Б 77 Основы управления проектами: Курс лекций / М.Л.Бойкова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - 87 с.

М.Л.БОЙКОВА

ОСНОВЫ

УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Курс лекций

Йошкар-Ола

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

М.Л.БОЙКОВА

ОСНОВЫ

УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ


Курс лекций

Йошкар-Ола

УДК 347.214.2

ББК 65.422.5

Б 77

Рецензенты:

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов МарГТУ Родионова Е.В.

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита МарГТУ Овечкина О.Н.

Бойкова М.Л.

Б 77 Основы управления проектами: Курс лекций / М.Л.Бойкова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - 87 с.

Любое выполнение намеченной программы есть проект. Любой программой необходимо грамотно руководить, т.е. управлять. Никакой бизнес не возможен без грамотного и эффективного управления.

В курсе лекций представлен материал по основам управления проектами. Для ориентирования в излагаемом материале приведены тематика курса, а также графики самостоятельной работы. Однако автор предупреждает, что материал дан в сжатом виде, более подробное его изложение, рассмотрение примеров происходит непосредственно при работе в аудитории.

Для студентов специальности 291500 ЭУН «Экспертиза и управление недвижимостью».

Ó Марийский государственный

технический университет, 2006

Предисловие

Учебным планом предусмотрено изучение дисциплины «Основы управления проектами» только в форме лекционных занятий, однако для закрепления полученных знаний выполняется и расчетное задание.

Настоящее издание поможет студентам правильно организовать и оптимизировать изучение дисциплины, получить необходимые знания по основам управления объектами.

График изучения дисциплины представлен в табл. 1.

С целью правильного распределения времени на самостоятельной изучение дисциплины и проработки материала, выполнение задания приведен график самостоятельной работы студентов с указанием необходимого количества времени на выполнение расчетно-графического задания, на самостоятельное изучение материала и подготовку к текущему контролю знаний (табл. 2).

Темы для аудиторной работы даны в табл. 3.

Дисциплина «Основы управления проектами» содержит большое количество специальных терминов, поэтому для акцентирования внимания студентов каждая тема предваряется вопросами и основными понятиями, которые будут в ней рассмотрены.

В конце каждой темы приведены контрольные вопросы, по которым студент сможет определить об уровень понимания изучаемого материала.

Основная и дополнительная литература, необходимая для изучения данной дисциплины, приведена в библиографическом списке.

В ходе изучения дисциплины студенты выполняют расчетно-графическое задание, тематика которого приведена в прил. 1. Прил. 2 содержит необходимые для выполнения расчетно-графического задания ставки дисконта по текущей стоимости.

Несмотря на небольшое количество отведенного времени на освоение дисциплины, ее изучение предполагает проведение текущего контроля качества знаний студентов, поэтому в прил. 3 даны вопросы для его осуществления. Текущий контроль знаний осуществляется по тестам с выбором варианта ответа, поэтому студентам необходимо знать определения, задачи того или иного мероприятия, его принципы, состав.

Курс лекций подготовлен на основе учебного пособия: Основы управления проектами. Под ред. Шапиро,

Автор надеется, что данный материал поможет в освоении курса «Основы управления проектами».

Таблица 1

График изучения дисциплины

  Наименование тем Виды занятий (34 часа )
лекции практ. занятия лабор. занятия консуль- тации самост. работа индивид. работа
Семестр (№ 7)
1. Основные понятия и определения 2. Этапы разработки проекта 3. Риски в проектах 4. Планирование проекта 5. Разработка проектной документации 6. Подготовка проекта и организация поставок 7. Управление проектами. Контроль и регулирование 8. Управление изменениями. Завершение проекта. Качество проекта                  
Итого        

Таблица 2

График самостоятельной работы студентов

Вид работы Недели Итого
Подготовка к занятиям, тестам                      
Выполнение РГР                                

Таблица 3

Наименование и краткое содержание лекций

№№ п/п Тема лекции, краткое содержание Кол-во часов
            Основные понятия и определения Понятие «проект». Классификация проектов. Жизненные циклы проекта. Прединвестиционная, инвестиционная и эксплуатационная фаза проекта. Структуризация проекта. Иерархическая и организационные структуры проекта. Участники проекта. Понятие «управление проектом». Управление целями, расписанием работ, бюджетом, качеством.   Этапы разработки проекта Предварительные исследования. Сущность проектного анализа. Состав проектного анализа, технического, организационного, коммерческого, социального, экологического, финансового и экономического анализа. Методы проектного анализа, качественные и количественные методы проектного анализа. Показатели эффективности. Составление бизнес-плана. Состав, назначение и порядок разработки бизнес-плана.   Риски в проектах Виды рисков. Классификация. Внутренние и внешние по отношению к проекту. Факторы возникновения. Методы анализа. Качественный и количественный анализ. Способ снижения. Распределение риска между участниками проекта. Страхование и резервирование средств на покрытие риска.   Планирование проекта Цели, виды, назначение планов. Разновидности сетевых и календарных планов. Определение потребности в ресурсах.   Разработка проектной документации Состав проектно-сметной документации. Способы и источники финансирования. Организация проектного финансирования. Участники              

Окончание табл. 3

№№ п/п Тема лекции, краткое содержание Кол-во часов
      Подготовка проекта и организация поставок Задачи подготовки проекта. Контракты. Торги.   Управление проектами. Контроль и регулирование Организационные формы управления проектом Участники проекта. Виды контроля. Методы контроля. Контроль календарных планов, бюджета и качества. Регулирование хода реализации проекта.   Управление изменениями. Завершение проекта. Качество проекта Виды изменений. Управление изменениями. Этапы завершения проекта. Управление качеством проекта. Обеспечение качества.        
  Итого

Расчетно-графическая работана тему«Оценка эффективности инвестиционного проекта» выполняется по вариантам, приведенным в прил. 1. Номер варианта определяется по списку группы.

Сроки выполнения работы: начало – 4 неделя, окончание – 6 неделя.

На выполнение расчетно-графической работы отводится 3 часа из самостоятельной работы студента.

Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к занятиям в виде проработки лекционного материала, изучения рекомендуемой литературы, подготовке к текущему контролю знаний.

Введение

В ходе изучения дисциплины «Основы управления проектами» студенты узнают, что проект – это не только технические чертежи и документация, но и все те этапы существования объекта, который он проходит, начиная от замысла и заканчивая его ликвидацией. Следовательно, все, что относится к проекту, можно с определенной долей оговорок применять и для объектов недвижимости.

Целью преподавания дисциплины является обучение студентов основам методологии управления инвестиционными проектами.

Дисциплина является одним из основных разделов дисциплин цикла управления и базируется на знании студентами основ экономической теории, макро- и микроэкономики, экономики строительства, основ менеджмента в объеме, предусмотренном учебным планом по специальности 291500 «Экспертиза и управление недвижимостью».

Изучение основ управления проектами поможет студентам при изучении курса «Экспертиза и инспектирование инвестиционного проекта».

После изучения дисциплины студент должен: знать теоретические основы методологии управления проектами;

уметь использовать полученные знания при оценке целесообразности, анализе жизнеспособности проекта, обосновании инвестиций, анализе рисков, планировании проекта, контроле и регулировании, управлении изменениями, возникшими в ходе осуществления проекта;

иметь навыки применения методов проектного анализа и регулирования, оценки эффективности инвестиционного проекта, методов оценки и анализа рисков.

Тема 1. Основные термины и определения

ü Основные определения дисциплины

ü Типы проектов

ü Окружение проектов

ü Основные участники проекта

Предварительные исследования

ü Основные этапы формирования проекта

ü Виды экономического анализа проекта

Активы, пассивы

После проведения всех исследований, предшествующих принятию инвестиционного решения, создается максимально компактный документ, который позволит предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда надлежит сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности проекта. Для этого составляется бизнес-план, являющийся главным инструментом предпринимателя. Бизнес-план описывает основные аспекты будущего проекта, анализирует все проблемы, с которыми проект может столкнуться, а также определяет способы их решения. Бизнес-план позволяет оценить и обосновать реализацию проекта в условиях конкуренции.

Ценность бизнес-плана определяется тем, что он дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции; содержит ориентир, как должен развиваться проект; служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы смогли получить полное представление о предполагаемом проекте и понять его цели. Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится, а также от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

Примерный состав бизнес-плана:

1. Вводная часть:

- название и адрес фирмы;

- учредители;

- суть и цель проекта;

- стоимость проекта;

- потребность в финансах;

- ссылка на секретность.

2. Анализ положения дел в отрасли:

- текущая ситуация и тенденция развития отрасли;

- направление и задачи деятельности проекта.

3. Существо предлагаемого проекта:

- продукция (услуги или работы);

- технология;

- лицензии;

- патентные права.

4. Анализ рынка:

- потенциальные потребители продукции;

- потенциальные конкуренты;

- размер рынка и его рост;

- оценочная доля на рынке.

5. План маркетинга:

- цены;

- ценовая политика;

- каналы сбыта;

- реклама;

- прогноз новой продукции;

6. Производственный план:

- производственный процесс;

- производственные помещения;

- оборудование;

- источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров;

- субподрядчики.

7. Организационный план:

- форма собственности;

- сведения о партнерах, владельцах предприятия;

- сведения о руководящем составе;

- организационная структура.

8 . Степень риска:

- слабые стороны предприятия;

- вероятность появления новых технологий;

- альтернативные стратегии;

9. Финансовый план:

- план доходов и расходов;

- план денежных поступлений и выплат;

- балансовый план;

- точка безубыточности.

10. Приложения:

- копии контрактов, лицензии и т.п.;

- копии документов, из которых взяты исходные данные;

- прейскуранты поставщиков.

Вводная часть пишется уже после того, как составлен весь план на 2 – 3 страницах и трактуется как самостоятельный рекламный документ, т.к. в ней содержатся все основные положения бизнес-плана.

В разделеанализ положения дел в отрасли описываются основные направления и цели деятельности будущего проекта. Рекомендуется давать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях развития, дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, указать их слабые и сильные стороны, а также ответить на вопрос: на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги.

Существо предлагаемого проекта.В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок, указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции.

ВразделеАнализ рынка необходимо убедить инвестора в существовании рынка для продукции, также определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка с учетом уже имеющихся долей, показать, что продукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей.

В разделеПлан маркетингадается описание предполагаемых методов продажи товара или услуги, назначенные цены и проведение рекламной политики.

В разделеПроизводственный пландается полное описание производственного процесса: описание системы выпуска продукции и осуществление контроля над производственными процессами, контроль за основными элементами, определяющими стоимость продукции, дается список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков, стоимости, анализируются вопросы сокращения или увеличения выпуска продукции.

Организационный план. Здесь рассматриваются вопросы руководства и управления предприятием, организационная форма предприятия, описывается роль каждого члена организации, даются краткие биографические сведения о всех членах совета директоров, анализируются знания и квалификация всей команды в целом, должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях.

В разделеСтепень риска необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.

Финансовый план составляется на 3 – 5 лет и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, балансовый план на первый год, график безубыточности.

Балансовый план отражает состояние дел на предприятии. Он представляет собой счет активов и пассивов, разность которых дает оценку собственного капитала предприятия.

Активы – все, что образует имущество предприятия и обладает стоимостью. Активы делятся на ликвидные и неликвидные. Ликвидные активы – это те, которые образуют оборотный капитал, неликвидные – основной капитал. Ликвидные активы включают денежные средства, а также все то, что может быть обращено в деньги или потреблено в процессе производства за период, не превышающий одного года. Неликвидные активы – это материальное имущество с длительным сроком службы.

Пассивы – это денежные обязательства предприятия перед кредиторами. Обязательства бывают краткосрочными, которые должны быть погашены в течение года, и долгосрочными.

Форма плана доходов и расходов представлена в табл. 4.

Таблица 4

План доходов и расходов

Показатели 1-й год 2-й год 3-й год
Доходы от продажи товаров (или оказания услуг)      
Налог на добавленную стоимость      
Себестоимость реализованной продукции (услуг)      
Валовая прибыль      
Эксплуатационные издержки, всего в том числе: Управленческие затраты, всего в том числе: зарплата канцелярские принадлежности плата за телефон почтовые расходы Затраты на сбыт Аренда помещений Транспорт Реклама Страховка Налоги Коммунальные услуги Проценты за капитал Амортизация Затраты на науку Прочие расходы      
Прибыль до уплаты налогов      
Налог на прибыль      
Чистая прибыль      

Контрольные вопросы: 1. Дайте определение бизнес-плана. 2. Что является исходной информацией для составления бизнес-плана? 4. Что отражено в информации бизнес-плана? 3. Какие разделы содержит бизнес-план?

Тема 3. Риски в проектах

ü Виды рисков в проектах

ü Методы анализа и снижения рисков

Тема 4. Планирование проекта

ü Виды планов

ü Сетевые модели

Сетевая модель, календарное планирование, критический путь

В управлении проектом планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации проекта. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их удовлетворения на основе выявления комплекса работ, определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для их выполнения, установления взаимодействия между организациями-участниками проекта. Деятельность по разработке планов охватывает все этапы проектного цикла.

Основная цель планирования – интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта. Планирование представляет собой набор действий, предусматривающих определение целей и параметров взаимодействия между работами и организациями-участниками, распределение ресурсов и выбор других организационных, технологических и экономических решений, обеспечивающих достижение поставленных в проекте целей.

Существует следующая система планов:

на прединвестиционной стадии в составе обоснования инвестиций и ТЭО – укрупненный (предварительный) план реализации проекта, включая потребности в основных видах ресурсов;

на стадии разработки проектной документации в составе проекта организации строительства (ПОС): уточненный план проекта в целом; календарный план строительной сферы проекта; календарный план подготовительного периода; укрупненный сетевой график (для сложных проектов); стройгенплан; организационно-технологические схемы возведения объектов; ведомость основных работ; потребность в материально-технических ресурсах; потребность в строительных машинах;

на стадии строительства в составе проекта производства работ (ППР) и организационно-технологических мероприятий: календарный план производства работ по объекту или комплексу работ; комплексный сетевой график; стройгенплан объекта; графики поступления на объект строительных материалов; графики движения рабочих кадров; технологические карты, включая почасовые графики; мероприятия по выполнению различных видов работ; предложения по оперативно-диспетчерскому управлению.

В методологии управления проектами различают 4 фундаментальных уровня планов:

Концептуальный – определяются цели, задачи проекта, рассматриваются альтернативные варианты действий по достижению намеченных результатов с оценкой негативных и позитивных аспектов каждого варианта, устанавливаются концептуальные направления реализации проекта, включая описание предметной области, укрупненной структуры работ и логики их развития, основные вехи, предварительная оценку продолжительности, стоимости и потребности ресурсов.

Стратегический план определяет целевые этапы и основные вехи, характеризующиеся сроками ввода объектов, производственных мощностей, объемами выпуска продукции; этапы проекта, характеризующиеся сроками завершения комплексов работ (нулевой цикл, монтаж каркаса и т.д.), поставки продукции (оборудования), подготовки фронта работ; кооперацию организаций исполнителей; потребности в материальных, технических и финансовых ресурсах с определением по годам, кварталам. Основное назначение плана – показать, как промежуточные этапы реализации логически выстраиваются по направлению к конечным целям проекта. Стратегический план устанавливает стабильное внешнее и внутреннее окружение, фиксированные цели для проектной команды и обеспечивает общее видение проекта.

Тактический план подразделяется на 2 подуровня:

текущий – уточняет сроки выполнения комплексов работ, потребность в ресурсах, устанавливает четкие границы между участниками работ, за выполнение которых отвечают различные организации-исполнители, в разрезе года и квартала;

оперативный – детализирует задания участникам на месяц, неделю, сутки по комплексам работ.

Планы могут детализироваться по функциям управления. Функциональный план разрабатывается на каждый комплекс работ или на комплекс работ, выполняемый одной организацией.

Также различают планы по степени охвата работ проекта: сводный, комплексный, главный; детальный по организациям-участникам; детальный по видам работ.

Типы календарных планов выбираются в зависимости от целей планирования, особенностей проекта и организации управления.

Основные этапы процесса планирования включают:

цели, задачи и основные технико-экономические показатели проекта, продолжительность и ресурсы, спецификацию выполняемых работ, этапов и вех проекта;

структуризацию проекта;

организационно-технологические решения;

сетевые модели пакетов работ;

оценку реализуемости, оптимизацию по срокам и критериям качества использования ресурсов и другим критериям;

потребности в ресурсах;

документы по пакету планов;

утверждение планов и бюджета;

доведение плановых заданий до исполнителей;

подготовку и утверждение отчетной документации для контроля планов.

Сетевой моделью комплекса работ называется ориентированный график, используемый для описания зависимостей между работами и этапами проекта.

Существуют 3 типа сетей: вершины – работы; вершины – события; смешанные.

В сети типа «вершины – работы» элементы представлены в виде прямоугольников, связанных логическими зависимостями, которые следуют один за другим.

 
  Б 77 Основы управления проектами: Курс лекций / М.Л.Бойкова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - 87 с. - student2.ru

Рис. 1. Сеть типа «вершины – работы»

Существуют 4 типа логических взаимозависимостей между работами: окончание-начало – В не может начаться, пока не закончится А; окончание-окончание – Д не может закончиться, пока на закончится С; начало-начало – Д не может начаться, пока на начнется С; начало-окончание – К не может закончиться, пока на начнется И.

           
    Б 77 Основы управления проектами: Курс лекций / М.Л.Бойкова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - 87 с. - student2.ru   Б 77 Основы управления проектами: Курс лекций / М.Л.Бойкова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - 87 с. - student2.ru
  Б 77 Основы управления проектами: Курс лекций / М.Л.Бойкова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - 87 с. - student2.ru
 

Рис. 2. Типы логических связей

Зависимость окончание-начало встречается наиболее часто. Зависимости окончание-окончание и начало-начало являются наиболее естественными и позволяют частично перекрывать работы во времени.

Сети типа «вершины–события» представляются в виде кружков, где работы обозначены стрелками между двумя узлами и определяются номером узлов, которые они связывают. Для выполнения отдельных видов работ могут вводиться фиктивные работы, так как соединение двух узлов одной и той же работой не допустимо.

 
  Б 77 Основы управления проектами: Курс лекций / М.Л.Бойкова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - 87 с. - student2.ru

Рис. 3. Сеть типа «вершины – события»

Смешанные сети – работа представлена в виде прямоугольников или линии, но существуют элементы, которые не могут представлять работу – одновременные события и логические зависимости. Смешанные сети - это новая область, и применяются они еще довольно редко.

Все виды сетевых моделей обеспечивают вычисление раннего и позднего начала и окончания, резервов времени для каждой работы проекта, в предположении, что заданы продолжительности работ и логические зависимости между ними.

Когда подсети вычерчены для различных пакетов собственных работ, а также для договорных пакетов и определены организационно-технологические параметры реализации проекта, из них следует образовывать сводный сетевой график проекта.

Календарное планирование – это составление и корректировка расписания, в котором работы, выполненные различными организациями, увязываются во времени между собой и с возможностями их обеспечения различными видами материально-технических и трудовых ресурсов. Существуют 3 варианта календарных планов: по ранним началам - используется для стимулирования исполнителей проекта; по поздним окончаниям - используется для представления выполнения проекта в лучшем свете для потребителя; между ними – делается для сглаживания потребляемых ресурсов или для показа заказчику наиболее вероятного исхода.

В простейшем случае параметры календарного плана составляют даты начала и окончания каждой работы, их продолжительности и необходимые ресурсы.

Продолжительность – это время выполнения работы. Может быть различной в зависимости от внешних и внутренних условий проекта.

Ранние и поздние даты определяются на основании оценочных продолжительностей всех работ. Существует самая ранняя дата, когда работа может быть начата, – дата раннего начала, а также самая поздняя дата, когда работа может быть закончена, - дата позднего окончания. Если дата позднего начала отличается от даты раннего начала, то промежуток времени, во время которого работа может быть начата, называется резервом времени. Работы с нулевым резервом времени называются критическими. Критическая продолжительность – минимальная продолжительность, в течение которой может быть выполнен весь комплекс работ проекта.

Критический путь – путь в сетевой модели, продолжительность которого равна критической. Работы, лежащие на критическом пути, называются критическими работами. Как правило, они составляют небольшую часть всех работ сети, но именно они определяют продолжительность выполнения комплекса в целом. Существуют также работы с очень маленькими резервами времени. Они являются субкритическими и на них нужно обращать столько же внимания, сколько и на критические работы.

Процесс составления календарного плана состоит в определении дат и моментов времени начала и окончания работ, для этого выбираются плановые даты, находящиеся между ранними и поздними датами. Календарный план, полученный в результате расчета, проверяется, уточняется, при необходимости детализируется, и когда есть полная уверенность, что в план включены все работы, имеется полная информация о наличных и требуемых ресурсах, переходят к анализу реализуемости. Различают 4 типа оценок реализуемости: интегральная оценка надежности, ресурсная, экономическая и финансовая. Если план проходит через эти сита, то проект обеспечен всем необходимым.

Анализ ресурсной реализуемости осуществляется в две стадии: 1 – анализируется наличие ресурсов по всем работам; 2 – проводится сглаживание эпюры использования ресурсов, обеспечивается меньшая стоимость и более эффективная работа.

Экономическая и финансовая реализуемость связаны между собой, так что на стадии планирования они могут быть рассмотрены совместно, т.к. имеются достаточно точные оценки рассматриваемых работ, что является необходимым условием выполнения анализа на реализуемость.

Экономическая реализуемость необходима для определения продолжительности проекта, которая соответствует минимальной стоимости.

План, прошедший успешно анализ на реализуемость, необходимо оценить на соответствие другим критериям, которые могут привести к изменениям сроков, условий и финансирования проекта.

После принятия календарного плана можно подготовить расписание использования трудовых ресурсов и материалов для случая, когда проект должен обеспечиваться собственным персоналом, а определенные материалы должны поставляться заказчиком. Можно также принять соглашение об аренде, прокате или покупке оборудования.

Контрольные вопросы: 1. Назовите основные виды планов. 2. Назовите основные этапы разработки календарных планов. 3. В чем состоит сущность составления календарного плана? 4. Дайте краткую характеристику сетевых моделей.

Регресс, бюджет проекта

Состав этапов по разработке документации представлен на рис. 4.

 
  Б 77 Основы управления проектами: Курс лекций / М.Л.Бойкова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. - 87 с. - student2.ru

Рис. 4. Этапы разработки проектной документации

Порядок организации и проведения тендера (торгов) на проектные работы определяется инвестором. Подготовка тендерной документации осуществляется организацией, имеющей на это право. Тендер может проводиться на часть проектной документации или на весь объем проектной документации. Для организации и проведения тендера создается временная комиссия – тендерный комитет.

Финансирование проекта должно обеспечить решение 2-х основных задач:

- обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы выполнять проект в соответствии с временными и финансовыми ограничениями;

- снижение затрат финансовых средств и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.

Финансирование проекта включает 4 этапа:

- предварительное изучение жизнеспособности проекта;

- разработка плана реализации проекта;

- организация финансирования;

- контроль за выполнением плана и условий финансирования.

На первом этапе до предоставления проекта инвесторам проводится предварительный анализ жизнеспособности проекта.

Этап планирования реализации проекта охватывает процесс от момента предварительного изучения его жизнеспособности до организации финансирования.

После завершения данного этапа разрабатываются предложения по организации схемы финансирования проекта.

Различают 4 способа финансирования: акционерные инвестиции, финансирование из государственных источников, лизинговое финансирование, долговое финансирование.

Акционерные инвестиции представляют собой вклады денежных средств, оборудования, технологии.

Финансирование из государственных источников осуществляется непосредственно за счет инвестиционных программ через прямое субсидирование.

Лизинговое финансирование подразумевает передачу участниками проекта прав собственности на проект или его часть инвестору.

Долговое финансирование осуществляется за счет кредитов банков и долговых обязательств юридических или физических лиц.

Источниками инвестиций могут быть:

- собственные финансовые средства, а также иные виды активов и привлеченных средств;

- ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, фонда поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

- иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений международных организаций и финансовых учреждений, государств, предприятий и организаций различных форм собственности;

- различные формы заемных средств, в том числе: кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе; кредиты иностранных инвесторов; облигационные займы; кредиты банков, инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов, а также векселя и другие средства.

Проектное финансирование – один из видов долгового финансирования, получивший большое распространение на Западе. Характеризуется особым способом обеспечения реальности получения запланированного потока реальных денег, которое достигается путем выявления и распределения всего комплекса рисков, связанных с проектом, между всеми участниками проекта.

В зависимости от того, какую долю риска принимает на себя кредитор, выделяют 3 формы проектного финансирования: с полным регрессом на заемщика; без какого-либо регресса на заемщика; с ограниченным регрессом на заемщика.

Регресс – это требование о возмещении предоставленной взаймы суммы.

Финансирование с полным регрессом на заемщика – наиболее распространенная форма проектного финансирования. Эта форма применяется в следующих случаях:

1. Предоставление средств для финансирования малоприбыльных или некоммерческих проектов, заказчики которых имеют возможность погасить кредиты за счет других доходов заемщика.

2. Предоставление средств в форме экспортного кредита.

3. Недостаточная надежность гарантий, выданных по проекту.

4. Предоставление средств для небольших проектов, весьма чувствительных даже к небольшому увеличению расходов.

При проектном финансировании без какого-либо регресса на заемщика кредитор не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя почти все риски, связанные с реализацией проекта. Эта форма финансирования имеет высокую стоимость для заемщика, так как кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска.

Необходимы следующие условия, чтобы кредиторы пошли на риск:

1. Использование хорошо отработанной технологии, позволяющей выпускать конкурентоспособную продукцию.

2. Возможность оценить риск строительства, риск вывода на проектную мощность, а также риски, связанные с функционированием проекта.

3. Конечная продукция должна иметь легко оцениваемый рынок и быть легко реализуемой, так как только в этом случае можно определить ценовые риски.

4. Существуют надежные договоренности с поставщиками сырья, комплектующих, энергоносителей и на них установлены определенные цены.

5. Политическая стабильность в стране.

Проектное финансирова

Наши рекомендации