Проект, управление проектами, инвестиционный проект, жизненный цикл проекта, структура проекта
В профессиональном управлении проектами сложился круг терминов, которые оказывают большое влияние на способность ориентироваться в данной области.
Проект – система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них; материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.
Управление проектами – это руководство и координация трудовых и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.
Методы управления проектами позволяют:
1) определить цели проекта и провести его обоснование;
2) выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);
3) определить необходимые объемы и источники финансирования;
4) подобрать исполнителей – в частности через процедуры торгов и конкурсов;
5) подготовить и заключить контракты;
6) определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
7) рассчитать смету и бюджет проекта;
8) планировать и учитывать риски;
9) обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.
Различают варианты схем управления проектом:
1. Основная схема: руководитель проекта является представителем заказчика, финансовой ответственности за принимаемые решения не несет. Менеджер проекта отвечает за координацию и управление ходом разработки и реализации проекта, в контрактных отношениях с другими участниками проекта не состоит. Преимущество – объективность менеджера, недостаток – риск за судьбу проекта лежит на заказчике.
2. Расширенное управление: руководитель проекта принимает ответственность за проект в пределах фиксированной (сметной) стоимости. Менеджер обеспечивает управление и координацию процессов проекта по соглашениям между ним и участниками проекта в пределах фиксированной цены. Риск возлагается на подрядчика.
3. Ускоренное строительство (система «под ключ»): руководитель проекта – проектно-строительная фирма, с которой заказчик заключает контракт с объявленной стоимостью строительства.
Понятие инвестиционный проект принято употреблять в двух смыслах: как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей; как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия.
Инвестиционные проекты различаются: по масштабу, направленности, характеру и содержанию инвестиционного цикла, характеру и степени участия государства, эффективности использования вложенных средств.
Малые проекты – невелики по масштабу, просты и ограничены объемами; допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формировании команды проекта; затруднительность исправления допущенных ошибок требует очень тщательного определения объемных характеристик проекта, участников проекта и методов их работы, графика проекта и форм отчета, а также условий контракта.
Мегапроекты – целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем; поддерживаются, формируются и координируются на верхних уровнях управления.
Краткосрочные проекты – реализуются на предприятиях по производству новинок, опытных установках, восстановительных работах; обычно идет увеличение окончательной стоимости проекта против первоначальной.
Бездефектные проекты – главный фактор – повышенное качество; высокая стоимость. Требования: общий план проекта, объединяющий проектно-сметные и строительно-монтажные работы; совмещенный график строительства; ранний пуск отдельными технологическими линиями, что позволяет проверить и обеспечить качество всех систем проекта; использование специально разрабатываемой программы анализа проблем, связанных с проектом, позволяющей своевременно их обнаружить и устранить; максимально гибкая система управления проектом.
Мультипроекты – несколько взаимосвязанных проектов, включают изменение существующих или создание новых организаций и фирм, а также выполнение множества заказов и услуг в рамках производственной программы фирмы.
Монопроекты – имеют четко очерченные ресурсные, временные и другие рамки, реализуемые единой проектной командой и представляющие собой отдельные инвестиционные, социальные и другие проекты.
Модульное строительство– большая часть будущего объекта изготавливается не на месте будущей эксплуатации, а в стороне. После изготовления такие крупные модули транспортируются и устанавливаются на месте будущей эксплуатации. Этот метод эффективен для промышленных объектов, сооружаемых в труднодоступных, отдаленных районах с неразвитой производственной и социальной структурой.
Международные проекты – значительная сложность и стоимость. Специфика: оборудование и материалы для таких проектов закупаются на мировом рынке; уровень подготовки очень высокий, учитывающий различия в правовой и нормативной базах; длительность подготовительного периода; информационная поддержка.
Каждый проект независимо от его сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенное состояние: от состояния, когда проекта еще нет, до состояния, когда проекта уже нет. Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется жизненным циклом проекта. Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями). Универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует. Поэтому на практике деление проекта на фазы может быть самым разнообразным, лишь бы оно выявляло некоторые важные контрольные точки. В свою очередь каждая выделенная фаза может делиться на этапы следующего уровня и т.д.
Реализация проекта требует выполнения определенной совокупности мероприятий, связанных с проработкой возможности реализации проекта. Для удобства рассмотрения работы по реализации проекта можно сгруппировать два основных блока: основная деятельность по проекту и обеспечение проекта. Такое разделение работ не совпадает с разбивкой проектов на фазы и этапы, так как основная и вспомогательная деятельность по проекту могут совмещаться во времени.
К основной деятельности по проекту относят: прединвестиционные исследования; планирование проекта; разработка проектно-сметной документации; проведение торгов и заключение контрактов; строительно-монтажные работы; выполнение пусконаладочных работ; сдача проекта; эксплуатация проекта, выпуск продукции; ремонт оборудования; развитие производства; демонтаж оборудования (закрытие проекта).
Деятельность по обеспечению проекта группируется по видам: организационная, правовая, кадровая, финансовая, материально-техническая, коммерческая, информационная.
Каждая фаза разработки проекта имеет свои цели и задачи.
Разработка концепции проекта – определение конечных целей проекта и выявление путей их достижения, определяет наличие альтернативных наборов целей. Важное требование – возможность их количественной оценки по объемам, срокам, размерам прибыли.
Оценка жизнеспособности проекта – проведение краткого технико-экономического обоснования, рассмотрение 1 – 2 альтернативных вариантов на каждом этапе, которые оцениваются по критериям стоимости и прибыли. Устанавливаются граничные условия, формируются конкретные цели и ограничения, а также предварительно оценивается стоимость проекта.
Планирование проекта – структурно определенная последовательность этапов работ, ведущих к достижению определенного комплекса целей. Проект должен показывать, кто и что должен делать, в какие сроки и каким образом, и включать все необходимые решения.
Разработка технических решений – осуществляется выбор эксплуатационных характеристик будущих объектов проекта.
Выбор и оформление земельного участка – проводятся геодезические и инженерно-геологические изыскания, подготовка технических условий на инженерное обеспечение участка и получение разрешительных свидетельств на ведение работ, оценивается объем средств, которые потребуются на реализацию проекта.
Эскизное проектирование – утверждается состав работ по рабочему проектированию и начинается проектно-конструкторская деятельность: подбираются материалы, позволяющие начать разработку проекта. Корректируется и утверждается технико-экономическое обоснование.
Контрактная фаза – составление квалификационных требований, которые являются материалом для подготовки контракта и проведения рабочего проектирования, подготавливается предварительное задание на проектирование. В декларации о намерении проектировать объекты излагаются основные характеристики объектов, указывается место строительства и налагаемые ограничения. Отбор потенциальных исполнителей производится из нескольких претендентов на основании переговоров. На основании торгов оформляется контракт с выбранной проектной организацией. Контракт должен включать график и задание на проектирование. Выбор и оформление отношений с подрядными организациями и фирмами – заключительный этап контрактной фазы.
Фаза реализации проекта – делится на две подфазы: детальное проектирование и поставки и строительство. На этой стадии подвергается риску наибольшая сумма денег. Строительная подфаза предполагает осуществление: закупок строительных материалов, изделий и конструкций; найма рабочих; аренды строительного оборудования; выполнения строительных, монтажных и пусконаладочных работ; сдачи-приемки готовых объектов в эксплуатацию.
Для того чтобы проектом управлять, его необходимо разбить на иерархические подсистемы и компоненты. В терминах управления проектами структура проекта – дерево ориентированных на продукт компонентов, представленных оборудованием, работами, услугами и информацией, полученными в результате реализации проекта. Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести, и связывает элементы работы, которые предстоит выполнить, как между собой, так и с конечной целью проекта.
Структура разбивки должна сочетать разделение: на компоненты продукции проекта; этапы жизненного цикла, элементы организационной структуры. Таким образом, к основным задачам структуризации проекта относятся:
- разбивка проекта на поддающиеся управлению блоки;
- распределение ответственности за различные элементы проекта и увязка работ по структурой организации;
- точная оценка необходимых затрат;
- создание единой базы для планирования, составления смет и контроля;
- увязка работ по проекту с системой веления бухгалтерских счетов в компании;
- переход от общих целей к конкретным заданиям;
- определение комплексов работ.
Методы структуризации проекта принципиально сводятся к двум:
- «сверху – вниз» - определяются общие задачи, на основе которых далее осуществляется детализация уровней проекта;
- «снизу – вверх» - определяются частные задачи, а затем происходит их обобщение.
Проект имеет ряд свойств:
- проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой;
- состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития;
- проект может быть разделен на элементы, между которыми должны поддерживаться связи.
На продвижение и реализацию любого проекта, кроме факторов внешней среды, влияют его участники: заказчик, инвестор, проектировщик, поставщик, подрядчик, руководитель проекта, команда проекта, лицензиар, банк, администратор проекта.
Участники проекта – основной элемент структуры, т.к. именно они обеспечивают реализацию его замысла.
Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта. Заказчиками могут быть и инвесторы.
Инвестор– вкладывает деньги в проект.
Генпроектировщик – специализированная проектная организация.
Поставщик – осуществляет материально-техническое снабжение проекта.
Подрядчик – юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.
Руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту.
Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.
Лицензиар – обладатель лицензии и ноу-хау, используемых в проекте.
Банк – основной инвестор, обеспечивающий финансирование проекта.
Администратор проекта - использует современные средства и приемы управления проектами для предоставления руководителям проектов административных услуг в области планирования, составления графиков, отслеживания хода выполнения и отчетности; обеспечивает взаимопомощь и наилучшее использование ресурсов проекта; обеспечивает руководителей проектов и компаний, выполняющих проект, компактной информацией, дающей возможность контроля за проектами, ресурсами и приоритетами.
Контрольные вопросы: 1. Дайте определение проекта и назовите основные виды проектов. 2. Дайте определение жизненного цикла проекта и назовите его основные фазы. 3. Дайте краткую характеристику схемам управления проектом. 4. Перечислите основные этапы структуризации проекта. 5. Назовите основных участников проекта.