Система органов, осуществляющих государственный финансово-экономический контроль.
Государственный контроль в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий возлагается на:
- счётную палату РФ;
- центральный банк РФ;
- главное контрольное управление президента РФ;
- министерство финансов РФ и его структурные подразделения (главное управление федерального казначейства, департамент государственного регулирования финансового контроля, аудита и б/у и их территориальные органы);
- федеральная налоговая служба;
- федеральная таможенная служба;
- судебные и правоохранительные органы;
- органы специализированного государственного контроля;
- министерство экономического развития и торговли РФ;
- государственные органы субъектов РФ и муниципальные органы местного самоуправления.
1. Счётная палата РФ – высший орган государственного финансового контроля.
В её задачи входят:
а) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
б) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использование федеральной собственности;
в) оценка обоснованности проектов федерального бюджета;
г) анализ выявленных отклонений от установленных показателей в ходе исполнения федерального бюджета и подготовка предложений по их устранению;
д) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ и иных уполномоченных финансово - кредитных учреждениях и др.
2. Центральный банк РФ осуществляет свои функции и полномочия независимо от других государственных органов. Его основная задача – защита и обеспечение устойчивости рубля как денежной единицы в стране. На Центробанк РФ возложены контрольные полномочия:
а) лицензирование, государственная регистрация и банковский надзор за деятельностью кредитных организаций;
б) валютное регулирование и валютный контроль;
в) Поведение ревизий и проверок подведомственных организаций;
г) Установление правил проведения расчётов и банковских операций, правил бух учёта и отчётности для всей банковской системы в стране;
д) Установление порядка и условий проведения операций по покупки и продажи иностранной валюты.
3. Главное контрольное управление президента РФ – обеспечивает контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и других решений президента РФ.
Основные задачи этого контрольного органа:
а) организация контроля и проверки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей;
б) взаимодействие с государственными органами при осуществлении при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов;
в) координация деятельности федеральных контрольных и надзорных органов при осуществлении проверок;
г) подготовка предложений по результатом проверок о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти;
д) осуществление методического руководства по вопросам контроля.
4. Министерство финансов РФ выполняет следующие контрольные функции:
а) осуществляет контроль за целевым использование средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
б) координирует политику федеральных органов исполнительной власти на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других платежей в федеральный бюджет;
в) участвует в разработке порядка и проведения контроля за поступлением доходов от имущества находящегося в федеральной собственности;
г) осуществляет контроль за обеспечением платёжеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью;
д) участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских поверок;
е) проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета;
ё) осуществляет документальные ревизии и поверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов.
Для выполнения контрольных функций Мин. фин имеет в своём составе соответствующие подразделения:
1. Департамент государственного регулирования финансового контроля аудита и финансового учёта;
2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
3. Федеральная служба страхового надзора по финансовому мониторингу;
4. Федеральное казначейство;
5. Федеральная налоговая служба.
5. Федеральная налоговая служба (бывшая МНС) выполняет следующие контрольные функции:
а) взимание налогов и сборов;
б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;
в) государственный контроль за соблюдением налогового законодательства, правильности исчисления, полнотой и своевременностью внесение налогов и других платежей в соответствующие бюджеты;
г) контроль за производством и оборотом этилового спирта и аналогичной продукции.
6. Федеральная таможенная служба выполняет контрольные функции:
а) таможенное оформление и таможенный контроль товарооборота через таможенную границу РФ;
б) взимание таможенных пошлин, налогов, сборов, проверок правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов; принятие мер по их принудительному взиманию;
в) обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров через границу;
г) борьба с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела;
д) осуществление валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортные средства через таможенную границу;
е) ведение таможенной статистики внешней торговли.
7. Судебные и правоохранительные органы осуществляют поверки состояния исполнения законов, выявляет факты их нарушения, виновных лиц и сумму материального ущерба, принимают меры о привлечению виновных лиц к ответственности и возмещению причинённого материально ущерба.
8. Органы специализированного государственного контроля осуществляет проверку соблюдения семи организациями, учреждениями и отдельными лицами действующего законодательства и установленного порядка организации и ведение тех или иных хозяйственных операций, входящих в их в компетенцию (Госавтоинспекция, госсельтехнадзор, государственная ветеринарная инспекция, государственная семенная инспекция, государственная санитарная инспекция, государственная пожарная инспекция и т. д.)
9. Министерство экономического развития и торговли РФ наделено
контрольными полномочиями в области регулирования экономических процессов лицензирования отдельных видов деятельности, развития государственного сектора экономики, применения государственных цен (тарифов), внешнеэкономического сотрудничества и иных направлений этой политики, обеспечивающих в конечном счёте социально-экономический процесс и устойчивое развитие страны.
10. Государственные органы субъектов РФ и муниципальные органы местного самоуправленияосуществляют аналогичные функции экономического контроля в пределах своих полномочий исходя из разграничения государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
Ведомственный контроль.
Ведомственный контроль– это контроль, осуществляемый
министерствами (ведомствами), главными производственными управлениями или другими вышестоящими органами управления за деятельностью подчинённых предприятий и организаций. Преимущества этого вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в специализации контроля применительно к отраслевым особенностям
организации, технологии и экономики производства.
Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на проверку соответствующих вопросов в системе только данного ведомства и может выходить за его приделы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного общества.
При осуществлении ведомственного контроля используются преимущественно штатные работники этого ведомства. Обычно ведомственный контроль осуществляется путём проведения ревизий и тематических поверок.
В сельском хозяйстве общее руководство постановкой ведомственного контроля осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ. В центральном аппарате этого министерства образовано специализированное подразделение – контрольно-ревизионное управление. Оно поводит ревизии и проверки подведомственных организаций, учреждений , а также выполняет функции методологии и организации ведомственного контроля во всей системе министерства сельского хозяйства. На контрольно-ревизионное управление возложено:
1. Контроль за использованием средств федерального бюджета состоянием сохранности гос. имущества и использовании его по назначению АПК;
2. Планирование и проведение ведомственных ревизий и проверок, разработка проектов, нормативных актов по вопросам относящимся к компетенции этого подразделения;
3. Проведение документальных ревизий в сфере АПК по постановлениям правоохранительных органов;
4. Участие в подборе и аттестации кандидатур в органы управления и ревизионной комиссии акционерных обществ;
5. Участие в контроле за состоянием исполнительской дисциплины в системе сельского хозяйства РФ.