Тема 9. Международные перевозки
Понятие и виды международных перевозок. Правовое регулирование международных перевозок. Договор международной перевозки.
Международные железнодорожные перевозки.
Международные автомобильные перевозки.
Международные воздушные перевозки.
Международные морские перевозки.
Смешанные перевозки грузов.
Специальная литература по теме:
Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) (Тарифное руководство N 10-А) (Заключено 1 ноября 1951 г.);
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (Заключено 1 ноября 1951 г.);
Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (заключена в г.Бишкеке 9 октября 1997 г.);
Конвенция Организации Объединенных Наций о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Заключена в г.Женеве 19 мая 1956 г.);
Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) (Заключена в г.Женеве 1 марта 1973 г.);
Конвенция Международной организации гражданской авиации о международной гражданской авиации (Заключена в г.Чикаго 7 декабря 1944 г.);
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Заключена в г.Монтего-Бей 10 декабря 1982 г.);
Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Заключена в г.Гамбурге 31 марта 1978 г.);
Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 15 ноября 1999 г., № 321-З; в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 января 2015 г., № 242-З;
Конвенция Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов (заключена 24 мая 1980 г.).
В мировой экономике транспорту отведена особая роль, от его работы зависит эффективность, качество и развитие внешнеэкономических связей любой страны. Внешняя торговля самым тесным образом связана с транспортом. Транспорт осуществляет доставку товара от экспортера к импортеру. Его нормальное функционирование обеспечивает выполнение обязательств сторонами по купле-продаже, коммерческий эффект внешнеторговой сделки. Нарушение транспортного процесса ведет зачастую к материальным потерям экспортера и импортера, делает неконкурентоспособными перевозимые товары. Транспорт является для государства важным дополнительным источником валютных поступлений.
Международными в широком смысле признаются перевозки, осуществляемые на том или ином виде транспорта из одного государства в другое. В узком смысле — перевозки, осуществляемые на том или ином виде транспорта, при которых место отправления и место назначения расположены: а) на территории двух или более государств; б) на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территорий другого государства.
Отношения по международной перевозке грузов, пассажиров и багажа регулируются двусторонними или многосторонними соглашениями, конвенциями по вопросам транспорта.
По объектам правового регулирования транспортные конвенции делят на шесть групп. Это соглашения:
1. об общих принципах и организации международных перевозок;
2. об условиях перевозок грузов, пассажиров и багажа;
3. о тарифах на международные перевозки;
4. направленные на облегчение транспортных связей между государствами (облегчение таможенных процедур и т.д.);
5. регламентирующие специфические стороны деятельности отдельных видов международного транспорта;
6. предусматривающие защиту имущественных интересов в области международных перевозок.
Различают международные перевозки:
· отдельными видами транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, водный, трубопроводный) и смешанным транспортом (совершаются различными видами транспорта по одним документам — не менее двух видов транспорта);
· грузов, пассажиров, багажа, а на железнодорожном транспорте — грузобагажа (товаробагажа);
· регулярные (линейные) и нерегулярные. Перевозки регулярные осуществляются по заранее опубликованному расписанию и по определенному маршруту, а нерегулярные этим требованиям не удовлетворяют;
· бесперегрузочные (беспересадочные) и перегрузочные (пересадочные). При перегрузочных перевозках в промежуточных пунктах следования производится перегрузка (пересадка) грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой (из железнодорожного состава на морское судно, из автотранспорта на самолет и т.п.) или из одного железнодорожного состава в другой в силу объективной необходимости;
· соседские, при которых грузы и пассажиры доставляются в конечные пункты назначения, расположенные на территории государства-соседа;
· транзитные (сквозные, круговые, кольцевые), когда грузы и пассажиры перемещаются через территорию одного или нескольких государств. Такие перемещения для промежуточных стран являются транзитными международными перевозками. Сквозные перевозки как особый вид транзитных перевозок имеют место, когда перевозки грузов и пассажиров осуществляются между пунктами отправления и назначения одного и того же государства через территорию одного или нескольких государств;
· прямого сообщения (перевозки осуществляются по кратчайшему пути, согласно опубликованной схеме) И непрямого (ломаного) сообщения (согласно выбранной отправителем схеме);
· последовательными перевозчиками (осуществляются на основании нескольких договоров перевозки, но по одному транспортному документу) и перевозки с переотправкой (осуществляются в соответствии с разными документами);
· пограничные, представляющие особый вид международных перевозок. Это, как правило, железнодорожные пограничные перевозки, осуществляемые между двумя соседними государствами по правилам страны отправления с составлением внутренней накладной.
Правоотношения между заинтересованными сторонами в транспортном процессе оформляются договором международной перевозки грузов, пассажиров или багажа. Заинтересованными сторонами в этом договоре выступают транспортная организация (перевозчик), с одной стороны, грузоотправитель или пассажир — с другой.
Договор международной перевозки имеет свои особенности:
· договор регламентируется, прежде всего, транспортными конвенциями и при их отсутствии — внутренним законодательством;
· присутствие в договоре иностранного элемента;
· в ходе исполнения договора могут применяться коллизионные нормы транспортных конвенций или внутреннего права.
Международная железнодорожная перевозка — это перевозка, осуществляемая по железной дороге, при которой место отправления и место назначения расположены: на территории двух или более государств или на территории одного и того же государства, если предусмотрен транзит через территорию другого государства.
Транспортные конвенции и практика перевозок различают следующие основные виды международных железнодорожных перевозок, каждый из которых имеет свои правовые особенности:
· перевозки грузов, пассажиров, грузобагажа (товаро- багажа);
· перевозки регулярные и нерегулярные;
· перевозки бесперегрузочные (беспересадочные) и перегрузочные (пересадочные);
· перевозки соседские;
· перевозки транзитные (сквозные, круговые, кольцевые);
· перевозки прямого сообщения и ломаного сообщения;
· пограничные перевозки.
Основными источниками правового регулирования международных железнодорожных перевозок являются Бернские конвенции о железнодорожных перевозках 1980 г., получившие наименование «Соглашение KOTIV», относятся к числу наиболее важных международных соглашений в области железнодорожного транспорта. Их участниками являются все Страны ЕС, а также ряд стран Азии и Северной Африки.
Железные дороги обязаны производить перевозку грузов, если отправитель соблюдает правила КОТИФ, по условиям этих правил. Если груз следует через станции, осуществляющие ж.-д. перевозки по правилам СМГС, в страны осуществляющие перевозки по соглашению КОТИФ, перевозка грузов в международном сообщении переоформляется на входных пограничных станциях стран-участниц соответствующих соглашений.
Белорусская железная дорога является членом Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии, Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международного Союза железных дорог (МСЖД), Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТСП) и ряда других.
Особенностью заключения договора международной ж.-д.перевозки является то, что он заключается не с какой-то конкретной железной дорогой, а со всеми железными дорогами вместе.
Международная автомобильная перевозка это перевозка, осуществляемая на автомобильном транспорте, при которой место отправления и место назначения расположены на территории двух и более государств, либо на территории одного государства, если предусмотрен транзит по территории другого государства.
К числу важнейших правовых документов, регламентирующих международные автоперевозки, относятся следующие конвенции:
• Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция КДПГ — CMR);
• Таможенная конвенция о международной перевозке грузов о применением книжки МДП (Конвенция МДП — TIR);
• Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (Конвенция КАПП).
Двусторонние соглашения, заключенные Республикой Беларусь с некоторыми странами, устанавливают ряд общих требований для международных автомобильных перевозок:
• перевозки должны выполняться перевозчиками, которые согласно внутреннему законодательству допущены к осуществлению такого рода перевозок;
• должны, осуществляться на основании специальных разрешений, выдаваемых компетентными органами соответствующего государства;
• должны производиться по шоссейным дорогам, открытым для международного автотранспорта;
• автотранспортные средства, используемые в международном сообщении, подлежат обязательному страхованию на случай причинения ущерба третьим лицам.
Подтверждением заключения международной автоперевозки грузов является международная автомобильная накладная.
Накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.
Подтверждением заключения договора перевозки пассажиров является пассажирский билет, при перевозке багажа— также билет. Пассажирский билет обычно выписывается на предъявителя, а при туристических поездках — групповой.
Согласно Конвенции КАПП международные автобусные перевозки могут быть: регулярные, маятниковые и нерегулярные.
Регулярные перевозки выполняются в соответствии с опубликованным расписанием движения автобусов на определенной трассе с указанием пунктов посадки и высадки пассажиров.
Маятниковой перевозкой считается перевозка нескольких групп пассажиров в определенные сроки с территории одного государства на территорию другого государства (государств), следовательно, перевозка тех же пассажиров автобусами того же перевозчика обратно в государство их первоначального отъезда. При маятниковой перевозке первый рейс «обратно» и последний рейс «туда» в основном являются порожними.
Нерегулярной перевозкой считается каждая международная перевозка пассажиров, не попадающая под определение «регулярной» или «маятниковой» перевозок.
Международной воздушной перевозкой называется перевозка, осуществляемая самолетами и другими летательными аппаратами, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств, либо на территории одного и того же государства, если остановка предусмотрена на территории другого государства.
Международные воздушные перевозки могут быть регулярные и чартерные, пассажирские или грузовые, по внутренним и международным авиалиниям.
Общие правила осуществления международных воздушных сообщений определены Чикагской конвенцией о международной Гражданской авиации 1944 г., к которой Республика Беларусь присоединилась 4 июля 1993 г.
Основной транспортной конвенцией, регулирующей условия воздушных перевозок пассажиров и грузов, является Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок 1929 г. (Варшавская конвенция).
Чартерные авиаперевозки регулируются Гвадалахарской конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору 1961 г. (Гвадалахарская конвенция).
Участники международной воздушной перевозки заключают между собой договор перевозки груза или пассажира.
Подтверждением заключения договора перевозки грузов является провозной документ. Им может быть как накладная, так и коносамент.
Авиационная накладная составляется отправителем на английском языке в трех подлинных экземплярах и вручается вместе с товаром:
• 1-й экземпляр носит пометку: «Для перевозчика» и подписывается отправителем;
• 2-й экземпляр носит пометку: «Для получателя» и подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с товаром;
• 3-й экземпляр носит пометку: «Для отправителя». Он подписывается перевозчиком и возвращается им отправителю по принятии товара.
Подтверждением заключения договора перевозки пассажира является именной билет. По общему правилу пассажирский билет и багажная квитанция объединены в один перевозочный документ, состоящий из нескольких купонов. Авиационный билет должен содержать все требуемые атрибуты: посадочный купон для полета, полетные купоны и пассажирский купон. В билете может быть указано несколько лиц, например членов семьи, кроме того, билеты могут быть групповыми для отдельных групп лиц, например для туристов.
Чартерная перевозка — это нерегулярная перевозка, выполняемая на основе фрахтования воздушного судна в целом или части ее коммерческой емкости. Зафрахтованную емкость заказчик использует по своему усмотрению.
Республика Беларусь не имеет выхода к морю. Но это обстоятельство не свидетельствует о том, что республика не осуществляет морских перевозок. Морские перевозки осуществляются через порты соседних государств — России и Украины. Беларусь присоединилась к целому ряду международных конвенций в области морского судоходства.
Одной из важнейших конвенций в области морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
В области морских перевозок грузов наиболее крупными транспортными конвенциями являются:
• Брюссельская конвенция «Об унификации некоторых правил о, коносаменте 1924 г. (Брюссельская конвенция 1924 г.).
• Брюссельский протокол от 23 февраля 1968 г., который внес изменения в Брюссельскую конвенцию 1924 г. (Брюссельский протокол 1968 г.).
• Конвенция «О линейных конференциях» 1974 г.
• Конвенция ООН «О морской перевозке грузов» 1978 г. (Гамбургские правила).
Международной морской перевозкой называется перевозка, осуществляемая морскими судами, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств, либо на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.
Морской транспорт государств, имеющих морской флот, эксплуатируется в двух формах:
• нерегулярное (трамповое) судоходство, при котором морское судно выполняет одиночные рейсы на переменных направлениях;
• регулярное (линейное) судоходство, при котором движение морских судов осуществляется между определенными портами по заранее объявленному расписанию.
Как правило, грузы доставляются при помощи регулярного судоходства. Такие перевозки в основном осуществляют объединения судовладельческих компаний, получившие название линейных конвенций. Линейные конвенции создаются на важнейших морских путях, где имеются стабильные грузопотоки.
Организация международных морских перевозок требует обслуживания морских судов в портах иностранных государств. По общему правилу это обслуживание выполняется агентами судовладельца и именуется агентированием судов, которое включает обеспечение морского корабля причалом, надлежащее выполнение погрузо-разгрузочных работ, снабжение морского корабля топливом и водой, оформление документации, выполнение таможенных и иных формальностей. Морские перевозки могут осуществляться по чартеру или по коносаменту.
В линейном судоходстве получив грузы и приняв их в свое ведение, перевозчик, капитан или агент перевозчика должен по требованию отправителя выдать отправителю транспортный документ, называемый коносаментом.
Этот документ выполняет три функции: служит распиской в принятии груза к перевозке; является товарораспорядительным документом; опосредует заключение договора перевозки.
Коносамент выдается перевозчиком на основании погрузочного поручения отправителя и должен содержать:
• основные марки, необходимые для идентификации груза;
• число мест или предметов либо количество или вес, с зависимости от обстоятельств и в Соответствии с тем, как они письменно указаны отправителем;
• внешний вид и видимое состояние груза.
Трамповые перевозки, юридической формой которых выступает чартер, регулируются внутригосударственным законодательством. Договор морской перевозки в трамповом судоходстве имеет форму чартера. В большинстве случаев этот договор заключается с помощью посредника — агента или фрахтового брокера и содержит ряд обязательных условий, относящихся к судну, грузу, фрахту, порядку оплаты.
Договор морской перевозки по форме чартера может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений, Сторонами такого договора признаются фрахтователь (отправитель) и фрахтовщик (перевозчик).
Фрахт представляет собой плату перевозчику за доставку груза в порт назначения.
Перевозки грузов именуются перевозками в смешанном сообщении (смешанными перевозками), если они осуществляются с участием нескольких видов транспорта.
Международные смешанные перевозки в отличие от традиционной системы транспорта имеют особенности:
• наличие не менее двух видов транспорта;
• нахождение в разных странах места отправления и места назначения;
• организация перевозки оператором, который осуществляет ее по единому документу и ответствен за груз от места отправления до места назначения;
• осуществление перевозки грузов в основном в контейнерах, трейлерах и поддонах.
Организация перевозок в смешанном сообщении во многих странах получила широкое распространение и достигла высокой эффективности и прибыльности. Смешанное сообщение позволяет экономить и рационально использовать топливно-энергетические ресурсы; лучше использовать транспортные средства; ускорять таможенные процедуры; повышать скорость и снижать сроки поставки; уменьшать потребности в складских помещениях.
Основной транспортной конвенцией, регулирующей условия перевозки грузов в смешанном сообщении, является Женевская Конвенция о международных смешанных перевозках грузов 1980т. (Женевская Конвенция 1980 г.).
Женевская конвенция 1980 г. возлагает осуществление смешанных перевозок на оператора, который объединяет функции экспедитора и перевозчика. Оператором может быть юридическое или физическое лицо, заключившее в установленном порядке договор смешанной перевозки и взявшее на себя за определенное вознаграждение ответственность за исполнение этого договора.
Оператор принимает груз для выполнения смешанной перевозки. Доказательством сдачи груза оператору является экспедиторская расписка установленной формы.
Оператор обязуется транспортировать полученный им груз в пункт назначения. Он принимает также на себя обязательство оформлять в процессе перевозки необходимые документы, производить, (за счет грузовладельца) соответствующие платежи, выполнять таможенные формальности и совершать другие действия, связанные с перевозкой груза.
Оператор может сам осуществлять те или иные транспортные операции либо вправе заключать для выполнения таких операций договор перевозки с предприятиями и организациями других видов транспорта.
Правоотношения в связи с перевозкой груза в смешанном сообщении у грузовладельца возникают с оператором, а не с отдельными перевозчиками (исполнителями смешанной перевозки).
При смешанных перевозках доставка груза на всем пути его следования производится, как правило, по одному перевозочному документу — прямому (сквозному) смешанному коносаменту.
Согласно Женевской Конвенции 1980 г. имущественная ответственность оператора смешанной перевозки наступает за вину, которая презюмируется.