Мировой страховой рынок: операторы, тенденции и инфраструктура

Можно выделить три наиболее распространенных типа страховых компаний, действующих на рынке:

крупные компании, предлагающие широкий спектр страховых продуктов и располагающие разветвленной сбытовой сетью;

специализированные страховщики, работающие в целевых нишах;

кэптивы — компании, учрежденные другой корпорацией и обслу­живающие только (или преимущественно) ее страховые интересы. Кэптивы обычно противопоставляются компаниям, работающим на открытом рынке, с широкой клиентской базой.

Рыночная капитализация лидеров международного страхового биз­неса составляет десятки миллиардов долларов, а у американской AIG она приближается к 200 млрд дол.

Типы рынков страхования. Рынки бывают зрелыми и формиру­ющимися, открытыми и закрытыми для инвесторов и операторов. В восточно-азиатском регионе полностью открытыми можно считать только рынки Гонконга и Сингапура, частично закрытыми — Малайзии и Таиланда. Либерализованными рынками располагают Новая Зеландия и Австралия. Общее правило таково, что страны со средним уровнем развития и круп­ным населением часто придерживаются протекционистской политики.

В странах СНГ наиболее открыты рынки Казахстана, Киргизии, Украины. Многочисленные административные барьеры установлены в Тад­жикистане, Беларуси, Азербайджане. Рынок оценивается с точки зрения того, насколько трудно или легко получить лицензию на ведение страхо­вых операций; что требуется для открытия представительства, операци­онного офиса или регионального филиала; как распределяются заказы на страхование; существует ли квотирование перестраховочной деятельности. Государство может искажать механизм рыночной конкуренции, создавая искусственные привилегии для одних страховых компаний в ущерб другим.

Закрытые рынки отличает высокая степень непрозрачности, дефицит информации, ограниченность перечня оказываемых страховых услуг и низкий лимит страховой ответственности. Доступ нерезидентов на рынок может ограничиваться на определенный период, чтобы дать сформиро­ваться спросу на страховые услуги, а национальной индустрии — повы­сить уровень конкурентоспособности прежде всего на внутреннем рынке. Если этот период затягивается или используется непродуктивно, то про­исходит стагнация страхового дела, остается неудовлетворенным спрос на страховые услуги, что оказывает сдерживающее воздействие и на общеэкономическое развитие. Потребители в результате обращаются в другие, нестраховые сегменты сферы финансовых услуг.

Консолидация и концентрация страхового бизнеса. Во многих стра­нах укрупняется масштаб бизнеса, растут размеры страховых компаний. Этот процесс сокращает избыточное присутствие в страховом секторе, оставляя в нем сильнейших, повышая эффективность операций по страхо­ванию, отдачу на вложенный в страховой бизнес капитал. Вместе с тем он может иметь и отрицательные последствия:

уменьшение числа поставщиков страховых услуг и сужение выбора для страхователей;

рост тарифов и увеличение стоимости страхования:

сокращение числа рабочих мест в страховой отрасли.

Еще одной формой консолидации является создание транснациональ­ных альянсов, участники которых объединяются для реализации конкрет­ных проектов. Они координируют действия, не теряя юридической и организационной самостоятельности. Есть и такая форма объединения ресурсов страховщиков, как создание пулов — для страхования особо слож­ных и объемных рисков (ядерных, террористических) и для перестрахо­вочной деятельности.

Последнее десятилетие отмечено слияниями и поглощениями среди страховых брокеров, в том числе крупнейших. Здесь обозначилось доми­нирование двух игроков — Марша («March & MacLennan») и Аон, каж­дый из которых получает прибыль примерно по 4 млрд дол. в год, почти втрое оторвавшись от третьего участника рынка брокерских услуг— «Willis Coroon», контрольный пакет акций которого в 2001 г. приобрел за 1,35 млрд дол. известный инвестиционный фонд KKR («Kohlberg Kravis Roberts»).

Конвергенция в сфере финансовых услуг. К рассматриваемому явлению примыкает конвергенция или интеграция в сфере финансовых услуг, что предполагает взаимопроникновение банковского и финансового бизнеса. Это явление получило наименование «Bankassurance» (француз­ский вариант) и «Allfmanz» (немецкий вариант).

В Японии ряд банков и страховых компаний объединились в финан­совые холдинги, возглавляемые банками. Изменения в законодательной базе, вступившие в силу с марта 2004 г., позволяют японским банкам без каких-либо ограничений заниматься продажей страховых полисов (за соот­ветствующие комиссионные) через сеть банковских отделений. В соот­ветствии с этой общемировой тенденцией новый тайваньский закон о финансовых холдингах также разрешает диверсификацию деятельности финансовых институтов, одновременную их работу в смежных областях — банковской, страховой, взаимных инвестиций, брокерских услуг на рынке ценных бумаг.

Однако разработка и применение технологии продвижения страхо­вых продуктов через «банковские окна» является крайне непростым делом. В Китае, например, конвергенция развивается вслед за демонополизацией страхового рынка, на котором ранее господствующие позиции занимала Народная страховая компания Китая — аналог Госстраха советского периода.

Конкуренция в страховой сфере. Конкуренция в страховой сфере имеет различные проявления. Это, к примеру:

ценовая конкуренция между страховыми компаниями. Если она пере­растает в демпинг, то под вопросом может оказаться платежеспособность и надежность страховщика, который прибегает к этому средству;

конкуренция по качеству и уровню обслуживания клиента. Иллюст­рацией служит обязательное страхование автогражданской ответственно­сти: все компании работают по одинаковым тарифам, устанавливаемым законом, но предлагают различный уровень сервиса в том, что касается урегулирования убытков (рассмотрение заявлений на выплату страхового возмещения, расследование страхового случая и выплата компенсации в рамках установленных лимитов ответственности).

Существует конкуренция по конструкции и типу предлагаемого стра­хового продукта: комплексность, перечень включаемых рисков, понятная структура.

При конкуренции на рынке труда компании стремятся привлечь наи­более квалифицированные кадры. Обычным явлением можно назвать переход страховых агентов вместе с их клиентурой на обслуживание в другую компанию. Агентам могут предлагать более щедрое вознагражде­ние, которое достигает иногда (особенно при продаже полисов долгосроч­ного страхования жизни) 40% от полученной премии, что дает сиюминут­ный эффект, но иногда ведет к неоправданному росту сбытовых издержек.

Страховые компании могут конкурировать между собой и по привле­чению административного ресурса, приобретая преимущества благодаря особым отношениям с властями. Такая конкуренция носит нездоровый, несправедливый и нерыночный характер, искажает функционирование рынка.

Конкуренция на рынке страхования является многоплановой, распро­страняясь на область тарифов, качество обслуживания, широту страхового покрытия. Механизм рыночной конкуренции несовместим с демпингом и созданием предпочтительных условий для одних страховщиков в ущерб другим. Конвергенция распространяется и на такую область, как продажа страховых полисов через банковскую филиальную сеть в дополнение к перекрестному владению акциями банков и страховых компаний. Разви­тые страховые рынки отличаются высокой концентрацией капитала, а рынки развивающиеся — раздробленностью и распыленностью налич­ных ресурсов среди избыточного числа страховых компаний.

Основные термины и определения

Андеррайтинг — собственно страхование; оценка риска с точки зрения его страхуемости; определение условий и тарифов для страхова­ния; андеррайтер — специалист и уполномоченное лицо, кото­рое принимает на страхование риски (или отвергает их), исходя из экономической целесообразности.

Перестрахование — разделение страхового риска между страховщиком и перестраховщиком, вторичное размещение риска и защита пер­вичного страховщика от крупных выплат, превышающих его воз­можности.

Страховой убыток — подлежащий возмещению страховщиком ущерб, причиненный объекту страхования в результате страхового случая; или реализовавшийся страховой риск. Урегулирование убытка — процедура выплаты страхового возмещения.

Страховая премия — страховой взнос, платеж. Определяется путем умно­жения ставки премии, выраженной в процентах, на страховую сумму.

Страховая сумма — денежная сумма, адекватная страховому интересу и страховому риску, на которую застрахованы материальные цен­ности, гражданская ответственность (перед третьими лицами), жизнь или здоровье страхователя. Именуется также страховым покрытием.

Страховое возмещение — сумма выплаты из страхового фонда для покрытия ущерба в имущественном страховании, страховании ответственности (в последнем случае — за материальный ущерб перед третьими лицами).

Страховое событие — потенциально возможное нанесение ущерба объекту страхования.

Страховой случай — реальное причинение ущерба объекту страхования.

Вопросы для самоконтроля

Каковы основные функции страхования и их взаимосвязь?

Назовите основные гарантии выполнения страховщиками своих обязательств.

При помощи каких показателей можно сравнить развитие страхо­вания в различных странах?

Какие типы компаний работают на страховом рынке и каковы их сравнимые преимущества?

Что лежит в основе процесса концентрации страхового капитала и укрупнения компаний и каковы его последствия?

Литература

Ефимов С.Л. Экономика и страхование: Энциклопедический сло­варь. М.: Церих-ПЭЛ. Новая экономика, 1996.

Страхование в России. Insurance in Russia Издание ВСС. На рус. и англ. языках, 2003.

Теория и практика страхования: Учебное пособие/Редакционный совет: С.Н. Асабина и др. М: Анкил, 2003.

Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования. М.: Анкил, 2003.

Insurance: Principles and Practice. L.: Chartered Insurance Institute, 1995.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

Глава 32

Международный туризм является сегодня одной из наиболее доход­ных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В начале XXI в. на долю международного туризма приходится около 8% общего объема мирового экспорта и 30—35% мировой торговли услугами.

Число международных туристов постоянно растет. В последние 20 лет среднегодовые темпы прироста числа прибытий иностранных туристов в мире составляли около 5%, а валютных поступлений — около 15%. Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн человек, а оборот туриндустрии — порядка 2,1 млрд дол., то, по данным влиятельной между­народной организации, специализирующейся на изучении основных про­блем и перспектив мирового рынка туризма — Всемирной туристской организации (ВТО), в 2003 г. в мире было зарегистрировано 694 млн при­бытий туристов, а суммарные поступления от международного туризма достигли порядка 470 млрд дол. (табл. 32.1).

Мировой страховой рынок: операторы, тенденции и инфраструктура - student2.ru

Международный туризм обеспечивает работой более 100 млн чело­век во всем мире. Во многих странах туризм является ведущей отраслью экономики, играя важнейшую роль в формировании валового внутреннего продукта и устраняя многие социально-экономические проблемы, поскольку он:

является стабильным источником валютных поступлений;

создаст новые рабочие места, снижая уровень безработицы;

развивает смежные отрасли национального хозяйства, так или иначе связанные с производством туристских услуг (пищевая и легкая промышленность, строительство, медицина, транспортное обслуживание, гостиничный и развлекательный комплексы);

активизирует деятельность центров народных промыслов (инду­стрия сувениров) и общее развитие культуры;

— обеспечивает дальнейший рост уровня жизни местного населения.
Динамика развития туризма той или иной страны в решающей степени

зависит от общего состояния ее экономики. К примеру, в Испании и Авст­рии поступления от туризма составляют до 40% общих доходов от экс­порта товаров и услуг.

Развитие международного туризма, разумеется, приводит и к некото­рым негативным последствиям: дополнительному загрязнению окружа­ющей среды, инфляции, нарушению традиций местного населения, часто к увеличению числа межнациональных конфликтов и т.п. Однако это мень­шее зло, чем позитивные моменты в развитии туристского бизнеса.

После распада биполярной структуры мира в конце истекшего столе­тия, открытия границ и дальнейшего процесса мировой глобализации у большого числа людей появилась реальная возможность посетить тот или иной уголок земного шара, ознакомиться с культурой, обычаями и тради­циями народов других государств и континентов.

К определяющим экономическим факторам, способствующим значи­тельному расширению объемов мирового рынка туризма в XXI в., следует отнести повышение уровня и качества жизни населения, в первую оче­редь в развивающихся странах, создание широкой и общедоступной транс­портной инфраструктуры, а также динамичное развитие международной торговли и международного бизнеса в целом. Многие страны, специали­зирующиеся на туристском бизнесе, продолжают привлекать крупные инвестиции в развитие современных туристических центров, строитель­ство новых сетей гостиниц, разрабатывают новые туристские маршруты.

Существенное влияние на потенциальных туристов оказало бурное развитие информационных технологий и средств информации —распро­странение Интернета и телевидения, выпуск многочисленных специали­зированных журналов, газет и т.п. К началу текущего века индустрия туризма и путешествий стала одной из ведущих отраслей мировой эконо­мики по масштабам электронного бизнеса. Около 30% всех операций по

резервированию билетов на железнодорожные и авиационные рейсы, бро­нированию гостиничных номеров, выбору оптимального пакета турист­ских услуг и многое другое приходится в настоящее время на режим «он-лайн» в Интернете. Благодаря этому резервирование передвигается на все более поздние сроки, а число непосредственно посещающих тур­агентства туристов, приобретающих заранее подготовленные пакеты услуг, неуклонно снижается.

На развитие международного туризма также серьезно повлиял и ряд изменений, произошедших в течение прошлого века в демографической структуре и социально-экономических условиях: увеличение численности жителей на планете, рост числа пенсионеров с достаточным материальным обеспечением (преимущественно в промышленно развитых странах), рост продолжительности оплачиваемых отпусков и свободного времени рабо­тающего человека, рост доходов в семье в связи с увеличением числа рабо­тающих женщин при одновременном росте числа бездетных семей, тен­денция к более поздним бракам и т.п. Все большее количество людей имеют время, желание и реальные финансовые возможности для путешествий.

Вместе с тем на развитие туризма отрицательно влияет все еще нестабильная политическая обстановка в некоторых странах и регионах, военные конфликты различного масштаба, серьезные экономические и финансовые кризисы, инфляция или дефляция национальной валюты, обостряющиеся экологические проблемы, распространение различных эпидемий и т.п.

Одним из главных препятствий в серьезном расширении объемов мирового рынка туризма по праву считают усиление международного тер­роризма. Крупнейший террористический акт, произошедший 11 сентября 2001 г. в США, самым серьезным образом отразился в первую очередь на рынке туризма, резко сократив число путешествий не только в США, но и в мире в целом. Израиль, регулярно подвергающийся атакам террористов со стороны Палестины, в последние годы недосчитывает ежегодно около 3 млн иностранных туристов. Террористические акты в Испании 11 марта 2004 г. также весьма негативно сказались на туристском имидже этой страны — лидера в международном туристском бизнесе. Такие события неизбежно приводят к усилению контроля за въездом граждан в то или иное государство, ужесточению режима выдачи виз, что автоматически сокращает число международных прибытий.

Военные действия на Ближнем Востоке (Афганистан, Ирак, Израиль, Пакистан), в Африке (Эфиопия), Восточной Европе (бывшая Югославия, Чечня) и т.п. в конце XX — начале XXI в. вызвали существенное сокраще­ние прибытия иностранных туристов. Многочисленные экономические и финансовые кризисы в Латинской Америке (Аргентине, Бразилии) в кон­це 90-х годов и, как следствие, увеличение роста преступности и безрабо­тицы также привели к значительным убыткам туриндустрии этих стран.

И в то же время заметим, что в отличие от других отраслей современ­ной экономики туризм все-таки менее других испытывает на себе влияние экономического кризиса, способного лишь в малой степени и на относи­тельно короткий срок затормозить его поступательное развитие.

Укрепление валюты евро по отношению к доллару, фунту, иене и рублю в 2003—2004 гг. закономерно привело к повышению стоимости туров в Западную Европу в среднем на 20% в соответствующих валютах и, как следствие, уменьшило привлекательность европейских стран у турис­тов из США, Великобритании, Японии, России и ряда других государств Восточной Европы.

Распространение эпидемии атипичной пневмонии в некоторых стра­нах Азии в 2003 г. снизило число путешествий в мире.

Приводя примеры обстоятельств и причин, в той или иной степени отрицательно сказавшихся на развитии международного туризма в после­дние годы, следует упомянуть сильную жару (до 45"С) в Западной Европе, установившуюся летом 2003 г., а также загрязнение нефтью некоторых весьма популярных пляжей Атлантического побережья Испании и Фран­ции из-за затонувшего в том году крупного нефтеналивного танкера «Престиж».

В настоящее время на мировом рынке туризма практически полно­стью доминируют крупнейшие международные транснациональные кор­порации с многомиллиардными оборотами, в их числе «ТУИ» (Германия), «Карлсон» (США), «Кука» (Великобритания), «Вояж» (Франция), «Интер-хоум» (Швеция). Большинство крупнейших систем отелей в мире принад­лежит капиталу из США: «Шератон», «Холидей Инн», «Мариотт», «Рамада». Широко известны также «Транстхауз Форт» (Великобритания), «Аккор» и «Клаб Медитрэнс» (Франция), «Джионп Сол» (Испания). Немаловаж­ную роль на этом рынке продолжают играть и многочисленные турист­ские фирмы среднего и малого бизнеса, включая семейный бизнес.

Серьезное усиление конкуренции на мировом рынке туризма в по­следние годы привело к увеличению числа слияний и поглощений в этом бизнесе. Так, в 2003 г. крупнейшая американская корпорация туристского бизнеса «Америкэн экспресс» поглотила целый ряд мелких иностранных компаний, специализирующихся на деловом туризме.

По содержанию международный туризм подразделяется так:

въездной туризм — путешествия в пределах той или иной страны иностранных граждан, не проживающих постоянно на ее территории;

выездной туризм — путешествие граждан той или иной страны, постоянно проживающих в ней, в другое государство.

Существует несколько основных подходов в классификации между­народного туризма, что в значительной мерс предопределяет и его содер­жание:

по возрасту — зрелый, молодежный, детский, смешанный;

по продолжительности — однодневный, многодневный, транзитный;

но сезонности — активный туристский сезон (золотой), межсезон или полусезон (серебряный), несезон;

по форме участия — индивидуальный, групповой, семейный;

по способу передвижения — пешеходный, с использованием тради­ционных транспортных средств (автомобильный, железнодорожный, авиа­ционный и т.п.), с использованием экзотических видов транспорта (дири­жабль, воздушный шар, дельтаплан, конный).

Отдельно следует рассмотреть целевую функцию международных туристических поездок. В зависимости от цели поездки туризм можно подразделить следующим образом.

Познавательный туризм — самый массовый, подразделяющийся на знакомство с природными, культурно-историческими, хозяйственными и прочими достопримечательностями, а также этнический и культурно-развлекательный туризм. Сюда также следует отнести и фестивальный туризм — широкая гамма туристских туров, которые специально органи­зуются для посещения национальных и международных ярмарок, выста­вок, карнавалов, спортивных соревнований, среди которых особое место занимают всемирные олимпиады.

Курортный и лечебный туризм, включающий в себя климатолечение, грязелечение, купально-пляжные, прогулочные процедуры и др.

Деловой и конгресс-туризм — деловые поездки, включая посещение торговых ярмарок, выставок и бизнес-семинаров.

Спортивный туризм, включающий водный, пешеходный, горнолыж­ный, велосипедный, автомобильный туризм, альпинизм и др.

Шоп-туры, или «челночная торговля» — вид туризма, который до 1996 г. в России составлял более 60% выездного туристского потока, он и сегодня пользуется большой популярностью у наших соотечественников.

Экологический туризм — особый вид туризма, основной задачей которого является наблюдение и всесторонняя забота о культурном благополучии туристских районов, щадящем использовании их ресурсов, и о минимиза­ции ущерба окружающей среде.

Научный туризм, связанный с проведением международных научных съездов, конференций, симпозиумов, семинаров, сочетающийся нередко с другими видами туризма, в частности с познавательным.

Учебный туризм — международные студенческие обмены, образова­тельные туры, изучение иностранных языков в колледжах и университе­тах зарубежных стран.

Религиозный туризм — паломничество к святым местам (Мекка, Лхаса, Иерусалим и другие мировые религиозные центры).

Определить фактическое соотношение различных типов туризма часто весьма сложно, поскольку оно меняется по регионам, странам и годам, тем более что существует большое число смешанных типов туров. Наиболее массовым и традиционным типом туризма остается познавательный туризм (более 50%). На долю делового туризма в настоящее время приходится около 15—-20%. Деловой туризм —-динамично развивающийся вид поез­док, ежегодные темпы роста которого в мире составляют около 8%. Боль­шим спросом стали пользоваться краткосрочные туры по городам, 1—2-дневные поездки выходного дня. Характерно, что активные формы отдыха повсеместно серьезно теснят пассивные, поэтому различного рода при­ключенческие и спортивные поездки становятся все более популярными, особенно среди молодежи. В последние годы стал популярен экологиче­ский туризм — отдых в уголках нетронутой природы.

На мировом рынке туризма существует ряд стран, имеющих перед своими конкурентами те или иные преимущества, позволяющие ежегодно привлекать иностранных туристов и определяющие, по большому счету, специализацию страны на данном рынке, а в некоторых случаях монополь­ное положение в этом бизнесе. Так, уникальные памятники природы в США (Ниагарский водопад), Непале (гора Джомолунгма) и старины в Египте (пирамиды фараонов), Индии (Тадж-Махал), Греции (Акрополь), Италии (Колизей) позволяют этим странам развивать в первую очередь познава­тельный туризм. Наличие прекрасных морских пляжей и мягкий среди­земноморский климат Испании, Португалии, Турции, Кипра и других стран региона позволяет им специализироваться на курортном и лечебном видах туризма. Живописные горы Швейцарии, Австрии, Непала, Словакии или Италии несомненно благоприятствуют привлечению туристов, интересу­ющихся лыжным спортом и альпинизмом. Великое историко-культурное наследие, к примеру, Франции, Великобритании, наличие там всемирно известных музеев и театров, престижных учебных заведений и именитых домов мод позволяют им успешно работать на рынке не только познава­тельного, но и учебного и делового туризма. Высокоразвитая сеть инду­стрии развлечений в США, Японии, Таиланде и Южной Кореи дает воз­можность этим странам успешно заниматься культурно-развлекательным туризмом. Развитое производство относительно недорогих шуб в Греции и изделий из кожи в Турции увеличивает количество туристов, соверша­ющих шоп-туры. Проведение ежегодного Венецианского кинофестиваля в Италии, карнавала и фестиваля танцев в Бразилии, пивного праздника «Октоберфест» в Германии ежегодно собирает в этих странах миллионы путешественников.

Интересен пример весьма экзотического, но в то же время чрезвы­чайно перспективного и достаточно инновационного туристического направления — космический туризм. Первооткрывателем этого вида туризма была Россия, когда в 2002 г. отправила в космос американского бизнесмена Дениса Тито. Так называемый космический тур длился ровно неделю, а его стоимость была оценена в 20 млн дол. С 2003 г. уже круп­нейшие частные американские туристские компании «Спэйс Эдвэнчерз» и «Ред Леттср Дэйз» вышли на рынок с предложением резервирования мест на Международной космической станции.

Следует заметить, что помимо наличия тех или иных уникальных природных и культурных достопримечательностей, благоприятного кли­мата, а также выгодного географического расположения успешное разви­тие того или иного вида туризма регулярно требует привлечения серьез­ных инвестиций. В некоторых странах Азии и Африки рост индустрии туризма сегодня существенно затрудняют не отвечающие международным требованиям условия размещения и недостаток необходимой инфраструк­туры, нередко наблюдается отсутствие прямого воздушного сообщения с основными туристскими центрами, неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной сети и низкий уровень гостиничного обслуживания.

Немаловажную роль в развитии туризма играет также поддержка этой отрасли со стороны государственных органов: широкомасштабная реклама на государственном уровне, содействие в привлечении иностранных инвестиций в туристский сектор, модернизация инфраструктурной базы и т.п. Так, с целью поддержки развития туризма и диверсификации своего экспорта правительство эмирата Дубай (ОАЭ) в 2003 г. построило целую сеть современных комфортабельных гостиниц и деловых центров для ино­странных туристов, модернизировало аэропорты, закупив в том числе несколько десятков суперсовременных аэробусов на общую сумму около 20 млрд дол. В Египте по распоряжению правительства была специально создана туристская полиция, главной задачей которой является обеспече­ние порядка и безопасности в крупных туристских центрах страны.

Одним из важных направлений деятельности в продвижении турист­ских услуг на мировой рынок является ежегодное проведение крупней­ших международных выставок и ярмарок, к основным из которых отно­сятся международная выставка «ITB» в Берлине (Германия), «World Travel Market» в Лондоне (Великобритания), FITUR в Мадриде (Испания), Мос­ковская международная туристская ярмарка в России и т.п.

На мировом рынке туризма различают страны —- «поставщики» туристов (направляющие страны) и страны, как правило, принимающие туристов. К основным лидерам среди направляющих стран относятся США, Германия, Англия, Бельгия и др., к принимающим странам — Франция, Испания, США, Италия и др. (табл. 32.2). По доходам, получаемым от туризма, лидируют промышленно развитые страны (США, Испания, Фран­ция, Италия).

На европейский регион приходится до 60% международных турист­ских прибытий и около 50% всех поступлений от туризма в мире. Успех европейских стран на мировом рынке туризма можно объяснить не только наличием всемирно известных культурно-исторических и природных памятников, широкой и развитой сетью индустрии туризма, торговли, современной транспортной инфраструктуры, но и традиционным предпочтением европейских жителей проводить отпуск в ближнем зару­бежье. Около 90% приезжающих в те или иные европейские страны гос­тей составляют сами европейцы.

Мировой страховой рынок: операторы, тенденции и инфраструктура - student2.ru

В европейском регионе уверенно лидирует южносредиземноморская группа стран: Испания, Италия и Греция, а также Германия, Бенилюкс, Австрия, на которые приходится около 20% международных туристских прибытий. Центральная и Восточная Европа (Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия) занимает около 11 % мирового рынка туризма.

Азиатско-Тихоокеанский регион, который часто называют «турист­ским направлением будущего», занимает в настоящее время около 18% мирового рынка. В последние годы он сумел оттеснить американский регион со второй позиции. Лидером среди субрегионов здесь является Северо-Восточная Азия (Япония), за ней, с заметным отрывом, следуют Юго-Восточная (Малайзия, Индонезия, Таиланд) и Южная Азия (Вьет­нам, Индия, Шри-Ланка).

Американский регион занимает третью позицию на мировом рынке туристских услуг, имея 17%. Около 3/4 его доходов от международных прибытий приходится на США, Канаду и Мексику. Следует отметить, что США располагают самой широкой сетью гостиниц в мире и высокоразви­той современной транспортной индустрией.

Данные о международных туристских прибытиях по субрегионам приведены в табл. 32.3.

Относительно более скромное место на современном мировом рынке туризма занимает Африка (ЮАР, Тунис, Марокко, Сейшельские острова) и Ближний Восток (ОАЭ, Саудовская Аравия) — 4 и 2% соответственно.

В настоящее время Россия занимает лишь 15-е место в мировом рей­тинге по посещаемости иностранными туристами (около 3% всего миро­вого рынка туризма). В страну ежегодно въезжает около 20 млн человек,
Мировой страховой рынок: операторы, тенденции и инфраструктура - student2.ru

принося в среднем 12 млрд дол. дохода. При этом число занятых россий­ских граждан, прямо или косвенно участвующих в организации гостинич­ного и туристического бизнеса, уже достигло 10 млн человек (седьмое место в мировой отрасли).

Более 80% посещений России иностранными туристами приходится на крайне ограниченный круг объектов: Москву, Санкт-Петербург и города «Золотого кольца». Главная причина тому — относительно развитый, по сравнению с другими регионами России, туристский сервис и наличие необходимой инфраструктуры.

Россия, имея достаточно выгодное географическое положение, обладая целым рядом уникальных природных и историко-культурных памятников, является сегодня одной из немногих стран мира, имеющих великолепную возможность интенсивно развивать и сочетать многие виды туризма: познавательный, курортный, деловой, научный, экологический.

В последние годы Москва и Санкт-Петербург стали главными дело­выми и научными центрами не только в масштабе страны, но и во всем мире, что подтверждается серьезной активностью иностранных инвесто­ров, а также регулярным проведением там крупных конгрессо-выставоч-ных мероприятий. В этих городах активно работает большое количество филиалов и представительств крупнейших западных корпораций, авиа­компаний, банков, куда ежедневно приезжают новые сотрудники и дело­вые партнеры из разных городов мира. Кроме того, ежегодные празднова­ния дня города в Москве и Санкт-Петербурге способствуют привлечению миллионов туристов. Рекорды по посещаемости иностранцами двух рос­сийских столиц были поставлены во время празднования 850-летия Москвы в 1997 г. и 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 г.

В последние годы в России все более развивается так называемый ностальгический туризм: ежегодно в страну въезжает большое количество граждан Израиля, Германии, США, ранее эмигрировавших из нашей страны.

Наибольшее число туристов из-за рубежа, ежегодно посещающих Россию, приходится на граждан стран СНГ (около 2/3 интуристов), а также на развитые страны: Германию (около 280 тыс. человек ежегодно), Китай (270 тыс.), США (110 тыс.), Италию (102 тыс.) (табл. 32.4).

Мировой страховой рынок: операторы, тенденции и инфраструктура - student2.ru

Туристский поток в Россию имеет явно выраженный сезонный харак­тер: самым низко посещаемым периодом является январь—март, самыми популярными остаются летние месяцы.

Наряду с наличием в России положительных факторов, объективно способствующих успешному привлечению иностранных туристов, суще­ствует ряд серьезных проблем, существенно тормозящих развитие россий­ского туристского бизнеса, в их числе: явный дефицит на относительно недорогие современные гостиницы среднего класса (уровня 2 и 3 звезды), относительно слабое развитие транспортной и дорожной инфраструктуры] нехватка необходимого количества оборудования и сервиса ресторанов и кафе, сложности в оперативном получении российской визы, все еще по­вышенная опасность терроризма, не совсем благоприятная криминальная обстановка в стране и, наконец, отсутствие должной поддержки развития туристского бизнеса на государственном уровне.

Следует заметить, что более 60% зарубежных туристов, приезжающих в Россию,— пенсионеры, что серьезно сокращает доходы от таких видов туризма, как учебный, спортивный (горнолыжный, альпинизм), экстремальный, значительно уменьшает число относительно продолжи­тельных путешествий в глубь страны, в частности на Байкал, Камчатку, в Саяны и т.п.

Если на мировом рынке туризма определяющую роль уже давно уве­ренно играют крупнейшие международные корпорации, то российский туристский бизнес пока еще состоит, главным образом, из средних и ма­лых компаний. Известные западные компании, специализирующиеся на предоставлении туристских услуг, только начинают проникать на россий­ский рынок: «American Express», «Club Med», «LTU Touristik», «TUI».

С начала 90-х годов Россия превратилась в одного из активных миро­вых поставщиков туристов (в среднем около 10 млн человек). Ежегодные расходы российских путешественников за рубежом составляют порядка 15 млрд дол. Основными международными направлениями у российских туристов являются относительно недорогие страны Ближнего и Среднего Востока (Египет, Турция, ОАЭ), европейские страны: Испания, Италия, Франция, Кипр, Чехия, Болгария, Хорватия, а также некоторые государ­ства Азии (Таиланд и Китай).

Самым популярным для путешествий у российских туристов остаются летние месяцы, в целом же на период с мая по октябрь приходится около УЛ всего туристского потока из России (табл. 32.5). Наиболее массовыми направлениями в период зимнего отдыха для россиян являются Финляндия, Таиланд, Египет, Чехия, Кипр, Франция, Греция.

По прогнозам Всемирной туристской организации, мировой рынок туризма будет и в дальнейшем быстро развиваться, Ожидают, что к 2020 г. число международных прибытий может увеличиться более чем в 2 раза и составить порядка 1,6 млрд. По всей видимости. Китай станет ведущим

Мировой страховой рынок: операторы, тенденции и инфраструктура - student2.ru

мировым туристским направлением и уверенно займет первое место по числу международных прибытий (137 млн). Следующими по популярности станут США (102 млн), Франция (93 млн), Испания (71 млн) и Гонконг (60 млн).

К основным крупнейшим традиционным странам — поставщикам туристов — США, Германии, Англии — уже в среднесрочной перспективе добавится и Россия, способная поставлять на мировой рынок до 30 млн туристов в год.

В возрастном аспекте наиболее перспективным направлением оста­ется туризм среди лиц старше 50 лет. Согласно прогнозу, уже к 2010 г. более 50% всех международных туристов будет приходиться на указан­ную возрастную группу против 30% в настоящее время.

Широкое и повсеместное внедрение современных, высокоэффектив­ных технологий в организации туристской деятельности, а также в транс­портной инфраструктуре приведет к значительному сокращению времени на решение различного рода сопутствующих вопросов, а некоторое сни­жение цен на такие поездки будет способствовать дальнейшему развитию продолжительных путешествий, в том числе на дальние расстояния.

Расширение региональных интеграционных объединений (таких, как Европейский Союз) несомненно облегчит оформление въездной визы для граждан соответствующих государств и приведет к дальнейшему росту числа международных прибытий.

Можно с уверенностью сказать, что международный туризм имеет огромный потенциал и серьезные перспективы развития благодаря более активному вовлечению

Наши рекомендации