Анализ деловой активности предприятия

Анализ деловой активности и рентабельности предприятия будет заключаться в определении показателей оборачиваемости и рентабельности.

На длительность нахождения средств в обороте влияет сфера деятельности предприятия, отраслевая принадлежность, экономическая ситуация в стране, но все же главным образом – это внутренние условия деятельности предприятия и в первую очередь эффективная стратегия управления активами.

Расчет показателей оборачиваемости средств предприятия приведен в таблице (таблица 2.3.1).

Таблица 2.3.1

Определение показателей оборачиваемости активов предприятия

Показатели за 2014 г. за 2015 г. Ускорение (+), замедление (-) оборачиваемости средств
Коэффициент общей оборачиваемости капитала 2,09 1,93 -0,15
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств 5,05 5,36 0,31
Коэффициент фондоотдачи 3,56 3,03 -0,53
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 6,43 6,16 -0,27
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств 17,34 21,28 3,93
Коэффициент оборачиваемости денежных средств 20,85 28,67 7,82
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 10,81 9,56 -1,25
Средний срок оборота дебиторской задолженности 33,31 37,67 4,36
Оборачиваемость кредиторской задолженности 4,72 4,10 -0,62
Средний срок оборачиваемости кредиторской задолженности 76,22 87,73 11,51
Операционный цикл 54,07 54,59 0,52
Финансовый цикл -22,15 -33,14 -10,99

Согласно произведенным в таблице 2.3.1 расчетам, на исследуемом предприятии не наблюдается ускорение оборачиваемости активов. Это свидетельствует о снижении эффективности использования активов предприятия.

Оборотные активы в 2004г. по использовались эффективнее. Изменения оборачиваемости отдельных составляющих оборотных средств послужило причиной снижения оборачиваемости оборотных активов и замедления оборачиваемости дебиторской задолженности с 10,81 до 9,56 оборотов, соответственно произошло увеличение продолжительности одного оборота дебиторской задолженности с 33,31 до 37,67дней.

Если деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств, то эффективность его функционирования определяется с помощью показателей рентабельности, характеризующих качественный уровень результативности работы предприятия. Вторая составляющая деловой активности - это показатели рентабельности. Они представляют характеристику факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они являются обязательными элементами оценки финансового состояния предприятия. Расчет результативности деятельности предприятия на основе показателей приведен в таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2

Расчет показателей рентабельности предприятия

Показатели рентабельности за 2014 г. за 2015 г. Изменение (+,-)
Рентабельность собственного капитала 16,77 25,86 -9,09
Фондорентабельность 8,18 12,78 -4,60
Общая рентабельность 2,33 4,85 -2,53
Рентабельность продаж 2,62 6,62 -4,00
Рентабельность деятельности (окупаемость издержек) 2,69 5,20 -2,51
Период окупаемости собственного капитала 6,20 Х  

На основании данных таблицы можно сделать следующие выводы:

Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля собственных средств. Данный показатель в 2003 году составил 25,86, в 2004 году – 16,77. Снижение показателя свидетельствует о том, что финансовые менеджеры неумело используют привлеченные финансовые ресурсы.

Рентабельность основных средств или фондорентабельность показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля используемых основных средств. Данный показатель в 2003 году составил -12,78 руб., в 2015 году – 8,18 руб.

Рентабельность продаж в 2014 г. составляла 6,62 руб. прибыли от продаж с рубля выручки от реализации, в 2015 г - 2,62 руб. Прослеживается отрицательная динамика.

Эффективность затрат на основной вид деятельности и на другие ее виды позволяет сравнить показатель рентабельности основной деятельности. Он показывает удельный вес прибыли от реализации в каждом рубле себестоимости реализованной продукции, служит характеристикой эффективности управления и правильности выбранной стратегии. В 2014 году данный показатель составил -5,20 руб., в 2015 году 2,69труб.

Период окупаемости затрат показывает период окупаемости средств (в количестве лет), вложенных собственниками в деятельность предприятия. В ООО «Центр оценки недвижимости» даны показатель составит около 6 лет.

Глава 3. Разработка мер по повышению эффективности финансово- хозяйственной деятельности ООО «Центр по оценке недвижимости»

Рекомендации по восстановлению финансовой устойчивости анализируемого предприятия

В процессе проведенного анализа выяснилось, что финансовое состояние предприятия остается весьма неустойчивым.

Одной из главных причин такого положения дел является большая дебиторская задолженность на предприятии в 2014 г. ее доля в балансе составила 19,2%, а в 2015 г. – 21,2%.

Поэтому в работе предлагаются меры по улучшению финансового состояния предприятия будут направлены на сокращение дебиторской задолженности.

Мероприятия по сокращению дебиторской задолженности

Для эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо:

1. Следить за своевременностью оплаты, для чего необходимо вести платежный календарь и напоминать дебиторам о приближении срока платежа.

2. По возможности не предоставлять отсрочек платежей, поскольку в условиях инфляции с течением времени деньги теряют свою стоимость и предприятие получит реально меньше средств, чем ему были должны.

3. Увеличить качество дебиторской задолженности путем привлечения вексельной формы расчетов.

4. Рассмотреть возможность взыскания просроченной задолженности в судебном порядке.

5. Не работать с заказчиками, которые испытывают трудности с платежеспособностью.

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными методами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

факторинг;

учет векселей, выданных клиентам;

форфейтинг;

спонтанное финансирование.

Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием права получения денежных средств по платежным документам за поставленные услуги в пользу банка или специализированной компании — "фактор компании", которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа.

Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности заказчика услуг и предусмотренных сроков ее оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк (фактор-компания) в срок до трех дней осуществляет кредитование предприятия-продавца услуг в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10—30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении заказчиком (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга заказчиком).

Факторинговая операция позволяет предприятию-продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному заказчику кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла. К недостаткам факторинговой операции можно отнести лишь дополнительные расходы продавца, связанные с оказанием услуг, а также утрату прямых контактов (и соответствующей информации) с заказчиком в процессе осуществления им платежей.

Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца услуг определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.

Учет векселей, выданных покупателям услуги, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.

Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты но учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфетирования задолженность заказчика по (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка).

По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (к которому предприятия-экспортеры прибегают в случае высокого кредитного риска) и учета векселей (с их индоссаментом только в пользу банка). Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость.

Наши рекомендации