Нормативно-правовое обеспечение корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность – это добровольные расходы компаний на социальную политику, причем данные расходы превышают установленные налоговым, трудовым и иным законодательством уровни обязательных расходов на эти нужды. В соответствии со стратегической стадией организационного обучения, компании учитывают социально значимые проблемы в своих управленческих стратегиях и начинают расходовать большее количество финансов на социальные проекты для того, чтобы получить преимущества корпорации – первопроходца и увеличить экономическую эффективность в долгосрочной перспективе. Это совпадает с консолидационной стадией развития общественных ожиданий, когда появляются новые стандарты корпоративной социальной ответственности, соблюдение которых бизнесом носит добровольный характер.
Данные стандарты призваны регулировать деятельность компаний в сфере корпоративной социальной ответственности, их используют для унификации нефинансовой отчетности компаний и для оценки реального вклада компаний в экологическую, социальную и иные сферы жизнедеятельности общества[9]. Уместно будет привести определение стандартизации – установление единообразных обязательных норм, правил, характеристик и образцов для продуктов, материалов, услуг или процессов.[10]
Нефинансовой отчетностью компаний является их социальная отчетность перед обществом. Основным механизмом институционализации практик корпоративной социальной ответственности на корпоративном уровне, принятым как американскими, так и европейскими компаниями, выступают кодексы социальной ответственности, которые являются корпоративными документами, разрабатываемыми компаниями на добровольных началах. Содержание кодексов корпоративной социальной ответственности составляют принципы корпоративной этики, определение которых является прерогативой менеджмента компании. Как правило, в состав подобных документов включаются разделы о качестве продукции, принципах взаимодействия с потребителями и конкурентами, добровольные обязательства компании в отношении работников и местного сообщества.
Корпоративный социальный отчет[11] - это документ, открытый для всех заинтересованных лиц и включающий основные достижения компании в реализации стратегических планов социального развития. Корпоративный социальный отчет дает возможность публичным компаниям представить в сплоченном виде информацию о проведенной ими социальной политике и продемонстрировать бизнес - окружению факт того, что компания нацелена не только на получение высокой прибыли.
Компании сегодня уделяют социальной отчетности много внимания, несмотря на то, что ведение социальной отчетности основывается преимущественно на добровольных началах. Таким образом, целесообразно рассмотреть некоторые международные стандарты корпоративной социальной ответственности. Международные стандарты корпоративной социальной ответственности гарантируют, что деятельность компании действительно является социально ответственной. Отчетность в соответствии со стандартами является важной частью применения стратегий корпоративной социальной ответственности. Для начала целесообразно изучить общепринятые международные стандарты, а затем рассмотреть российские стандарты корпоративной социальной ответственности.
Международный стандарт социальной ответственности SA 8000[12] (Социальная ответственность 8000) позволяет оценить социальные элементы управленческих систем. Документальной основой стандарта являются принципы международных конвенций МОТ (Международная организация труда), а также Всемирная декларация прав человека и Конвенция ООН по правам ребенка.
Главной направленностью данного стандарта является повышения уровня жизни работников и условий труда. Основанный на схожих со стандартами ISO 14001(Управление охраной окружающей среды) и ISO 9000 (Управление качеством) подходами , SA 8000 отличается используемыми показателями оценки. Стандарт предназначен для применения в индустриальных и развивающихся странах как для предприятий, так и для общественных институтов. Стандартом устанавливаются критерии для оценки показателей принудительного и детского труда, техники безопасности на рабочих местах, свободы создания профессиональных объединений, длительности рабочего времени, компенсационных выплат и.т.д.
Другой стандарт, разработанный организацией GlobalReportingInitiativeOrganization, называется стандарт GRI[13]. Концепция устойчивого развития является основой данного стандарта. В соответствии с требованиями GRI, социальный отчет должен содержать результаты экологической, экономической и социальной политик компании (так называемый триединый итог). Главным плюсом GRI является тот факт, что стандарт позволяет компании, которая только начинает реализовывать устойчивую политику, использовать только общие рекомендации документа, и делать это поэтапно. То есть GRI подходит как компаниям, достигшим устойчивого развития, так и молодым компаниям. Также данный стандарт позволяет компаниям отчитываться только по одной или нескольким сферам своей деятельности, лишь постепенно переходя на большее количество областей. Трудностью работы с данным стандартом является необходимость публикации или презентации готового отчета; недостаточно только написать его.
Стандарт АА 1000[14], известный как стандарт верификации отчетов, был создан Институтом социальной и этической отчетности в 1999 году. Отличительной особенностью стандарта является диалог и взаимодействие всех заинтересованных сторон (т.е стейкхолдеров), таких как клиенты, инвесторы, поставщики, персонал и.т.д. с компанией, которая при анализе своей деятельности обязательно учитывает полученные данные. AA 1000 разработан на основе опыта подготовки и создания социальных отчетов множеством компаний во всем мире. В соответствии с требованиями стандарта, процесс социальной отчетности состоит из планирования, сбора и анализа информации, подготовки отчета и, наконец, проведения аудита сторонней организацией.
В области экологического менеджмента известна серия международных стандартов ISO 14000[15]. Состоящий из нескольких стандартов, ISO 14000 призван для помощи компаниям в минимизации отрицательного влияния на окружающую среду. В одних стандартах акцент сделан на системы экологического менеджмента, в других внимание уделяется иным аспектам экологии, таким как выброс парниковых газов, оценка экологической эффективности, обмен информацией и.т.д.
Одним из самых новых стандартов корпоративной социальной ответственности является стандарт ISO 26000: 2010[16], принятый в октябре 2010 года. Данный стандарт носит название – Руководство по социальной ответственности. Стандарт был разработан с участием экспертов-представителей из девяноста стран. Эксперты представляли следующие группы стейкхолдеров: государство, промышленность, потребители, трудящиеся, неправительственные институты, исследовательские организации и компании, оказывающие услуги в области корпоративной социальной ответственности.
Для достижения баланса между развитыми и развивающимися странами были созданы специальные условия, основанные на согласии между странами и основными категориями стейкхолдеров. Данный стандарт является руководством по принципам, проблематике, способам внедрения корпоративной социальной ответственности в управленческие стратегии компаний и т.д. Стандарт предназначен для того, чтобы оказывать помощь как крупным, так и небольшим компаниям. Важно отметить, что ISO 26000 не предназначен для сертификации, а является добровольно используемым стандартом.
Для определения уровня социальной ответственности, организации следует проанализировать следующие элементы своей деятельности: управление в организации, человеческие права, трудовые практики, экологическая ситуация, деловые практики, взаимодействие с потребителями, влияние на местные сообщества. Применяя стандарт ISO 26000, каждая компания может значительно повысить свой уровень социальной ответственности.
Из стандартов, разработанных в РФ, интерес представляет стандарт ТПП РФ “Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ”[17]. Стандарт разработан с учетом основных положений стандарта AA 1000. Он не вступает в противоречие с Социальной хартией российского бизнеса и рассматривает наиболее актуальные в РФ социальные проблемы, такие как финансирование социальных нужд, помощь детям-сиротам, справедливая оплата труда и.т.д. Однако данный стандарт не охватывает в полной мере все элементы КСО, более того, речь ведется об отчетности, а не об ответственности, получается, стандарту придается несколько иной спектр приложения.
Наиболее передовой разработкой в области стандартизации является стандарт IC CSR-08260008000[18], принятый в 2011 году Всероссийской организацией качества. Разработка данного стандарта была осуществлена почти сразу после выхода стандарта ISO 26000. По информации из официального источника, данный стандарт состоит из 8 модулей[19], касающихся деятельности компании в сфере КСО:
- модуль А. Социальные права персонала;
- модуль Б. Социальные гарантии персонала;
- модуль В. Качество продукции, услуг и работ;
- модуль Г. Удовлетворение интересов потребителей;
- модуль Д. Охрана окружающей среды;
- модуль Е. Экономное расходование ресурсов;
- модуль Ж. Поддержка местного сообщества;
- модуль И. Менеджмент социальной ответственности.
Отметим, что модули “А” и “Ж” стандарта CSR 2011 удовлетворяют стандарту SA 8000. Этот стандарт дает возможность любой, даже самой малой компании, самостоятельно или посредством сертификации дать оценку своему соответствию принципам КСО. Сертификация осуществляется в системе сертификации деятельности компаний в сфере корпоративной социальной ответственности “ИНТЕРСОЦСЕРТ”.
Постоянное развитие системы международных стандартов в области корпоративной социальной ответственности говорит о явных тенденциях к формализации политики корпоративной социальной ответственности, таким образом, придавая социальной политике компаний уже больше не добровольный, а обязательный в соответствии с требованиями закона и общества характер.
Итак, мы рассмотрели основные стандарты в сфере корпоративной социальной ответственности. В зависимости от ситуации, компании будет выбирать тот или иной стандарт отчетности. Составление нефинансовых отчетов в соответствии со стандартами – непростая задача для компаний, однако каждый год все большее количество организаций предоставляют социальные отчеты, таким образом, доказывая свое участие в осуществлении социальной политики. Стандарты позволяют компаниям правильно оценить и скоординировать свои действия в области корпоративной социальной ответственности, именно поэтому крупные ТНК и малые компании, применяя стратегии корпоративной социальной ответственности, исходят из требований международных стандартов. Многие положения стандартов, особенно в социальной и экологических сферах, совпадают с законодательными требованиями в этих областях, однако значительная часть положений стандартов отражает именно добровольное участие компаний в осуществлении социальной политики, что не может не благоприятствовать уровню их репутации в обществе.
Таким образом, в свете вышеизложенного удалось проследить становление концепции корпоративной социальной ответственности в обществе, определить ее основные характеристики, выработать стратегии корпоративной социальной ответственности и рассмотреть международные стандарты корпоративной социальной ответственности, благодаря которым компании успешно структурируют свою деятельность и предоставляют общественности итоги своей активности в нефинансовой сфере в виде консолидированных, прозрачных и общедоступных отчетов.То, что в середине двадцатого века считалось лишь способом повышения лояльности со стороны потребителей, сегодня является важнейшей составляющей стратегической политики любой успешно функционирующей компании, желающей обеспечить свою конкурентоспособность в долгосрочном периоде.
На современном этапе социально-экономического развития мирового сообщества компаниям необходимо учитывать социальные последствия воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей, территории на которой осуществляется та или иная деятельность. Этот процесс представляет собой социальную ответственность бизнеса, которая обеспечивает согласованность интересов, координацию усилий различных организаций, групп населения и властных структур в решении определенных социальных проблем, достижении единой позиции по важнейшим направлениям развития. С каждым днем бизнес-сообщество принимает все более активное участие в разрешении данных проблем. Распространение концепции корпоративной социальной отвественнсоти как политики устойчивого развития организаций вызвало необходимость стандартизации данного процесса как на мировом, так и на национальном уровнях.