Национальная экономическая политика и глобализация

В послевоенный период на фоне бурного развития мирового хозяйства отдельные страны продемонстрировали феноменальные достижения в экономической и социальной сферах. С определенным временным лагом в мировой экономике появилось западногерманское “чудо”, итальянское, японское, бразильское и, наконец, “чудо” новых индустриальных стран Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Сянган (Гонконг), Малайзия, Таиланд и др.).

Созданная в этих странах социально-рыночная экономика отличалась достаточной устойчивостью как к внутренним противоречиям развития, так и к внешним дестабилизирующим факторам.

При различиипричин стремительного взлета этих стран прослеживаются общие закономерности. В основе их поразительных успехов лежит совокупность внутренних и внешних факторов, рациональное использование которых в конечном счете и определило динамизм и устойчивость их социально-экономического развития.

Рассмотрим это на примере новых индустриальных стран Азии.

Поскольку азиатские НИС ранее относились к разряду развивающихся стран, то в их воспроизводственном процессе отсутствовали два важных элемента – “техника” и "наука", поэтому процесс их развития под воздействием внешних факторов и интеграции в мировую экономику можно представить в виде трех этапов.

На первом этапеэкономическое взаимодействие развитых стран с будущими НИС ограничивалось внешнеторговыми связями, где превалировал обмен готовой промышленной продукции развитых стран на сырьевые товары будущих НИС. На этом этапе доминирующей формой внешнеэкономических связей была внешняя торговля.

В этот период в характере взаимоотношений между двумя группами стран доминирующим было ярко выраженное субординирующее влияние промышленно развитых государств, что отражалось на формах сотрудничества и зависимости.

Очевидно, что такой характер внешней зависимости сказывался на экономике НИС Азии, которая в этот период отличалась неустойчивостью и была очень чувствительна к внешним изменениям и влияниям. Устойчивость экономического развития нарушалась под воздействием мировых экономических кризисов (как циклических, так и структурных), изменений мировой конъюнктуры по основным товарам экспорта НИС Азии, колебаний валютных курсов, биржевых котировок в промышленно развитых странах и др.

На втором этапе взаимодействие между развитыми странами и НИС Азии стало дополняться активным вывозом капитала из индустриальных держав, который сопровождался поставками машин, оборудования, современной техники, технологий, продажей патентов, лицензий, “ноу-хау” и др.

Внешние финансовые ресурсы, техника и технология направлялись на создание промышленной инфраструктуры и развитие импортозамещающих отраслей. Поскольку большинство азиатских НИС в то время имело достаточно узкий и неразвитый внутренний рынок, то благодаря политике импортозамещения удалось достаточно быстро насытить внутренний рынок потребительскими товарами.

Ограниченность внутреннего рынка НИС Азии была основным сдерживающим фактором для дальнейшего развития экономики, что потребовало изменения общей концепции развития. Именно в этот период начинает формироваться политика экспортной ориентации.

Новая стратегия органично вписывалась в структурную перестройку экономики индустриально развитых стран, в изменения международного разделения труда. Для этого периода развития мирового хозяйства характерно формирование крупных транснациональных корпораций и активный перенос отдельных отраслей промышленности в развивающиеся страны, в том числе в будущие азиатские НИС.

Таким образом, на втором этапе доминирующей формой внешнего воздействия на экономику азиатских НИС было перемещение в эти страны производства товаров, достигших стадии зрелости в промышленно развитых странах. Этот процесс сопровождался поставками в НИС Азии промышленного и технологического оборудования и ростом экспорта иностранного предпринимательского капитала.

Трансформация народнохозяйственных структур в азиатских НИС проходила под воздействием импорта иностранного капитала. Большая часть всех финансовых ресурсов поступала в виде ссудного капитала, который превратился в основную форму вывоза финансовых ресурсов из промышленно развитых государств.

Экспорт капитала в азиатские НИС осуществлялся как по государственной, так и по частной линии на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и коммерческих условиях. При этом прослеживаются определенные закономерности. Сначала это государственная помощь развитию, затем кредиты на осуществление крупных инвестиционных проектов, экспортные кредиты и наконец займы на обслуживание внешней задолженности.

В отличие от НИС Латинской Америки, у которых импорт ссудного капитала и его нерациональное использование привели к образованию огромного внешнего долга и дестабилизации экономики, азиатские НИС смогли избежать долговой кабалы. Им удалось создать весьма эффективные механизмы использования ссудного капитала и сформировать достаточно широкий инструментарий обслуживания внешнего долга. Сюда входят, прежде всего, доходы от экспорта товаров, валютные поступления от туризма, перевод дивидендов на предпринимательские инвестиции за рубежом, доходы от экспорта услуг (транспортные, валютно-финансовые, информационные и др.).

Приток иностранного капитала и ТНК обострили конкурентную борьбу на внутреннем рынке НИС. В создавшихся условиях экономическое выживание местных компаний во многом определялось их конкурентоспособностью и динамизмом. Филиалы и дочерние фирмы ТНК оказали обучающее и стимулирующее воздействие на национальные фирмы, вынуждали их быстрее осваивать передовой технический опыт, совершенствовать технологию, методы управления, развивать научно-техническую базу.

В отличие от многих других развивающихся стран азиатским НИС удалось наиболее аффективно использовать иностранные инвестиции и те преимущества, которыми обладают транснациональные корпорации, для ускорения экономического развития.

Следует подчеркнуть, что именно транснациональные корпорации сыграли решающую роль в формировании экспортного потенциала азиатских НИС. Создание предприятий, ориентированных на внешний рынок, отвечало взаимным интересам ТНК и принимающих стран.

В результате произошли существенные сдвиги в народнохозяйственной структуре азиатских НИС, где на одно из ведущих мест в экономике вышла обрабатывающая промышленность. Значительно возрос экспорт промышленной продукции и диверсифицировалась структура вывоза. Сформировалась устойчивая обратная связь. В индустриально развитые страны из НИС Азии хлынул поток конкурентоспособной промышленной продукции, которая превратилась в основную статью их экспорта.

Таким образом, под воздействием иностранных инвестиций и ТНК в азиатских НИС была создана устойчивая экономическая структура, которая способна быстро адаптироваться к постоянно меняющейся конъюнктуре мирового рынка. Экспортный сектор стал доминирующим в их экономике.

На втором этапе произошла трансформация взаимодействия и зависимости, которая приобрела форму структурно-технологической, при сохранении субординирующего влияния промышленно развитых государств на азиатские НИС. В этот же период в экономикеНИС Азии начинают формироваться функциональные системы, которые обеспечивают динамизм, саморегуляцию и значительно повышают устойчивость экономических систем.

С начала 90-х годов в мировой экономике началось определенное выравнивание национальных условий производства в обрабатывающей промышленности развитых стран и НИС Азии за счет сближения уровней производительности и оплаты труда, что привело к потере ценовых конкурентных преимуществ НИС на мировой арене. На первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретает качество товаров, новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий.

Реально сознавая, что сохранить завоеванные позиции на внешнем рынке можно лишь за счет глубинных изменений в структуре национальной экономики, многие азиатские НИС сделали ставку на приоритетное развитие наукоемких отраслей.

Постепенно политика заимствования, позволявшая использовать лучшие достижения мировой науки, все больше начинает сочетаться со стратегией развития собственного научно-технического потенциала. Практические результаты достигаются за счет концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов на определенных направлениях НТР.

Приоритет отдается уникальным разработкам, прокладывающим путь техническим нововведениям в таких областях, как информатика, микроэлектроника, биотехнология, генная инженерия, аэрокосмический комплекс. Как ожидается, именно на этих направлениях результаты исследований откроют дорогу бурному развитию новых отраслей и производств.

Научно-исследовательские работы носят преимущественно прикладной характер и сосредоточены в НИИ крупных компаний и в технопарках. Расширяется сеть венчурных компаний, создаются операционные центры и др.

В наиболее развитых НИС осуществляются программы создания технополисов – городов передовых технологий и научных исследований. Стратегия технополисов – это прорыв в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего научно-технического уровня, это интеллектуализация всего национального хозяйства новых индустриальных стран.

Переход к этому этапу развития экономики также был бы невозможен без внешнего фактора. Прежде всего это касается подготовки за рубежом квалифицированных и высококвалифицированных кадров.

Развитие в азиатских НИС наукоемких отраслей, создание собственной научно-исследовательской базы фактически завершает процесс формирования в них рыночных структур, в основных чертах адекватных экономическим системам индустриально развитых государств. Следует подчеркнуть, что формирование в НИС Азии относительно адекватной системы проходило под субординирующим влиянием промышленно развитых государств, что отражалось на формах их взаимодействия и характере зависимости.

В процессе эволюции сильная зависимость НИС Азии от развитых государств переросла во взаимозависимость. Субординирующее влияние индустриальных государств на азиатские НИС сменилось взаимодополнением координационного типа, относительно равнополюсной взаимозависимостью.

Таким образом, можно сделать вывод, что внешнеэкономические связи явились основным структурообразующим фактором в процессе формирования динамичной модели устойчивого развития азиатских НИС, адекватной индустриально развитым странам.

НИС Азии можно охарактеризовать как динамичные, устойчивые, саморегулирующиеся экономические системы, в основе функционирования которых лежит приоритет частной собственности, свободного предпринимательства и конкуренции с эффективным механизмом государственного регулирования. В этих системах сформировались транснациональные структуры, активно участвующие в международном разделении труда, смещающие акцент на приоритетное развитие наукоемких отраслей.

На современном - третьем этапе внешнеэкономические связи азиатских НИС приобретают характер экспансии, в которой новым и весьма активным элементом становится вывоз капитала как в ссудной, так и в предпринимательской форме.

Экспорт капитала из азиатских НИС – относительно новое явление в мировой экономике и представляет собой не что иное, как процесс обратной связи, посредством которого осуществляется интеграция НИС Азии в мировое хозяйство.

Подобно развитым странам азиатские НИС уже сами активно переносят в наименее развитые государства промышленное производство, тем самым продляя жизненный цикл продукта. В последнее время усилия внешнеэкономической экспансии азиатских НИС направлены как в развивающиеся страны, так и в бывшие социалистические государства.

Экономическое сотрудничество НИС Азии с этими группами стран начинает играть такую же роль, как сыграли для НИС промышленно развитые страны. В этой связи вероятность вызревания новых экономических феноменов в развивающихся и в бывших социалистических странах возрастает, так как возможность формирования в них динамичных устойчивых экономических систем увеличивается за счет подключения к активной внешнеэкономической деятельности новых индустриальных стран Азии.

В мировой экономике уже сейчас начинает формироваться следующая волна новых индустриальных стран (экономик). В азиатском регионе это прежде всего страны АСЕАН, Китай и Вьетнам, куда в последние годы устремились предпринимательские инвестиции из Японии, США, а также из азиатских НИС.

Появление новых индустриальных стран Азии и формирование следующей волны НИС позволяют говорить о новоиндустриальности как об объективном, закономерном процессе развития мировой экономики. При этом одним из основных структурообразующих элементов и катализатором этого процесса являются внешнеэкономические связи, которые ускоряют создание динамичных, адекватных развитым странам, экономических систем.

Вместе с тем азиатские НИС можно рассматривать как подсистемы мирового хозяйства, а по законам системного анализа появление в системе адекватных подсистем увеличивает общий ресурс системы, что, в свою очередь, повышает ее устойчивость.

Таким образом, одним из направлений повышения устойчивости мирового хозяйства является распространение динамичной модели развития азиатских НИС на другие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.

Потенциальные возможности Россиипозволяют предположить, что в перспективе страна вполне могла бы оказаться на гребне следующей волны новоиндустриальности. Современная структура экономики России имеет объективные предпосылки для формирования феномена новоиндустриальности.

Причем если у бывших развивающихся государств, из которых выросли НИС, адекватная промышленно развитым странам структура формировалась в три этапа, то Россия имеет шанс включиться в этот процесс интеграции на последнем этапе, поскольку в отличие от развивающихся государств Россия в условной схеме воспроизводственного процесса имеет два важных элемента – техника и наука.

Кроме того, Россия имеет возможность развивать внешнеэкономические связи не только с промышленно развитыми странами, но и с новоиндустриальными. Поскольку по законам системного анализа чемшире сфера взаимообмена, тем глубже и взаимное проникновение, а следовательно, увеличивается вероятность более быстрого формирования в России основных элементов новоиндустриальности.

В настоящее время наиболее благоприятные перспективы для создания динамичной, устойчивой модели экспортного типа имеют дальневосточные районы России.

Процессы глобализации непосредственно затрагивают национальную экономическую политику, ограничивая ее возможности. Международная экономика, оказывающая все большее влияние на положение отдельных стран, находится вне юрисдикции национальных правительств, министерств, центральных банков и их экономической политики. Поэтому обычные средства этой политики (в денежно-кредитной, бюджетной, налоговой сфере, даже сфере трудового или антимонопольного законодательства) действуют ныне в ослабленной форме, а то и вовсе не работают или приводят совсем не к тем результатам, на которые рассчитаны. Международные факторы снижают эффективность государственных решений и мер, осуществляемых в национальных рамках. Чем шире и глубже развертываются процессы глобализации, тем сильнее ощущается это противоречие.

Отсюда объективная необходимость координации экономической политики отдельных стран. Международная экономика, которая становится все более “единой и неделимой”, требует единой или во всяком случае согласованной (в большей или меньшей мере) экономической политики. Современная рыночная экономика невозможна без многообразных мер государственного регулирования (с применением экономических и административных рычагов). Однако на основе многолетнего и во многом негативного опыта мир уже усвоил, что разнобой и хаос в регулировании, при котором каждая страна преследует лишь свои узкие национальные, а точнее сказать эгоистические интересы, в конечном счете наносят ущерб всем.

На этой объективной и субъективной основе параллельно с формированием глобальной экономики возникла, развилась и продолжает развиваться разветвленная система межгосударственных организаций, органов и форумов для обсуждения и координации международной (а в связи с этим в той или иной мере и внутренней) экономической политики. Некоторые из этих организаций носят наднациональный характер, частично дополняя или даже заменяя подчас органы внутригосударственного регулирования.

Речь идет, во-первых, о сложной системе организаций и органов ООН и ее специализированных учреждений, во-вторых, о различных региональных интеграционных группировках и объединениях и, в-третьих, о неформальных консультационных группах, регулярно проводящих свои встречи, типа “большой восьмерки”, некоторых групп в рамках МВФ и т.п. Все большее значение приобретает многостороннее, а не двустороннее регулирование внешнеэкономических связей. К этому нужно добавить множество негосударственных международных организаций универсального, регионального, отраслевого и функционального характера, выполняющих консультативные, статистические, исследовательские, издательские и другие задачи в сфере международной экономики и содействующие ее регулированию.

Продолжатели этой линии в современных условиях оказались в растерянности перед действительно трудным вопросом: а кто же и как может и должен контролировать транснациональные корпорации и конкуренцию на глобальном рынке?

Ответ на этот вопрос, очевидно, следует искать в деятельности международных организаций и объединений (ООН, ее экономические органы и специализированные учреждения, Организация экономического сотрудничества и развития, региональные экономические объединения, особенно Европейский Союз) и, в первую очередь, в такой неформальной структуре, как “большая восьмерка”, которая имеет возможность не только рекомендовать, но и действовать, оказывать реальное влияние на развитие событий.


Наши рекомендации