Характеристика форм и видов экономического контроля

Экономический контроль осуществляется государством в соответствии с принятой структурой управления народным хозяй­ством.

По времени выполнения экономический контроль подразделя­ется на предварительный, оперативный (текущий) и последующий.

Предварительный контроль проводится перед выполнением хо­зяйственной операции с целью предупреждения нерациональных расходов и бесхозяйственности, незаконных действий и различных потерь всеми органами государственного и хозяйственного управ­ления (министерствами финансов и центральными (национальны­ми) банками государств, коммерческими банками, вышестоящими организациями по отношению к подведомственным объединениям и предприятиям). Так, на стадии разработки планов экономиче­ского и социального развития контролируется соблюдение произ­водственных норм и нормативов, установленных собственником для предприятий, объединений и концернов, а также взаимоотношения с бюджетом. При выдаче кредитов предприятиям и объединениям контролируется их возвратность и др. Перед тем как выписать документы на расходование денежных средств, бухгалтерия пред­приятия проверяет целесообразность расходов, соответствия их потребности согласно действующим нормам и т. п.

Оперативный (текущий) контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных операций. Основной задачей такого контроля является выявление отклонений в выполнении плановых заданий с целью принятия необходимых мер по устранению отри­цательных факторов в работе и закреплению положительного опы­та. Текущий контроль осуществ­ляется в условиях широкой гласности путем участия коллектива предприятия и его общественных организаций. Социально-экономические решения, касающиеся деятельности предприятия, вырабатываются и принимаются руководителем с участием трудо­вого коллектива, а также профсоюзной и других общественных организаций в соответствии с их уставами и законодательством, а затем их выполнение контролируется в процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом осуществляется строгий контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, пресекаются бесхозяйственность и расточительство, принимаются меры к предупреждению негативных явлений в деятельности пред­приятия.

Последующий контроль проводится после совершения хозяйст­венных операций. Его применяют все контрольные органы, на ко­торые возложено наблюдение за хозяйственной деятельностью предприятий. Основными задачами такого контроля являются про­верка правильности и законности совершенных хозяйственных операций, выявление недостатков в работе, нарушений и злоупот­реблений, а также разработка мероприятий по устранению отме­ченных недостатков и недопущению их в будущем.

Основная форма последующего контроля — ревизия производ­ственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, проводимая собственником не чаще одного раза в год в соответ­ствии с Законом о предприятиях. В задачи этой ревизии вклю­чаются последующая оценка деятельности предприятия за истек­ший год; выявление резервов и оказание помощи предприятию в их использовании; проверка соблюдения законодательства, сохран­ности общественной собственности, достоверности учета и отчет­ности.

Министерство финансов и его местные органы — налоговые ин­спекции — осуществляют последующий контроль деятельности предприятия в части выполнения обязательств перед бюджетом по взносу налога на прибыль, налога на прибыль иностранных юри­дических лиц от хозяйственной деятельности, налога на добавлен­ную стоимость, налога на экспорт и импорт, налога на фонд опла­ты труда колхозников; налога, регулирующего расходование средств, направляемых на потребление; налога на доходы. Цент­ральные (национальные) банки контролируют сами и через ком­мерческие банки эффективность использования средств финанси­рования, выделяемых из бюджета предприятию для капитальных вложений, целевого использования кредитов банков, расчетно-кредитных отношений.

Последующий контроль деятельности предприятий контроли­рующие органы могут выполнять путем участия в ревизиях производственной и финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий, проводимой собственником, а также в период рассмотрения и утверждения годовых отчетов предприятия.

По информационному обеспечению различают документальный и фактический контроль.

Документальный контроль заключается в установлении сущ­ности и достоверности хозяйственной операции по данным первич­ной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т. е. в бухгалтерском, оперативном и статисти­ческом учете. Так, выполнение планов .производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взве­шивания, обмера, лабораторного анализа и других методов про­верки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, гото­вая продукция, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль выполняется во вза­имной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их со­хранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

По формам осуществления экономического контроля различают следующие контрольные проверки: превентивные, текущие, тема­тические, ревизии.

Превентивные (от лат. praeventus — предупреждающий, пре­дупредительный) контрольные проверки организуются на стадии предварительного контроля производственной и финансово-хозяй­ственной деятельности отрасли, объединений и предприятий. Ми­нистерством финансов и его органами на местах проверяются обоснованность финансовых планов, размер взносов в государст­венный бюджет налогов и других платежей согласно утвержденным нормативам. Коммерческие банки и их учреждения на местах проверяют соответствие фонда заработной платы нормативам, утвержденным для предприятий и объединений, расчетно-кредитных отношений действующим законодательным актам; обоснован­ность планов капитальных вложений и их финансирования соглас­но утвержденным нормативам, лимитам долгосрочного кредито­вания. Если органы государственного контроля осуществляют превентивные проверки периодически, то внутрихозяйственный контроль выполняет их систематически и непрерывно. Санкциони­руя выполнение хозяйственной операции, руководитель предприя­тия или лица, им уполномоченные, подвергают ее превентивной проверке в части хозяйственной целесообразности, нормативно-правовой и плановой обоснованности, хозяйственной и материаль­ной ответственности лиц, которым поручается ее выполнение, и т. п.

Особо ответственна роль главного бухгалтера в превентивных проверках хозяйственных операций, отражаемых в системе бух­галтерского учета. Каждая проектируемая хозяйственная опера­ция, зафиксированная на материальных носителях, подвергается главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным, повторной превентивной проверке после санкционирования руководством предприятия ее выполнения. Наряду с проверкой хозяйственной операции по указанным выше параметрам, которые также контро­лируются бухгалтерией, проверяются юридически-правовая обос­нованность документа, отражающего достоверность совершения хозяйственной операции, количественные и стоимостные ее изме­рители, применение норм расходования ресурсов, цен на товарно-материальные ценности и объекты основных фондов, заполнение показателей, обеспечение сохранности ценностей, кодирование реквизитов документа, определяющих содержание и характери­стику операции для отражения в системе бухгалтерского учета хо­зяйственной деятельности.

Превентивному контролю хозяйственной деятельности, осуще­ствляемому главным бухгалтером, придается исключительно важ­ное значение. Положением о главном бухгалтере предусмотрено, что документы, служащие основанием для приемки и выдачи де­нежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кре­дитные и расчетные обязательства подписываются руководителем объединения, предприятия и главным бухгалтером или лицами, ими на то уполномоченными. Без подписи главного бухгалтера указанные документы считаются недействительными и не прини­маются к исполнению материально ответственными лицами и бух­галтерией объединения, предприятия, а также учреждениями бан­ка. Главному бухгалтеру предоставлено право не принимать к исполнению и оформлению документы по хозяйственным опера­циям, противоречащим законодательству и установленному поряд­ку приемки, хранения и расходования денежных средств, товар­но-материальных и других ценностей.

Превентивные проверки являются наиболее эффективным спо­собом экономического контроля, так как они позволяют предуп­редить возникновение различных недостач, перерасходов и потерь ресурсов в хозяйственной деятельности объединения, предприятий, отрасли, народного хозяйства в целом.

Текущие контрольные проверки — форма текущего контроля конкретных операций хозяйственной деятельности объединений, предприятий. Проводятся текущие проверки всеми контролирую­щими органами по вопросам, входящим в их компетенцию. Так, учреждения банков при проведении текущего обследования контролируют использование кассовой наличности денег, своевре­менность и полноту сдачи выручки и т. п. По финансированию капитальных вложений банки при текущем обследовании конт­ролируют организацию строительства, обеспеченность проектной документацией строящиеся объекты, внедрение индустриальных методов строительства .и т. п. Министерством финансов и его органами на местах проводятся текущие проверки внедрения прогрессивных методов бухгалтерского учета и контроля хозяйст­венной деятельности объединений, предприятий. Статистические органы на местах организуют текущие проверки применения типовой документации в учете хозяйственной деятельности объе­динений, предприятий, выявляют излишнюю отчетность, которая не утверждена в установленном порядке, а предоставляется по за­просу органов управления. При внутриведомственном контроле пу­тем текущего обследования проверяется выполнение указаний соб­ственника подведомственными объединениями, предприятиями по вопросам их деятельности. При внутрихозяйственном контроле посредством текущих проверок осуществляется оперативный конт­роль за совершением хозяйственных операций, в частности прове­ряются условия хранения товарно-материальных .ценностей, обе­спеченность весоизмерительными приборами и их использование; организация пропускного режима, соблюдение трудового законо­дательства и т. п.

Следовательно, текущие контрольные проверки являются спо­собом оперативного контроля конкретных операций хозяйственной деятельности, не требующим применения сложных методик.

Тематические контрольные проверки — форма текущего эконо­мического контроля однородных хозяйственных операций, выпол­няемых объединениями, предприятиями, например использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения со­хранности общественной собственности. Тематические проверки - имеют сходство с текущими проверками, но они проводятся по бо­лее широкому кругу показателей конкретной темы с применением методов экономического анализа, вычислительной техники и при­влечением специалистов различного профиля. Если в процессе текущего обследования применяются в основном методы фактиче­ского контроля, то при тематических проверках используются пла­ново-нормативная и договорная информация, данные бухгалтер­ского учета, хронометражные наблюдения, проводятся выборочные инвентаризации ценностей.

Исходя из содержания экономического контроля, периодичнос­ти информационного обеспечения и форм его проведения выделя­ется общеэкономический и финансово-хозяйственный контроль.

Общеэкономический контроль в качестве объектов наблюдения имеет: выполнение планов экономического и социального развития государства, региона; удовлетворение жизненно важных потреб­ностей людей; изменение ценообразования; конъюнктуру рынка; использование ресурсов государства, регионам другие крупномасш­табные программы развития народнохозяйственного значения.

Финансово-хозяйственный контроль исследует финансово-хозяй­ственную деятельность предприятий, банков и других предприни­мателей с различными формами собственности в сфере производ­ства, обмена и потребления общественно необходимого продукта.

Все виды экономического контроля взаимно связаны и обуслов­лены между собой, направлены на успешное развитие экономики государства для удовлетворения жизненных потребностей людей.


Наши рекомендации