барьеры, помогла поколебать власть монополий и крупных государственных предприятий. Насколько можно судить, государства лишились при этом части своих привилегий, некогда считавшихся основополагающими. Под натиском конкурентов, которых ничто не удерживает на расстоянии, предприятия все реже испрашивают у правительств указаний, а поскольку деятельность их происходит во всемирном масштабе, никакая власть не берет на себя за нее безусловной и полной ответственности — ни дипломатической, ни какой-либо иной.
Мало того, что по всем признакам более не существует дипломатии без экономики, как в силу самого ее происхождения, так и по ее последствиям, а также ввиду явлений, сопутствующих ей, каждый день приносит дипломатам огорчительные свидетельства ненадежности политических рычагов влияния на экономику. В то, что активная экономическая дипломатия породит на политической ниве ожидаемые плоды, столь же трудно поверить, как и в экономические дивиденды дружбы на дипломатическом поприще.
В пользу первой посылки говорят еще свежие примеры возрождения экономики России и ее бывших сателлитов, процесса восстановления мира на Ближнем Востоке, война в Персидском заливе и формирование независимых государств на территории бывшей Югославии. Несмотря на то, что европейские страны оказали значительную финансовую и техническую по-
1 Cohen D. La troisieme revolution industrielle. Au-dela de la mondialisa-tion // Notes de la Fondation Saint-Simon, 1997.
мощь, а также уплатили немалые деньги в возмещение ущерба от боевых действий, они не получили взамен соразмерной политической выгоды. Европа, правда, добилась таки, что за ней признали некоторые права за столом переговоров, однако, заправляют всем, оказывают преобладающее влияние и по сути выступают в роли третейского судьи одни Соединенные Штаты Америки, хотя их вклад (за исключением войны в Персидском заливе) менее значителен, и ничтоже сумняшеся побуждают другие страны увеличивать помощь, сами особо не раскошеливаясь.
О справедливости же другой посылки свидетельствует опыт прекрасных политических отношений, не приведших к установлению крепких экономических связей и, напротив того, тесных деловых связей, не завершившихся прочной дружбой. В конце XIX века, в наилучшую пору союза с Россией, когда французская казна финансировала царскую империю и щедро вкладывала капитал в ее промышленность, во Францию ввозилось русских товаров не только меньше, чем в Англию, величайшую экономическую державу той поры, чем в Германию, великую соседнюю страну, пережившую годы могучего промышленного подъема, но и в Соединенные Штаты Америки, Австро-Венгрию и даже Китай. История свидетельствует неизменно, что политика сближения и установления связей с СССР, честь вдохновителя которой принадлежит генералу де Голлю, не помешала Федеративной Республике Германии поддерживать с этой страной в 60—80-е годы деловые отношения гораздо более оживленные и плодотворные, чем с Францией, ибо — бизнес остается бизнесом — хорошая конкурентоспособность действует эффективнее, чем непрестанные изъявления дружеских чувств. Точно так же благожелательность Парижа по отношению к арабским странам не была по достоинству вознаграждена на Ближнем Востоке, в то время как у Соединенных Штатов не было повода раскаиваться в том, что они встали на защиту Израиля.
Могут возразить, что, де, исторически значительные направления деловой активности, географическая близость и стратегия предприятий имеют весьма важное значение и могут служить объяснением того обстоятельства, что в смысле двусторонних связей торговые отношения не отображают в точности политические, однако эта относительная разобщенность экономики и политики обнаруживается повсюду в мире. Влияние США на международные экономические отношения гораздо более значительно, чем об этом свидетельствует статистика. Следующий непосредственно за ними по объему торгов-
ли Европейский союз далеко от них отстает по экономической мощи. Графа, отведенная Японии в мировой табели о рангах, не соответствует ее действительному положению второй или третьей в мире экономической державы. Такое расхождение объясняется тем, что политическое могущество государства и, стало быть, его дипломатии, хотя бы и экономической, зависит не только от его экономических показателей. Оно есть производное мудрого сочетания компетентности и результатов, полученных в самых разных областях, где экономическая активность соседствует с развитием культуры, изобретения ученых — со способностью к вооруженному вмешательству, внимание к международной экономической активности — с социальной сплоченностью внутри страны. От удачного сочетания всех составляющих и зависит политическая мощь государства, даже в экономической дипломатии.
Коль скоро национальное своеобразие предприятий и производимой ими продукции все более стирается, коль скоро власть политическая и власть экономическая не столь крепко связаны, как могло бы показаться, сколь скоро дипломатия политическая и дипломатия экономическая не всегда легко сопрягаются, не происходит ли так, что государства, старающиеся включить в свою внешнюю политику больше экономики, а дипломаты, выезжающие на места, дабы поддержать отечественные предприятия, действуют по уже устаревшим шаблонам? Не повторяют ли они залпы последней экономической войны? Не следует ли отсюда вывод, что экономическая дипломатия есть не более, чем ложный путь, и что она служит попросту декоративным прикрытием деловой жизни, на которую и правительства, и дипломаты могут влиять лишь поверхностно? Может быть следует признать, что в долговременной перспективе они не могут ни замедлять, ни ускорять ход дел, давать им иное направление и уж тем более полагать им начало или исподволь влиять на их развитие, ибо они свершаются в мире, где все подчиняется рыночным силам, именуемым конкуренция, рентабельность, конкурентоспособность?
Вопрос сей не может остаться без ответа и заслуживает более глубокого изучения, но предпосылки ответа должны быть просты. Первая заключается в совершенной недопустимости того, чтобы дипломатия закрывала глаза на экономическую сторону политических явлений, и, следовательно, необходимо пристально следить за действием экономических механизмов, постигать их сущность и учитывать при анализе международных отношений. Вторая состоит в том, что дипломатия любого государства должна включать в число своих целей воз-
действие на этот чрезвычайно важный фактор международных отношений. Третья заключается в том, что, коль скоро не существует более прежних соотношений между политикой, военной силой и экономикой, ныне уже невозможно ставить перед экономической дипломатией прежние цели вмешательства и побуждать ее действовать теми же методами, что и в те времена, когда рыли Суэцкий канал, адмирал Перри открывал японский рынок и велись переговоры о заключении великих торговых договоров XIX столетия. Международная экономика в корне изменилась с тех пор, как началась ее глобализация, дипломатическая деятельность следует иным правилам с тех пор, как в нее вовлекается большое число участников, изменилась направленность ее целей. Действительно, государствам пришлось приспосабливаться к новой реальности. Конечная цель их усилий не сводится более к механической сумме интересов предприятий, их деятельность перестала быть работой простого экономического оператора, и, наконец, их полномочия оказались сильно урезаны из-за открытия границ и отмены ограничений. Хотя при выборочном рассмотрении состояния текущей деловой жизни, проектов, рынков или договоров государства представляются менее эффективными, можно, по всей видимости, предвидеть, что если они будут чаще следовать принятым правилам игры, более решительно следовать обязательным правилам, станут лучше сообразовываться с условиями развития и заботиться о составлении долгосрочных планов, их координирующая роль упрочится, вероятно, более, чем можно было бы вообразить. Таким образом, не следует впадать в уныние при виде происходящих изменений, настаивать на сведении дипломатической деятельности к минимуму и замыкать дипломатов в стенах посольств и канцелярий, поскольку то, о чем ведут переговоры между собой и решают за пределами своих стран представители правительств отражается быстрее и непосредственнее на всем, что делается и решается внутри национальных границ — идет ли речь о валютах, политике конкуренции либо уничтожении препятствий для товарного обмена, неизбежно возникают проблемы экономического роста, рассредоточения производства, социальных стандартов или уровня занятости. Наглядным примером служит строительство Объединенной Европы — устанавливая общие правила, участники переговоров довольно скоро начинают сознавать необходимость внесения изменений в политику своих государств, определения неких конечных сроков и ставят порою перед своими правительствами весьма непростые задачи.
Какое же место занимают государства среди многочисленных действующих лиц, выступающих ныне на мировой арене и видоизменяющих на свой лад как мировую экономику, так и экономику каждой отдельной страны. Какими возможностями они все еще располагают, чтобы воздействовать на ход событий через отношения, которые поддерживают Друг с другом? Как они должны строить свою экономическую дипломатию, дабы она была созвучна нашему быстро меняющемуся миру?
Автор нижеследующих строк вознамерился побудить читателей к размышлению о разумности, действенности и будущем экономической дипломатии, о вопросах, которые задают себе экономические операторы и простые граждане, когда они видят в международной деятельности источник некой обреченности (принуждение извне, диктатура рынков, императивы Маастрихтских соглашений, безоговорочные вердикты отдельных форумов Всемирной торговой организации), не чувствуя себя в то же время способными извлечь какую-либо пользу ни из новоявленных богатств новых разновидностей рынка с их изобилием, ни из многочисленных технических возможностей информации, ни из неведомых прежде свобод, ставших доступными благодаря открытию рынков, устранению таможенных препон и всякого рода других ограничений.
Автор исходил из констатации очевидного факта: мы живем в мире «новой действительности»1, и двигало им обыкновенное любопытство: как обратить себе на пользу новые явления жизни? Таким образом, первейшая его забота заключается в пристальном изучении действительности.
Во-первых, автор старался понять, какие именно изменения претерпела ниша, отведенная экономике в лоне дипломатии, и ответить прежде всего на вопрос: каково содержание задач, стоящих ныне перед экономической дипломатией?
Во-вторых, обнаружить смещение центров экономической власти, повлиявшее на роль национального государства, оценить нанесенный ему урон, а также то, что оно приобрело в виде свободы маневра, и ответить на второй вопрос: каковы новые задачи и роль экономической дипломатии?
В-третьих, извлечь из этих перемен выводы касательно функционирования дипломатической службы и осуществления экономической деятельности государства.
1 Drucker P. The new realites. Mandarin, 1990.
Итак, прелагаемая книга опирается на факты. Ее автор обращался к прошлому, чтобы лучше понять настоящее, и к злобе дня, стараясь уловить знаки времени, но отнюдь не ставил перед собой задачу написать труд об истории международных отношений или очерк экономики, ни тем более трактат об искусстве дипломатии. Он ограничивается тем, что предлагает свои объяснения, сопоставления и толкования, чтобы дать пищу размышлениям, и главное, подготовить к будущим действиям.
Глава I