Главные составляющие этапа управления реализацией стратегии и роль человеческого фактора в осуществлении стратегии
Основными составляющими этапа управления реализацией стратегии являются планирование, бюджетирование и действия руководителя (политика).
Формирование системы планов, адекватной структуре организации - важное условие эффективной реализации стратегии. На ее основе осуществляются распределение и доведение плановых заданий, стратегических задач и целей до конкретных подразделений и руководителей, а также реализуются управленческие воздействия на структуру и сроки выполняемых работ; осуществляются распределение и перераспределение стратегических ресурсов.
Бюджетирование является наиболее распространенным методом финансового планирования, который используется для обеспечения согласования между различными планами и распределением ресурсов. Бюджет – это инструмент распределения ресурсов, потребности в которых выражены в количественной, как правило, денежной форме, для достижения целей, также представляемых количественно.
То, насколько хорошо исполнители стратегии связывают распределение бюджета с потребностями стратегии, может способствовать или препятствовать процессу ее реализации. При недостаточном финансировании организационные единицы не смогут выполнять свою часть стратегического плана надлежащим образом. Слишком большое финансирование приводит к неоправданной растрате ресурсов компании и снижает финансовую эффективность. Оба результата являются сигналом для исполнителя стратегии, чтобы серьезно включиться в процесс составления бюджета, детальное рассмотрение программы и предложений по бюджетам стратегически важных структурных единиц.
Исполнители должны также быть готовы к передаче ресурсов из одной сферы в другую для поддержки новых стратегических инициатив и приоритетов. Они должны действовать смело и решительно при перераспределении ресурсов, снижая долю одних областей, расширяя другие и регулируя поступление достаточного количества фондов в наиболее важные сферы деятельности.
Политика – это общее руководство к действию и принятию решений для достижения поставленных организацией целей. Ее можно рассматривать как «кодекс законов», определяющий направления возможных действий. Политика направляет действия организации на достижение ее целей или выполнение задач. Политика разрабатывается высшими руководителями компании и действует достаточно длительное время. Она может меняться с изменением стратегии.
Организационная культура – это сформированная на протяжении всей истории предприятия совокупность приемов и правил адаптации организации к требованиям внешней среды и формирования внутренних отношений между группами работающих. Культура определяет нормы, устанавливающие правила поведения персонала на всех уровнях управления, и оказывает влияние на способность организации к смене стратегического курса. Отсутствие или низкий уровень организационной культуры могут стать главной причиной провала в реализации стратегии предприятия.
Специалисты выделяют ряд факторов, определяющих формирование и применение организационной культуры:
• ценности и убеждения высшего руководства;
• реакция руководства на критические ситуации;
• отношение к работе и стиль поведения руководителей;
• критериальная база поощрения сотрудников;
• критерии отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.
Каждый из факторов формирования организационной культуры требует использования определенных приемов, позволяющих добиваться успеха при сознательном изменении культуры предприятия.
Считается, что организационная культура призвана мотивировать людей делать то, что требуется, должным образом как для организации, так и лично для себя. Мотивация вырабатывает у персонала всеобъемлющее чувство ответственности и успеха в выполнении работы. Разнообразие подходов к мотивации и поощрению работников достаточно велико. Это может быть предоставление возможности персоналу почувствовать себя частью чего-то значительного или получать большую личную удовлетворенность от результатов работы. Призывая работников творчески подходить к выполнению своих обязанностей, не останавливаться на достигнутом, улучшать итоги деятельности, необходимо использовать весь арсенал побудительных мотивов к труду. Предоставление дополнительных наград или призов, всеобщее признание, конструктивная критика, большая (или меньшая) ответственность, увеличение (или сокращение) контроля за работой и предоставление права самостоятельных решений, предложение лучших условий труда или назначение в более привлекательные регионы, большая безопасность работы, дополнительные выплаты за работу всего коллектива и обещания ощутимого материального поощрения – все это далеко не полный перечень механизмов мотивации персонала. Но политика и техника мотивации и поощрения должна использоваться творчески и быть тесно увязана с факторами и целями, необходимыми для успешного выполнения стратегии.
Необходимо отметить, что стратегические изменения, как показывает практика, встречают сопротивление сотрудников фирмы, если они ведут к перемене привычного течения событий или содержат скрытые угрозы положению человека в организации. Поэтому важная роль в осуществлении стратегии отводится управлению поведением при изменениях в организации.
· 22 Инновационная деятельность как объект инвестирования. Источники инвестирования. Факторы и критерии инвестиционной привлекательности проекта.
При принятии решения о реализации нововведения инвестор сталкивается с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.
Если в качестве инвестора выступает сам инициатор инновации, то при принятии решения об инвестировании он исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.
Руководство компании — инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций — вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг. Таким образом, цена капитала определяется как чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств.
Что касается влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли, то, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности ее необходимо соизмерять с масштабами производства. Это связано с тем, что средняя отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Иногда крупные компании умышленно занижают цены, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж.
Внешний инвестор, определяя норму прибыли инновационного проекта, руководствуется альтернативными вложениями средств. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, неприятие риска). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принимающие решение о финансировании инновационных проектов, уровень риска учитывают как надбавку к ожидаемой норме прибыли.
Величина этой надбавки может варьировать в очень широких пределах и в значительной степени зависит как от характера проекта, так и от личностных особенностей лиц, принимающих решения об инвестировании. В приведенной ниже таблице содержится информация, которая поможет примерно сориентироваться при определении ожидаемой инвестором величины доходности:
Группы инвестиций | Ожидаемая доходность |
Замещающие инвестиции — подгруппа 1 (новые машины или оборудование, транспортные средства и т.п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию) | Цена капитала |
Замещающие инвестиции — подгруппа 2 (новые машины или оборудование, транспортные средства и т.п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию, но являются технологически более совершенными, для их обслуживания требуются специалисты более высокой квалификации, организация производства требует других решений) | Цена капитала + 3% |
Замещающие инвестиции — подгруппа 3 (новые мощности вспомогательного производства: склады, здания, которые замещают старые аналоги; заводы, размещаемые на новой площадке) | Цена капитала + 6% |
Новые инвестиции — подгруппа 1 (новые мощности или связанное с основным производством оборудование, с помощью которого будут производиться ранее выпускавшиеся продукты) | Цена капитала + 5% |
Новые инвестиции — подгруппа 2 (новые мощности или машины, которые тесно связаны с действующим оборудованием) | Цена капитала + 8% |
Новые инвестиции — подгруппа 3 (новые мощности и машины или поглощение и приобретение других фирм, которые не связаны с действующим технологическим процессом) | Цена капитала + 15% |
Инвестиции в научно-исследовательские работы — подгруппа 1 (прикладные НИР, направленные на определенные специфические цели) | Цена капитала + 10% |
Инвестиции в научно-исследовательские работы — подгруппа 2 (фундаментальные НИР, цели которых точно не определены и результат заранее не известен) | Цена капитала + 20% |
Инновационные риски (риски инновационных проектов) связаны с инновационной деятельностью, главной целью которой является обеспечение конкурентоспособности за счет реализации инноваций. Инновационный риск является результатом совокупного действия всех факторов, определяющих различные виды рисков: научно-технических, экономических, политических, предпринимательских, социальных, экологических и др.
В процессе реализации инновационного проекта осуществляется операционная деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность. Все виды деятельности связаны с типовыми рисками любого инвестиционного проекта.
К специфическим рискам инновационных проектов, можно отнести:
Научно-технические риски
· Отрицательные результаты НИР;
· Отклонения параметров ОКР;
· Несоответствие технического уровня производства техническому уровню инновации;
· Несоответствие кадров профессиональным требованиям проекта;
· Отклонения в сроках реализации этапов проектирования;
· Возникновение непредвиденных научно-технических проблем.
Риски правового обеспечения проекта
· Ошибочный выбор территориальных рынков патентной защиты;
· Недостаточно «плотные» патентные защиты;
· Неполучение или запаздывание патентной защиты;
· Ограничение в сроках патентной защиты;
· Истечение срока действия лицензий на отдельные виды деятельности;
· «Утечка» отдельных технических решений;
· появление патентно-защищенных конкурентов.
Риски коммерческого предложения
· Несоответствие рыночной стратегии фирмы существующим условиям;
· Отсутствие поставщиков необходимых ресурсов и комплектующих;
· Невыполнение поставщиками обязательств по срокам и качеству поставок.
Как уже говорилось ранее, при принятии решений о финансировании того или иного инновационного проекта инвестор учитывает целый комплекс факторов, среди которых ведущая роль отводится ожидаемому уровню доходности на вложенный капитал. Ожидаемый уровень доходности складывается из трех основных компонентов: цены капитала (соответствует уровню чистой доходности альтернативных проектов вложения финансовых средств), уровня премии за риск и ожидаемого уровня инфляции.
Один из подходов к определению величины рисковой премии описан в подразделе «Как внешние инвесторы учитывают риск проекта при определении нормы прибыли». Существует также другая методика определения премии за риск, основанная на анализе так называемого «среднего класса» инновации. Определить «средний класс» инновации поможет приведенная ниже таблица:
Признаки разделения на группы | Группы инновационных процессов | Значения признаков |
По содержанию (виду) нововведения | Новая идея | |
Новое решение | ||
Новый продукт | ||
Новая технология (метод) | ||
Новый регламент (структура) | ||
Новая услуга | ||
Сфера создания новшества | Научно-технические организации и отделения | |
Производственные фирмы и отделения | ||
Маркетинговые подразделения и фирмы | ||
Потребители и их организации | ||
Тип новаторства (область знаний и функций) | Финансы и экономика | |
Организация и управление | ||
Производство | ||
Юриспруденция | ||
Техника и технология | ||
Консультанты | ||
Естествознание | ||
Ноу-хау | ||
Социальные и общественные звенья | ||
Тип новатора (сфера нововведения: фирмы, службы) | Научно-технические звенья | |
Промышленные звенья | ||
Финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья | ||
Эксплуатационные и обслуживающие звенья | ||
Иерархический уровень новатора | Подразделение фирмы | |
Фирма | ||
Концерн, корпорация | ||
Отрасль, группа отраслей | ||
Территориальный масштаб нововведения | Район, город | |
Область, край | ||
Российская Федерация, страны СНГ и Балтии | ||
Интернациональный уровень | ||
Масштаб распространения нововведения | Единичная реализация | |
Ограниченная реализация | ||
Широкая реализация | ||
Степень радикальности (новизны) | Радикальные (пионерные, базовые) | |
Ординарные (изобретения, новые разработки) | ||
Усовершенствующие (модернизация) | ||
Глубина преобразований | Системные | |
Комплексные | ||
Элементные, локальные | ||
Причина возникновения инновации | Развитие науки и техники | |
Потребности производства | ||
Потребности рынка | ||
Этап жизненного цикла спроса на новый продукт | Зарождение | |
Ускорение роста | ||
Замедление роста | ||
Зрелость | ||
Затухание (спад) | ||
Характер кривой жизненного цикла товара | Типовая, классическая кривая | |
Кривая с «повторным циклом» | ||
«Гребешковая» кривая | ||
«Пиковая» кривая | ||
Этапы жизненного цикла товара | Выведение на рынок | |
Рост | ||
Зрелость | ||
Упадок (спад) | ||
Уровень изменчивости технологии | «Стабильная» технология | |
«Плодотворная» технология | ||
«Изменчивая» технология | ||
Этап жизненного цикла технологии | Зарождение | |
Ускорение роста | ||
Замедление роста | ||
Зрелость | ||
Затухание (спад) | ||
Этап жизненного цикла организации — инноватора | Создание | |
Становление | ||
Зрелость | ||
Перестройка | ||
Упадок | ||
Длительность инновационного проекта | Оперативный (до 0,5 года) | |
Краткосрочный (до 1 года) | ||
Среднесрочный (2 — 3 года) | ||
Долгосрочный (более 3 лет) |
Средний класс инновации рассчитывается как среднее арифметическое классов по группам риска. Премия за риск устанавливается исходя из соотношения среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации данного класса:
Средний класс инновации | ||||||||
Премия за риск, % | 0,0 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | 5,0 | 10,0 | 20,0 | 30,0 |
Например, если средний класс инновации по расчетам составил 3,82, примерно 4, тогда премия за риск должна составить не менее 2,0%.
Исходя из источников финансирования различают: собственные средства инвестора, заемные (государственный кредит, кредиты коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений), привлеченные средства (средства других инвесторов и вкладчиков). По формам собственности инвестиции делятся: – государственные – финансируемые из госбюджета, местных бюджетов, госпредприятиями; – частные – средства населения (индивидуальных инвесторов), коммерческих структур, коллективных предприятий; – иностранные – заемные и кредитные ресурсы международных инвестиционных институтов, зарубежных корпораций и фирм, совместных предприятий. В зависимости от сроков освоения инвестиции могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Основное правило инвестирования гласит, что инвестиции должны быть долгосрочными (в зарубежной практике – более 1 года). Однако из-за неблагоприятного инвестиционного климата, нестабильности политической обстановки и высоких темпов инфляции инвесторы вынуждены искать объекты среднесрочных или краткосрочных вложений. Важное значение имеет деление инвестиций на прямые и портфельные, особенно при экспорте капитала и создании транснациональных корпораций. Прямые инвестиции обычно осуществляются в форме кредита без инвестиционных посредников с целью овладения контрольным пакетом акций корпорации. Портфельные инвестиции, как правило, осуществляет пассивный инвестор, приобретая небольшую долю (пай) компании в надежде на получение пусть и небольших, но стабильных доходов. Такой инвестор обычно не стремится к управлению компанией, ее финансовое состояние интересует его только в момент выплаты дивидендов. К субъектам инвестиционной деятельности Закон "Об инвестиционной деятельности" относит инвесторов и участников. Ими без всяких ограничений могут быть как граждане и юридические лица Украины, так и иностранные граждане и юридические лица и сами государства. Таким образом, инвестор – субъект инвестиционной деятельности, который принимает решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. Как предусматривает Закон, инвесторы могут выступать в качестве вкладчиков, покупателей, кредиторов, а также выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности, т.е. вкладывать капиталы, покупать ценные бумаги, а также выполнять функции товаропроизводителей, проектировщиков, подрядчиков, субподрядчиков, заказчиков и застройщиков. Отнесение к числу инвесторов кредиторов является спорным. Если инвестор – это лицо, которое вкладывает собственные и заемные средства, то по отношению к кредитору он должник. А кредитор, в свою очередь, как ссудодатель не может быть одновременно инвестором, поскольку предоставляемая им ссуда – это не вкладываемые средства, они подлежат возврату. В отдельных случаях банки и другие финансово- кредитные учреждения могут становиться инвесторами и осуществлять инвестиции, скажем, в составе финансово-промышленных групп, но тогда они не являются кредиторами. Инвесторам в условиях рынка предоставляются очень широкие полномочия в соответствии с их экономической самостоятельностью. Это определение целей, направлений, видов и объемов инвестиций, определение состава других участников инвестиционной деятельности. Не допускается за рамками Закона вмешательство государственных органов и должностных лиц в реализацию договорных отношений между субъектами инвестиционной деятельности. Субъекты инвестиционной деятельности реализуют свои экономические интересы, вступая в определенные взаимоотношения на инвестиционных рынках. Эти рынки регулируют процесс обмена инвестициями и инвестиционными объектами (товарами). Инвестиционная деятельность – это последовательная совокупность действий ее субъектов (инвесторов и участников) по осуществлению инвестиций с целью получения дохода или прибыли. Каждое государство как субъект инвестиционной деятельности определяет правовые, экономические и социальные условия этой деятельности в своем законодательстве. В более узкой трактовке этого понятия употребляют термин "инвестиционный процесс". Это понятие обычно связывается с обоснованием и реализацией реальных инвестиций, т.е. с осуществлением реальных инвестиционных проектов.
В мировой практике накоплен большой опыт по разработке и использованию количественных методов оценки привлекательности инвестиционных проектов. В основу их положено сравнение выгод (дохода, прибыли) с капитальными затратами. С помощью критериальных показателей (доходности, безопасности, периода окупаемости) можно отобрать проекты для дальнейшего рассмотрения инвестором, экспертом, аналитиком.
Как правило, при анализе проблемы инвестиционной привлекательности проектов их разработчики акцентируют внимание на оценках степени благоприятности инвестиционной ситуации, инвестиционном климате, а также на наличии у проекта определенных преимуществ в сравнении с другими конкурирующими инвестиционными проектами.
Анализ показывает, что на инвестиционную привлекательность проекта совокупно влияют следующие группы факторов.
1. Технико-экономическая обоснованность проекта со следующими данными:
· технико-экономическим обоснованием проекта;
· инвестиционным проектом и бизнес-планом к нему;
· юридическим обоснованием проекта, учитывающим требования действующего законодательства.
2. Степень перспективной стабильности функционирования предприятия. Она отражает прогнозируемые возможности сбыта продукции и обеспечения высокого уровня использования производственных мощностей предприятия, что является необходимым условием высокой эффективности использования инвестиций. К этой группе факторов следует отнести:
· стабильность спроса на данную продукцию на внутреннем и внешнем рынках;
· прогнозируемый уровень использования производственных мощностей предприятия;
· надежность обеспечения предприятия материально-трудовыми и финансовыми ресурсами.
3. Степень применения инновационных решений в технологии производства и в оборудовании, которая характеризует для инвестора потенциальные возможности предприятия обеспечить высокую конкурентоспособность продукции. К группе факторов, отражающих влияние научно-технического прогресса, относятся:
· использование в процессе производстве продукции новейших достижений науки и техники;
· соответствие параметров продукции требованиям потребителей и ее высокая конкурентоспособность;
· обеспечение строгого соблюдения требований охраны окружающей среды.
4. Ожидаемая эффективность инвестиций должна отражать действительную инвестиционную привлекательность проекта. Для этого определяются основные показатели эффективности проекта:
· чистый доход;
· чистый дисконтированный доход;
· индекс доходности;
· аннуитет;
· внутренняя норма доходности;
· срок окупаемости инвестиций;
· оценка риска.
Экспертизу проектов проводят с целью сравнения ситуации «без проекта» с ситуацией «с проектом», то есть чтобы изучить только те изменения в затратах и результатах, которые обусловлены именно данным проектом. В этом случае привлекательность проекта будет равняться изменениям выгод в результате осуществления проекта минус изменения затрат как конечный результат проекта. Подобный подход не аналогичен сравнению ситуации до и после проекта, так как не учитывает изменений в инвестициях и производстве, которые произошли бы без реализации данного проекта, и приводит к неправильному определению выгод и затрат, относимых за счет проекта.
Таким образом, основными критериями принятия инвестиционных решений являются следующие характеристики проекта и условия инвестирования:
· высокая рентабельность инвестиций после дисконтирования;
· отсутствие более выгодных альтернатив;
· достаточность инвестиционных ресурсов для реализации проекта
· дешевизна проекта;
· краткость срока окупаемости капитальных вложений;
· минимизация риска потерь от инфляции;
· обеспечение стабильности поступления доходов от проекта в течение продолжительного времени;
Используя сочетание указанных параметров, руководство предприятия может принять правильное инвестиционное решение в пользу того или иного проекта, отвечающее его стратегическим целям. Указанные критерии относятся, как уже отмечалось, к управлению реальными инвестициями (капитальными вложениями).
Вместе с тем рыночные условия, представляя собой многовариантное поле деятельности, позволяют фирме выбирать (в соответствии с ситуативной конъюнктурой или иными причинами) любой тип инвестиционного решения – предпринимательский (инвестирование в создание и расширение производства товаров и услуг) или спекулятивный. Данный выбор в значительной степени как раз и предопределяется параметрами внешней среды фирмы. Следовательно, фирма может вложить временно свободные денежные средства и заемные как в организацию производства, торговлю, так и в приобретение ценных бумаг государства, других компаний, спекуляцию иностранной валютой.
· 23 Управление инновациями. Инновационный процесс. Инновационная деятельность. Формирование конкурентной среды, конкурентного отбора. Принятие решения в управлении инновациями.
Инновации, или нововведения, — это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.
Деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций, носит название инновационной деятельности. В зависимости от объектов инновационной деятельности на производстве можно выделить следующие виды инноваций:
· продуктовые — новые товары и услуги;
· маркетинговые — новые рынки, способы продвижения товаров на рынок, сбытовой деятельности и т.д.;
· технические — новые или более совершенные виды средств труда;
· технологические — новые материалы, технологические процессы, приемы и методы работы и т.д.;
· организационные — новые решения в области организации производства, управления, труда;
· социальные — повышающие уровень социального развития и социального обеспечения работников производства;
· комплексные— новые решения, обеспечивающие комплексный подход к развитию и совершенствованию различных элементов производственной системы.
В зависимости от значимости инноваций для производства их можно подразделить на крупные, средние и мелкие. Так, крупные технические инновации основаны на открытиях и крупных изобретениях и формируют новые поколения техники; средние служат базой для создания новых моделей и модификации существующей техники, а также расширяют область их применения; мелкие улучшают производственные или потребительские параметры существующей техники на основе использования мелких изобретений и рационализаторских предложений.
Как и любой производственный процесс, инновационная деятельность требует для своего эффективного осуществления управления этой деятельностью. Управление инновациямина современном производстве — это важнейшая составная часть управленческой деятельности вообще связанная с обеспечением развития производства, совершенствованием всех его элементов и подсистем.
Управление инновациями предполагает формирование соответствующей системы управления, т.е. форм и методов управления инновационной деятельностью, которые в значительной мере определяются характером осуществляемых нововведений.
Центральное место среди последних занимают продуктовые инновации, определяющие в конечном счете содержание работ по созданию других видов инноваций. Вместе с тем, в настоящее время все большее и самостоятельное значение приобретают инновации в других областях, прежде всего, в социальной, что связано с необходимостью создания «потенциала успеха» для решения проблем, которые могут возникнуть в будущем.
Рис. 1 Функции управления инновациями
В соответствии с этапами хозяйственного цикла современного предприятия, к функциям управления инновациями (в основе которых лежат инновации продуктового типа), которые неразрывно связанным с функциями управления производством в целом, следует отнести (см. рис. 1): анализ внешней и внутренней среды предприятия, разработку стратегии, управление научными исследованиями и разработками (ИР), управление освоением и производством, управление реализацией (сбытом, обращением). Данные функции фактически отражают инновационный цикл современного предприятия, т.е. комплекс работ по созданию и реализации нововведений.
Основное направление анализа внешней среды — исследование рынка производимой продукции и оказываемых услуг (т.е. маркетинговые исследования); результатами такой работы обычно являются: формирование основных количественных и качественных требований к продукции (услугам), определение круга ее возможных потребителей, областей сбыта, форм и способов реализации. На данном этапе проводится также изучение возможностей предприятия по производству необходимых товаров (оказанию услуг), т.е. проведение анализа внутренней среды предприятия, подготовленности экономической, организационно-технической и социальной подсистем, разработка соответствующих рекомендаций. Имеющиеся противоречия между возможностями предприятия и требованиями внешней среды разрешаются на основе разработки и реализации стратегии предприятия.
Под стратегией предприятия в общем случае понимается совокупность перспективных целей его деятельности и способов их достижения. В состав перспективных целей включаются как общие показатели хозяйственной деятельности предприятий (рост прибыли, объема производства и продаж, увеличение доли на рынке и т.д.), так и инновационные задачи, затрагивающие различные стороны деятельности предприятия, которые подлежат изменению и совершенствованию.
На этапе научных исследований конкретизируются требования к качественным характеристикам продукции (услуг), выявляются возможности предприятия по реализации этих требований, определяются перспективы деятельности в этом плане. Предварительная материализация результатов научных исследований осуществляется на основе опытно-конструкторских, опытно-технологических работ и других разработок. Научные исследования и разработки, как правило, выполняются специализированными подразделениями предприятия (НИИ, конструкторско-технологическими бюро, лабораториями и т.д.). К их проведению могут привлекаться сторонние организации, составляющие научно-производственную инфраструктуру предприятий, включая научно- исследовательские институты и высшие учебные заведения. Наука в данном случае выступает и как источник инновационных идей, и как ресурс решения проблем, которые могут возникнуть в любом звене инновационного цикла.
Исследования и разработки связаны с интеллектуальной собственностью в виде открытий, изобретений, рационализаторских предложений. Защита интеллектуальной собственности осуществляется патентованием изобретений, регистрацией стандартов на продукцию предприятия, торговых марок, реализацией авторских прав и т.п.
Управление освоением и производством новой продукции предполагает выполнение комплекса функций, связанных с развертыванием производства новой или модернизированной продукции, обеспечением нормального хода производственного процесса и его обслуживанием. Особое значение на этапе производства имеют вопросы обеспечения выпуска продукции в соответствии с выработанными на предыдущих этапах требованиями.
Управление реализацией обычно предусматривает решение задач «продвижения» товаров и услуг (реклама, «паблик рилейшнз», персональные продажи, стимулирование сбыта и др.), «товародвижения» (движение товаров и услуг от производителей к потребителям, включая заключение договоров на поставку), послепродажного обслуживания, регулирования цен, контроля за использованием (потреблением) и т.д. Через функции реализации и исследования рынка осуществляется «обратная связь» между производителем и потребителем, которая обеспечивает непрерывность инновационного цикла. Этим инновационный цикл отличается, в частности, от комплекса работ по подготовке производства новых изделий, который заканчивается освоением их в производстве.
Содержание функции «управление инновациями» включает ряд специальных функций, в т.ч.:
· управление НИР и разработками;
· технические функции, они обеспечивают решение комплекса вопросов, связанных с техническим и технологическим обеспечением инновационной деятельности, в том числе основного и вспомогательных производств, сферы управления, всех хозяйств и служб предприятия, участвующих в освоении новых изделий. Основным содержанием технических функций управления продуктовыми инновациями являются конструкторская, технологическая, транспортная, складская, метрологическая и другие виды подготовки производства;
· экономические функции управления инновациями, разработку планов производства новой, они предполагают: проведение маркетинговых исследований продукции, определение необходимого объема капитальных вложений, расчет затрат на производство, расчет экономических норм и нормативов, доходов и прибыли, формирование системы учета выпуска продукции (и других работ, выполняемых в инновационном цикле), решение вопросов оплаты труда, его материального стимулирования; организационные функции — это решение вопросов организации производства новой продукции (организации рабочих мест, бригад, участков, цехов, производств), организации труда работников и коллективов, организации управления производством, кадрового обеспечения производства;
· социальные функции предусматривают подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, создание нормального социально-психологического климата в коллективах, улучшение условий труда и быта работников, преодоление социально-психологических барьеров, препятствующим нововведениям.
При этом используются следующие способы: подготовка персонала (обучение, совместное обсуждение стоящих проблем, создание необходимых условий труда); стимулирование активности (материальное и моральное); финансовая, организационная и психологическая поддержка творческой активности и инициативы со стор<