Изменения, управление изменениями, обеспечение качества, контроль качества

Одним из важных ключевых интеграционных процессов в управлении проектами, пронизывающим весь жизненный цикл проекта, является управление изменениями, которые возникают в ходе реализации проекта. Под изменениями понимается замещение одного решения другим вследствие воздействия различных внешних и внутренних факторов при разработке и реализации проекта.

В ходе осуществления проекта возникают различные изменения. Подобные изменения могут иметь технические, временные, а также финансовые причины. Источники изменений происходят из внутреннего или из внешнего окружения проекта. К внешних источникам относится практически все, что лежит за рамками проекта: политические, законодательные, экономические, социальные, технологические, экологические, международные и другие аспекты. Команда управления имеет весьма ограниченные возможности для оказания воздействия и управления внешними источниками изменений и должна учитывать их в процессе реализации проекта. Внутренние источники изменений формируются в среде участников проекта, в процессе взаимоотношений, что может вызывать изменения: в предметной области, в календарных сроках, в графиках поставок материалов и оборудования, в финансировании проекта и другие. Основной причиной внесения изменений является невозможность предвидения на стадии разработки проекта появления новых проектных решений, более эффективных материалов и конструкций, технологий и т.д. Важной причиной внесения изменений является также отставание в ходе реализации проекта от запланированных сроков и объемов.

Изменения оказывают существенное влияние на ценность и эффективность проекта; продолжительность и сроки завершения проекта; стоимость и бюджет проекта; качество выполнения работ и спецификации требований к результатам. Внесение изменений в проект предопределяет: возникновение дополнительных затрат; нарушение плановых сроков осуществления проекта; невозможность достижения требуемого качества или результата проекта.

Влияние вносимых изменений меняется по основным фазам жизненного цикла. В строительстве на прединвестиционной фазе и этапе разработки проектно-сметной документации стоимость изменений минимальна, но затем она возрастает в десятки раз на каждом последующем этапе жизненного цикла.

Управление изменениями – это процесс прогнозирования и планирования будущих изменений, регистрация всех потенциальных изменений для детального изучения, оценки последствий, одобрения или отклонения, а также организация мониторинга и координации исполнителей, реализующих изменения в проекте. Один из подходов к управлению изменениями состоит в том, что управляющему проектом необходимо периодически запрашивать все документы об изменениях для контроля, перепроверки и оценки.

Поскольку изменения постоянно воздействуют на проект, их необходимо прогнозировать для смягчения этих воздействий. На этапе разработки проекта, прогнозируя возможные изменения, необходимо создавать резервы на непредвиденные изменения, которые включают изменения физических и ценовых показателей. Если необходимые расходы на непредвиденные изменения физических показателей в сумме превышают 15 – 20 %, рекомендуется усовершенствовать проект с тем, чтобы снизить уровень неопределенности еще до момента приглашения претендентов на контракт. Поправка на непредвиденные ценовые изменения отражает ожидаемый рост стоимости проекта, вызванный изменением удельных цен для различных компонентов проекта, произошедшим после составления основной сметы расходов.

Оценка изменения предусматривает комплексный анализ предлагаемого изменения. В процессе оценки необходимо проанализировать, какое влияние окажет данное изменение в случае его одобрения на стоимость, запланированные показатели работ и сетевые графики проекта. После утверждения изменений необходимо провести корректировку проектно-сметной документации, актуализацию календарных графиков, контрактов и планов реализации проекта.

Фаза завершения проекта включает проведение эксплуатационных испытаний, сдачу проекта и закрытие контракта. Завершение проекта фиксируется после выполнения всех работ по проекту или в результате решения о прекращении работы по незавершенному проекту.

Целью проведения эксплуатационных испытаний является получение точных данных, характеризующих уровень результатов, достигнутых в ходе выполнения работ по проекту. В процессе проведения эксплуатационных испытаний выявляются фактические эксплуатационные характеристики работы оборудования, которые подтверждают или опровергают правильность выбранной технологии. Требования к проведению эксплуатационных испытаний определяются гарантийными соглашениями между поставщиками и заказчиком. По результатам испытания составляется отчет, который помимо сравнения фактических и плановых показателей должен содержать рекомендации и решения по устранению неполадок в случае их наличия. Результаты испытаний являются основанием для передачи ответственности от подрядчика к заказчику в период сдачи-приемки готовых объектов.

Вторым этапом завершения проекта является сдача проекта и закрытие контракта.

Основными этапами завершения контракта являются: проверка финансовой отчетности; паспортизация; выявление невыполненных обязательств; завершение невыполненных обязательств; гарантийное обслуживание и окончательные расчеты.

Проверка финансовой отчетности относится к отчетности заказчика и подрядчика. Результаты такой проверки позволяют получить данные для подготовки окончательных финансовых отчетов по проекту.

Паспортизация представляет собой один из важных элементов организации закрытия контракта. Для ее проведения необходимо представить соответствующую документацию, например сертификаты.

Невыполненные обязательства должны быть завершены полностью на этапе закрытия контракта. Выявление невыполненных обязательств должно осуществляться постоянно в течение всего времени выполнения контракта, и они должны устраняться своевременно, а не на этапе закрытия контракта, чтобы избежать излишних затрат и нерационального использования ресурсов. В результате проверки устанавливаются: объемы работ, не требующих дополнительных усилий и готовых к закрытию; объемы работ, требующих завершения для выполнения договорных обязательств. В то же время руководитель проекта запрашивает у заказчика перечень расхождений и недостатков, которые, по его мнению, должны быть устранены до приемки работ.

На этапе завершения невыполненных обязательств предпринимаются усилия для исправления брака и устранения недоделок. В контрактах предусматриваются штрафы за невыполнение определенных обязательств. Закрытие контракта должно сопровождаться завершением расчетов по нему, т.е. выпиской счета для осуществления окончательного платежа.

Гарантийное обслуживание осуществляется после закрытия контракта не командой, работающей над проектом, а функциональной группой, ответственной за гарантийное обслуживание.

Приемка законченного строительством объекта оформляется актом установленного образца.

Задача обеспечения качества на должном уровне охватывает весь жизненный цикл проекта. На каждой из фаз существуют свои, специфические приемы решения этой задачи. Однако как бы они ни были разнообразны, все они основываются на семи основополагающих принципах:

1. Качество – неотъемлемый элемент проекта в целом.

2. Качество – это то, что говорит потребитель, а не изготовитель.

3. Ответственность за качество должна быть адресной.

4. Для реального повышения качества нужны новые технологии.

5. Повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия.

6. Контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат.

7. Политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.

Информацию для определения качества дает учет и анализ затрат, связанных с обеспечением качества. Эти затраты обычно классифицируют следующим образом:

предупредительные затраты направлены на изначальное удовлетворение требований заказчика по производству продукции без дефектов. К ним можно отнести затраты на обеспечение качества проекта изделия, обучение, программу качества и т.д.;

информационные затраты связаны с желанием заказчика убедиться в том, что процесс развивается в нужном направлении. К ним можно отнести инспекционные проверки, лабораторный контроль, операционный контроль;

затраты на устранение дефектов, связанных с внутренними проблемами, должны быть произведены для того, чтобы скорректировать процесс и сделать, несмотря на неудачи, продукцию приемлемой для заказчика. К ним относятся расходы на отбраковку, ремонт, устранение дефектов;

затраты на устранение дефектов, связанных с требованиями заказчика, вызваны тем, что его требования не были удовлетворены. К ним относят расходы на возврат продукции, жалобы потребителя, необходимые ответные меры.

Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стандартов Международной организации по стандартизации (ISO).

Стандарты ISO9001 и EN29001 (ГОСТ40.9001-88) призваны обеспечить качество при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслуживании.

Стандарты ISO9002 и EN29002 (ГОСТ40.9002-88) призваны обеспечить качество при производстве и монтаже.

Стандарты ISO9003 и EN29003 (ГОСТ40.9003-88) призваны обеспечить качество при контроле конечной продукции и ее испытании.

Вся продукция, используемая в строительстве, должна быть сертифицирована.

Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных и признанных Госстандартом РФ. Основными схемами сертификации, принятыми в системе, являются: проведение типовых испытаний образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции; предварительная проверка производства на способность обеспечить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции.

Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность проекта, является качество выполнения всех работ по его реализации.

Основными элементами управления качеством проекта принято считать: основные положения, имеющие целью согласовать интересы заказчика и команды проекта; обеспечение качества – комплекс управленческих мероприятий, направленных на обеспечение всеми участниками проекта требуемых проектом характеристик качества; контроль качества– комплекс технических и технологических мероприятий по проверке, анализу и внесению необходимых корректирующих воздействий.

Классификация видов и методов контроля качества дается в зависимости от нескольких факторов:

по инструментальной оснащенности выделяют: визуальный, инструментальный (лабораторный, геодезический, метрологический) контроль;

по месту в технологическом процессе: входной, оперативный, выходной контроль;

по объему выборки: сплошной, выборочный (статистический) контроль;

по исполнению: самоконтроль, линейный персонал, инспекция, ОТК, лаборатория.

Важнейшей частью контроля качества проекта является техническая инспекция. План технической инспекции предназначен для инспектирования предприятий, выполняющих заказы на производство и поставку оборудования. Перед проведением технической инспекции все заказы на поставку оборудования классифицируются на критические (дефицитные), основные и менее значительные.

К критическим заказам относится основное технологическое оборудование.

Основные заказы включают в себя вспомогательное технологическое оборудование.

Менее значительные заказы включают в себя обычно номенклатуру изделий так называемой местной поставки.

Условия контроля, особенно связанные с проведением испытаний, должны быть описаны в технических условиях на поставку.

Техническая инспекция на месте проведения работ является ключевым фактором с точки зрения качества всего проекта. На строителях лежит ответственность за то, чтобы в принятом оборудовании не было дефектов, чтобы оно соответствовало проекту по качеству. Действия строителей являются последним звеном в защите от неудовлетворительного качества.

Контрольные вопросы: 1. Основные этапы управления изменениями. 2. Цель эксплуатационных испытаний. 3. Назовите основные этапы закрытия контракта. 4. Перечислите основные принципы концепции управления качеством. 5. Назовите основные этапы сертификации качества. 6. Методы контроля качества.

Заключение

Итак, мы кратко рассмотрели основные вопросы, касающиеся проблем управления проектами.

Стоит еще раз оговорить, что это только краткий и неполный курс, он позволил только прикоснуться к вопросам, связанным с управлением проектами и недвижимостью. Но, несмотря на столь краткое знакомство, теперь Вам стали более понятны некоторые термины, используемые при изучении дисциплин специальности «Экспертиза и управление недвижимостью».

Автор надеется, что дисциплина «Основы управления проектами» позволила Вам научиться определять главные, основные показатели эффективности проекта, без которых не может быть принято ни одно решение по его реализации и финансированию.

Данный курс был только этапом на пути дальнейшего овладения знаниями и искусством управления, он имеет развитие и в других дисциплинах специальности «Экспертиза и управление недвижимостью».

Список рекомендуемой литературы

1. Баздникин А.С. Основы управления в строительстве: Учеб. пособ. для вузов по спец. «Эко­номика и управление в стр-ве». - М.: Высш.шк., 1990. – 191 с.

2. Бизнес-план в строительстве / В.З.Черняк, А.В.Черняк, И.В.Довденко. – М.: Стройиздат, 1998. – 218 c.

3. Вероятностно-статистические методы в оценке недвижимости: Учеб. пособие для студентов спец. 291500 «ЭУН» / Сост. М.Л.Бойкова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. - 68 с.

4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов / В.В.Косов, В.Н.Лившиц, А.Г.Шахназаров и др. – М.: Экономика, 2000. – 419 с.

5. Маркарьян Э.А. Инвестиционный анализ: Учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов / Э.А.Маркарьян, Г. П. Герасименко. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2003. – 95 с.

6. Мазур И.И. Управление проектами: Учеб. пособие для студ., обуч. по спец. 061100 «Менеджмент организа­ции» / И.И.Мазур, В.Д.Шапиро, Н.Г.Ольдерогге; Под ред. И.И Мазура. - 2-е изд.- М.: ОМЕГА-Л, 2004. – 664 с.

7. Нанасов П.С. Управление проектом: Учеб. пособие для студ-ов архитектурно-строит. спец. / Нанасов П.С. – М.: Изд-во Ассоц. сторит. вузов, 2002 – 143 с.

8. Организация строительного производства: Учебник для вузов по спец. «Промыш. и гражд. стр-во» / Т.Н.Цай, П.Г.Грабовый, В.А.Большаков и др.; Под общ. ред. Цая Т.Н., Грабового П.Г. -М.: Ассоц. строит. вузов, 1999. – 426 с.

9. Управление строительным инвестиционным проектом: Учеб. пособ. для студ. вузов по спец. «Пром. и гражд. стр-во» / А.С.Бабан, В.М.Васильев, А.В,Горбачев и др.; Под общ. ред. В.М.Васильева, Ю.П.Панибратова. – М.: АСВ; СПб.: Санкт-Петерб. гос. архит.-строит. ун-т, 1997. – 306 c.

10. Черняк В.З. Управление инвестиционным проектом в строительстве. – М.: Русская деловая литература, 1998. – 799 с.

11. Основы управления проектами: Учеб. Пособие / Шапиро. – Санкт-Петерб.: Два-Три, 1996. - с.

Приложение 1

Варианты для выполнения расчетных заданий

Вариант 1

Продукция фабрики пользуется большим спросом. Это дает возможность руководству рассматривать проект увеличения объема производства за счет выпуска новой продукции.

Если будет принято решение о расширении производства, то выпуск продукции можно будет начать уже через месяц (это опоздание не учитывать в расчетах).

Реализация такого проекта потребует:

1. Дополнительные инвестиции:

1) приобретение дополнительной линии, стоимость которой составит 1000000 р.;

2) увеличение оборотного капитала на 200000 р.

2. Увеличение эксплуатационных затрат:

1) найм на работу дополнительного персонала по обслуживанию новой линии. Расходы на оплату труда рабочих в первый год составят 400000 р. и будут увеличиваться на 20000 р. ежегодно;

2) приобретение исходного сырья для производства дополнительного количества продукции, стоимость которого в первый год составит 500000 р. и будет увеличиваться на 50000 р. ежегодно;

3) другие дополнительные ежегодные затраты составят 20000 р.

Объем реализации новой продукции составит в первый год – 300000, во второй год – 320000, в третий год – 340000, в четвертый год – 330000 и в пятый год – 300000 изделий.

Цена реализации продукции составит в первый год 50 р./ед. и будет ежегодно увеличиваться на 5 р.

Продолжительность жизненного цикла проекта определяется сроком эксплуатации оборудования и составляет 5 лет. Амортизация производится равными долями в течение срока службы оборудования. Через пять лет рыночная стоимость оборудования составит 10% от его первоначальной стоимости. Затраты на ликвидацию составят 5% от рыночной стоимости оборудования через 5 лет.

Для приобретения оборудования потребуется взять долгосрочный кредит, равный стоимости оборудования, под 25% годовых сроком на 5 лет. Возврат основной суммы – равными долями, начиная со второго года (производится в конце года).

Площадь под новую линию на фабрике имеется (ее цена, с целью упрощения задачи, в расчет не принимается), все оставшиеся затраты будут оплачены из средств фабрики.

Норма расхода на капитал для подобных проектов равна на фабрике 20%. С целью упрощения расчета принимается, что все платежи приходятся на конец соответствующего года.

Ставка на прибыль принимается равной 24%.

Используя полученные знания о расчетах коммерческой (финансовой) эффективности проекта, определить:

1. Эффект от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.

2. Поток реальных денег.

3. Сальдо реальных денег.

4. Чистую ликвидационную стоимость оборудования.

5. Сальдо накопленных реальных денег.

6. Основные показатели эффективности проекта: чистый дисконтированный доход; внутреннюю норму доходности; индекс доходности.

7. Как Вы считаете, должен ли данный проект быть реализован?

Вариант 2

Определить коммерческую эффективность проекта в целом при следующих показателях.

Предприятие выпускает продукцию, которая пользуется определенным спросом у населения. Для его расширения необходимы дополнительные денежные средства. В первый год в производство было вложено собственных средств на сумму 500000 р., в третий на 200000 р.

Первоначальная стоимость основных фондов составляла 200000 р.

Стоимость единицы продукции составляет 5000 р.

Выпуск составляет по годам: 100000 шт. в год, 150000, 200000 и так до 5 года.

Норма амортизации принимается условно равной 15% на все фонды.

Из налогов учитывается НДС – 10%, налог на имущество 2% от среднегодовой остаточной стоимости фондов, налог на прибыль – 27%, ставка дисконта – 10%.

Прирост оборотного капитала условно не учитывается, не учитываются и не капитализируемые инвестиционные затраты, НДС на капиталовложения считается входящим в них и переносящим свою величину на стоимость продукции через амортизацию. Ликвидационные затраты учитываются с НДС. Ликвидационные поступления учитываются в размере, остающемся у предприятия, т.е. без НДС.

Остальные данные сведены в таблицу.

Показатель Годы
1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Производственные затраты без НДС        

Для решения задачи следует воспользоваться [6].

Вариант 3

Существующая система водоснабжения города обладает мощностью 40 млн. куб. м/г. В то же время спрос на воду постоянно увеличивается. Уровень ее потребления в настоящее время составляет 20 млн. куб м/г и прогнозируется постепенный рост в течение 7 лет. Затем спрос постепенно стабилизируется. Через 15 лет срок службы системы водоснабжения закончится и потребуется ее реконструкция. С целью упрощения допустим, что вся произведенная вода потребляется.

Показатель Годы
7-15
Потребление, млн. куб.м/г

В связи с создавшейся ситуацией необходимо рассмотреть проект расширения системы городского водоснабжения. Проект добавит 40 млн. куб. м ежегодной мощности. После ознакомления с финансовыми характеристиками проекта требуется ответить на вопрос: будет ли данный проект убыточным для городского бюджета? При рассмотрении подобных проектов примем норму дисконтирования, равную 10%. Допустим, что все притоки и оттоки средств приходятся на конец соответствующего года.

Инвестиционные затраты приведены в таблице.

№ п/п Наименование показателя Годы
Стоимость земли    
Здания и сооружения  
Оборудование  
Прирост оборотного капитала  
  Итого

Модернизация системы водоснабжения потребует единовременных затрат (в конце 3-го года) на повышение квалификации работников в размере 300000 р.

В дополнение к инвестиционным затратам проект включает эксплуатационные затраты, которые перечислены в таблице.

Годы Наименование затрат
материальные затраты расходы на оплату труда обслуживание и ремонт накладные расходы издержки по сбыту продукции итого
4 - 15

Муниципальный бюджет получит выгоды за счет:

1) платы за пользование системой городского водоснабжения (плата составляет 15 р. за куб. м);

2) дополнительной (сверх суммы, указанной в п.1) платы от предприятий за пользование водой в размере 5 р. за куб. м. На долю предприятий приходится 30% от всего объема потребляемой в городе воды.

3) дополнительных налоговых сборов в связи с развитием городского хозяйства: 50000 р. в 4-й год, 100000 р. в 5-й год, 150000 р. в 6-й год и 200000 р. начиная с 7-го года.

С целью упрощения принято, что модернизация системы водоснабжения не сможет повлиять на другие составляющие доходов и расходов бюджета.

Требуется определить:

1. Бюджетный эффект (Бt) для каждого года реализации проекта и построить график притока (оттока) средств из бюджета.

2. Интегральный бюджетный эффект Бинт.

Вариант 4

Оценка комплекса офисных зданий в центре города.

Комплекс состоит из 6 зданий, в числе которых четырехэтажный особняк в стиле «ампир» начала XX века и офисное здание современной постройки. Площадь земельного участка составляет 0,46 га, площадь застройки — 0,22 га, общая площадь помещений — 12164 м2.

Офисные здания по своим характеристикам и отделке соответствуют высшему европейскому качеству. На 44% площадей заключены договоры аренды сроком на 5 лет с надежными европейскими фирмами. Эксплуатационные расходы оплачиваются арендаторами и составляют 80$ за 1 м2 в год.

Арендная плата по заключенным договорам идет на финансирование окончания строительных работ. Стоимость аренды 1 м2 в год по заключенным договорам составляет от 750 до 800$. Земельный участок сдан в аренду сроком на 49 лет.

Стоимость права долгосрочной аренды земли для центра составляет 6000000 $ за 1 га. Стоимость строительства по фактическим затратам на 1 м2 общей площади для подобных зданий составляет 2100$.

Использование затратного подхода на основе исходных данных и с учетом 30% банковского кредита на период строительства дало значение стоимости комплекса зданий в 37,2 млн. $.

Анализ денежных потоков от эксплуатации здания проведен при следующих допущениях:

жизненный цикл проекта более 50 лет, а для анализа принят период 10 лет (1996—2006 гг.).

Исходные условия:

1. В течение планируемого периода не предполагается проведение ремонтных работ.

2. Амортизация здания принята по средней ставке 2% в год.

3. Налог на добавленную стоимость не учитывается, так как с арендной платы нерезидентов он не уплачивается.

4. Налог на прибыль принят в размере 24%.

5. Налог на имущество — 2%.

6. Налог на землю 51482,985 ЭКЮ в год.

7. Затраты на оплату труда обслуживающего персонала с учетом налогов составляют 128592 $ в месяц.

8. Балансовая стоимость здания принята в сумме 32 млн. $.

9. Арендная плата для незанятых помещений составляет 800$ за 1 м2 в год.

Определить денежные поступления в течение 10 лет.

Вариант 5

Используя данные варианта 2, определить экономическую эффективность участия в проекте.

Для проекта предполагается привлечь:

1. Акционерный капитал в сумме 1000000 р., разбитый по годам по 500000 р. в два года.

2. Заемный капитал в сумме 300000 р. в первый год под 12,5% годовых, начисляемых 1 раз в год. До начала производства проценты не выплачиваются, а капитализируются, т.е. добавляются к массе долга на шаге, при котором производится капитализация.

Вариант 6

Определить коммерческую эффективность проекта в целом при следующих показателях.

Предприятие выпускает продукцию, которая имеет определенный спрос у населения. Для его расширения необходимы дополнительные денежные средства. В первый год в производство было вложено собственных средств на сумму 200000 р., во второй на 100000 р.

Первоначальная стоимость основных фондов составляла 300000 р.

Стоимость единицы продукции составляет 2000 р.

Выпуск составляет по годам: 500000 шт. в год, 600000, 800000 и так до 5 года.

Норма амортизации принимается условно равной 20% на все фонды.

Из налогов учитывается НДС – 10%, налог на имущество 3% от среднегодовой остаточной стоимости фондов, налог на прибыль – 24%, ставка дисконта – 12%.

Прирост оборотного капитала условно не учитывается, не учитываются и не капитализируемые инвестиционные затраты, НДС на капиталовложения считается входящим в них и переносящим свою величину на стоимость продукции через амортизацию. Ликвидационные затраты учитываются с НДС. Ликвидационные поступления учитываются в размере, остающемся у предприятия, т.е. без НДС.

Остальные данные сведены в таблицу.

Показатель Годы
1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
Производственные затраты без НДС                    

Для решения задачи следует воспользоваться [6].

Вариант 7

Используя данные варианта 2, определить бюджетную эффективность проекта.

Принять норму дисконта для бюджетной эффективности 15%. Ставка налога с дохода физических лиц составляет 13%.

Вариант 8

Существующая система теплоснабжения города обладает мощностью 40 тыс. Гкалл. В то же время спрос на тепло постоянно увеличивается. Уровень его потребления в настоящее время составляет 30 тыс. Гкалл и прогнозируется постепенный рост в течение 7 лет. Затем спрос постепенно стабилизируется. Через 15 лет срок службы системы теплоснабжения закончится и потребуется ее реконструкция. С целью упрощения допустим, что все произведенное тепло потребляется.

Показатель Годы
7-15
Потребление, Гкал

В связи с создавшейся ситуацией необходимо рассмотреть проект расширения системы городского теплоснабжения. Проект добавит 40 тыс. Гкалл. После ознакомления с финансовыми характеристиками проекта требуется ответить на вопрос: будет ли данный проект убыточным для городского бюджета? При рассмотрении подобных проектов примем норму дисконтирования, равную 12%. Допустим, что все притоки и оттоки средств приходятся на конец соответствующего года.

Инвестиционные затраты приведены в таблице.

№ п/п Наименование показателя Годы
Стоимость земли    
Здания и сооружения  
Оборудование  
Прирост оборотного капитала  
  Итого

Модернизация системы теплоснабжения потребует единовременных затрат (в конце 3-го года) на повышение квалификации работников в размере 500000 р.

В дополнение к инвестиционным затратам проект включает эксплуатационные затраты, которые перечислены в таблице.

Годы Наименование затрат
материальные затраты расходы на оплату труда обслуживание и ремонт накладные расходы издержки по сбыту продукции итого
4 - 15

Муниципальный бюджет получит выгоды за счет:

1) платы за пользование системой городского теплоснабжения (плата составляет 6000 р. /Гкалл);

2) дополнительной (сверх суммы, указанный в п.1) платы от предприятий за пользование теплом в размере 5000 р. за Гкалл. На долю предприятий приходится 40% от всего объема потребляемого в городе тепла;

3) дополнительных налоговых сборов в связи с развитием городского хозяйства: 4000000 р. в 4-й год, 6000000 р. в 5-й год, 8000000 р. в 6-й год и 10000000 р. начиная с 7-го года.

С целью упрощения принято, что модернизация системы теплоснабжения не повлияет на другие составляющие доходов и расходов бюджета.

Требуется определить:

1. Бюджетный эффект (Бt) для каждого года реализации проекта и построить график притока (оттока) средств из бюджета.

2. Интегральный бюджетный эффект Бинт.

Вариант 9

Продукция завода пользуется спросом. Это дает возможность руководству рассматривать проект увеличения объема производства за счет выпуска новой продукции.

Если будет принято решение о расширении производства, то выпуск продукции можно будет начать через 2 месяца (это опоздание не учитывать в расчетах).

Реализация такого проекта потребует:

1. Дополнительные инвестиции:

1) приобретение дополнительного оборудования, стоимость которой составит 2000000 р.;

2) увеличение оборотного капитала на 1000000 р.

2. Увеличение эксплуатационных затрат:

1) найм на работу дополнительного персонала по обслуживанию новой линии. Расходы на оплату труда рабочих в первый год составят 1000000 р. и будут увеличиваться на 200000 р. ежегодно;

2) приобретение исходного сырья для производства дополнительного количества продукции, стоимость которого в первый год составит 1000000 р. и будет увеличиваться на 200000 р. ежегодно;

3) другие дополнительные ежегодные затраты составят 100000 р.

Объем реализации новой продукции составит в первый год – 200000, во второй год – 250000, в третий год – 300000, в четвертый год – 350000 и в пятый год – 400000 изделий.

Цена реализации продукции составит в первый год 500 р./ед. и будет ежегодно увеличиваться на 50 р.

Продолжительность жизненного цикла проекта определяется сроком эксплуатации оборудования и составляет 7 лет. Амортизация производится равными долями в течение срока службы оборудования. Через семь лет рыночная стоимость оборудования составит 15% от его первоначальной стоимости. Затраты на ликвидацию составят 5% от рыночной стоимости оборудования через 7 лет.

Для приобретения оборудования потребуется взять долгосрочный кредит, равный стоимости оборудования, под 23% годовых сроком на 5 лет. Возврат основной суммы – равными долями, начиная со второго года (производится в конце года).

Площадь под новую линию на предприятии имеется (ее цена, с целью упрощения задачи, в расчет не принимается), все оставшиеся затраты буду оплачены из средств завода.

Норма расхода на капитал для подобных проектов равна на фабрике 25%. С целью упрощения расчета принимается, что все платежи приходятся на конец соответствующего года.

Ставка на прибыль принимается равной 24%.

Используя полученные знания о расчетах коммерческой (финансовой) эффективности проекта, определить:

1. Эффект от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.

2. Поток реальных денег.

3. Сальдо реальных денег.

4. Чистую ликвидационную стоимость оборудования.

5. Сальдо накопленных реальных денег.

6. Основные показатели эффективности проекта: чистый дисконтированный доход; внутреннюю норму доходности; индекс доходности.

7. Как Вы считаете, должен ли данный проект быть реализован?

Вариант 10

Используя данные варианта 6, определить бюджетную эффективность проекта.

Принять норму дисконта для бюджетной эффективности 20%. Ставка налога с дохода физических лиц составляет 14%.

Вариант 11

Используя данные варианта 6, определить экономическую эффективность участия в проекте.

Для проекта предполагается привлечь:

1. Акционерный капитал в сумме 1500000 р., разбитый на три года равными частями.

2. Заемный капитал в сумме 500000 р., также разбитый на 2 года равными частями, под 15% годовых, начисляемых 1 раз в год. До начала производства проценты не выплачиваются, а капитализируются, т.е. добавляются к массе долга на шаге, при котором производится капитализация.

Вариант 12

Оценка группы зданий в центре города.

Комплекс состоит из 5 зданий, в числе которых четырехэтажный особняк конца XIX века и офисное здание современной постройки. Площадь земельного участка составляет 0,54 га, площадь застройки — 0,27 га, общая площадь помещений — 13580 м2.

Офисные здания по своим характеристикам и отделке соответствуют высшему европейскому качеству. На 60% площадей заключены договоры аренды сроком на 5 лет с надежными европейскими фирмами. Эксплуатационные расходы полностью оплачиваются арендаторами и составляют 2000 р. за 1 м2 в год.

Арендная плата по заключенным договорам идет на финансирование окончания строительных работ. Стоимость аренды 1 м2 в год по заключенным договорам составляет от 25000 до 30000 р. Земельный участок сдан в аренду сроком на 49 лет.

Стоимость права долгосрочной аренды земли для центра составляет 150000000 р. за 1 га. Стоимость строительства по фактическим затратам 1 м2 общей площади для подобных зданий составляет 20000 р.

Использование затратного подхода на основе исходных данных и с учетом 20% банковского кредита на период строительства дало значение стоимости комплекса зданий в 100000000 р.

Анализ денежных потоков от эксплуатации здания проведен при следующих допущениях:

Жизненный цикл проекта более 50 лет, а для анализа принят период 10 лет (2000—2010 гг.).

Исходные условия:

1. В течение планируемого периода не предполагаетс

Наши рекомендации