Теоретические основы формирования системыуправления корпоративной социальной ответсвенностью
1.1 Сущность исодержаниесистемы управлениякорпоративной социальной ответственностью
Концепция корпоративной социальной ответственности развивалась с 1920-х годов и сегодня является весьма многосложной составляющей успешного развития компаний. Тогда, в начале двадцатого века многие американские компании заметили, что лояльность к их товарами со стороны потребителей невысока. Самые наблюдательные управляющие отметили, что осуществление неких социально направленных проектов, типа постройки школ, выплат компенсаций, материальной помощи и.т.д. существенно меняло отношение общественности к репутации компании. С тех пор прошло почти столетие и бизнес – сектор гораздо дальше продвинулся в разработке и применении концепции корпоративной социальной ответственности в своей деятельности. “Существуют различные взгляды на концепцию корпоративной социальной ответственности. Условно, авторов существующих подходов можно разделить на два лагеря. Во-первых, это сторонники подхода общественного благосостояния (корпоративный альтруизм), заключающегося в реализации бизнесом той политики, которая была бы желательна с позиций целей и ценностей общества. Наиболее известными представителями данной школы являются К. Девис, Дж. МакГуир и А. Керолл. В своих работах Девис определил направленность корпоративной социальной ответственности как обязанность всех лиц, принимающих решения в сфере бизнеса, учитывать не только свои интересы, но также приумножать и защищать общественное богатство. Ему вторил МакГуир, утверждавший, что "корпорация имеет не только экономические и правовые обязательства, но несет и некую ответственность перед обществом, выходящую за их пределы". Особую важность носят исследования А. Керолла, который определил границы современных исследований в сфере корпоративной социальной ответственности. Он рассматривал корпоративную социальную ответственность как многоуровневую ответственность, которую он представил в форме пирамиды. В основе пирамиды находится экономическая ответственность компаний. Она определяется базовой функцией всех фирм – удовлетворение потребностей рынка посредством производства товаров и услуг. Получается, что любая фирма, реализующая ответственность на экономическом уровне, уже социально ответственна. Под правовой ответственностью понимается соответствие деятельности фирм правовым нормам (т.е. законопослушность фирм). Этическая ответственность требует от компаний действий, созвучных общественным ожиданиям в области моральных установлений. Филантропическая ответственность – добровольное участие компаний в реализации социальных программ. [1]
Другой лагерь занимают сторонники подхода благосостояния бизнеса и его участников (корпоративный эгоизм), позиция которых наиболее четко выражена Нобелевским лауреатом М. Фридменом в его статье "Социальная ответственность бизнеса состоит в повышении его прибылей". Фридмен считал, что главнейшей задачей бизнеса является повышение прибылей; он подчеркивал, что общественное благосостояние должно повышаться силами неприбыльных, государственных институтов. Менеджеры, практикующие “социальную ответственность”, по сути растрачивали деньги собственников и брали на себя обязательства, лежащие за пределами их служебной компетенции.
В этой связи становится понятно, что понятие корпоративной социальной ответственности может трактоваться в качестве концепции устойчивого развития компании. Под устойчивым развитием понимается «сохранение окружающей среды и экономия природных ресурсов в единстве с социальным и экономическим благополучием винтересах настоящего и будущих поколений»[2]. В поле деятельности компаний, проводить политику устойчивого роста означает реализовывать концепцию корпоративной социальной ответственности. Итак, корпоративная социальная ответственность может определяться как отклик компании на противоречивые вызовы различных сторон общества, ориентированный на устойчивое развитие компании. Из данного определения вытекает следующее тождество: социально ответственная фирма есть устойчивая фирма, а устойчивая фирма не может не быть социально ответственной”[3].
На сегодняшний день, корпоративная социальная ответственность это постоянно совершенствуемый и реализуемый заинтересованными в устойчивом развитии компаниями набор программ и практик, направленных на осуществление социальной политики во всех сферах корпоративной социальной ответственности. Так называемые сферы или направления корпоративной социальной ответственности разделены на[4]:
- социально ответственное поведение по отношению к обществу;
- совершенствование корпоративной культуры;
- экологически безопасный менеджмент и охрана природы;
- взаимовыгодные и конструктивные отношения с персоналом, поставщиками и клиентами.
Главная цель политики корпоративной социальной ответственности – повышать уровень репутации компании, путем повышения общественного благосостояния и соответствовать ряду строгих требований в области политики КСО на арене международного бизнеса. Известно, что чем крупнее компания и чем выше ее индекс транснационализации, тем большему количеству ожиданий и требований ей нужно соответствовать.
В зависимости от того, на какую сферу корпоративной социальной ответственности направлены действия компании, будут различаться используемые в каждом конкретном случае стратегии иприемы. Если речь идет о взаимодействии с персоналом, то компании могут предоставлять персоналу возможность получения высшего образования и повышения квалификации, использования корпоративных автомобилей и квартир, получения бесплатной медицинской страховки. В сфере отношений с бизнес – сообществом, к которому можно отнести совокупность всех поставщиков, контрагентов и клиентов, компании следует практиковать только те практики ведения бизнеса, которые позволят выстроить доверительные и стабильные отношения с таким бизнес – окружением компании. Экологический менеджмент компании должен быть направлен на сокращение отходов производства, использование очистительного оборудования, внедрение инновационных методов производства, контроль экологической безопасности на производстве. В отношении местных сообществ компании следует выделять средства на благотворительность, поддерживать социальное строительство, поддерживать образование, спорт и медицину, участвовать в культурной жизни общества и.т.д.
Выстроить грамотную социальную политику компании весьма непросто, поэтому в каждой корпорации этим заняты специально созданные отделы.
Сбалансированная политика в области корпоративной социальной ответственности помогает компании достигать устойчивого роста, вызывать доверие со стороны государства и общества, тем самым повышая уровень ее значимости в регионах присутствия и делая ее более конкурентоспособной. Таким образом, корпоративная социальная ответственность – это не просто набор практик и программ, а образ действия социально ответственной компании, направленный на достижение устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Необходимо отметить, что деятельность компании по осуществлению социальной политики состоит из[5]:
-обеспечение трудовых гарантий персонала;
-выпуск товаров и услуг высокого качества;
-мониторинг безопасности и соблюдение санитарно-гигиенических норм на производстве;
-разработка специальных программ сотрудничества с контрагентами и инвесторами;
-принятие мер по минимизации загрязнения природы;
-помощь социально незащищенным слоям населения;
-субсидирование и благотворительные платежи;
-развитие регионов присутствия, повышение социально – экономических показателей стабильности;
-совместная деятельность с некоммерческими институтами и государством.
Итогами реализации социальной политики может стать:
- повышение уровня жизни персонала и жителей местных сообществ;
- упрочнение позиций компании на рынке и рост ее авторитета;
- установление взаимовыгодных и стабильных отношений с правительством;
- достижение добрых и прочных отношений с обществом, закрепление и повышение лояльности потребителей к брендам компании;
- развитие системы быстродействия и предупреждения развития рисков;
- привлечение в структуру компании наиболее мотивированных и способных работников.
Таким образом понятие «корпоративная социальная ответственность» представляет собой обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. В зависимости от субъекта и объекта, на который направлена ответственность она может быть юридической, моральной, личной, социальной. Социальная ответственность это - сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества.Под корпоративнойсоциальной ответственностью компании понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д. Можно сказать, что социальная ответственность компании - это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес - решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют. Данное определение социальной ответственности бизнеса скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность бизнеса - это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решений.