Кадровый аудит как связь науки и практики управления
Кадровый аудит как связь науки и практики управления
В понятие «кадровый аудит» входят, прежде всего: | · оценка уровня кадровой обеспеченности компании, т. е. оценка количества и качества специалистов, работающих на различных уровнях и направлениях, по сути, оценка уровня кадрового планирования в компании; · оценка степени готовности компании к изменениям путем выделения основных типов сотрудников, работающих в организации и типа их мотивации; · выявление существующей в компании корпоративной культуры путем оценки склонности сотрудников придерживаться определенных норм и правил поведения; · подготовка рекомендаций по конкретным кадровым программам (набору, отбору, адаптации, развитию персонала, планированию карьеры, оценке эффективности труда, мотивации и т. д.); · анализ и оптимизация организационной структуры компании с точки зрения необходимости пересмотра степени контроля и передачи полномочий. |
При этом обычно решаются следующие задачи: | · анализ и проведение экспертной оценки действующей системы управления персоналом, текущего состояния кадровых процессов в компании; · выявление точек рассогласования между существующими кадровыми процессами и стратегическими целями компании; · определение ключевых проблем в области управления персоналом, препятствующих эффективной деятельности и реализации планов компании; · определение сильных сторон человеческих ресурсов и их потенциала; · определение соответствия системы документационного обеспечения управления персоналом задачам и потребностям производственно-экономической деятельности Компании; · разработка рекомендаций и предложений руководству компании для совершенствования и оптимизации системы управления персоналом. |
при проведении кадрового аудита: | · во-первых, проводится оценка системы управления персоналом, включая анализ организационной и функциональной структуры, схем выполнения основных процедур в рамках управления человеческими ресурсами, ведения кадровой документации в соответствии с существующими нормативами и т. д.; · во-вторых, оценивается кадровый потенциал компании, а именно: менеджерский (т. е. готовность руководящего состава к реализации стратегических и тактических целей), квалификационный (соответствие уровня знаний и навыков выполняемым профессиональным задачам), инновационный (готовность к изменениям), личностный, творческий и т. д.; · в-третьих, диагностируется структура формальных и неформальных взаимодействий между сотрудниками, каналы информационного обмена, социально-психологический климат в подразделениях, источники возникновения проблемных, конфликтных ситуаций, альтернативные лидеры и группировки. |
Кадровый аудит целесообразно проводить: | · когда решается вопрос либо о приобретении компании, либо о ее целевом финансировании, инвестировании средств; · необходима консолидация дочерних компаний в централизованный холдинг; · следует повысить управляемость филиалов или отделений компании; · настало время для приведения системы управления человеческими ресурсами в соответствие целям и задачам компании; · возникает вопрос — привлекать ли новых менеджеров и специалистов или повышать квалификацию уже имеющихся; · штаты «раздуты» и нет уверенности в необходимости такого количества персонала. |
Кадровый аудит — это оценка соответствия кадрового потенциала компании ее целям и стратегии. | |
Если диагностика, как определяющий элемент управления персоналом отсутствует, то эффективность управления персоналом может быть только случайной. | |
Управленческий аудит, аудит управления персоналом и аудит персонала – это формы приложения науки об управлении в целом и об управлении персоналом к практическим ситуациям и проблемам |
Рисунок 1- связь науки и практики управления
Аудит как форма диагностического исследования
Предмет и задача аудита
Аудит — это вид профессиональной деятельность по независимой оценке операций организации. Слово «аудит» возникло более двух тысяч лет тому назад и происходит от латинского «audio», что буквально значит «он слышит» или «слушатель», т.е. в самом слове заложен смысл, указывающий, что аудитор должен внимательно выслушать своего клиента и в случае необходимости помочь ему. Иногда профессию аудитора сравнивают с профессией врача, выслушивающего пациентов с целью диагностики состояния их здоровья, а аудитор «выслушивает» их на предмет экономического здоровья субъектов исследования (организации, предприятия, фирмы).
Родиной аудиторского дела считается Великобритания, конец XIX века. Первоначально существовал контроль1, проводившийся сверху вниз, в процессе которого детально изучались оправдательные документы и проводилась инвентаризация. По мере развития экономики происходило разделение функций между собственниками предприятия, его администраторами и кредиторами. Возросла роль акционеров, которым требовалась гарантия не только сохранности капитала, но и получения дивидендов. Необходимым условием этого являлось правильное ведение учета и эффективное функционирование предприятия. Только независимыйэксперт-аудитор мог дать заключение о верности и объективности проверенной бухгалтерской отчетности и о вероятности продолжения деятельности предприятия по крайней мере в течение ближайшего периода. Это послужило толчком к появлению аудита и явилось стимулом к его достаточно быстрому развитию. Динамику целей и методов аудита можно проследить по табл. 2.
Таблица 2.
Цели и методы аудита
Периодизация | Цели аудита | Методы |
Первый период — предыстория (до 1850 г.) | Выявление эффективности работы, предотвращение злоупотреблений | Детальная проверка фактов хозяйственной жизни |
Второй период — возникновение аудита (1850-1905 гг.) | Выявление злоупотреблений | Проверка по существу (включая тестирование отдельных элементов) |
Третий период — формирование профессии (1905-1933 гг.) | Выявление правильности отражения финансового положения клиента | Проверка на соответствие и по существу |
Четвертый период — становление профессии (1933-1940 гг.) | Выявление правильности отражения финансового состояния; обнаружение ошибки | Тестирование |
Пятый период — современное состояние (1940 г. — по настоящее время) | Выявление эффективности внутреннего контроля | Стандартизация процессов проверки |
Аудит получил признание во всех экономически развитых странах. До 1929 г. он развивался исключительно на добровольной основе, но после краха рынка ценных бумаг и Великой депрессии стал обязательным. С 1940 года процедуры проверок стали четко проводиться по единым профессиональным стандартам (об аудиторских стандартах пойдет речь ниже).
Что же представляет собой аудит и сторона, в отношении которой он проводится? Существует множество определений понятия «аудит» . Приведем некоторые из них.
Закон РФ «Об аудиторской деятельности» дает следующее определение, которое носит обязательный характер: «Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг»1.
Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета дал несколько более широкое определение аудита: «Аудит— это системный тшоцесс получении н оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям» .
Данное определение содержит следующие ключевые моменты:
• оценка должна быть объективной, т.е. независимой от влияния субъективных факторов — администрации, собственников, работников компании;
• аудитор определяет степень соответствия данных, представленных в отчетности, реальным данным, т.е. выражает свое мнение по поводу верности и обоснованности информации,
содержащейся в отчетах, а не подтверждает абсолютную точность представленных данных;
• проверка совершается в интересах определенных лиц, поэтому аудитор точно определяет, и какой мере проверенные факты соответствуют критериям и стандартам (в международной финансовой отчетности такие критерии общепринятые принципы бухгалтерского учета).
Это определение позволяет распространить понятие «аудит» на большее число организационных проблем, что и произошло в зарубежном менеджменте в 80-90 г.г. XX столетия, а сейчас получает развитие в России.
Сторона, в отношении которой проводится аудиторская проверка, представляет собой экономический субъект, обязанный составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под экономическими субъектамипонимаются (независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности) организации, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и др.), банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. К экономическим субъектам относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.
Итак, предметом аудита может быть одна или совокупность организационно-экономических проблем, связанных с функциональной деятельностью фирмы. Это финансово-хозяйственная деятельность, менеджмент, проблемы социально-трудовой сферы и т.п.
Аудитор — это физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством, и аттестованное в установленном порядке на право осуществления аудиторской деятельности, то есть это — специалист, имеющий квалификацию для аудита и способный проводить анализ и оценку таких объектов в системе управления, которые не поддаются непосредственному измерению (см. Приложения 1 и 2).
Аудитируемая (проверяемая) организация или аудитируемое (проверяемое) подразделение — организация или подразделение, р> где проводится аудит.
Основная задача аудита — обеспечение клиента аналитической информацией на основе проведенного диагностического исследования. Характеристики диагностического исследования определяют общие направления аудита. Направленность диагностического исследования определяет его возможный инструментарий и методы обследования.
Цель диагностики — детально и глубоко изучить проблему (проблемы), стоящую перед организацией, выявить факторы и силы, влияющие на нее, подготовить всю необходимую информацию для принятия решения, как организовать работу по ее разрешению. Во многих случаях проведение диагностики позволяет определить пути решения рассматриваемой проблемы, установить, обладает ли организация необходимыми временными, материальными и финансовыми ресурсами, а также технической квалификацией, необходимой для решения проблемы.
Нацеленность аудита на предоставление объективной и профессиональной информации определяет особую полезность аудита как формы диагностики, выделяет его из всей разновидности методов последней.
Становление аудита в России
Аудит возможен только в странах с развитой рыночной экономикой. Если таковая отсутствует, то отсутствует и аудит. Вместо него господствуют различные виды контроля. В России потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла под влиянием развития предпринимательства и рынка капиталов, стремления растущих организаций к саморегулированию и необходимости создания условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гарантии собственникам и кредиторам сохранности их вложений.
В разные периоды истории России делались попытки узаконить полную независимость проверяющего от проверяемого и переустроить контроль на началах, которые приблизили бы его к типу контрольных учреждений в конституционных странах (например, издание Указа от 14 апреля 1906г., в котором было разъяснено, что «ревизионная деятельность государственного контроля ни в каком отношении не подлежит компетенции Совета Министров»).
В 1917 г. при Временном правительстве существовал рабочий контроль. В 1918 г. советское правительство создало Народный комиссариат по государственному контролю с учетно-контрольными коллегиями во всех губерниях и регионах. На них возлагались проверка отчетов учреждений, их текущая и внезапная ревизия. С 1920 г. этот комиссариат неоднократно подвергался реорганизации: 1920г. Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), 1934 г. — Комиссия советского контроля, 1940г. — Народный комиссариат государственного контроля, 1946г. -- Министерство народного контроля СССР, 1965 г. -- Комитет народного контроля СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, КРУ Министерства финансов СССР. Штат контролирующих органов стремительно возрастал, и чем больше становилось контролеров, тем больше требовалось тех, кто проверял бы правильность их работы.
Правительство время от времени предпринимало попытки скоординировать и улучшить контрольно-ревизионную работу. Но только проводимая в стране перестройка существенно изменила задачи и структуру контроля.
После появления предприятий и организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос о том, кто должен проверять их финансовую деятельность. В это время данным правом обладало только КРУ Министерства финансов СССР. В Положении об этом управлении записано, что оно осуществляет ревизию государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.
Такого рода услугами занимались хозрасчетный финансово-экономический центр Научно-исследовательского финансового института, кооперативы «ОРКОН» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори», «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме и др. Особенность этих фирм в том, что они созданы при различных государственных структурах.
В 1987 г. в стране возникла первая аудиторская фирма «Инаудит». И с этого времени начинается движение к созданию аудита — независимого контроля1. Строго говоря, Инаудит не могла считаться независимой — ее учредителями выступали Министерство финансов СССР (55% уставного капитала), Министерство торговли СССР (10%) и другие организации.
Временем создания подлинного аудита в нашей стране можно считать 1990 год, когда принятие соответствующих законов позволило создавать аудиторские фирмы в форме товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), что давало возможность снизить размер уставного капитала, число членов товарищества, проводить отдельные виды работ дома. В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы «Контакт», «Руфаудит». Их учредительные документы предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их бухгалтерской отчетности, а также консультационных услуг по вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности.
В это же время на аудиторском рынке России появилась «большая шестерка» западных аудиторских фирм1. В январе 1990 г. образовано совместное предприятие «Эрнс энд Янг Вне-шаудит». Его специалисты стали проводить проверки на совместных предприятиях и в других фирмах по их просьбе вне зависимости от их расположения или принадлежности.
К концу 1991 г. стали активно разрабатываться проекты нормативных документов об аудите, началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью.
Этот подход дал положительные результаты: была создана система подготовки аудиторов, разработаны методические пособия, открыты специальные кафедры. Аудит, как метод принятия управленческих решений стал эффективно использоваться при осуществлении стратегического и оперативного управления, при выполнении всех управленческих функций, при проведении технической работы по управлению персоналом. Однако действующая система аудиторской деятельности имеет, особенно на практике, существенные недостатки, связанные в основном с неподготовленностью к восприятию понятия аудита общества в целом, руководителей, менеджеров и бухгалтеров.
7 августа 2001 г. Президент России подписал Закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с этим законом планируется создание единого Федерального органа для регулирования деятельности аудиторско-консалтинговых групп, а также оговариваются условия для деятельности аудиторской организации на .территории РФ. Негосударственное регулирование аудиторской деятельности будут осуществлять профессиональные аудиторские объединения., в компетенцию которых войдет и проверка качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.
В первом полугодии 2001 г. объем выручки 100 крупнейших российских аудиторско-консалтинговых компаний увеличился на 64,7% по сравнению с тем же периодом 2000 г., а средняя почасовая ставка аудиторов и консультантов, взвешенная по рангу, возросла соответственно в два раза.
Принципы проведения аудита
Кроме соблюдения стандартов, аудиторская деятельность подчиняется следующим основным принципам.
1. Этика поведения. Наряду с требованиями человеческой этики, аудиторам следует придерживаться требований этики профессиональной, примером которой являются следующие положения:
• обязанности (выполняя свои обязанности следует проявлять высокие профессиональные и моральные принципы);
• интересы общества (следует принять на себя обязательство действовать в интересах общества, оправдывая его доверие и показывать высокий профессионализм);
• честность (честно выполнять свои профессиональные обязанности);
• объективность и независимость (выполняя профессиональные обязанности, следует сохранять объективность и быть свободным от столкновения интересов, следует быть независимым и формально и фактически);
• надлежащее внимание (необходимо соблюдать технические и этические профессиональные стандарты, стремиться к постоянному улучшению качества услуг и, выполняя профессиональные обязанности, использовать все свои профессиональные способности);
• объем и виды услуг (при их определении следует соблюдать требования стандартов).
2. Независимость. В теории и практике аудита независимость — это объективность и честность суждений. Общественное признание профессионального статуса аудиторов основано на признании их независимости. Независимость необходима для обеспечения эффективности аудита. Аудитор обязан иметь возможность оценивать любую ситуацию, говорить правду и предлагать честные и объективные рекомендации, относительно того, что следует делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Независимость аудита обеспечивается посредством:
• финансовой независимости — аудитор профессионально выполняет свою работу с заранее оговоренной достойной оплатой. Опыт эффективной аудиторской деятельности показывает: не следует попадать в финансовую зависимость от клиента, поскольку это снижает качество предоставляемых услуг, их объективность и профессионализм и отрицательно влияет на рыночные позиции аудитора.
• административной независимости, т.е. независимости аудитора от административных решений клиента и неподчиненность последнему.
• политической независимости, невозможности влиять на решения аудитора, используя политическую власть, связи и аналогичные способы воздействия.
• эмоциональной независимости --предполагает сохранение отчужденности аудитора, независимо от его чувств к представителям организации-клиента.
В целях обеспечения дополнительных гарантий независимости аудиторских фирм при осуществлении ими аудиторской деятельности постановлением Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 6 мая 1994г. №482 установлено, что аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность при условии, если в их уставном капитале доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51%.
3. Профессионализм — это обязательность владения необходимым объемом знаний и навыков, позволяющих аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги.
Аудитор должен обладать навыками для работы по общению с людьми и обмену опытом, выявлению и решению проблем, связанных с оцениваемой деятельностью, нахождению нужной информации, осуществлению анализа и синтеза, планированию изменений, разработке предложений по совершенствованию работы, преодолению сопротивления изменениям, помощи в передаче более совершенных методов. Аудиторская организация должна привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и контролировать качество их работы для обеспечения квалифицированного проведения аудита. Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.
Сформулируем основные правила поведения аудитора. 1. Изначально аудитор должен быть настроен на положительный результат аудита. Каждый раз, приступая к работе, аудитор должен исходить из предположения, что объект его обследования организован и функционирует в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. Это подобно презумпции невиновности, под которой в правовой практике понимается признание факта юридической достоверности, пока не будет доказано обратное. Другими словами, исходная психологическая установка аудитора на каждый аудит должна быть позитивной, а не негативной. Такой подход к аудиту коренным образом отличает его от порочной практики различного рода проверок, столь широко распространенные в командно-административной экономике и которые обычно априори рассматривали лиц, связанных с объектом проверки, как виновников установленных нарушений.
2. Всем своим поведением аудитор должен демонстрировать сотрудникам аудитируемого подразделения, что свою главную задачу он видит в сборе убедительных доказательств и в представлении объективного заключения о состоянии аудитируемого объекта, а нее обнаружении несоответствий. Такая позиция способствует повышению доверия к работе аудитора со стороны
персонала аудитируемого подразделения и обеспечивает большую открытость при представлении ему информации о состоянии аудитируемого объекта.
3. Аудитор должен уметь убедить сотрудников аудитируемого подразделения, что проведение аудита выгодно для подразделения. Исходя из этого аудитор должен доказывать, что устранение причин каждого обнаруженного в ходе аудита несоответствия будет способствовать улучшению деятельности аудитируемого подразделения. Чем успешнее будет решаться эта задача аудитора, тем эффективнее станет его взаимодействие с сотрудниками аудитируемого подразделения.
4. Предмет аудита — деятельность, а не осуществляющие ее сотрудники. Аудитор ищет факты, а не несоответствия и их виновников; анализирует и оценивает факты, а не личные достоинства и недостатки сотрудников. В соответствии с этим аудитор не должен вступать в обсуждение поведения тех или иных персон и в определение степени их виновности в обнаруженных несоответствиях.
5. Аудитор должен уметь слушать. И в самом деле — это одно из важнейших его умений. Восточная мудрость гласит: «Истина лежит не в устах говорящего, а в ушах слушающего».
Внимательно слушая собеседника, аудитор не только получает нужную ему информацию, но и внушает собеседнику доверие, располагая его к себе. В этом случае аудитор как бы «раскрывает» собеседника и получает наиболее важные сведения.
Умение слушать включает в себя и способность фильтровать полученную информацию, беречь свой мозг от его перегрузки избыточной информацией.
Вместе с тем, передавая информацию аудитируемым сотрудникам, аудитор должен иметь в виду, что среди них могут быть и люди, не умеющие слушать.
6. В ходе общения аудитору следует полностью концентрироваться на высказываниях собеседника. Длительные или особо важные высказывания собеседника целесообразно подытоживать
— чтобы быть уверенным в правильности понимания. Это позволит избежать недоразумений, связанных с неправильным пониманием собеседника, и продемонстрировать ему, что сказанное нм вызывает интерес у аудитора. Аудитор должен выражать поддержку собеседнику как на словах (используя, например, поощрительные выражения типа: «Да, я вас понимаю»), так и языком мимики и жестов.
Аудитору не следует бояться молчания собеседника. Целесообразно дать собеседнику время подумать и использовать возникшую паузу, чтобы передать собеседнику заинтересованность в его информации и потребность узнать больше.
7. Аудитор должен направлять беседу (опрос) в нужное русло по заранее обдуманному плану. Он не должен допускать ситуации, способной сбить его с толку. Для этого беседу следует вести конкретно, не отвлекаясь на посторонние темы, не допускать общих фраз. Время от времени целесообразно делать короткие перерывы, в ходе которых можно расслабиться, поговорить о не относящихся к делу вещах.
6. При общении с сотрудниками аудитируемого подразделения аудитор не должен допускать никаких эмоциональных «всплесков». В любых ситуациях следует сохранять спокойствие и деловой тон, не поддаваясь эмоциям. Надо терпеть отговорки или запальчивость собеседника. И тем более следует избегать агрессивности со своей стороны.
Нельзя позволять себе пренебрежительных жестов, даже в минуты крайнего раздражения (ничто так отрицательно не влияет на атмосферу беседы, как пренебрежение к аргументам собеседника).
Нельзя вступать в открытый и грубый спор с собеседником, даже если он явно не прав и продолжает настаивать на своей точке зрения: психологи свидетельствуют, что эмоциональный спор никого не убеждает, а лишь вызывает раздражение спорящих и заводит их общение в тупик.
9. Аудитору не следует акцентировать внимание сотрудников аудитируемого подразделения только на негативных положениях, обнаруженных в ходе аудита. Целесообразно отмечать
и позитивные моменты, чтобы не лишать проверяемых побудительных мотивов к улучшению работы.
10. При оценке значимости обнаруженных несоответствий аудитор должен прислушиваться к мнению профессионалов. Главное — обнаружение несоответствия, а не определение его значимости. В сомнительном же случае обнаруженное несоответствие следует отметить без определения его значимости.
11. Общаясь с аудитируемым персоналом аудитор должен создавать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Никогда не следует демонстрировать свою независимость по отношению к персоналу, что может стать причиной отчуждения и недоброжелательности. Наоборот, необходимо всячески способствовать возникновению и углублению общих профессиональных интересов между собой и персоналом. Целесообразно мысленно ставить себя на место аудитируемого и помнить о том, что никто не любит находится в этой роли.
12. Аудитор не должен предумышленно демонстрировать свою компетентность или экзаменовать (проверять грамотность) собеседника. Недопустимо давать высказываниям собеседника оценки типа: «Ведь это явная глупость» или делать такие категорические заявления: «Это же всем известно», «Нет, дело обстоит совсем иначе».
Подобная манера поведения способна «подавить» собеседника и сделать его «замкнутым» для «добывания» аудитором необходимой информации. Предпочтительна более мягкая реакция аудитора на ошибочные суждения собеседника типа: «Полагаю, что ваше понимание проблемы не совсем правильно» или «Давайте посмотрим на проблему следующим образом».
Зачастую аудитору трудно избежать поучающего (менторского) тона и играть лишь роль собирателя фактов. В деятельности аудитора важнее не поучать, а констатировать упущения собеседника и наводить его на поиск правильных решений. Производственник не терпит менторского тона, ему не нравится, когда беседа ведется по принципу «взрослый — ребенок».
Аудитор не должен говорить слишком много (не более 20% всего времени беседы), поскольку во время своей речи аудитор не получает никакой информации.
13. Аудитор должен побуждать своих собеседников к поиску правильных решений. Это достигается путем разъяснения допущенных ошибок. Побуждая собеседников к поиску правильных решений, аудитор не только повышает свой авторитет в их глазах, но и подтверждает тезис: аудит выгоден аудитируемому подразделению. Если аудитору не удается избежать спора, ему следует сохранять выдержку и продемонстрировать профессиональные знания и убежденность.
14.Аудитор дояжен признавать и одобрять все, заслуживающее доверия. Подозрительность, сомнения не должны брать верх над объективностью оценок аудитора. Во всех случаях, когда аудитором установлена эффективность неформальных процедур, они должны быть одобрены и рекомендованы для надлежащего документирования. Целесообразно, чтобы положительная оценка
аудитора была сделана публично, например, на заключительном совещании. Аудитор не должен бояться хвалить.
15.Аудитору следует избегать резкого тона замечании и оценок. Предпочтительны замечания типа: «Мы внимательно изучили все представленные вами документы по проектированию, но не нашли в них документа, отражающего критерии оценки качества проекта. Просим включить эти критерии в Руководство по качеству». Следует избегать формулировок, осложняющих беседу. Вместо «Я считаю...» целесообразно спросить: «Вы не находите, что...»; вместо «Сейчас я вам, наконец, докажу...» лучше сказать «Сейчас вы сможете убедиться в том, что...».
16. Аудитор должен быть готов к различным уловкам персонала аудитируемого подразделения, ведущим к потере времени и отвлечению от решения стоящих перед аудитором задач. Это может выражаться в попытках вовлечь аудитора в разговоры на
отвлеченные темы, заставить аудитора ждать прихода сотрудников для беседы или предъявления необходимых документов, приукрасить состояние дел перед началом аудита и др.
17.В случае явной затяжки времени аудитору следует поставить в известность руководителя аудитируемого подразделения о продлении срока аудита. В случае сокрытия запрашиваемых документов аудитор, не теряя времени, должен перейти к рассмотрению других документов. При попытке приукрасить состояние дел аудитору следует установить их фактические состояние с помощью соответствующих вопросов и обратить на это внимание сотрудников аудитируемого подразделения.
18. При открытом сопротивлении или личной враждебности по отношению к аудитору со стороны сотрудников аудитируемого подразделения аудитор должен об этом проинформировать главного аудитора или руководителя службы качества.
19.Получив такую информацию, главный аудитор должен принять меры, чтобы аудит был завершен, хотя и другим аудитором.
20.Для оценки или самооценки способностей аудитора с точки зрения этических особенностей его работы могут быть использованы данные табл. 4.
21.Аудиторы сталкиваются с множеством меняющихся обстоятельств, поэтому они должны уметь распознавать общие тенденции и обычные причины проблем, иметь хороший шанс найти правильное решение; уметь подходить к новым проблемам и возможностям, постоянно следить за литературой по проблемам оцениваемой деятельности, включая разработки в университетах и научных институтах, иметь широкий взгляд на исследуемые проблемы в их взаимосвязи с проблемой общеорганизационной эффективности. В финансовой сфере «предполагается, что благоразумный практик (аудитор) знает теорию и практику аудита, имеет определенный уровень подготовки, опыта и квалификации, необходимых независимому аудитору, может распознать нарушения установленных норм и информирован о последних исследованиях, касающихся выявления этих нарушений.
Таблица 4.
Основные черты характера и практические умения,необходимые аудитору
Требования к способностям аудитора | Черты характера аудитора | Практические умения |
Способность слушать собеседника | Внимательность Сосредоточенность Терпеливость | Умение показать собеседнику, что его информация полезна и вызывает интерес. Умение не отвлекаться на посторонние темы |
Способность направлять беседу в нужное русло | Методичность | Умение методически правильно строить беседу. Умение предотвращать ситуации, способные «сбить с толку». Умение вести беседу конкретно, не допуская общих фраз. Умение побуждать собеседника к верному пониманию предмета беседы |
Способность избегать полемики | Выдержанность (уравновешенность) Собранность | Умение сохранять самообладание (самоконтроль). Умение перевести обсуждение на более спокойный лад {быстро переключаться с одной темы на другую). Умение сохранять деловой тон, не поддаваться эмоциям. Умение предупреждать попытки собеседника перейти от рассмотрения предмета аудита к личностным характеристикам работников аудитируемого подразделения |
Способность создавать атмосферу доброжелательства и сотрудничества | Доброжелательность Контактность Уважительность к собеседнику Тактичность | Умение внушать к себе доверие. Умение демонстрировать уважительное отношение к ауди-тируемому персоналу вне зависимости от состояния работ в подразделении Умение избегать менторского тона и разговора по принципу «взрослый - ребенок». |
Умение аккуратно обращаться с документами аудитируемого подразделения | ||
Способность к анализу | Логическое мышление | Умение системно расчленять объект обследования на составные части и определять их взаимосвязь |
Способность к объективным оценкам | Логическое мышление Непредвзятость Нонконформизм | Умение делать выводы на основавши высказанных суждений и рассматриваемых событий (явлений, документов). Умение беспристрастно оценивать фактические свидетельства. Умение противостоять мнению большинства при уверенности в своей правоте |
Способность к позитивному настрою на аудит | Непредубежденность | Умение действовать не в ущерб репутации и интересов аудитируемого подразделения. Умение акцентировать внимание не только на негативных, но и на позитивных результатах аудита |
Способность действовать методами, вызывающими доверие со стороны аудитируемого подразделения | Бескомпромиссность Сила воли | Умение противостоять давлению со стороны руководителя службы аудита и аудитируемого подразделения с целью внесения в его заключение изменении, не основанных на объективных доказательствах |
Способность отвечать за Наши рекомендации
|