Цели и задачи управленческого аудита

Систематическое проведение независимой оценки готовно­сти фирмы к эффективному функционированию особенно важ­но перед приобретением предприятия или его целевом инве­стировании. Для этого необходимо проделать обязательные процедуры, гарантирующие потенциальному инвестору эффек­тивность и надежность вложения средств. Как правило, прове­ряются:

• финансово-экономические показатели (финансовое состоя­ние, прошлая и текущая результативность, потенциал роста, ценовая политика, доля занимаемого рынка и т.д.);

• юридическая «чистота» (оформление прав собственности в соответствии с законодательством и т.п.);

• техническая экспертиза основных средств.

Зарубежный и отечественный опыт приватизации крупных государственных компаний показывает, что очень важно прове­рять качество менеджмента, т.е. эффективность системы управ­ления предприятием, уровень квалификации высшего и среднего управленческого звена, адекватность функционирующей систе­мы управления персоналом стратегии, целям и задачам органи­зации.

Для оценки степени эффективности управления с середины 90-х годов XX века в мировой практике стала использоваться методология управленческого аудита.

Управленческий аудит — это диагностическое исследова­ние управленческих технологий с целью определения их фактической эффективности и внесения необходимых кор­ректировок в управленческий процесс на основе методоло­гии аудиторской деятельности и разработанных рабочих за­даний.

Американский менеджмент определяет управленческий ау­дит, как «вид консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей».

Сущность управленческого аудита в основном совпадает с традиционным финансовым аудитом (отличие лишь в объекте проверки). Поэтому управленческий аудит осуществляется с ис­пользованием тех же принципов, стандартов и в тех же формах проведения проверки. Однако, методология проведения управ­ленческого аудита имеет свою специфику.

В области управленческих технологий нет таких жестких за­конодательных установок как в финансах. Критерием эффектив­ности управленческих технологий выступает соответствие ха­рактеристик работы организации требованиям конкурентной борьбы.

В ходе оценки системы управления проверяется:

• комплексность процедур по отслеживанию ситуации на рын­ке, стратегическому целеполаганию и тактическому плани­рованию;

• распределение областей (зон) ответственности среди высше­го руководства и функциональных обязанностей между под­разделениями;

• информационное взаимодействие между сотрудниками в рамках выполнения основных бизнес-процессов;

• наличие и качество стандартов выполнения работ по произ­водству, поставке и реализации продукции.

• Управленческий аудит должен дополняться анализом эффек­тивности управления человеческими ресурсами, в ходе которого оценивается система управления персоналом (СУП), т.е. степень адекватности кадровой политики системе управления, включая механизмы стимулирования персонала, поиска и подбора, разви­тия, корпоративной культуры и т.п. Так возник и начал разви­ваться сначала в рамках управленческого аудита, а вскоре и са­мостоятельно аудит персонала (кадровый аудит).

• Основная цельуправленческого аудита — оценка уровня го­товности предприятия и его сотрудников к эффективной работе в условиях рынка. На основе этой оценки разрабатывается про­грамма проведения изменений, проводится расчет затрат, необ­ходимых для реорганизации системы управления предприятием, привлечения новых или переобучения имеющихся кадров.

• Система контроля — это инструмент, позволяющий оцени­вать не только эффективность внедрения выбранной стратегии, но и ее адекватность текущей ситуации. Контроль позволят идентифицировать сильные стороны предприятия и наилучшие методы выполнения определенных задач для повторного их ис­пользования. Таким образом, обеспечивается позитивный эф­фект обучения и накопления.

При проведении управленческого аудита решаются следую­щие задачи:

• оценивается текущая стратегия предприятия, включая поло­жение на рынке, целостность и системность поставленных стратегических целей, понимание их руководителями и сотрудниками, реализация стратегических целей;

• оценивается технология бизнес-процесса, т.е. процесса произ­водства и реализации каждого продукта (товара или услуги) предприятия. Оценка технологии включает анализ выполне­ния основных частей бизнес-процесса: анализ потребитель­ских свойств продукта, его проектирование, приобретение комплектующих, производство, контроль качества, реализация
и послепродажное сопровождение, анализ себестоимости про­дукта, его качества и методики ценообразования;

• оценивается технология выполнения ключевых функций управления предприятием в целом, включая функции анали­за рынка, стратегического и оперативного планирования, контроля и учета за реализацией планов, распределения фи­нансов и учета движения денежных средств, проведения кад­ровой политики и т.д.;

проводится оценка структуры управления компанией, т.е. взаимосвязь между процедурами, составляющих бизнес-процессы и ключевые функции управления. В ходе оценки анализируется модель управления, четкость разделения на функциональные и профильные подразделения, структура административного подчинения и функционального взаимо­действия, схема информационных потоков, а также их соот­ветствие стратегии и модели управления;

• в результате оценки процедур (бизнес-процессов и ключевых функций), структуры управления, а также их соответствия стратегии и модели управления составляются рекомендации по изменениям в процедурах и структурах для повышения эффективности менеджмента организации.

Управленческий аудит строится на получении, анализе и син­тезе информации о деятельности организации для определения возможностей повышения ее эффективности. Для определения возможностей повышения эффективности организации изучают­ся применяемые в ней управленческие технологии.

Управленческий аудит последовательный процесс выявления недостатков — от оказывающих большое влияние на долгосроч­ную эффективность организации до ошибок в текущих рабочих операциях. Он прекращается при обнаружении такого объема недостатков, без устранения которых нет смысла в дальнейших поисках. Это обусловлено тем, что реализация вскрытых воз­можностей позволит радикально изменить ситуацию , а даль­нейшее совершенствование в любом случае потребует нового исследования. Даже частичная реализация оптимизационных возможностей обеспечит долгосрочную эффективность органи­зации посредством системы самонастройки управленческих тех­нологий под изменяющиеся внешние условия.

Процесс предполагает непрерывный контроль над внедрени­ем стратегии и получение через организованную обратную связь необходимой информации. Процесс контроля через идентифика­цию и изучение показателей эффективности деятельности пред­приятия и реакции внешней среды предоставляет полезную ин­формацию для стратегических действий в следующих сферах:

• определение позиции предприятия в сравнении с его конку­рентами и лидерами рынка;

• проверка адекватности краткосрочных и долгосрочных целей и задач;

• определение и улучшение стратегии, имеющей наибольшие шансы на успех;

• обеспечение выполнения процессов, которые являются кри­тичными для успеха компании и ее конкурентоспособности на рынке;

• обеспечение использования технологий, адекватных для под­держания (или достижения) позиции на выбранных рынках;

• оценка критических элементов для успеха на рынке, таких, как структура, цены, производительность, номенклатура продукции или услуг;

• оценка возможностей поставщиков;

• идентификация ключевых факторов для достижения лиди­рующей позиции на рынке.

Для определения индикаторов и установления стандартов производительности рекомендуется принять концепцию разрыва в уровнях производительности, согласно которой желаемый «по­зиционный» уровень постоянно изменяется в зависимости от требований рынка. Отсутствие реакции на изменения рынка при­водит к тому, что компания, обладая в определенный момент времени конкурентным преимуществом, может его утратить.

Для проведения оценки внедрения стратегии необходимо:

• определить временные рамки;

• внутренние и внешние источники требуемых данных;

• методы и механизмы получения и оценки этих данных.

В рамках аудиторского заключения (на основе методологии управленческого аудита) обосновывается внедрение требуемых управленческих технологий. После аудиторской проверки ауди­торская фирма может сопровождать внедрение уточненных или отсутствующих технологий, проводить дальнейшее консульта­ционное обслуживание (уточнение, проработка технологий), обучение персонала организации-клиента и содействовать кон­тролю эффективности нововведений.

Наши рекомендации