Международные филателистические программы и выставки

Одним из традиционных направлений международного бизнеса современной филателии является разнообразная выставочная деятельность. Первые филателистические выставки прошли во второй половине XIX в., а с началом XX столетия они прочно вошли в культурный обиход, приоб­ретя в дополнение еще серьезную коммерческую составляющую. Так, в 20-е годы XX в. по случаю проведения ряда крупномасштабных филате­листических экспозиций в Люксембурге и Франции почтовые ведомства этих государств выпустили в продажу специальные памятные блоки — миниатюрные листки из нескольких марок, обрамленных широкими полями с памятными текстами. В самом скором времени отметился бур­ный рост цен на эти выпуски, что послужило сигналом для почтовых ве­домств других государств последовать примеру Люксембурга и Франции. Кроме того, учитывая мощный приток посетителей-филателистов на спе­циально организуемые для них экспозиции, почта и различные филатели­стические фирмы стали придумывать новые виды продаж. В обиход широко вошли разного рода филателистические выставочные сувениры: памят­ные гашения на специальных конвертах и почтовых карточках, специаль­ные издания, альбомы и т.п. В итоге крупные филателистические выставки стали одним из главных элементов стабильного филателистического биз­неса, а с введением международных и всемирных филателистических выставок — и объектом серьезного бизнеса.

Практика организации и проведения всемирных филателистических выставок берет начало из послевоенной Европы, когда после колоссаль­ного успеха нескольких международных филателистических выставок в 1962 г. было решено провести первую всемирную — «Прага-62» — в сто­лице Чехословакии. Это послужило прекрасным поводом для националь­ной почты страны осуществить многомарочную эмиссионную программу. В расчете на огромное внимание почта осуществила выпуск выставочных марок не только в их традиционном исполнении, но и в специальном — в виде малых листов, беззубцовых вариантов с гашением памятными штем­пелями и т.д., предназначенными в основном для удовлетворения спроса широкого круга коллекционеров. Успех этой первой всемирной выставки превзошел все ожидания, и начиная со следующего года, ряд европейских, азиатских и американских городов стали претендовать на право проведе­ния подобных экспозиций.

Почтовые ведомства, официально участвующие в подобных меро­приятиях, наладили массовый выпуск сопутствующей сувенирной продук­ции. Такая практика во многом определила повышенный спрос к разного рода нефилателистическим сувенирам с выставочной символикой, распро­даваемой столь же успешно, как и сувениры с олимпийской символикой в предолимпийский период и в дни проведения игр летних и зимних Олим­пиад. По имеющимся экспертным оценкам, выручки некоторых почтовых ведомств, успешно разворачивающих в предвыставочный период специ­альную маркетинговую кампанию, достигают десятков миллионов долла­ров, что соответствует 20—25% суммарной годовой выручки почты от реализации новых знаков почтовой оплаты, специально ориентированных на коллекционеров.

Как и в случае с Олимпийскими играми, всемирные филателистиче­ские выставки планируются и утверждаются заранее Всемирной федера­цией филателии (ФИП) со штаб-квартирой в Швейцарии. За четыре года заявки направляются в ФИП, где рассматриваются выставочной комиссией, дающей впоследствии почетный патронат этой организации.

Все всемирные выставки имеют две составляющие: собственно экс­позиционную и коммерческую. В коммерческой части выставки участвуют наряду с частными торговыми фирмами национальные почтовые администрации, закупающие торговые стенды. Их стоимость, в зависимо­сти от предполагаемого Оргкомитетом уровня посещаемости будущей экспозиции, колеблется от 1 до 5 тыс. дол., а традиционные сроки прове­дения подобных выставок составляют от пяти до 10 дней. Естественно, что за столь сжатые сроки следует максимально эффективно «отработать» изначально вложенные средства на организацию экспозиции и получить соответствующий доход, покрывающий все расходы по оплате и оформ­лению стенда. Все это предопределяет потребность в тщательной и забла­говременной разработке соответствующих выставочных коммерческих программ, когда почты — участницы проводимых экспозиций планируют и рассылают специальные рекламные выпуски филателистической про­дукции для ее реализации на будущей выставке.

Сложилась традиция, что те или иные экспозиции раз в 10 лет повто­ряются в городе их первоначального проведения. Так, повторная всемир­ная выставка в Праге была в 1968 г., после чего регулярно в 1978, 1988 и 1998 гг.

Из других крупнейших, традиционно проводимых всемирных фил-выставок следует отметить выставки «Филэксфранс», регулярно органи­зуемые в Париже в 1982, 1989 и 1999 гг., в Лондоне — 1970, 1980, 1990 и 2000 гг., а также выставки в Вене, Брюсселе, Вашингтоне, Токио и ряде других городов. В России первая и пока единственная всемирная филателистическая выставка прошла в 1997 г. в Москве по случаю 850-ле­тия основания города.

Генеральными спонсорами Всемирной филателистической выставки «Москва-97» стали Почта России и АО «Международное сотрудничество», обеспечив основной инвестиционный пакет выставочного бюджета и в соответствии с подписанными соглашениями получив эксклюзивные права на доходы. Интересно заметить, что проведение выставки планировалось и состоялось в московском Манеже. Недавний пожар в его помещении заставил вспомнить о том, что если бы эта катастрофа произошла не в 2004, а в 1997 г. во время проведения филателистической экспозиции, то сумма страховки, которую обеспечивала известная английская компания «Ллойд», составила бы около 3 млн дол., что повлекло бы за собой резкое повышение страховых ставок во всем мире, в результате чего могла бы резко подскочить конъюнктура цеп на мировые филателистические рари­теты. Тем более что в Манеже тогда демонстрировались уникальные экс­понаты из всемирно известных коллекций королевы Великобритании Ели­заветы И и князя Монако Ренье III.

Успех всемирных филателистических выставок (в том числе чисто коммерческий) открыл новое направление — проведение региональных (континентальных) европейских и азиатских международных филателис­тических выставок. В Европе эта практика, введенная в конце 80-х годов XX в., рассматривается как дополнительная возможность успешно реали­зовать ряд филателистических и коммерческих программ, а в Азии, где демографический взрыв привел к «взрыву коллекционному», стимулиро­вать рост регионального филателистического международного рынка, признанным центром которого с начала 90-х годов XX в. стал Гонконг. К настоящему времени проведено уже 17 международных азиатских филателистических выставок, центрами которых помимо Гонконга был Пекин и ряд столиц стран — членов АСЕАН: Бангкок, Джакарта, Сингапур, По экспертным данным, проведение подобных всемирных и региональ­ных выставок обходится организаторам около 2—3 млн дол. каждая, а ожи­даемая выручка составляет не менее 5 млн дол.

Кроме международных коммерческих выставочных программ в по­следней четверти XX в. широкое распространение получили тематические международные филателистические программы, у истоков которых стоит уже упоминавшаяся Межправительственная филателистическая корпора­ция, инициировавшая параллельные тематические выпуски ряда развива­ющихся стран, посвященных какому-нибудь примечательному событию мировой культурной или спортивной жизни, а также известным и попу­лярным персоналиям.

Наиболее ярким примером может служить долгосрочная программа выпусков марок, посвященных персонажам мультипликаций У. Диснея. Этот филателистический Диснейленд ежегодно приносит инициаторам до 20 млн дол. чистой прибыли. Другой пример — программа международ­ных выпусков марок, посвященных Элвису Пресли, Мадонне или доисто­рическим представителям фауны, что было связано с успешной демонст­рацией американского фильма «Парк юрского периода». Как правило, такого рода выпуски рассчитаны на начинающих филателистов, и прежде всего молодежь, рассматривающих их скорее не как марки, а в качестве модных картинок-наклеек. К сожалению, это направление филателисти­ческого бизнеса наносит значительный урон развитию мировой филате­лии, в определенной мере подтачивает основы подлинного филателисти­ческого бизнеса.

34.3. Международная ценовая политика и особенности ценообразования в филателии

Вопросы ценообразования на марки интересуют не только коллекционе­ров-филателистов, но и профессионалов-экономистов. Здесь интересен фено­мен относительной стабильности, временами, однако, сменяющийся взле­тами и падениями, как правило, не связанными напрямую с экономическими условиями производства этой продукции. Филателистический рынок — это совершенно особенный рынок, где соотношение спроса и предложе­ния, с одной стороны, серьезно определяется текущей модой, как и на рынке классических произведений искусства, а с другой — массовым сознанием, находящимся под влиянием политической конъюнктуры или определя­емым потребностью средне- и долгосрочного вложения избыточных средств в надежные источники.

По экспертным оценкам, сразу же после вложений в драгоценные камни и металлы следуют вложения в нумизматику. Филателия уверенно занимает четвертое место вслед за инвестициями в ценные бумаги. Соб­ственно говоря, и сама почтовая марка представляется своеобразной разно­видностью ценной бумаги, своеобразной квитанцией-облигацией.

Не вдаваясь в тонкости описания чисто филателистических аспектов роста и падения цен на отдельные раритеты и уникумы (стабильный рост филматериалов XIX — первой половины XX вв.), остановимся на более широком поле ценообразования и ценовой политики на массовые эмис­сии марок.

Может показаться, что выпускаемые многомиллионными тиражами почтовые новинки не имеют сколько-нибудь серьезных шансов стать если не раритетами, то довольно-таки надежным источником роста своих номинальных стоимостей. Однако чаще всего это не так, поскольку еще до их выпуска почтовые ведомства заранее оценивают и планируют не только теоретически наиболее вероятное количество марок для чисто ути­литарных нужд в деле оплаты пересылаемой корреспонденции, но и учи­тывают поведение коллекционеров на филателистическом рынке. Поэтому, с учетом ожидаемого спроса, зависимого и от политической конъюнкту­ры, и от экономической стабильности страны-эмитента, и от веяний моды, прогнозируется количество новинок, которое будет распродано в соответ­ствующие сроки. В целом сегодня заметна тенденция роста спроса, а зна­чит, и цен на европейские, американские и японские марки периода 50— 70-х годов XX в., а также на так называемые закрытые страны, т.е. марки тех государств, которые в силу тех или иных причин уже прекратили эмис­сионную деятельность, как, например, СССР после его распада в 1991 г. или ГДР после ее объединения с ФРГ в 1989 г.

Традиционно сложилось, что цены на филматериал определяют несколько десятков международных каталогов, издаваемых крупными филателистическими фирмами, ведущими широкую международную тор­говлю новинками и запасами прошлых выпусков действующих почтовых администраций. С определенной долей условности эти цены можно при­числить к справочным ценам, широко известным в практике международ­ной торговли готовой продукцией.

Наиболее авторитетными и популярными среди коллекционеров всего мира являются американские каталоги «Скотт», английские «Стенли Гиббонса», французские «Ивер и Телье», немецкие «Михель», итальянские «Болаффи» и «Сассоне», а также швейцарские «Цумштейн» и испанские «Домфил». Оценка почтовых марок в них представлена в ведущих миро­вых валютах, однако в своеобразных условных денежных единицах — «долларах Скотта», «фунтах Гиббонса», «франках Цумштейна» и «условных евро», до введения в обиход которых были широко известны «Михель-марки» и «франки Ивера». Такое название они получили вслед­ствие того, что реальная рыночная цена продаваемых материалов колеб­лется в достаточно широком диапазоне 10—60% каталожной цены, в зави­симости от степени сохранности, популярности, истории происхождения и иных факторов.

Каталогизация текущих новинок разных почтовых ведомств осуществ­ляется теми же фирмами, что издают перечисленные каталоги, в специаль­ных периодических выпусках — бюллетенях или журналах, где стоимость новых эмиссий, как правило, удваивается по сравнению с их номинальной стоимостью, а это гарантирует возможность продавать их при отсутствии повышенного спроса по номиналу (сами же дилеры покупают в соответ­ствии со специально заключаемыми с почтовыми ведомствами соглаше­ниями новинки с 20%-ной скидкой) либо при активизации рынка автома­тически доводить цену популярных позиций до 200%-ного уровня.

Регулярный пересмотр цен осуществляется ежегодно для каталогов «Скотт» и «Цумштейн» либо раз в пять — семь лет для остальных. Пере­издание отдельных томов по регионам происходит ежегодно, хотя обнов­ление всего комплекта из 8—11 выпусков — в среднем раз в восемь лет.

На разумную ценовую политику, обеспечивающую держателям почтовых марок стабильный 5—15%-ный рост в зависимости от объекта коллекционирования (что существенно выше многолетнего среднегодо­вого инфляционного роста мировых цен), решающим образом влияет поведение крупных фирм-участников на международных филателистиче­ских рынках. При повышении спроса на отдельные марки часто в продажу дополнительно выпускается лишь очень ограниченное их количество. Более того, при желании тех или иных почтовых администраций, напро­тив, повысить цены и внимание к своим товарам нередко происходит даже публичное, с широким привлечением представителей прессы, уничтоже­ние запасов старых выпусков.

Наиболее ярким событием в связи с этим стали недавние публичные сжигания запасов старых (периода 60—80-х годов XX в.) марок Сан-Марино, Ватикана, Монако и тихоокеанского острова Питкэрн, в то время находящегося под английским колониальным владычеством. Пример рез­кого роста цен на марки Китайской Народной Республики без проведения каких бы то ни было специальных акций — это бум спроса на коллекцио­нирование марок с изображением Мао Цзе Дуна.

Что касается классических выпусков первых 70—80 лет мировой филателии, то, как правило, цены на них находятся в устойчивом движе­нии в сторону роста, вне зависимости от моды и конъюнктурных пристрас­тий коллекционеров, что делает эти выпуски достаточно надежным сред­ством вложения денег.

Наши рекомендации