Перспективы развития мирового рынка телекоммуникационных услуг
Перспективы развития современного мирового рынка телекоммуникационных услуг в среднесрочной перспективе — порядка 5—8 лет будут в первую очередь определяться исключительно высокими темпами дальнейшего роста Интернета и сотовой связи. По имеющимся в деловой прессе оценкам, общий объем мирового рынка телекоммуникационных услуг к 2010 г. составит около 1,4 трлн дол. против 1 трлн дол. в 2004 г. В текущем десятилетии только 20% операторов мобильной связи будут использовать стандарт третьего поколения UMTS. Технологии 2,5G (второе поколение сотовой связи, представленное стандартами GPRS, tiDGE) останутся основой для следующего — третьего поколения сотовой связи — вероятнее всего еще в течение следующих 4—5 лет.
В современном мире нет такого вида услуг, который бы демонстрировал, настолько высоки темпы развития беспроводной радиотелефонии, особенно мобильной сотовой связи. Так, среднегодовой темп роста числа абонентов сетей второго поколения сотовой связи GSM с 1999 г. по настоящее время составляет около 130%. Еще более высокие темпы роста характерны для сотовой связи в целом — среднегодовой темп прироста числа пользователей сотовой связи в мире за тот же период составляет около 165%.
В 2010 г. в большинстве развитых стран показатель количества пользователей услугами сотовой связи к общей численности населения страны (так называемый показатель проникновения или плотности) будет составлять более 90%, тем более что уже сейчас в ряде стран (Люксембург, Италия, Исландия, Австрия, Швеция, Финляндия) этот рубеж пройден. Число абонентов сотовой связи в России, по имеющимся оценкам, в 2010 г. составит около 90 млн человек, а показатель проникновения — около 60%.
Продолжающийся рост конкуренции и спроса на услуги мобильной сотовой связи на мировом рынке будет сопровождаться быстрым увеличением ассортимента предоставляемых услуг. По прогнозам, в 2010 г. количество абонентов, получающих доступ в Интернет через мобильные сотовые телефоны, в Европе может составить около 80%.
Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды, США, Сингапур, Япония, Республика Корея, Швеция и Исландия, занимая лидирующие мировые позиции по числу пользователей Интернет (более 50% населения в 2004 г.), сохранят их и в ближайшем будущем Уже в 2010 г. примерно более 60% жителей в этих странах будут иметь доступ в Интернет, а в остальных развитых странах этот показатель составит около 50%.
США сохранят прочные лидирующие позиции и по масштабам развития электронной торговли через Интернет. Объем электронной торговли в стране по сделкам между фирмами в 2010 г. может составить почти пятую часть от общего объема торговли против 16% в 2004 г.
Японский сегмент услуг электронной торговли по степени развития отстает от американского примерно на 4 года. В частности, объем межфирменных продаж в 2004 г. в США был примерно в 3 раза больше, чем в Японии.
Ожидается, что в 2005—-2010 гг. среднегодовые темпы роста числа пользователей Интернет в мире составят около 8%. Вполне очевидно также, что в перспективе на мировом рынке телекоммуникационных услуг будет усиливаться конкурентная борьба за возможность предоставления услуг с использованием самого современного оборудования и наиболее эффективных систем и стандартов. Успех в этой конкурентной борьбе будет определяться степенью эффективности использования мирового телекоммуникационного трафика, уровнем снижения тарифов, возможностями компаний-операторов по оперативному и надежному предоставлению пользователям из разных стран мира высококачественных телекоммуникационных услуг.
Основные термины и определения
Телекоммуникационные услуги — целенаправленная деятельность, результатом которой является обеспечение потребности по передаче и приему информации с помощью специального оборудования.
Вопросы для самоконтроля
Дайте общее определение телекоммуникационных услуг и назовите их разновидности.
Какие преобладающие тенденции развития можно выделить на современном мировом рынке телекоммуникационных услуг?
Назовите крупнейшие в мире компании по оказанию телекоммуникационных услуг.
Как развиваются процессы конкуренции между компаниями на национальных и на международных рынках телекоммуникационных услуг?
Как изменяется число используемых технических стандартов сотовой связи в конце XX — начале XXI в. и чем это можно объяснить?
В чем состоят особенности ценообразования на мировом рынке телекоммуникационных услуг?
Какие основные предпосылки будут определяющими для развития мирового рынка телекоммуникационных услуг в среднесрочной перспективе?
Какие страны в ближайшие годы будут доминировать на мировом рынке телекоммуникационных услуг?
Литература
Аникин О.Б. Мировой рынок телекоммуникационных услуг: Учебное пособие. М: ГУУ, 2003.
Банкет В.Л., Бондаренко О.В., Воробиенко П.П., Довгий С.А. Современные телекоммуникации. Технологии и экономика. М.: Эко-Трсндз, 2003.
Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.
Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах). 3-е изд., перераб. и доп. М: ФИЗМАТЛИТ, 2003.
Дансмор Б., Скандьер Т. Справочник по телекоммуникационным технологиям. М.: Вильяме, 2004.
Пятибратов А. П., Кириченко А.А., Гудыно Л.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М: Финансы и статистика, 2004.
Резникова Н.П. Маркетинг в телекоммуникациях. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эко-Трендз, 2002.