Функции корпоративной культуры
Декларирование делового кредо руководством компании во внешних взаимодействиях с партнерами и клиентами, а также во внутренних взаимодействиях с персоналом – это заявка на ведение основательного бизнеса, как говорят в России – «всерьез и надолго» [9, С. 16].
Корпоративная культура компании – это ее «корпоративная индивидуальность», фактор, который обращает на себя внимание партнеров и клиентов [6, С. 9]. Другими словами, корпоративная культура, проявляемая во внешней ситуации, имеет рекламное и маркетинговое значение.
Корпоративные ценности и ведущие цели выступают основой для стратегического и ежегодного планирования деятельности компании.
Сформулированные ценности, цели, нормы и правила делового поведения внутри компании способствуют консолидации персонала, снижению уровня конфликтности в подразделениях, лучшему взаимопониманию между сотрудниками в деловых взаимодействиях, более эффективному объединению работников относительно достижения общей цели [16, С.63].
Кроме того, правила, принятые в организации, способствуют успешному управлению людьми, поскольку руководитель получает возможность обосновывать свои распоряжения не только при помощи личной аргументации и обращения к своему индивидуальному опыту.
Руководитель использует убедительные аргументы для своих управленческих воздействий, обращаясь к объективным правилам и нормам, общим для всех работников компании. Система внутренних требований, выраженная в содержании корпоративной культуры фирмы, по существу, является ее «законодательной базой», социально – психологическим «трудовым кодексом», законы которого обязательны для всех работников организации.
Наличие сформированной корпоративной культуры компании существенно ускоряет профессиональную адаптацию новых и молодых сотрудников, способствует их эффективному включению в производственную и социальную деятельность компании [1, С. 63].
Виды корпоративной культуры
Выделяются внешний и внутренний виды корпоративной культуры.
Внешняя корпоративная культура состоит из миссии, ценностей и правил, декларируемых компанией на рынке, во взаимодействиях с партнерами и клиентами. Внутренняя корпоративная культура отражает миссию, ценности и правила для сотрудников компании.
Корпоративная культура может проявляться в официально утверждаемых руководством компании миссии, ценностях и правилах. Кроме того, в организации присутствуют нормы и правила неофициального (неформального) общения и поведения [10, С. 163].
Официальные и неофициальные корпоративные ценности, правила и нормы могут полностью или частично совпадать, а также вступать друг с другом в противоречие. Если официальная и неофициальная системы норм и правил общения и поведения не совпадают и противоречат друг другу, в организации может повыситься уровень конфликтности и эмоционального напряжения, возникнуть теневые лидеры, вступающие в противоборство с руководителями. Возможно также увеличение числа немотивированных увольнений из компании [15, С. 53].
Содержание корпоративной культуры
Рассмотрим более подробно содержание корпоративной культуры [6, С. 63]. В содержание корпоративной культуры компании входят такие важные составляющие, как «Корпоративный кодекс компании» («Деловой кодекс»), принятый в организации, в котором описаны все элементы корпоративной культуры:
ведущая миссия компании, которая отражается в девизе компании и слогане;
философские, социальные и социально-экономические ценности организации;
цели компании, которые она декларирует;
корпоративные мероприятия, традиции и ритуалы;
особенности делового взаимодействия руководителей и подчиненных, сотрудников внутри подразделений, а также с клиентами компании;
имеющаяся в организации социально-психологическая атмосфера;
характеристика и направленность поведения сотрудников в ситуациях деловых конфликтов, отношение к конфликтам;
степень удовлетворенности работников своим трудом и положением в компании, а также перспектива роста для сотрудников;
уровень мобильности персонала (стабильности и текучести кадров);
требования к деловому костюму сотрудников компании.
Например, анализ деятельности 269 японских компаний позволил выделить следующие элементы сформированной у них корпоративной культуры [47, С. 61].
Базовые ценности
1. Служение обществу.
2. Хороший продукт по разумной цене (в первую очередь – качество).
3. Служение нации, народу, совместное процветание.
4. Развитие корпорации, фирмы, организации.
5. Справедливая прибыль.
6. Завоевание доверия на рынке.
7. Благосостояние работников.
8. Уважение работников.
Цели организации
1. Прогрессивность, активность, созидательность.
2. Аналитический, научный подход в деятельности.
3. Высокая производительность.
4. Современные технологии.