Уровень цен - отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода. При этом уровень цен базового года принимается за 1.0
ИНДЕКС ЦЕН - статистический показатель, применяемый для измерения динамики цен во времени и пространстве, представляет относительную величину. Методика принципов расчета индексов цен: определение набора товаров; выбор базовых объектов путем репрезентативной выборки (предприятий различных отраслей, торговли, сферы услуг); выбор системы взвешивания показателей и формулы расчета индексов. Расчеты индексов цен обеспечивают построение индексов фактических цен и индексов средних цен. Индекс средних цен учитывает наряду с изменением цен на отдельные товары, структурные изменения. В набор товаров-представителей входят все важнейшие группы товаров с учетом их доли во всей изучаемой совокупности.
Система индексов цен включает индексы цен производителей на промышленную продукцию, цен реализации сельскохозяйственной продукции, грузовых транспортных тарифов, цен по капитальным вложениям, потребительских (розничных) цен и тарифов на услуги, индекс цен внешней торговли, индексы-дефляторы.
Сложным вопросом при исчислении индекса цен является учет изменения качества товаров-представителей. Для устранения влияния качественных изменении практика международной статистики применяет ряд методов: 1) исчисление цен затрат (в расчет индекса цен включается цена модифицированного товара за вычетом дополнительных издержек, связанных с повышением качества); 2) определение цен компонентов; 3) гедонистический метод, позволяющий через веса основных параметров товара, заложенных в калькуляцию цены, определить долю изменения цены, связанную с изменением качества, и долю, связанную с изменением цен; 4) расчет цен на единицу основных технико-экономических параметров (1 кВт/ч, 1 куб. м емкости ковша и т. д.).
Индексы цен используются для мониторинга движения цен и тарифов, изучения конъюнктуры рынка, изучения влияния динамики цен на уровень жизни населения, расчета показателей уровня жизни, показателей макроуровня - валового национального продукта (ВНП), валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода, определения их динамики в сопоставимых ценах; для обеспечения международных сопоставлений по важнейшим макроэкономическим показателям и др.
Индекс потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года на сумму произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100%.
43. Место и назначение потребителя в рыночной экономике.
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребитель в рыночной экономике занимает особое положение; в определенном смысле он обладает суверенитетом. Свобода предпринимательской деятельности, в конечном счете, зависит от потребительских предпочтений.
В основе свободы выбора лежит личный интерес. Каждая экономическая единица в состоянии делать то, что выгодно ей самой. Предприниматели стремятся получить большую прибыль, владельцы материальных ресурсов -- более высокую цену при продаже или сдаче в аренду этих ресурсов, работающие -- большую оплату за свой труд, потребители продукции или услуг -- приобрести это благо по самой низкой цене.
Поведение покупателя на рынке целесообразно рассматривать поэтапно.
Первый этап заключается в изучении предпочтений покупателя, при этом, важно иметь критерии, по которым покупатели могут сделать выбор, предпочитая один товар другому.
На втором этапе необходимо учитывать то обстоятельство, что покупатели сталкиваются с бюджетными ограничениями, т.е. они всегда ограничены своими доходами.
На 3-м этапе следует совместить потребительские предпочтения с бюджетными ограничениями и определить потребительский выбор.
Т.о. теоретически, потребительские предпочтения и бюджетные ограничения покупателей, дают возможность определить, какие сочетания товаров и услуг покупатели выберут для покупки с тем, чтобы максимально удовлетворить свои потребности.
Каждый потребитель устанавливает свой порядок предпочтения по отношению к товару. Кривая безразличия – это геометрическое место точек, отображающих те или иные равноценные для потребителя наборы из товаров.
Правило максимизации полезности потребителя заключается в таком распределении денежного дохода, когда последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносит одинаковую добавочную (предельную) полезность. Если потребитель «уравновесит свои предельные полезности» в соответствии с этим правилом, то ничего не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия.
Согласно правилу максимизации полезности потребитель может максимизировать полезность, если он распределит свой денежный доход таким образом, чтобы последний рубль, израсходованный на продукт «А», принесет одинаковое количество добавочной, или предельной полезности.
Макроэкономика, ее важнейшие показатели. Система национальных счетов (СПС). |
Все важнейшие показатели, используемые в макроэкономическом анализе, принципиально разделяются на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической коньюктуры. Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы - накопление и использование ценностей субъектами. Пример потоков - сбережения и инвестиции, бюджетный дефицит, запасов - накопленный в результате капитал, государственный долг. Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в других.
Система национальных счетов (СНС) - это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, отражающих информацию о всех стадиях экономического кругооборота - производстве и обмене товаров и услуг, распределении и перераспределении доходов, потреблении и сбережении.
Показатели СНС используются для описания, анализа и прогнозирования макроэкономических процессов. Система национальных счетов была разработана в середине прошлого века и введена в действие в рамках Организации объединенных наций (ООН). Система постоянно совершенствуется. В настоящее время в мире действует СНС ООН, принятая в 1993 г. На рубеже 1990-х г. российская национальная статистика начала переход на международную систему национальных счетов.
Важнейшими разделами СНС являются счет производства товаров и услуг, счет использования валового внутреннего продукта, счет образования доходов. В самой общей форме содержание этих четов отражено в таблицах 7.3-7.5. Данные системы национальных счетов России ежегодно публикуются Государственным комитетом по статистике РФ в книге "Национальные счета России. Статистический сборник".
Главные макроэкономические показатели системы национальных счетов, валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, были нами рассмотрены в предыдущем разделе.
Существуют и другие показатели СНС, используемые в макроэкономике, в частности к ним относятся следующие показатели:
чистый внутренний продукт,
национальный доход,
располагаемый доход.
Стоимость ВВП включает все доходы, созданные в обществе, плюс потребление основного капитала, то есть амортизационные отчисления. Последняя часть стоимости ВВП участвует в его создании, но не является доходом. Поэтому, чтобы перейти к показателю национального дохода, необходимо вычесть из ВВП величину амортизационных отчислений, чистый доход, созданный в стране иностранными факторами производств, косвенные налоги на бизнес. В результате мы получим сначала показатель чистого внутреннего продукта, а затем показатель национального дохода.
Чистый внутренний продукт (NDP) - это стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потребленного в производстве.
Вычтя из стоимости чистого внутреннего продукта величину чистого дохода, полученного иностранцами, мы получим более реальную величину национального дохода, созданного в стране. Кроме этого, из валового внутреннего продукта необходимо вычесть и косвенные налоги на бизнес. Косвенные налоги - это, если можно так выразиться, искусственный доход, возникающий в результате государственного вмешательства в экономику.
Национальный доход (NI) представляет собой совокупный доход общества, произведенный в экономике и полученный владельцами всех факторов производства. Он рассчитывается как разница между чистым внутренним продуктом, чистым доходом, полученным в стране иностранцами, и косвенными налогами на бизнес.
Модели, факторы и показатели экономического роста. |
46. Макроэкономическая нестабильность. Циклические колебания экономики. Длинные волны в экономике.
Макроэкономическая нестабильность - это, прежде всего колебания экономической активности (экономические циклы), появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса. Она характерна для рыночной экономики.
Экономический цикл – периодические колебания экономической активности общества, промежуток времени от начала одного кризиса до начала другого. Экономический цикл состоит из двух фаз: подъема и спада деловой активности и двух поворотных точек: пика и низшей точки спада. В целом в развитии цикла можно выделить четыре основные стадии. Их общая характеристика
Стадии экономического цикла
Подъем :
- Оживление: Рост объемов производства до предкризисного уровня; увеличение спроса на потребительские товары и услуги и факторы производства; обновление основного капитала, повышение цен, уменьшение безработицы
- Подъем: Продолжающийся рост объемов производства и обновление основного капитала; увеличение инвестиционного и потребительского спроса; повышение цен и доходов, уменьшение безработицы
Спад:
- Кризис: Увеличивается масса нереализованной продукции; уменьшаются прибыли; растет ссудный процент; сокращаются кредиты, кризисы неплатежей; массовые банкротства, рост безработицы; падают котировки акций; обесценение основного капитала
- Депрессия: Уменьшаются темпы спада производства (застой); подходят к концу нереализованные товарные запасы; затухает падение инвестиционного и потребительского спроса; сохраняются массовая безработица и низкие цены; в экономике начинается накопление капитала и появление точек роста
Очень часто в качестве синонима экономического цикла используется понятие "длинные волны конъюнктуры", хотя это более узкая категория, определяемая долгосрочными колебаниями экономической активности, связанными с устареванием и заменой технических и технологических систем или пучков. Современные экономические методы позволяют выделить около 1380 видов циклов, имеющих отношение к экономике.
Длинные волны в экономике были впервые обнаружены и исследованы советским ученым Н. Д. Кондратьевым в 1922-1928 гг. Эта теория утверждает, что в истории человечества существуют определенные периоды, характеризующиеся массовым появлением инноваций в относительно небольших географических ареалах.
бобщающее мнение по длинным волнам, сформировавшееся уже в наше время, сводится к общей датировке минимум пяти последних К-волн (т.е. период около 300 лет) и имеет следующие особенности:
1.К-волны проявляются в первую очередь в производстве, а затем уже в ценах товаров; причем рост отраслевого производства и инфраструктурных инвестиций в мировую экономику (т.е. рост отдельных передовых отраслей) происходит быстрее, чем рост экономик отдельных государств.
2.К-волны являются результатом группирования основных инноваций, движущих технологические революции, которые создают передовые отрасли промышленности; основные инновации отвечают неудовлетворенным потребностям и рыночному спросу, они активизируют процессы роста.
3.К-волны есть международное явление, они более заметны по данным международного производства, чем отдельных государств; это процессы мировой экономики и передовых национальных экономик.
В общих чертах К-волны можно определить как процессы подъема и спада лидирующих отраслей или как изменения в структуре мировой экономики.
47. Рынок труда: занятость и безработица
Рынок труда – это рынок, на котором представлены работники, которые предлагают свою квалификацию, профессионализм и опыт.
Для каждой возрастной группы характерен свой уровень экономической активности. Желание работать систематически возрастает до возраста 35-39 лет (в некоторые годы до 40-44 лет) и далее постепенно убывает.
Развитое рыночное хозяйство характеризуется тем, что товарную форму принимают не только продукты труда, но и рабочая сила.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи.
Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
Предприниматели предъявляют спрос на труд и нанимают работников, максимизируя свою прибыль. Наемные работники соглашаются работать за определенную плату, потому что для них ценность денежного вознаграждения выше ценности их затрат труда, максимизируя свою выгоду. На рынке труда взаимодействуют два типа максимизирующих свою выгоду экономических субъектов: предприниматели (фирмы) и наемные работники.
К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течении предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда.
Продолжительность безработицы - это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода.
Безработица различается по продолжительности - временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года).
Уровень общей безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %).
Уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в %).
Экономически активное население (рабочая сила) - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в %).
На сегодняшний день выделяют следующие причины безработицы:
1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
5. Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.
Занятость – одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда, проводимых Международным бюро труда (г. Женева) – основным рабочим органом Международной организации труда (МОТ).
В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости
48. Доходы населения и социальная политика государства в условиях экономической нестабильности.
Нестабильности экономического роста способствует и неравномерность распределения доходов населения в общей сумме доходов. От того, в каких пропорциях распределяются доходы, зависит структура рыночного спроса и, в конечном счете, темпы экономического роста. Например, чрезмерные разрывы в распределении доходов в современной России явилось одной из важнейших причин экономического кризиса.
Доходы населения - сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Денежные доходы населения включают оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, различные пособия, доходы от собственности в виде процентов, дивиденды, ренту, средства от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, а также доходы от различных услуг, оказанных на стороне.
Уровень доходов населения является важнейшим индикатором благосостояния общества, определяющим фактором в отношении социальных возможностей населения: отдыха, получения образования, поддержания здоровья.
Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов, поэтому одной из приоритетных задач стимулирования экономики является повышение доходов населения. В первую очередь, доходов наиболее бедной и средней части населения. А также своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат.
На величину доходов населения оказывает существенное влияние размер заработной платы, динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и т.п.
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.
Располагаемый доход - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.
Прожиточный минимум - стоимость потребительской корзины, включающей в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные сборы и платежи. С помощью величины прожиточного минимума производится оценка уровня жизни населения. Кроме того, на его основании устанавливаются минимальный размер заработной платы, пенсии, стипендий, пособий и других выплат. Величина прожиточного минимума в целом по России определяется ежеквартально и устанавливается Правительством РФ. Величина прожиточного минимума может устанавливаться в среднем по России, для отдельных регионов и областей, а также для отдельных групп потребителей.
Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Социальная политика государства направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Благодаря такой политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству. Коммунистическое мировоззрение о непримиримых противоречиях между богатыми и бедными сместилось к слаборазвитым государствам и фактически исчерпало себя.
49. Инфляция как многофакторный процесс и антиинфляционные меры.
Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.
Можно выделить внешние и внутренние причины ин-фляции. К внешним причинам относятся:
1. Интернационализация хозяйственных связей. Так, наличие инфляции в других странах влияет на дина-мику внутренних товарных цен через цены импортируе-мых товаров. Кроме того, центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает ино-странную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении;
2. Падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран. В результате этого, во-первых, растут внутренние цены на импортируемые товары, во-вторых, обмен иностранной валюты на нацио-нальную требует дополнительной денежной эмиссии;
3. Мировые экономические кризисы;
4. Состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика.
Внутренние причины обусловлены состоянием эконо-мики данной страны. Среди них можно выделить:
1. Несбалансированность государственных расходов и доходов - т.н. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что как следствие приводит к инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы.
3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.
4. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции.
5. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны.
С теоретической точки зрения инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Поэтому выделяются две альтернативные формы: инфляция спроса и инфляция издержек (предложения).
50. Денежно-кредитная политика. Новые тенденции и проблемы в банковской системе России. Денежно-кредитная политика (иногда ее называют монетарной или просто денежной) — это комплекс мер, используемых финансовыми властями страны для достижения преследуемых ими целей и воздействующих на количество денег, находящихся в обращении. Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является центральный банк, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Основные инструменты, которыми располагает центральный банк включают: 1) регулирование официальных резервных требований; 2) операции на открытом рынке; 3) манипулирование учетной ставкой процента. Острота проблем российской банковской системы достигла наивысшей точки после начала мирового финансового кризиса в 2008 г. и последующей рецессии. Одной из проблем стал растущий уровень «плохих» долгов, однако с 4-го квартала 2009 г. появились признаки улучшения ситуации. Операционные условия постепенно стабилизируются, и давление на качество активов, потребности в дополнительном резервировании по кредитам и капитализацию уменьшается. рост проблемных кредитов уже достиг своего максимума, ситуация с ликвидностью улучшилась, а перспективы рефинансирования стали более благоприятными Улучшение положения в банковском секторе в значительной степени обусловлено факторами циклического характера, и в частности постепенным восстановлением экономики Российской Федерации. Основные финансовые показатели российских банков ухудшились из-за тяжелого бремени накопленных проблемных кредитов. Проблемные кредиты оцениваются (включая реструктурированные) на уровне почти 40% от общего объема кредитов в банковской системе. Проблема формирования ресурсной базы является одной из ключевых для развития бансковской систамы в РФ. При этом для развития экономики крайне важно стимулирование формирования ресурсных фондов для ее модернизации. Следует также отметить, что назрела модернизация самой банковской системы в части структурной модернизации, регуляторных новаций, модернизации банковских технологий. В настоящее время в России с учетом наблюдаемой ситуации имеется достаточно оснований утверждать, что состояние банковской системы и поведение коммерческих банков в ближайшей перспективе изменятся мало. Во всяком случае, сохраняться такие специфические черты кредитно-банковской деятельности в России, как абсолютное преобладание краткосрочных кредитов, отвлечение кредитных ресурсов на финансирование бюджетного дефицита, отсутствие интереса к долгосрочному кредитованию инвестиций, неупорядоченность безналичных расчетов при явном предпочтении наличным платежам. Вместе с тем, не исключается, что на этом в общем мало меняющемся фоне будут предприниматься попытки пойти дальше сложившихся стереотипов с расширением существующих и освоением новых областей банковской деятельности. Эти попытки, скорее всего, будут исходить от более крупных банков, набравших достаточно силы и влияния для возможной экспансии и располагающих необходимыми средствами, чтобы решиться на риск нововведений. |
51. Рынок ценных бумаг и его регулирование. Фондовый рынок. |
Рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, которые можно разделить на две группы: 1) общерыночные функции, присущие любому рынку, и 2) специфические функции, которые отличают его от остальных рынков.
К общерыночным относятся:
коммерческая функция, связанная с получением прибыли от операций на данном рынке;ценовая функция, при помощи которой обеспечивается процесс формирования рыночных цен, их постоянное движение и т.д.; информационная функция, на основе которой рынок производит и доводит до своих участников информацию об объектах торговли; регулирующая функция, связанная с созданием правил торговли и участия в ней, порядка разрешения споров между участниками, установлением приоритетов и образованием органов управления и контроля.
К специфическим можно отнести:
перераспределительную функцию, обеспечивающую перелив денежных средств между отраслями и сферами деятельности и финансирование дефицита бюджета;функцию страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирования, которое осуществляется на основе нового класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.
Можно выделить следующие виды рынков ценных бумаг:
первичный и вторичный;организованный и неорганизованный;
биржевой и внебиржевой;кассовый и срочный.
1. Первичный рынок — это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Эта первая стадия процесса реализации ценной бумаги и первое появление ценной бумаги на рынке. Вторичный рынок — это обращение ранее выпущенных ценных бумаг, т.е. совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценных бумаг от одного владельца к другому в течение всего срока обращения ценной бумаги.
2. Организованный рынок ценных бумаг представляет собой их обращение на основе правил, установленных органами управления между лицензированными профессиональными посредниками — участниками рынка по поручению других участников. Неорганизованный рынок — это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.
3. Биржевой рынок основан на торговле ценными бумагами на фондовых биржах, поэтому это всегда организованный рынок ценных бумаг, так как торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди всех других участников рынка. Внебиржевой рынок — это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу.
4. Кассовый рынок ценных бумаг представляет собой рынок с немедленным исполнением сделок в течение одного-двух рабочих дней. Срочный — это рынок, на котором заключаются сделки со сроком исполнения, превышающим два рабочих дня.
Регулирование рынка ценных бумаг (р. ц. б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование р. ц. б. охватывает всех его участников:
эмитентов; инвесторов; профессиональных фондовых посредников;
организаций инфраструктуры рынка
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
создание нормативной базы функционирования рынка.
Фондовый рынок в России сравнительно молод, его зарождение происходило в начале 90-х годов. Он относится к категории развивающихся рынков, для которых характерна высокая доходность, но, как правило, и более высокая степень риска. В последние годы на российском рынке ценных бумаг произошел ряд позитивных изменений: повысилась ликвидность рынка и информационная прозрачность эмитентов, укрепилась законодательная база, наработаны новые механизмы защиты прав инвесторов.
52. Финансовая система и ее структура. Типы фискальной политики.
Финансовая система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъектыформируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественномпроизводстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствуеттоварному обращению между субъектами производства.Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей.Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с егопомощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий. Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых пост