Составитель: доцент, м.э.н. Мишкова Маргарита Петровна
Г. Брест 2017 год
Составитель: доцент, м.э.н. Мишкова Маргарита Петровна
Система финансового контроля РБ.
Система финансового контроля в РБ определена Указом Президента № 510 от 16 октября 2009 года «О совершенствовании контрольной деятельности в РБ». Указом определен перечень контролирующих органов, перечислены их полномочия. Указ начал действовать с 01.01.2010 года изменения в данный Указом внесены указом 332.
Система финансового контроля в РБ включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.
Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов, исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента так же в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), финансовые и налоговые органы, Национальный банк.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.
Независимый финансовый контроль– это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий контроль.
Общественный финансовый контрольв нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся так же письма и сигналы граждан, в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотребления в финансовой сфере.
Формы финансового контроля
Формы финансового контроля - это способы конкретного выражения и организаций контрольных действий.
Финансовый контроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям. По формам он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении финансово-плановых актов. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету.
Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций, для предотвращения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий контроль позволяет так же оперативно “замерять”отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля – это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.
Последующий контроль производится после совершения операции т.е. после того, выполнены планы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Основная цель его – выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В этой форме контроля производится проверка финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности производимых расходов. Он производится путем анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно на предприятии.
Методы финансового контроля
Финансовый контроль осуществляется при помощи определенных способов и приемов, которые принято обозначать понятием «методы».
Методы финансового контроля – это приемы, средства и способы его осуществления.
К основным методам относятся: 1) наблюдение 2) проверка 3) обследование 4) анализ 5) ревизия
1) Наблюдение- это направленное на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекты контроля действия.
2) Проверка – это исследование отдельных вопросов финансовой деятельности, осмотр помещений и других объектов с целью выявления нарушения финансовой дисциплины.
3)Обследование – производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности. При этом используют анкетирование и опрос.
4) Анализ – направлен так же на выявления нарушений финансовой дисциплины.
Проверка подразделяются на несколько видов:
1) по содержанию (доказательные и фактические)
2) по способу назначения (плановые и внеплановые)
3) по степени охвата данных (сплошные и выборочные)
4) по объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические)
Проверки– самые эффективные методы финансового контроля. Как правило, различают встречные, оперативно тематические, комплексные, плановые и внеплановые проверки.
Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.
Тематическая проверка проводится по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.
Комплексная проверка включает все участки и широкий круг вопросов. Она позволяет более глубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением специалистов по отдельным вопросам. Во время такой ревизии обязательно производится инвентаризация материальных ценностей и денежных средств.
Министерство по налогам и сборам инспекции Министерства по налогам и сборам по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах
· контроль за соблюдением проверяемыми субъектами налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма
· контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты
· обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные
· фонды, в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь
· контроль за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств
· при реализации товаров (работ, услуг), использования кассовых суммирующих
· аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров,
· расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в
· Республике Беларусь
· контроль за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность страховых
· организаций и иных организаций, осуществляющих финансовые операции (за
· исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций)
· контроль за игорным бизнесом и соблюдением законодательства при осуществлении
· деятельности в этой сфере
· контроль за соблюдением установленного порядка предоставления и использования
· безвозмездной (спонсорской) помощи
· контроль за соблюдением установленного порядка использования иностранной
· безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации
· такой помощи
· контроль за целевым использованием денежных средств, в том числе в иностранной
· валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ)
· международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и
· отчислениями, взимаемыми в бюджет, в том числе в государственные целевые
· бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды
· контроль за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных
· средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также
· имущества, взыскание на которое обращено в счет исполнения налогового
· обязательства, уплаты пеней
· контроль за соблюдением законодательства:
· регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей
· продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного
· сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий
· регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями
· по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской
· деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе
· налогообложения
· устанавливающего особые режимы налогообложения
· о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками
· о ведении кассовых операций
· об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров
· об обращении нефтяного жидкого топлива
· валютный контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве
· платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной
· продажей иностранной валюты)
Министерство финансов
главные управления Министерства финансов по областям и г. Минску
местные финансовые органы
контроль за состоянием ведомственного контроля в Республике Беларусь
контроль за соблюдением финансово-бюджетного законодательства, целевым и
эффективным использованием средств, выделенных из бюджета, государственных
целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и
видам расходов
надзор за соблюдением требований законодательства о страховании, а также за
выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об
оплате труда
контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности
страховых организаций
государственный пробирный надзор
контроль за соблюдением законодательства в сфере деятельности с драгоценными
металлами и драгоценными камнями
контроль за выполнением государственного заказа на поставку драгоценных металлов
в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики
Беларусь
контроль за соблюдением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность,
а также лотерейную деятельность и деятельность по организации и проведению
электронных интерактивных игр, и условий проведения этих игр
Департамент по ценным бумагам
контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг,
деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж
Департамент государственных знаков
контроль за разработкой и производством бланков строгой отчетности, а также
специальных материалов для защиты от подделки бланков строгой отчетности
Министерство экономики
Департамент ценовой политики, структурные подразделения облисполкомов и Минского
горисполкома, на которые возложены функции антимонопольного и ценового
регулирования
контроль за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию
продукции (товаров, работ, услуг), законодательства о ценообразовании, за
соблюдением проверяемыми субъектами антимонопольного законодательства и
законодательства о естественных монополиях
Департамент по санации и банкротству
областные и Минский городской территориальные отделы по санации и банкротству
Министерства экономики
контроль за соблюдением временными (антикризисными) управляющими требований
законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
И другие контролирующие органы.
Составления акта проверки
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства оформляются справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.
Результаты проверки оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте (справке) проверки. В случае, если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, один экземпляр акта (справки) проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проведение проверки.
В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.
В акте проверки с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок должны быть указаны:
· основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;
· даты начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место составления акта проверки;
· проверенный период;
· должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта;
· наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при их наличии);
· наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;
· кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;
· какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;
· описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;
· размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;
· должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;
· иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном
· правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.
Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки.
В необходимых случаях к акту проверки могут быть приложены справки и расчет, составленные на основании проверенных документов, а также копии или выписки из документов, заверенные проверяемым субъектом в установленном порядке, объяснения представителя проверяемого субъекта.
В акте (справке) проверки не допускаются неоговоренные исправления. В случаях, когда в акте (справке) проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт (справку) проверки, в такой акт (справку) вносятся изменения и (или) дополнения. Указанные изменения и (или) дополнения подписываются, вручаются (направляются) проверяемому субъекту или его представителю, возражения по ним представляются для подписания, вручения (направления) акта (справки) проверки, представления возражений по нему.
Акт (справка) проверки подписывается проверяющим и проверяемыми.
15. Особенности организации и проведения внеплановой тематической оперативной проверки.
При внеплановой тематической оперативной проверке проверяются вопросы соблюдения проверяемыми субъектами:
· законодательства о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;
· условий осуществления предпринимательской деятельности, при нарушении которых такая деятельность является незаконной и (или) запрещается;
· порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, в том числе использования и учета на них средств контроля;
· законодательства в области порядка расчетов наличными денежными средствами;
· законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным
· путем, и финансирования террористической деятельности;
· порядка проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц;
· порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;
· правил осуществления розничной торговли и общественного питания, бытового и иных видов обслуживания потребителей;
· порядка уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог), налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме;
· требований о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации;
· порядка допуска плательщиков единого налога к реализации товаров;
· законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
· законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы табачного сырья и табачных изделий;
· законодательства об обороте на территории Республики Беларусь нефтяного жидкого топлива;
· законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками при реализации товаров, их хранении и транспортировке;
· законодательства об охране и использовании объектов животного и растительного мира;
· требований технических нормативных правовых актов о качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, продовольственного сырья и пищевых продуктов, товаров для личных (бытовых) нужд, выполняемых работ и оказываемых услуг;
· правил пользования средствами измерений при осуществлении торговли товарами и расчетов между покупателем и продавцом;
· нормативов в области охраны окружающей среды;
· требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;
· требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов;
· законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта (включая наличие установленных законодательством сопроводительных документов, техническое состояние транспортных средств);
· требований законодательства по сбору, хранению, транспортировке, использованию, заготовке (закупке), переработке, отгрузке или реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, а также по учету, сбору, хранению, транспортировке, использованию и реализации редкоземельных металлов во всех видах и состояниях, осуществлению деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
В предписании на проведение внеплановой тематической оперативной проверки может не указываться наименование проверяемого субъекта, в отношении которого проводится проверка, в случаях проведения проверок:
· на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей;
· проверяемых субъектов, осуществляющих розничную торговлю на торговых местах на рынках и в палатках, расположенных на рынках;
· соблюдения требований технических нормативных правовых актов при перевозке
· опасных грузов;
· на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта (включая наличие транспортных и иных установленных законодательством документов, техническое состояние транспортных средств);
· на объектах строительства (в том числе реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства) по вопросу соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности.
Внеплановая тематическая оперативная проверка может проводиться одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих проверяемому субъекту, в том числе расположенных на территориях
разных административно-территориальных единиц.
По результатам внеплановой тематической оперативной проверки, в ходе которой установлены нарушения законодательства, проверяющие обязаны составить акт
проверки (в двух экземплярах), а в случае неустановления таких нарушений – справку проверки. В акте проверки указываются:
· дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц,
· проводивших проверку;
· даты начала и окончания проверки, а также место составления акта проверки;
· должности, фамилии и инициалы представителей проверяемого субъекта, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;
· наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии
· наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика;
· наличие книги учета проверок (журнала производства работ – в случае, предусмотренном в части четвертой пункта 33 настоящего Положения), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;
· проводились ли контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг) и их результаты;
· перечень технических средств, если они применялись;
· факты нарушений законодательства, место и время (если они установлены) их совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такие нарушения;
· должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;
· иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения.
По результатам внеплановых тематических оперативных проверок, проводимых органами Комитета государственного контроля, Министерством по налогам и сборам и его территориальными органами на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей, подразделениями Государственной автомобильной инспекции по вопросу соблюдения требований технических нормативных
правовых актов при перевозке опасных грузов, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций и ее филиалами по вопросу соблюдения законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта, записи в книгу учета проверок не вносятся, а в случае невыявления нарушений актов законодательства справка проверки не оформляется.
Акт (справка) внеплановой тематической оперативной проверки подписывается проверяющими и проверяемым субъектом (его представителем), после чего первый экземпляр остается у проверяющих, второй экземпляр передается проверяемому субъекту (его представителю).
Акт внеплановой тематической оперативной проверки может не составляться, если в ходе проверки выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляется, о чем в книге учета проверок делается соответствующая запись.
В случае выявления в ходе внеплановой тематической оперативной проверки бесхозяйного имущества проверяющие с привлечением не менее двух понятых составляют акт обнаружения бесхозяйного имущества.
Проверки проводимые НБ РБ
Проверки, проводимые Национальным банком в рамках надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе, осуществляются в отношении банков (их обособленных подразделений) и проверяемых субъектов, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковских холдингов, в порядке, установленном Указом Президента №510
Целями проверок являются определение непосредственно на месте финансового состояния и перспектив развития проверяемого субъекта, принимаемых им на себя рисков, организации управления (включая корпоративное управление и управление рисками), состояния системы внутреннего контроля, соблюдения нормативов безопасного функционирования и других пруденциальных требований, установленных Национальным банком, достоверности отчетности, представляемой в Национальный банк, а также выявление ситуаций, создающих угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов банков, нарушений актов законодательства.
Национальным банком проводятся проверки, целью которых является всесторонняя оценка обстоятельств банковской деятельности, и проверки, целью которых является оценка отдельных направлений деятельности проверяемого субъекта – тематические проверки.
Плановые комплексные проверкиназначаются Председателем Правления Национального банка или его заместителем, а тематические проверки – Председателем Правления Национального банка (его заместителем) или начальником главного управления Национального банка по области (его заместителем) путем издания соответствующего распоряжения
Национальный банк для оказания содействия и (или) участия в конкретных действиях при проведении проверки вправе привлечь на договорной основе аудиторскую организацию (аудитора – индивидуального предпринимателя). Договор должен быть подписан лицом, назначившим проверку (его заместителем). Оплата за услуги, оказанные аудиторской организацией (аудитором – индивидуальным предпринимателем), производится за счет средств Национального банка.
Национальный банк вправе привлечь работников государственного учреждения «Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц» к проведению проверок деятельности банка, принятого на учет, в части установления объема и содержания обязательств этого банка перед физическими лицами, а также проверок правильности расчета таким банком календарных взносов, перечисляемых в резерв данного учреждения.
Понятие аудита.
Аудиторская деятельность (аудит) — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.
Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска, т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения для пользователей финансовых отчетов.
Главная цель аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство — это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности организации в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.
По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор — индивидуальный предприниматель с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или) выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчиками могут выступать аудируемые лица и иные лица в соответствии с законодательством.
Аудит призван:
· проверять полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации;
· проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;
· выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.
Аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд других задач:
· помогают в организации бухгалтерского учета;
· оказывают помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· участвуют в налоговом планировании и расчете налогов;
· консультируют по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности и др.
Виды аудита
С точки зрения классификационных признаков выделяют внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный.
Внешний аудитпроводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации. Выполнение такой независимой экспертизы хозяйственно-финансовой деятельности одновременно предполагает и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии организации, повышению эффективности ее хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.
Внутренний аудит— независимая оценка внутри организации, необходимая для проверки и определения эффективности ее деятельности. За внутренний аудит отвечает сама организация или один из ее отделов: это контрольный орган внутри самой организации. Цель внутреннего аудита — помочь служащим организации эффективно выполнять свои обязанности. Внутренний аудит предоставляет им для этого данные анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о проверяемых объектах.
Обязательный аудит — внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.
Организации, имеющие систему ведомственного или внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности (внутренний аудит), освобождаются от обязательных аудиторских проверок в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.
Согласно статье 3 Закона «Об аудиторской деятельности» каждый год обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской отчетности обязаны проводить следующие организации: открытые акционерны