Система финансовых органов, осуществляющих финансовую деятельность

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1. органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:

а) Президент РФ - подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;
б) законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) - рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;
в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2. органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:

а) Министерство финансов РФ. Основная задача - выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

б) Федеральное казначейство РФ.

Задачи:

o организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;

o регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;

o сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

o управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;


в) Министерство РФ по налогам и сборам.

Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:

o контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;

o участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

o осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;


г) Банк России.

Основные цели:

o разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;

o монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

o является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

o устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

o устанавливает правила проведения банковских операций;

o осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Макроэкономическое регулированиевключает наряду с экономическими, социальными, экологическими, вопросы финансового регулирования.

Таблица 1. Концепции взаимодействия реального и финансового секторов экономики

Наименование Авторы Характеристики
1 тип – «Классическая автономия и случайные эффекты»
Концепция классической дихотомии А.Смит, Д.Рикардо, Ж.-Б. Сей и др. Банковский и реальный секторы не зависимы и не оказывают друг на друга влияния. Реальный сектор -первичен
Воспроизводственная концепция К.Маркс Реальный сектор –первичен. Банковский выполняет лишь вспомогательную функцию
Концепция финансового капитала Р.Гильфердинг Введено понятие «финансовый капитал», как результат взаимодействия банковского и промышленного капитала
Концепция отрыва Л.Менков, Н.Толксдорф Количественное и качественное доминирование спекулятивных механизмов. Отрыв банковского сектора от реальной экономики.
2 тип – «Взаимная обусловленность, ожидаемые и регулируемые эффекты»
Концепция мультипликатора инвестиций Дж.М.Кейнс Спекулятивная деятельность финансового сектора оказывает дестабилизирующее воздействие на состояние реального производства. Регулирование требует сочетания мер фискальной и монетарной политики государственного регулирования.
Монетаристская концепция М.Фридмен, А.Шварц Определяющее влияние на развитие производства оказывает только количество денег в обращении. Изменения в банковском секторе первичны по отношению к реальному. Необходимы денежно-кредитные методы регулирования
3 тип – «Институциональные эффекты»
Институциональная концепция Т.Веблен, Дж.Коммонс Рост банковских спекуляций ведет к спаду деловой активности в реальном секторе экономики.Необходимы институты управления и регулирования
Концепция динамического равновесия Й.Шумпетер Смена стадий экономического цикла обусловлена финансированием инноваций и особо важной ролью банковского сектора
Неоинституциональная концепция Д.Норт, О.Уильмсон Развитые банковские институты способствуют развитию реального сектора экономики и наоборот. Введены понятия «институциональные соглашения» и «институциональная среда»
Концепция асимметрии информации Р.Коуз, Дж.Акерлоф, Дж. Стиглиц Ассиметрия информации является причиной неустойчивых отношений банковского и реального секторов, неэффективному распределению ресурсов между ними
Неокейнсианская концепция финансового акселератора Р.Харрод, Е.Домар Взаимодействие секторов выступает в роли генератора порясений и шоков, увеличивая или сглаживая амплитуду циклических колебаний
Посткейнсианская концепция Р.Клауэр, П.Дэвидсон Основной фактор нестабильности экономики – финансовые инновации
Институционально-эволюционная концепция С.Глазьев, К.Перес Банковские инновации стимулируют развитие новых отраслей экономики

Система финансовых индикаторов макроэкономического регулирования включает 8 больших групп:

1. Индикаторы платежного и торгового баланса:

- торговый баланс

-платежный баланс

-баланс текущих счетов

-баланс капитальных счетов.

Все это отдельные строки баланса. Чему равен результат платежного баланса? Что означает положительный платежный баланс?

Анализируя эти показатели получаем информацию по движению валютных активов. Правда с запозданием. Европейские инвесторы покупают американские акции в мае, а информация об этом обнародуется в сентябре.

В 2015гобъем прямых инвестицтй сократился почти в 3 раза и составил 6,7 млрд.долл.

Снизился чистый вывоз капитала до 56,9 млрд. против 153 млрд. в 2014г.

В 2015 г. На 23 % снизилось положительное сальдо внешней торговли, которое составило145,6 млрд.долл США против 189,7 млрд.долл. США годом ранее.

2. Индикаторы состояния финансовых рынков:

- фондовые индексы

-депозитные ставки по евро-в банках Германии и Франции, по доллару в банках США

-уровень процентных ставок по кредитам

- значения форвардных (срочных, с определенными интервалами времени, продаются реальные ценные бумаги) и опционных (продажа контрактов с определенной ценой исполнения) валютных курсов на 3 месяца,полгода и год вперед.

Наши рекомендации