Формы институциональной системы международной экономической безопасности.

Структура системы национальной безопасности.

  Национальная безопасность включает в себя: 1. государственную безопасность – понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз; 2. общественную безопасность – понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера; 3. техногенную безопасность – уровень защищенности от угроз техногенного характера; 4. экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий; 5. экономическую безопасность; 6. энергетическую безопасность; 7. информационную безопасность; 8. безопасность личности. Обеспечение национальной безопасности– комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз. Силы обеспечения национальной безопасности: 1. Вооруженные Силы РФ, 2. другие войска, 3. воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, 4. федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности РФ. Средства обеспечения национальной безопасности – технологии, технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Экзаменационный билет № 6

Методы борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией в России напрямую связана с выработкой концептуальной антикоррупционной политики. Безусловно, кроме идей по борьбе с коррупцией необходима четкая программа и политическая воля высших должностных лиц.

Представляется, что основными мерами по снижению коррупции в России будут являться минимизация основных факторов, способствующих коррупции.

Антикоррупционная программа должна обеспечивать системное применение экономических, социальных, правовых, организационных, воспитательных и других мер.

Методы борьбы с коррупцией:

1. Резкое сокращение объема функций, выполняемых органами государственного и муниципального управления в хозяйственной деятельности. Акцент должен быть смещен на первоочередное выполнение государственным аппаратом задач по охране собственности граждан и юридических лиц, обеспечение свобод по реализации предпринимательской инициативы.

2. Укрепление и обеспечение открытости бюджетной сферы. Переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита средств, при которой резко расширяется сфера "личного усмотрения" при принятии решений чиновниками.

3. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров и другие подобные меры дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов.

4. Совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую (следовательно, в более высокой степени зараженную коррупцией) зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов.

5. Уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.

Экзаменационный билет № 7

Методология обеспечения экономической безопасности

Реального сектора экономики

Формы институциональной системы международной экономической безопасности. - student2.ru

Экзаменационный билет № 8

Экзаменационный билет № 9

Инновационной экономике

Одно из направлений экономической безопасности и ее системная составляющая - инвестиционная безопасность развития экономики, определяющая способы и методы предотвращения инвестиционных рисков и формирования благоприятного инвестиционного климата, от которых зависят обновление и воспроизводство основного капитала, выступающего базисом инвестирования новаций и перехода к инновационной экономике.

В качестве критериев инвестиционно-экономической безопасности принимаются индикаторы, характеризующие предельные значения инвестиционной деятельности, при превышении которых невозможно обеспечить стабильность развития экономики в соответствии с целями социального развития и задачами обеспечения национальной безопасности страны.

Для перехода к инновационной экономике на государственном уровне необходимо разработать долгосрочную инвестиционную политику, ориентированную на формирование инновационной экономики, - обеспечить приоритетное инвестирование наукоемкой промышленности, прежде всего высокотехнологичных предприятий машиностроения, на основе развития научно-инновационных циклов и накопления интеллектуального капитала. Предстоит определить на длительную перспективу структурные приоритеты развития инновационной экономики и создать механизмы государственного стимулирования эффективного вложения инвестиционных ресурсов в наукоемкие производства с учетом научно обоснованных критериев экономической и инвестиционной безопасности.

Экзаменационный билет № 10

Экзаменационный билет № 11

Экзаменационный билет № 12

Экзаменационный билет № 13

Экзаменационный билет № 14

Экзаменационный билет № 15

Экзаменационный билет № 16

Экзаменационный билет № 17

Билет 18

Билет 19

1. Сущность и содержание понятия «финансовая безопасность»

Финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере.

Сущность финансовой безопасности состоит в обеспечении наиболее эффективного использования ресурсного потенциала, создании благоприятных условий для реализации экономических интересов, предупреждении внутренних и внешних угроз, создании условий ее стабильного и эффективного функционирования.

Таким образом, финансовая безопасность - защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень независимости, стабильности и стойкости финансовой системы страны в условиях влияния на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, которые составляют угрозу финансовой безопасности; способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и постоянное экономическое возрастание.

Билет 20

Билет 21

1. Основные положения долгосрочной стратегии экономической безопасности России

Настоящая Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.

Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.

Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

1) укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;

2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;

3) обеспечение экономического роста;

4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;

5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;

6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;

2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;

3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;

4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;

5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;

6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;

7) обеспечение безопасности экономической деятельности;

8) развитие человеческого потенциала.

2. Противодействие коррупции в корпорациях и учетной системе финансового рынка

Коррупция на финансовом рынке тесно связана с недобросовестным корпоративным управлением. Корпоративное управление – это система взаимоотношений между владельцами, инвесторами и руководителями корпораций по вопросам управления деятельностью корпораций.

Общий признак недобросовестного корпоративного управления – стремление собственников и менеджеров компаний максимизировать личную прибыль недопустимыми способами.

Риски корпоративного управления являются составной частью инвестиционных рисков. Поэтому совершенствование корпоративного управления снижает макроэкономические риски, способствует повышению рыночной стоимости корпораций, что ведет к увеличению емкости финансового рынка и повышению его ликвидности2. Таким образом, совершенствование корпоративного управления служит важным инструментом противодействия коррупции на финансовом рынке и способствует организации эффективного финансового рынка. Государство как акционер значительного числа российских корпораций должно способствовать внедрению в их деятельность добросовестного корпоративного управления. Развитию добросовестного корпоративного управления также могут активно содействовать фондовые биржи, инвестиционные фонды и банки.

Коррупция в учетной системе российского финансового рынка возможна вследствие того, что в России только учетная система (регистраторы и депозитарии) подтверждает права собственности на ценные бумаги. Поэтому государственное регулирование финансового рынка должно быть направлено на исключение возможности субъективного влияния учетной системы на права собственности и, следовательно, на обеспечение независимости учетной системы, поскольку она может прямо или косвенно контролироваться эмитентами или их акционерами.

Билет 22

1. Противодействие коррупции как условие эффективности финансового рынка

Без эффективного финансового рынка не может быть эффективной экономической системы. Именно эффективный финансовый рынок может обеспечить увеличение темпов роста экономики, создав необходимые условия для финансирования экономического развития.

В настоящее время российский финансовый рынок не соответствует определению эффективного финансового рынка, т.е. среди его свойств отсутствуют полноценное выполнение макроэкономических функций, достаточная емкость, свобода и справедливость. Такое состояние отечественного финансового рынка обусловлено взаимосвязанными причинами: отсутствием эффективных механизмов противодействия коррупции на финансовом рынке, неэффективностью его государственного регулирования, слабой защитой интересов инвесторов. Для повышения эффективности финансового рынка требуется надлежащая защита интересов инвесторов, которая достигается, в том числе, через систему мер государственного регулирования, направленных на противодействие коррупции на финансовом рынке.

Указанная система мер включает в себя:

– содействие распространению добросовестного корпоративного управления в деятельности компаний

– эмитентов финансовых инструментов;

– организацию системы постоянного раскрытия информации на финансовом рынке на основе единых стандартов;

– противодействие инсайдерской торговле и манипулированию финансовым рынком и принятие специального закона о борьбе с этими злоупотреблениями;

– повышение надежности инфраструктуры финансового рынка через ее жесткое и системное регулирование и делегирование части государственных контрольно-надзорных полномочий фондовым биржам;

– организацию надежной учетной системы финансового рынка посредством исключения субъективного влияния финансовых учреждений на права собственности на финансовые инструменты;

– создание центрального депозитария и системы централизованного клиринга и расчетов на финансовом рынке;

– повышение на фондовых биржах требований к листингу ценных бумаг и допуску участников торгов и клиринга;

– законодательное определение обязательных действий для финансовых учреждений в случае конфликта интересов и установление ответственности за неисполнение этих действий.

2. Основные положения закона «О безопасности» и «Концепции национальной безопасности»

5 марта 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности» № 2446-1. Этот закон определяет безопасность как состояние защи­щенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Эта принципиальная формулировка, ставящая на первое место безопасность личности в сочетании с безопасностью общества и государства и отражающая демократическую направленность этой функции государства, в значительной мере определила всю дальнейшую работу по обеспечению национальной безопасности России.

В Концепции четыре раздела: «Россия в мировом сообществе», «Нацио­нальные интересы России», «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации» и «Обеспечение национальной безопасности Российской Феде­рации». Во всех этих разделах широко представлены и органично вписаны в общую систему национальной безопасности вопросы экономической безо­пасности страны.

Основные задачи и направления закона «О безопасности» и Концепции национальной безопасности:

- способность экономики функционировать в режиме расширенного вос производства;

- приемлемый уровень жизни населения;

- устойчивость финансовой системы;

- рациональная структура внешней торговли;

- поддержание научного потенциала страны;

- сохранение единого экономического пространства и разносторонних международных экономических отношений;

- создание экономических условий, исключающих криминализацию общества;

- определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов.

В Концепции особо обращается внимание на некоторые угрозы экономи­ческой безопасности. Это, во-первых, ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на страте­гически важных направлениях научно-технического развития, отток за ру­беж специалистов и интеллектуальной собственности, что угрожает России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом ее обороно­способности. Во-вторых, негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратист­ских устремлений ряда субъектов России, что ведет к усилению политиче­ской нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России, усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу России.

Билет 23

1. Анализ и оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики России

В условиях глобализации мировой экономики основу успешного развития страны, отрасли, предприятия составляет инновационное обновление, которое направленно на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности, развитие человеческого капитала.

К реальному сектору экономики мы относим отрасли материального производства, которые создают продукты в материально-вещественной форме и выполняют операции по передвижению данного продукта.

Говоря об инновационной структуре экономики России, следует отметить, что наша страна отстает от ведущих стран мира. Это объясняется тем, что наша страна находится на уровне 3-4 укладов, а многие развитые страны уже давно находятся на уровне развития 5-6 уклада. Это объясняется тем, что в развитых странах уже давно преобладают биотехнологии, нанотехнологии, информация, в то время как наша страна находится на уровне индустриального развития. Естественно такой уровень развития не может создать нам конкурентного положения на мировом рынке. Следует брать курс на инновационное развитие реального сектора экономики.

Имея значительный ресурсный потенциал, мы по объему производства отстаем от экономик развитых стран. А лидируют они благодаря развитию инновационного сектора. Практически 80% прироста ВВП в этих странах осуществляется за счет инновационной продукции. В России этот показатель равен лишь 15%. В 2015 году по размеру ВВП мы находились на 10 месте.

В настоящее время инновационные процессы осуществляются в основном в секторе нефтедобычи и энергетики. По данным на 2015 г. Россия занимает второе место в мире по добыче нефти и газа после США.

Долгое время экономика страны ориентировалась на внедрение инноваций именно в этот сектор. Пока не грянули санкции, и стоимость нефти резко упала. Это дало возможность «открыть глаза» и реально взглянуть на перекосы в экономике и пересмотреть сценарий развития России, где главным инструментом должны встать именно инновации во все сферы экономики.

В данной обстановке ключевую роль в привлечении инвестиций, а затем и развитии инноваций должно сыграть государство. Актуальными задачами государственного стимулирования инновационного развития в стране должны быть сосредоточены на образовании широкого круга специалистов вовлеченных в инновационную деятельность. Должна осуществляться поддержка профессиональных ассоциаций и объединений как платформы обмена информацией. Налоговое стимулирование внедрения энергосберегающих и экологических технологий. Внедрения интеллектуальной собственности в частные структуры. Адекватная политика ввозимых пошлин на высокотехнологичное оборудование.

2. Коррупция как причина неэффективности российского финансового рынка

Устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации требует наличия самостоятельной и мощной финансовой системы, в том числе эффективного финансового рынка.

В настоящее время российский финансовый рынок вышел на качественно новый уровень развития и представляет собой неотъемлемую часть национальной экономической системы. Наиболее заметно усиление влияния финансового рынка на предприятия реального сектора экономики, которые все более активно используют его механизмы для финансирования основного капитала. Российский финансовый рынок становится механизмом применения сбережений граждан, в том числе и вследствие проведения пенсионной реформы. Государство также использует механизмы финансового рынка для проведения социально-экономической политики.

Неуклонно растут общественные ожидания того, что вложения и сбережения на финансовом рынке будут надежно защищены и государство будет успешно бороться с недобросовестностью финансовых институтов.

Российский финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности и качественных активов, находится под сильным влиянием спекулятивного капитала, подвержен безнаказанному мошенничеству со стороны недобросовестных участников рынка и не привлекателен для долгосрочных инвесторов, что делает его весьма неустойчивым. При этом значительные объемы сделок с российскими активами совершаются на зарубежных торговых площадках, что обусловливает зависимость отечественного финансового рынка от зарубежных факторов.

Одной из основных причин такого положения дел является коррупция на российском финансовом рынке, которая обусловлена неэффективностью его государственного регулирования и влечет слабую защиту интересов инвесторов и, как следствие, макроэкономическую неэффективность финансового рынка. Поэтому одна из главных целей регулирования российского финансового рынка – защита интересов инвесторов путем противодействия коррупции на финансовом рынке. Следует отметить, что в России до сих пор отсутствует качественное и полноценное определение коррупции. На наш взгляд, коррупция – это злоупотребление субъектом своим положением, властью или общественными ресурсами, которое он совершает из личной заинтересованности.

Коррупция на финансовом рынке – это злоупотребление участниками финансового рынка своим профессиональным или общественным статусом, положением на рынке, должностной властью, финансовыми ресурсами других участников финансового рынка с целью извлечения выгоды для себя или третьих лиц при выпуске, хранении, размещении или обращении финансовых инструментов или управлении их эмитентами

Билет 24

1. Индикаторы экономической безопасности предприятия

Индикаторы экономической безопасности предприятия – это показатели уровня экономической безопасности, позволяющие выявить болевые точки в его деятельности, определить основные направления и наиболее действенные способы по устранению угроз деятельности предприятия.

В систему обеспечения экономической безопасности предприятия включаются следующие индикаторы:

а) производственные: динамика производства; реальный уровень загрузки производственных мощностей; доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в общем объеме работ; темп обновления основных производственных фондов; стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в течение определенного времени); оценка конкурентоспособности продукции; оценка структуры и технического ресурса парка машин и оборудования;

б) финансовые: общий объем предполагаемых продаж; фактический и необходимый объем инвестиций; уровень инновационной активности; уровень рентабельности производства; фондоотдача (капиталоемкость) производства; доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств, материалов, энергоносителей для производства;

в) социальные: уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю по отрасли или экономике в целом; уровень задолженности по заработной плате; кадровый потенциал и т.п.

Индикаторы рассматриваются как пороговые значения показателей, характеризующих деятельность предприятия в различных функциональных областях, соответствующие определенному уровню экономической безопасности.

Состояние предприятия можно охарактеризовать как:

– нормальное, когда индикаторы экономической безопасности находятся в пределах пороговых значений;

– предкризисное, когда превышается пороговое значение хотя бы одного из индикаторов экономической безопасности;

– кризисное, когда превышаются пороговые значения большинства основных индикаторов экономической безопасности;

– критическое, когда превышены пороговые показатели по всеминдикаторам экономической безопасности.

2. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности государства

Экономическая безопасность и конкурентоспособность находятся в постоянном взаимодействии. И экономическая безопасность, и конкурентоспособность – характеристики национального хозяйственного комплекса и eго составных частей.

Билет 25

1. Конкурентоспособность – важнейший фактор стратегии национальной экономической безопасности

Центральная роль конкурентоспособности в рыночных отношениях естественна.

Главный вопрос, на который мы должны получить ответ, определяя уровень анализа этой категории: кто является носителем конкурентоспособности или конкурентных преимуществ?

Отвечая на него, мы можем выстроить трехуровневую систему формирования этой категории: 1) микроуровень – товары (конкретные виды продукции и услуг); 2) мезоуровень – отдельные предприятия, фирмы, их корпоративные объединения, отрасли, отраслевые комплексы; 3) макроуровень – национальные хозяйства отдельных стран.

Можно еще добавить гипермакроуровень – объединения нескольких стран, которые договорились проводить согласованную экономическую политику, т.е. создать совокупные конкурентные преимущества на макроуровне.

Принято считать, что конкурентоспособность страны формируется как совокупность конкурентоспособности ее товаров, предприятий и фирм. Но это лишь внешнее представление, т.е. то, что лежит на поверхности. На самом деле конкурентоспособность товаров и фирм формируется на национальной социокультурной и исторической базе. Именно этот социокультурный фундамент создает предпосылки для формирования структуры национального хозяйства, образа хозяйственного поведения, специализации страны на производстве тех иди иных продуктов и услуг.

Наконец, важно выяснить, какими средствами могут достигаться поставленные конкурирующими субъектами цели. Здесь можно выделить три типа конкурентных преимуществ: 1) ресурсные – обладание ресурсами особого, качества или количества (природными или приобретенными); 2) операционные – характеризующие степень или эффективность использования имеющихся ресурсов; 3) программно-стратегические – наличие определенной стратегии развития субъекта-носителя конкурентных преимуществ и качество этой стратегии.

2. Система экономической безопасности предприятия

Основными элементами системы экономической безопасности предприятия является:

1) защита коммерческой тайны и конфиденциальности информации;

2) компьютерная безопасность;

3) внутренняя безопасность;

4) безопасность зданий и сооружений;

5) физическая безопасность;

6) техническая безопасность;

7) безопасность связи;

8) безопасность хозяйственно-договорной деятельности;

9) безопасность перевозок грузов и лиц;

10) безопасность рекламных, культурных, массовых мероприятий, деловых встреч и переговоров;

11) противопожарная безопасность;

12) экологическая безопасность;

13) радиационно-химическая безопасность;

14) конкурентная разведка;

15) информационно-аналитическая работа;

16) экспертная проверка механизма системы обеспечения.

Организация системы безопасности любого коммерческого предприятия должна иметь следующие четыре уровня:

1 Административный - управленческие решения, необходимые для обеспечения бесперебойного функционирования объекта

2 Оперативный - меры обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта специфическими средствами и методами

3 Технический - использование современных технологий в сфере обеспечения всех видов безопасности

4 режимно-пропускной - система физической безопасности, в частности охрана финансовых, интеллектуальных и материально-технических ценностей предприятия

Главная задача системы управления экономической безопасностью предприятия - предвидение и упреждение возможных угроз, приводящих к кризисному состоянию, а также проведение антикризисного управления, которое направлено на вывод предприятия из кризисного состояния, минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию субъекта предпринимательства, в частности его финансовым, материальным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного комплекса мер экономико-правового и организационного характера.

Объектом системы, как отмечалось, выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельно те в текущий и перспективный периоды. Конкретными же объектами защиты выступают ресурсы: финансовые, материальные, информационные, кадровые. Субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства имеет сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней среды субъекта предпринимательской деятельности

Главным условием формирования системы экономической безопасности предприятия является определение сфер, в которых действуют факторы опасностей и угроз.

Билет 26

1. Оценка внутренних и внешних угроз предприятия

Экономическая безопасность компании - это обеспечение наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и создания условий стабильного функционирования основных ее элементов.

Главное условие финансовой безопасности предприятия - способность противостоять существующим и возникающим опасностям и угрозам, стремящимся причинить финансовый ущерб предприятию или нежелательно изменить структуру капитала, или принудительно ликвидировать предприятие.

Внешние угрозы экономической безопасности корпорации.6

1. Первая и главная внешняя угроза экономической безопасности корпорации, безусловно, утеря своей ниши на рынке товара, т.е. невозможность сбыта своего товара с необходимой для обеспечения нормального воспроизводственного процесса прибылью.

2. Таким образом, вторая внешняя угроза экономической безопасности корпорации - негативное для данной корпорации изменение финансовой ситуации в стране, существенно и в худшую сторону меняющее условия функционирования корпорации. Здесь также действует множество факторов, вызывающих эти негативные изменения. Одним из таких факторов может служить изменение налоговой и таможенной политики.

3. Большое влияние на устойчивость функционирования корпорации оказывают условия кредитования. Это прежде всего ставки рефинансирования, применяемые ЦБ РФ.

4. Серьезной угрозой экономической безопасности корпораций может быть платежная недисциплинированность покупателей.

5. - противоправные действия криминальных структур;

6. 6. использование недобросовестной конкуренции;

7. 7. промышленно-экономический шпионаж;

8. 8 запугивание, шантаж и физическое воздействие на руководителей и членов их семей;

9. 9 хищения материальных средств;

10. 10 недобросовестная конкуренция;

Билет 27

1. Индикаторы и пороговые значения индикаторов финансовой безопасности страны

По этой группе определены следующие пороговые значения:

-объем внутреннего долга в процентах к ВВП – 30%;

-объем внешнего долга в процентах к ВВП – 25 %;

-дефицит бюджета в процентах в ВВП – до 5%;

-объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей –25%;

-денежная масса (М2) в процентах в ВВП – 50%.

Фактические параметры по указанным индикаторам к началу 2016г. составили:

-объем внутреннего долга – примерно 22%;

-объем внешнего долга – примерно 27%;

-профцит бюджета;

-объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей – более 100%;

-денежная масса – 17%.

Таким образом, здесь имеется ряд параметров, по которым фактические значения не выходят за рамки пороговых значений.

Важным показателем является пороговое значение индикатора степени сохранения единого экономического пространства на территории России, исключающего развитие сепаратистских тенденций.

В этой области предварительно был определен один параметр – дифференция субъектов Федерации по размеру прожиточного минимума. Его величина составила 1,5 раза, практически же дифференциация доходит до 5 раз.

2. Понятие экономической безопасности предприятия

Под экономической безопасностью предприятия (хозяйствующего субъекта) следует понимать защищенность его научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала от прямых (активных) или косвенных (пассивных) экономических угроз, например, связанных с неэффективной научно-промышленной политикой государства или формированием неблагоприятной внешней среды, и способность к его воспроизводству.

Для промышленных предприятий оценка экономической безопасности важна, в первую очередь, потому, что их активно задействованный потенциал является определяющим стабилизирующим фактором антикризисного развития, гарантом экономического роста и поддержания экономической независимости и безопасности страны.

Проблемы собственной экономической безопасности возникают перед каждым предприятием не только в кризисные периоды, но и при работе в стабильной экономической среде, комплекс решаемых при этом целевых задач имеет существенное различие.

В режиме устойчивого функционирования предприятие при решении задач своей экономической безопасности акцентирует главное внимание на поддержании нормального ритма производства и сбыта продукции, на предотвращении материального и/или финансового ущерба, на недопущении несанкционированного доступа к служебной информации и разрушения компьютерных баз данных, на противодействии недобросовестной конкуренции и криминальным проявлениям.

Производственная сфера эффективно работающего предприятия, если она своевременно подвергается необходимой модернизации, не является источником экономического неблагополучия (экономической опасности) как для коллектива предприятия и его собственника, так и для тех агентов рынка, которые пользуются продукцией предприятия, то есть его смежников и потребителей.

В кризисные периоды развития наибольшую опасность для предприятия представляет разрушение его потенциала (производственного, технологического, научно-технического и кадрового), как главного фактора жизнедеятельности предприятия, его возможностей.

Билет 28

1. Причины разной защищенности территорий РФ. Пути роста уровня экономической защищенности территорий РФ

Под экономической безопасностью субъекта РФ (региона), следует понимать прежде всего способность региональной власти в рамках своей компетенции обеспечить конкурентоспособность, стабильность, устойчивость поступательного развития экономики административно-территориального образования, интегрированного в экономику Российской Федерации.

Неравномерность социальноэкономического развития, разнообразие регионов приводит к асимметрии и территориальным диспропорциям.

Наличие асимметрии как экономического, так и политического развития регионов в комплексе с географическими факторами вызывает существенное межрегиональное неравенство, порождающее различные кризисные и дестабилизирующие ситуации.

Реальная проблема «безопасности экономического пространства» регионов на данном этапе экономического и политического развития России состоит в необходимости завершения начатого процесса приведения административных границ тер<

Наши рекомендации