Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования
Вид транспорта | Особенности транспорта | Сфера применения | |
Достоинства | Недостатки Недостатки | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Железнодорожный | Высокая провозная и пропускная способность; регулярность и невысокая себестоимость перевозок | Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла | Практически не ограничена |
Морской | Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов; низкую себестоимость; практически неограниченную пропускную способность | Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства | Практически не ограничена |
Речной | Высокая провозная способность; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капиталовложения на организацию судоходства | То же, что в морском транспорте; неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки | Практически не ограничена |
Автомобильный | Большая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния | Низкая производительность труда; низкий уровень эксплуатационных показателей; плохое состояние дорожной сети | На короткие расстояния (до 300 км) |
Воздушный | Высокая скорость доставки; самый короткий путь следования | Высокая себестоимость перевозки | Практически не ограничена |
По характеру продукции транспорт отличается от других отраслей материального производства. Во-первых, продукция не имеет вещественной формы, но в то же время она материальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются материальные средства: происходит износ подвижного состава и средств обслуживания, используется труд работников транспорта и т.д.
Поскольку транспортная продукция не имеет формы вещи, то вторая особенность заключается в том, что ее нельзя накопить на складе. Эта особенность имеет большое практическое значение. Если на предприятиях и фирмах создание определенных запасов продукции способствует удовлетворению производства по мере необходимости, то транспорт должен иметь резервы пропускной и проводной способности в перевозках при любых условиях.
Третья особенность заключается в том, что транспортная продукция — это дополнительные транспортные издержки, которые связаны с перемещением промышленной продукции. Их относят к издержкам обращения, что подчеркивает двойственный характер этих издержек. С одной стороны, они необходимы, поскольку перевозки являются продолженным процессом производства, а с другой — следует учитывать, что транспорт нового продукта не создает. Поэтому необходимо использовать его так, чтобы транспортные расходы были наименьшими при прочих равных условиях, чтобы для перевозки использовался тот вид транспорта, который наиболее эффективен для данного вида продукции и расстояния.
Продукция транспорта продается и покупается, то есть выступает в виде товара, а следовательно, имеет потребительную стоимость и стоимость, Потребительной стоимостью транспортной продукции является ее способность удовлетворять потребности в перевозках различных видов грузов. Потребительская стоимость транспортной продукции может быть выражена доставкой ее потребителю точно в срок (в определенный день и час) и в определенном количестве. Во многих зарубежных фирмах утверждают, что возможность организации доставки точно в срок ценится ими больше, чем товарный знак компании-поставщика. Стоимость продукции, или стоимость перевозки, определяется суммой необходимых затрат транспортных предприятий или фирм или перевозок грузов. Покупая транспортную продукцию, потребители оплачивают эти затраты в форме тарифов и фрахтовых ставок, которые являются одновременно денежным выражением стоимости транспортной продукции.
Важно не только рассчитывать отдельные показатели логистической системы, но и обеспечивать Максимально высокий уровень качества обслуживания клиентуры.
· 37 Общая характеристика систем контроля состояния запасов.
Управление запасами предусматривает организацию контроля их фактического состояния.
Контроль состояния запасов — это изучение и регулирование уровня запасов производственнотехнического назначения, изделий народного потребления и др. с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.
Необходимость контроля состояния запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль состояния запасапроводится на основе данных учета запасов и может осуществляться непрерывно, либо через определенные периоды.
На практике применяются различные методы контроля, которые можно классифицировать по следующим признакам:
- порядок проверки: периодическая или непрерывная;
- пороговый уровень запаса: наличие или отсутствие;
- величина заказываемой партии: одинаковая или разная.
Контроль состояния запасов и формирование заказа поставщику может осуществляться по одной из представленных ниже систем.
Рис. 94. Классификация систем контроля состояния запасов
Система оперативного управления. Через определенные промежутки времени принимается оперативное решение: “заказывать” или “не заказывать”, если заказывать, то какое количество единиц товара.
Система равномерной поставки. Через равные промежутки времени заказывается постоянное количество единиц товара.
Система пополнения запаса до максимального уровня. При этом через равные промежутки времени заказывается партия, объем которой, т. е. число единиц товара, равен разности установленного максимального уровня запасов и фактического уровня запасов на момент проверки. Размер заказа увеличивается на величину запаса, который будет реализован за период выполнения заказа ?
Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровеньзапасов проверяется через равные промежутки времени. Решение о заказе постоянного объема товара принимается при условии, что товарный запас в момент проверки оказывается меньше или равен установленному пороговому уровню товарных запасов. В противном случае принимается решение “не заказывать” (рис. 98).
Т — constant; Рь Р2,....Р5— отдельные заказы Рис. 97. Система пополнения запаса до максимального уровня
Т — constant; Р — constant
Рис. 98. Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса)
Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса).
В момент достижения запасом порогового значения заказывается партия постоянного объема (рис. 99).
Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень товарных запасовпроверяется через равные промежутки времени. Если он оказывается
Р — constant; Тlt Т2, Т3— случайные периоды времени между отдельными заказами
Рис. 99. Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса)
меньше минимального или равен ему, то принимается решение заказывать партию, равную разности максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа. Если фактический товарный запас больше минимального, то принимается решение “не заказывать” (рис. 100).
Т — constant; Рь Р2, Р5— отдельные заказы
Рис. 100. Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса (система “минимум—максимум”)
Система с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Решение заказать партию принимается при достижении порогового запаса. Размер заказываемой партии принимается равным разности максимального товарного запаса и порогового уровня, с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа.
· 38 Распределительная логистика. Ее задачи.
Распределительная (сбытовая) логистика ориентирована на обеспечение рационализации процесса физического продвижения
продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса, а также служит неотъемлемой
частью общей логистической системы, обеспечивая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции.
Она охватывает всю цепь распределения системы: маркетинг, транспортировку, складирование и др. Главное направление
— рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов.
Важнейшие функции распределительной логистики заключаются:
• в планировании, организации и управлении транспортно перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;
• управлении товарными запасами;
• получении заказов на поставку продукции и их эффективной обработке;
• комплектации, упаковке и выполнении ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;
• организации рациональной отгрузки;
• управлении доставкой и контроле над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;
• планировании, организации и управлении логистическим сервисом.
Распределительная деятельность требует существенных затрат (издержек) на их выполнение. Основная часть этих затрат связана с выполнением ключевых логистических операций: складированием, переработкой, транспортировкой, экспедированием, подготовкой продукции к производственному потреблению, сбором, хранением, обработкой и выдачей информации о заказах, запасах, поставках и т.д. Эти затраты по своему экономическому содержанию частично совпадают с издержками, возникающими в процессе производства, но в большей мере вызваны транспортно-складскими издержками, расходами на упаковку и тару, а также расходами, связанными с завозом товаров и их отправкой потребителям, и другими составляющими издержками обращения. Совокупные логистические издержки на локальном уровне определяются (и планируются) исходя из сумм продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы готовой продукции, предназначенной к реализации, или в процентах от стоимости чистой продукции.
Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных методов сбыта и продажи состоит:
• в подчинении процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;
• системной взаимосвязи процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);
• системной взаимосвязи всех функций внутри самого распределения.
Задачи распределительной логистики
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке «поставщик — потребитель», начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.
Решение возникающих задач распределительной логистики на каждом уровне различно.
В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:
^ по какому каналу довести продукцию до потребителя;
^ как упаковать продукцию;
^ по какому маршруту отправить;
^ нужна ли сеть складов на пути от поставщика к потребителю;
^ какой уровень обслуживания обеспечить и др.
Учитывая специфику предприятия и поставленные цели, задачи решаются на микро- и макроуровнях. На уровне предприятия логистика решает задачи:
• планирования процесса реализации;
• организации получения и обработки заказов;
• организации сети складов;
• выбора вида упаковки, принятия решения о комплектации, организации выполнения операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
• организации отгрузки продукции;
• организации доставки и контроля транспортирования;
• организации послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
• выбор схемы распределения материального потока;
• определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
• определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории.
Для решения задач по оптимизации распределения необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов. При выборе оптимальной схемы товародвижения следует учитывать всю цепь прохождения груза до конечного потребителя: минимальные сроки поставки, максимальный уровень сервиса, максимальный уровень получения прибыли, минимальные издержки.
Главным показателем успешной деятельности служит полученная прибыль, а основными направлениями деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия, связанные:
• с созданием единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя);
• экономическим объединением производства и сбыта;
• выработкой оптимальных схем складирования и пополнения запаса и др.
Для успешного ведения бизнеса предприятие должно решить вопросы: в какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения, компенсируются увеличением выручки от возросшего объема продаж; может ли предприятие допустить снижение уровня обслуживания клиента при одновременном увеличении объема поставок; насколько целесообразно складировать товар по месту производства или непосредственно на рынке сбыта и др.
· 39 Логистический процесс на складе.
Логистический процесс на складе отличается сложностью и сопряжен с большими затратами труда и средств. Он требует полной согласованностифункций снабжения запасами, переработки груза и выполнения заказов. Условно его можно разделить на три основных этапа:
операции, направленные на обеспечение склада запасами товаров;
операции, связанные с переработкой груза и оформлением документации;
операции, направленные на реализацию товаров в соответствии с заказами потребителей.
К операциям, направленным на обеспечение склада запасами, следует отнести:
1. Снабжение склада запасами товаров.
Главная задача этой операции состоит в обеспечении склада товарами в соответствии с возможностью их эффективной переработки при условии полного удовлетворения заказов потребителей.
2. Учет и контроль над поступлением запасов позволяет обеспечить ритмичность поступления и переработки грузов, способствует максимальному использованию имеющегося объема склада, созданию необходимых условий для хранениязапасов и сокращению сроков их хранения.
Второй этап логистического процесса включает в себя следующие операции, связанные с переработкой грузов и оформлением документации:
1. Разгрузка и приемка поступивших грузов.
Разгрузка поступивших грузов осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Хорошее оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочных средств позволяет проводить разгрузку быстро и с минимальными затратами. При осуществлении операций приемки грузов необходимо следить за соблюдением поставщиками условий поставки заключенных договоров. Разгрузка и приемка поступивших грузов состоит из целого ряда мероприятий: разгрузки транспортных средств, проверки документального и фактического соответствия поступивших товаров условиям заключенных договоров, документального оформления прибывших товаров, формирования складской грузовой единицы.
2. Внутрискладская транспортировка и перевалка грузов обеспечивает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция должна осуществляться с минимальной протяженностью во времени и пространстве по сквозным (прямоточным) маршрутам. Число перегрузок с одного вида оборудования на другое должно быть минимальным.
3. Складирование и хранение товаров.
Процесс складирования и хранения включает в себя: закладку товаров на хранение, непосредственное их хранение и обеспечение надлежащих для этого условий, контроль за наличием и состоянием товарных запасов на складе. Основной принцип оптимального складирования - эффективное использование объема зоны хранения.
Третий этап логистического процесса на складе включает еще более широкий перечень различных операций, связанных с реализацией товаров в соответствии с заказами потребителей:
1. Комплектация (комиссионирование) заказов. Этот процесс предполагает выполнение следующих важных мероприятий: получение заказов клиентов и оформление отборочного листа; отбор товара каждого наименования по заказу клиента и его комплектация; укладка отобранного товара в тару, на товароноситель; документальное оформление подготовленного заказа; формирование отдельных заказов в партию отправки; погрузка товаров в транспортное средство и оформление транспортных накладных.
2. Транспортировка заказов потребителям.
Она может осуществляться как складами, так и потребителями продукции. Наиболее распространенной и экономически оправданной является централизованная доставка товаров силами и средствами складов. В этом случае унитизация грузов и оптимальные маршруты доставки, используемые складом, значительно сокращают транспортные расходы и позволяют эффективно использовать транспортные средства. Поставки осуществляются мелкими и более частыми партиями, что приводит к снижению издержек по хранению страховых запасов у потребителя.
3. Сбор и возврат порожней тары.
Тара (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках иногда бывает многооборотной и подлежит возврату отправителю.
4. Контроль за выполнением заказов потребителей.
Предполагает контроль за соблюдением договорных обязательств перед потребителями, за выполнением их заказов в полном объеме и в широкомассортименте. Этот контроль осуществляется с помощью книг учета заказов, а также путем сверки фактически отгруженного количества товаров с данными заключенных договоров.
5. Оказание логистических услуг является важным фактором конкурентоспособности фирмы. Выделяют три основных вида логистического обслуживания: допродажное, продажные и послепродажное.
Допродажные услуги включают маркетинговые исследования рынка, различного рода информационные услуги, заключение договоров на поставку товаров и т.д.
Продажные услуги включают: полную проверку качества поставляемых товаров, их сортировку, фасовку и упаковку, замену заказанного товара на другой, предпродажная настройка товаров сложной бытовой техники, транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
К послепродажным услугам относятся: установка изделий, их гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями, приемка и замена дефектной продукции.
6. Информационное обслуживание склада.
Логистический процесс на современных складах предполагает наличие систем, управляющих информационными потоками. Такие системы осуществляют управление приемкой и отправкой грузов: управление запасами на складе; обработку поступающей документации; подготовку сопроводительных документов при отправке товаров и т.д. В зависимости от технической оснащенности склада и от уровня организации программно-технических средств выделяют:
- обработку информации вручную;
- обработку информации в пакетном режиме, когда подготовка и ввод в ЭВМ данных о поступающих и отгруженных товарах производится периодически вручную или автоматически;
- обработку информации в режиме реального времени, когда информация вводится в ЭВМ автоматически одновременно с движением товаров, т.е. в момент их перехода через контрольные пункты.
Системы управления информацией в пакетном режиме и в режиме реального времени не зависят от технических характеристик грузов и технологии их обработки на складе. Они могут применяться как на складах с ручным обслуживанием, так и на складах с высоким уровнем механизации.
Таблица
Показатели эффективности и результативности логистического процесса на складе
Ключевые факторы | Показатели эффективности и результативности |
Качествоскладского сервиса и удовлетворение потребителей | • Обеспечение выполнения заказа точно к указанному сроку • Полнота удовлетворения заказа • Точность параметров заказа • Точность поддержания уровней запасов • Количество возвратов заказов • Ошибки в выполнении заказов • Случаи потерь, хищений, порчи и т.п. • Возврат товаров покупателями • Претензии потребителей • Оценка потребителями степени удовлетворения сервисом |
Использование инвестиций | • Скорость и количество оборотов запасов • Использование оборотного капитала • Средний уровень запасов на складе • Возврат на инвестиции в основные фонды • Использование инвестиций в складскую инфраструктуру • Использование инвестиции в технологическое (подъемно-транспортное) оборудование |
Логистические издержки | • Затраты на управление складскими запасами . Затраты на внутрискладскую транспортировку • Затраты, связанные с качеством продукции и сервиса (ущерб от недостаточного уровня качества, потери продаж, возврат товаров, устаревание запасов и т.п.) . Затраты на складскую грузопереработку и хранение • Затраты, связанные с процедурами выполнения заказов • Общие логистические издержки на единицу инвестированного в складские запасы капитала • Общие логистические издержки на единицу складского товарооборота |
Время логистических циклов | • Время обработки заказов потребителей • Время доставки заказа • Время подготовки и комплектации заказа • Время выполнения заказа |
Производительность | • Количество обработанных заказов в единицу времени • Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств . Использование складского пространства • Количество операций грузопереработки в час |
Таким образом, к ключевым факторам, влияющим на эффективность логистического процесса, следует отнести: качество складского сервиса и удовлетворение запросов потребителей, использование инвестиций, уровень логистических издержек, продолжительность логистических циклов, производительность складских операций.
40 Сущность, цели и задачи закупочной логистики.