Сохранность основных средств
В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Инвентарный объект это:
а) объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
б) отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
в) обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
При наличии у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Каждому инвентарному объекту присваивается свой номер. Номер в виде железной бирки прикрепляется к объекту или рисуется на нем краской. Инвентарные номера выбывших объектов не могут присваиваться другим, вновь поступающим объектам. Инвентарные номера должны строиться по порядково-серийной системе. Для каждой классификационной группы основных средств по видам должна быть определена серия порядковых номеров с учетом ожидаемого поступления основных средств.
Согласно п. 9 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств бухгалтерия организации на каждый инвентарный объект открывает инвентарные карточки формы № ОС-6, которые применяются для учета всех видов основных средств.
В организациях, имеющих небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет допускается осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.
Инвентарные карточки заполняются на основании акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены следующие данные по объекту основных средств:
§ срок полезного использования;
§ способ начисления амортизации;
§ освобождение от начисления амортизации (если имеет место);
§ индивидуальные особенности объекта;
§ при модернизации, достройке и ремонте объекта — сведения о дате проведения работ и сумме затрат.
Инвентарные карточки, как правило, составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерии.
Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов — по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации).
При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции, модернизации, достройки и дооборудования прежнюю инвентарную
При проверке наличия основных средств осуществляется фактический контроль и составляются:
§ опись имеющихся в наличии основных средств;
§ опись имеющихся наличии оборудования, машин, транспортных средств;
§ опись имеющихся в наличии арендованных средств;
§ опись зданий, сооружений и других объектов недвижимости;
§ сличительные ведомости.
По результатам проверки условий сохранности основных средств делаются соответствующие выводы, в зависимости от которых даются необходимые рекомендации.
Выборочная проверка документального оформления учета основных средств. Ревизионная комиссия (ревизор) оценивает соблюдение правил ведения картотеки или инвентарных книг. Как мы уже говорили, в ходе ревизии записи в карточках учета основных средств сверяются с данными первичных учетных документов. Записи в инвентарных карточках сопоставляются с данными технических паспортов.
Инвентарные карточки суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств. Для этого ревизионная комиссия (ревизор) по данным инвентарных карточек или инвентарной книги подсчитывает стоимость всех основных средств и сопоставляет полученную сумму с остатком по счету 01 «Основные средства» в Главной книге и остатком по статье «Основные средства» в балансе.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации в них должны быть внесены исправления и уточнения.
Проверка соблюдения порядка и сроков проведения обязательных инвентаризаций основных средств. Ревизионная комиссия (ревизор) устанавливает наличие (отсутствие) условий, при которых проведение инвентаризации основных средств обязательно:
§ проводится один раз в три года обязательная инвентаризация основных средств;
§ сменились материально ответственные лица;
§ установлены факты хищений или злоупотреблений, а также
§ порчи ценностей;
§ произошло стихийное бедствие.
При выявлении таких фактов ревизионная комиссия (ревизор) (обязана проверить результаты инвентаризации по каждому случаю та изучаемый период. Нужно обращать внимание на то, осуществляет (инвентаризации постоянно действующая в организации комиссия или комиссия назначается отдельно на каждый случай, а также на карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный, модернизированный, дооборудованный, достроенный объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.
Технические паспорта и другая техническая документация на основные средства могут храниться по месту эксплуатации или в бухгалтерии.
Ревизия сохранности основных средств. Прежде всего при ревизии, проводимой по этому направлению, нужно проверить условия сохранности основных средств. При такой поверке устанавливаются:
1) качество осуществления инвентаризаций;
2) своевременность и полнота закрепления основных средств за материально ответственными лицами по местам нахождения объектов;
3) достоверность учетных данных о наличии основных средств на 1-е число месяца начала ревизии;
4) наличие основных средств.
При проверке качества осуществления инвентаризаций проводится документальный контроль:
§ соблюдения сроков и порядка инвентаризаций;
§ порядка подведения итогов инвентаризаций;
§ решений по урегулированию выявленных расхождений;
§ правильности отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.
При проверке своевременности и полноты закрепления основных средств за материально ответственными лицами по местам нахождения объектов осуществляется документальный и фактический контроль.
В первом случае происходит проверка:
§ приказов, которыми утвержден список материально ответственных лиц;
§ договоров о материальной ответственности. Во втором случае происходит проверка:
§ наличия сигнализации в помещении, где хранятся объекты;
§ наличия решеток на окнах в местах хранения объектов;
§ работы охранных систем.
При проверке достоверности учетных данных о наличии основных средств на 1-е число месяца начала ревизии осуществляется документальный контроль соблюдения правил ведения карточек основных средств; при этом данные инвентарных карточек сличаются с данными Главной книги, данные первичных документов и технической документации — с данными инвентарных карточек.
Эта проблема вызвана сложностью отнесения долгосрочных и дорогостоящих работ либо к капитальному ремонту, либо к модернизации и реконструкции, вследствие чего ревизор должен проверить наличие раздельного учета фактических затрат на проведение ремонта и реконструкции, их соответствия проектно-сметной документации.
При реконструкции осуществляются затраты (могут быть предусмотрены в документации), не приводящие к увеличению стоимости основных средств. Поэтому ревизор должен выявить эти затраты, к которым, например, относятся:
§ затраты на подготовку эксплуатационных кадров;
§ расходы перспективного характера — геолого-разведочные, изыскательские и т.д.;
§ расходы по возмещению стоимости строений, сносимых при достройке, их демонтажу, переносу и пр.;
§ расходы, связанные с уплатой процентов, штрафов, пени и неустоек за нарушения в финансово-хозяйственной деятельности;
§ затраты на консервацию достройки (строительства). Кроме того, ревизор обязан выявить затраты, не предусмотренные сметно-технической документацией.
Поскольку расходы на восстановление основных средств значительны, требования к оформлению первичных учетных документов (достаточно строги. Независимо от того, каким способом — подрядным или хозяйственным — выполняется модернизация или реконструкция, следует проверить документацию, в которой определены объемы проводимых работ, сроки и стоимость ремонта и которая служит подтверждением разграничения текущих и капитальных затрат.
Ревизор выясняет, обследованы ли объекты основных средств представителями технической (ремонтной) службы организации (комиссией, назначаемой распоряжением руководителя). Специально созданная комиссия организации должна оформить материалы предварительного обследования и дать в них предложения относительно характера планируемых восстановительных работ с перечнем выявленных дефектов основных конструктивных элементов или оборудования (форма № ОС-16). На основании этих документов, утвержденных руководителем организации, составляются сметно-техническая документация (расцененная опись работ) и график проведения работ.
Ревизор проверяет, подтверждается ли расход материалов данными требований на отпуск, расходных накладных, лимитно-заборных карт (при подрядном способе ведения работ — данными приеме сдаточных актов и накладных), оформлены ли окончание и приемка в эксплуатацию реконструированных или модернизированных объектов актом по форме № ОС-3.
В соответствии с п. 70 Методических указаний по ремонту основных средств ремонт рекомендуется проводить по самостоятельно разрабатываемому организацией плану с учетом характеристик числящихся на балансе основных средств, условий эксплуатации, необходимости ремонта. Утверждаемый руководителем план ремонта в составе системы планово-предупредительного ремонта имеет важное значение при разграничении расходов по капитальному ремонту и затрат' на реконструкцию и модернизацию, осуществляемых в порядке, установленном для учета капитальных вложений. Ревизор проверяет наличие и содержание такого плана.
По окончании проверки ревизор выясняет, внесены ли по результатам реконструкции и модернизации изменения в учетные фор мы и карточку формы № ОС-6.
Ревизия переоценки основных средств. Ревизор должен знать, что ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не предусматривается переоценка объектов основных средств по состоянию на истекшую дату, например в течение года по состоянию на начало года. Как правило, переоценка объектов основных средств должна осуществляться в конце года по состоянию на 1 января будущего отчетного года.
Согласно п. 20 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. № бОн, результаты проведенной организацией в соответствии с установленным порядком до начала отчетного года переоценки объектов основных средств по состоянию на 1-е число отчетного года подлежат отражению в бухгалтерском учете в январе и в бухгалтерской отчетности — при формировании данных на начало отчетного года. В ПБУ 6/01 также предусмотрен принцип регулярной переоценки объектов основных средств, с тем чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Ревизор должен установить, утверждена ли в организации периодичность переоценки основных средств, как соблюдаются сроки переоценки. Ревизору следует проверить, корректируется ли сумма начисленной амортизации по переоцененному объекту. Необходимо обратить внимание на то, что переоценка объектов основных средств допускается только по группам однородных объектов.
Пунктом 15 ПБУ16/01 установлены общие правила отражения результатов переоценки объектов основных средств: зачисление сумм дооценки в добавочный капитал организации, отнесение сумм уценки объекта основных средств на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов.
Если имеет место дооценка объекта основных средств в результате его переоценки, а в предыдущие отчетные периоды происходила уценка указанного объекта, которая была отнесена на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, то вышеуказанная сумма дооценки, равная сумме его уценки, должна быть отнесена на счет прибылей и убытков отчетного года в качестве дохода.
В соответствии с ПБУ 6/01 в общем случае сумма уценки объекта основных средств относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов и на уменьшение добавочного капитала организации, который был образован за счет его дооценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки над суммой его дооценки, которая была ранее зачислена в добавочный капитал организации в результате его переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, должна быть отнесена на счет прибылей и убытков как операционные расходы.
Порядок, установленный ПБУ 6/01, требует от ревизора во время проверки изучения всей «истории» переоценок, проводимых по объекту основных средств, поскольку сумма проведенной ранее переоценки имеет значение для правильного определения финансового результата деятельности организации.
При ревизии необходимо также проверить обоснованность (санкционированность) применения метода переоценки, правильность применения индексов переоценки при индексном методе, документальное подтверждение рыночных цен основных средств при прямом пересчете стоимости, наличие лицензии у организации, проводившей переоценку.
8.5. Внутреннее перемещение основных средств
Внутреннее перемещение основных средств возможно в следующих формах:
§ передача в ремонт, на реконструкцию, модернизацию;
§ передача в другое подразделение;
§ передача филиалу, выделенному на отдельный баланс.
Внутреннее перемещение основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, а также их передача из запаса мости капитального ремонта, приобщаются к акту комплексной документальной ревизии.
При подрядном способе проведения ремонтных работ проверяется (на основании журнала-ордера № 6 по счету 60 и договоров) своевременность расчета с подрядчиками и предъявления НДС бюджету.
Ревизия капитального ремонта основных средств, сданных в аренду. Основанием для проверки затрат на капитальный ремонт сданных в аренду основных средств является договор, в котором должны быть изложены условия аренды. Так, если затраты на капитальный ремонт основных средств осуществляет арендодатель, то он отражает эти расходы в общем порядке, установленном для учета затрат на капитальный ремонт. Затраты на капитальный ремонт, производимые арендатором, должны учитываться у последнего на счете 97 «Расходы будущих периодов». Плановые предстоящие суммы затрат на капитальный ремонт арендатор ежемесячно относит равными долями на кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции с дебетами производственных счетов. По окончании капитального ремонта арендованных объектов сумма фактических затрат в части, ранее отнесенной на кредит счета 96, списывается в дебет этого счета в корреспонденции со счетом 97.
При ревизии ремонта важное место занимает проверка качества капитального ремонта основных средств. Хорошее качество капитального ремонта характеризуется длительной безотказной работой отремонтированных объектов основных средств при нормальных условиях их эксплуатации, сокращением простоев, вызванных техническими неисправностями, уменьшением затрат на текущий ремонт, соблюдением межремонтных периодов. По данным первичных документов, отметок в регистрах аналитического учета основных средств, хронометрирования и проверок на местах эксплуатации ревизор может проверить названные показатели качества.
Заканчивается ревизия операций по капитальному ремонту основных средств проверкой полноты и правильности списания фактической стоимости капитального ремонта за счет источников его финансирования. На практике имеют место случаи, когда затраты на капитальный ремонт превышают размеры источников его финансирования. Необходимо выяснить причины иммобилизации собственных оборотных средств на капитальный ремонт. Такими причинами могут быть, например, перевыполнение плана капитального ремонта, удорожание капитального ремонта по сравнению со стоимостью, принятой в плане.
При проверке всех видов ремонтов, вызванных чрезвычайными обстоятельствами и не являющихся плановыми, необходимо обратить внимание на обоснованность причин аварии, порчи, поломки. Для этого документы изучает комиссия, создаваемая в такой ситуации. Расходы по восстановлению имущества после аварии могут быть покрыты организацией за счет различных источников. Так, если имущество организации было застраховано, то на сумму расходов по его восстановлению может быть получено страховое возмещение.