Стратегия в области производственного управления
По итогам анализа проблем в производственной деятельности был сделан вывод, что предприятие нуждается в мероприятиях по оптимизации уровня запасов и издержек.
Определяя политику в отношении товарных запасов, необходимо использовать наиболее экономичную систему заказов. Применение модели EOQ основывается на формуле расчета оптимальной величины одного заказа на возобновление запасов:
где EOQ — оптимальный размер закупки запаса в физических единицах;
Q — оценка потребления запаса за бюджетный период (квартал) в физических единицах;
O — операционные издержки по заказу (отчетность, ведение переговоров, осуществление расчетов);
C — складские и иммобилизационные издержки по запасу в течение бюджетного периода (квартала).
Следует учесть, что по мере возрастания размера заказа на закупку:
¾ операционные издержки убывают;
¾ стоимость содержания запаса возрастает.
Расчет оптимального размера заказа EOQ для ООО «ЕвроДор».
Производственное потребление запаса в течение анализируемого периода Q = 78350 единиц;
· Операционные издержки О = 2 тыс. руб. на 1 заказ;
· Стоимость содержания запаса = 0,11 тыс. руб. на единицу запаса.
Таблица 3.2 - Расчет экономии при применении системы оптимального размера заказа EOQ для ООО «ЕвроДор»
Показатели | До мероприятия | После мероприятия | Отклонение | |
Абсолют. | Относит. в % | |||
4 = 3-2 | 5=3/2*100 | |||
Оптимальный размер заказа EOQ | - | - | - | |
Остатки МЗ на конец года, т.р. | -5954 | 52,34 | ||
Остатки МЗ на конец года, ед. | -1537 | 52,34 | ||
Экономия | 0,11*1537=169,07 |
Оптимальный размер заказа EOQ = 1688 единиц. На конец года остатки материальных запасов составили: 12493 тыс.руб., в количественном выражении – 3225 шт. По расчетным данным оптимальный остаток запасов – 1688 шт, что в денежном выражении составит 6539 тыс.руб. Применение данной методики позволит сэкономить на оптимизации остатков запасов 169 тыс.руб. Также это позволит сократить остатки запасов на 5954 тыс.руб.
В качестве второго направления стратегии развития производственной деятельности предлагалось провести оптимизацию издержек с помощью логистического подхода.
ООО «ЕвроДор» при закупке товаров самостоятельно их доставляет на склад предприятия.
В качестве недостатков транспортного процесса можно указать то, что транспортное средство при закупке сырья, при поставке продукции едет в одну сторону пустым.
Можно предложить совершенствовать процесс перевозки, найдя возможность загрузить транспортное средство материалами, грузами и т.д.
Данное мероприятие направлено на оптимизацию процесса перевозки, снижения затрат на перевозку, увеличение прибыльности деятельности.
Таким образом, внедрение мероприятия снизит стоимость транспортных расходов на приобретение запасов, также предприятие получит экономический эффект в виде увеличения выручки и прибыли предприятия.
Данное мероприятие влечет за собой необходимость поиска партнеров для организации перевозки грузов для других компаний.
Для этого потребуется:
- провести мониторинг фирм, которые возят продукцию с тех же точек, куда ООО «ЕвроДор» поставляет продукции;
- провести мониторинг фирм, которые поставляют продукцию в те точки, откуда ООО «ЕвроДор» завозит сырье;
- составление плана выручки;
- расчет экономической эффективности мероприятия.
После проведенного мониторинга компаний, которые могут быть потенциальными партнерами, были получены следующие данные:
- в качестве партнеров, заинтересовавшихся данным предложением, 5 компаний;
- грузооборот, на который может рассчитывать ООО «ЕвроДор» в качестве сопутствующих перевозок составляет 136400 ткм при ставке за 4,02 руб. за 1 ткм. Отметим, что средняя ставка за 1 ткм у конкурирующих компаний 7-8 руб./ткм. Таким образом, компаниям-партнерам очень выгодно сотрудничать с ООО «ЕвроДор».
Далее рассмотрим, как можно организовать внедрение предложенного мероприятия, обеспечив минимальные затраты и максимальную эффективность.
Предприятие составляет на месяц план поставок материалов/продукции с указанием даты, грузоподъемности транспортного средства, пункта назначения. Далее план поставок рассылается по предприятиям-партнерам, затем составляется план перевозок с учетом загрузки продукции компаний-партнеров.
Далее рассчитаем доходы и расходы предприятия.
Рассчитаем выручку предприятия от реализации проекта.
Предполагается в первый год реализации проекта обеспечить грузооборот в 925344 ткм. при ставке за 7 руб. за 1 ткм. Отметим, что в среднем по отрасли стоимость ткм. Составляет 12 руб./ткм. ООО «ЕвроДор» предложит стоимость в 7 руб./ткм, что делает выгодным сотрудничество с ООО «ЕвроДор» компаниям-партнерам, так как грузоперевозки им обходятся значительно дешевле, при этом данное сотрудничество выгодно и ООО «ЕвроДор», так как себестоимость ткм составляет 4,02 руб.
При развитии проекта предполагается рост реализации на 10% в год. Так предполагается увеличение стоимости перевозки на коэффициент инфляции на 8%. Расчет выручки от реализации за три года деятельности ООО «ЕвроДор» представлен в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Расчет выручки от реализации за три года деятельности ООО «ЕвроДор»
Показатели | Первый год | Второй год | Третий год |
Грузооборот, ткм. | |||
Стоимость 1 ткм. | 7,56 | 8,16 | |
Итого общая сумма реализации в год, тыс.руб. | 6477,41 | 7695,16 | 9136,48 |
Таким образом, в первый год предприятие получит дополнительную выручку в размере 6477,41 тыс.руб. Во второй год выручка составит 7695,16 тыс.руб. В третий год – 9136,48 тыс.руб.
Рассмотрим себестоимость данного проекта предприятия. Отметим, что себестоимость изменится только на величину инфляции, так как перевозки осуществляются в любом случае, идет машина порожней или нет. Поэтому эффективность мероприятия будет заключаться в росте выручки.
Рассмотрим себестоимость по перевозке.
Таблица 3.4 - Себестоимость перевозки за три года деятельности ООО «ЕвроДор»
Показатели | Первый год | Второй год | Третий год |
Грузооборот, ткм. | |||
Себестоимость 1 ткм., руб. | 4,02 | 4,34 | 4,69 |
Итого себестоимость грузоперевозок в год, тыс.руб. | 3719,88 | 4417,59 | 5251,23 |
Полная себестоимость по проекту составит в первый год составит 3719,88 тыс. руб., во второй год – 4417,59 тыс.руб., в третий год 5251,23 тыс.руб. На второй и третий год себестоимость увеличится за счет увеличения материальных расходов и индексации заработной платы на 8% в год.
Далее необходимо произвести расчет показателей экономической эффективности по данному проекту.
Ответственный за проведение данных мероприятий проекта - менеджер. Для организации контроля предлагается обозначить контрольные точки проекта:
1 Разработка плана проекта
2 Поиск клиентов
3 Запуск проекта.
На каждом этапе менеджер должен подготавливать отчет о проделанной работе, ее результате, соответствии реальных сроков выполнения работ запланированным срокам. После запуска проекта в первый год деятельности необходимо отслеживать достижение поставленных целей ежемесячно, при появлении проблем, это позволит быстро отреагировать на них и внести корректировки в проект.
На втором и третьем году реализации отчетность по выполнению плана доходов и расходов, а также освоения запланированного оборота перевозок можно подготавливать ежеквартально.
Для того чтобы рассчитать доход по проекту при расчете прибыли до налогообложения предполагаем, что операционный и внереализационный результат нулевые. Тогда прибыль до налогообложения равна прибыли от реализации. Налог на прибыль берется в размере 20% от прибыли до налогообложения.
Таблица 3.5 - Расчет прибыли за три года деятельности ООО «ЕвроДор»
Показатели | Первый год, тыс. руб. | Второй год, тыс. руб. | Третий год, тыс. руб. | |
1. Выручка от реализации | 6477,41 | 7695,16 | 9136,48 | |
2. Себестоимость услуг | 3719,88 | 4417,59 | 5251,23 | |
3. Прибыль от реализации | 2757,53 | 3277,57 | 3885,25 | |
4. Прибыль до налогообложения | 2757,53 | 3277,57 | 3885,25 | |
5. Налог на прибыль | 551,51 | 655,51 | 777,05 | |
6. Чистая прибыль после выплаты налогов и отчислений | 2206,02 | 2622,06 | 3108,2 |
Из расчетов следует, что предприятие от внедрения данного проекта в первый год получит прибыль в размере 2206,02 тыс.руб. во второй год – 2622,06 тыс.руб., в третий год – 3108,2 тыс.руб.