Понятие конкурентоспособности предприятия и факторы, влияющие на его уровень

Понятие " конкурентоспособность предприятия " включает большой комплекс социально-экономических характеристик, показывающих положение субъекта хозяйствования на рынке. Конкуренция проявляется в соперничестве субъектов предпринимательской деятельности ради достижения сходных целей и стимулирует развитие этих субъектов и общества в целом. Сама по себе конкуренция является неотъемлемой частью функционирования экономических систем и характеризует остроту протекающих в них социально-экономических и политических процессов.

Конкурентоспособность предприятия включает в себя совокупность, с одной стороны, внутренних факторов конкурентоспособности, с другой, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов предприятия, позволяющих предприятию создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителя, чем продукция конкурентов. Внутренние факторы определяются уровнем использования:

- научно-технического,

- производственного;

- кадрового потенциала;

- потенциала маркетинговых служб и тд.

К внешним факторам относятся:

- законодательные основы деятельности;

- финансово-кредитная, налоговая политика;

- тип и емкость рынка;

- характеристики конкурентов;

- особенности влияния общественных организаций и политических партий и т.д.). [19, c.12].

В целом можно сказать, что под конкурентоспособностью предприятия следует понимать совокупность свойств и характеристик его бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективность функционирования предприятия при любых изменениях внешней и внутренней среды.

Так, в течение первых тридцати лет ХХ в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.

Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях первого поколения: сталелитейной, станкостроении и производстве сельскохозяйственной техники — отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности к 1950 г. стали уже не только традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и организационной и управленческой эффективности (грузооборот, товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Так, в 1950—1960 гг. возникла потребность в стратегическом планировании и управлении и в системном подходе к управлению предприятием и бизнесом [14, с. 26].

По мере своего развития каждое предприятие сталкивается с определенными проблемами и задачами, преодоление и решение которых осуществляется посредством применения различных управленческих методик и технологий. Ключевые характеристики конкурентоспособности предприятия, отражающие его состояние по мере развития, различаются в зависимости от уровня решаемых задач (рис. 1).

Понятие конкурентоспособности предприятия и факторы, влияющие на его уровень - student2.ru

Рисунок 1. Принципы концепции обеспечения конкурентоспособности.

Задача обеспечения конкурентоспособности предприятия включает обеспечение конкурентоспособности продукции и собственно конкурентоспособность предприятия.

Следует выделять разные критерии конкурентоспособности предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии.

Основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции.

На тактическом уровне конкурентоспособность предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния.

На стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса [14, c.27].

Факторы, которые определяют уровень конкурентоспособности предприятия [18, с. 55]:

Научно-технические факторы - отображают состояние и динамику научно-технического прогресса, уровень техники и технологии, производительность и надежность оборудования, гибкость производственных процессов и тому подобное.

Организационно-экономические факторы - отображают, с одной стороны, стадию цикла развития экономики, развитие интеграционных процессов в экономическом пространстве, общехозяйственную и отраслевую конъюнктуру, методы и механизмы регуляции хозяйственной деятельности на уровне государства, регионов и отраслей; из другой стороны эти факторы характеризуют структуру и эффективность системы управления предприятия, уровень организации его маркетинговой и финансово-экономической деятельности, характер организации производственных процессов и организации труда, степень эффективности созданных на предприятии систем прогнозирования, стратегического и текущего планирования, мониторинга и оперативной регуляции и тому подобное.

Социальные факторы – отображают состояние и динамику социальных процессов, что происходят на макро- и на микро- уровнях. Влияние этой группы факторов на конкурентоспособность предприятия является двусторонним: с одной стороны, они осуществляют существенное влияние на уровень, динамику и специфические особенности спроса на каждом конкретном рынке, а значит в какой-то степени влияют на конкурентоспособность продукции, что производится тем или другим предприятием; из другой стороны, эти факторы в известной мере отбиваются на уровне эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Экологические факторы – характеризуют взаимосвязь производственно-экономической деятельности предприятия с состоянием окружающей естественной среды. К этой группе факторов следует отнести требования экологического законодательства, расходы, которые возникают в связи с утилизацией отходов производства, расходы на содержание и эксплуатацию природоохранных сооружений и тому подобное.

Политические факторы осуществляют существенное влияние на уровень конкурентоспособности предприятия, что ярче всего оказывается при реализации продукции предприятия на внешних рынках, или при приобретении импортных ресурсов.

Повышение конкурентоспособности является одним из условий инвестиционной привлекательности и условием привлечения финансирования для своего дальнейшего развития, что влечет за собой успешное осуществление деятельности компании на конкретных сегментах рынка.

Наши рекомендации