Перспективы развития мирового рынка телекоммуникационных услуг

Перспективы развития современного мирового рынка телекоммуни­кационных услуг в среднесрочной перспективе — порядка 5—8 лет будут в первую очередь определяться исключительно высокими темпами даль­нейшего роста Интернета и сотовой связи. По имеющимся в деловой прессе оценкам, общий объем мирового рынка телекоммуникационных услуг к 2010 г. составит около 1,4 трлн дол. против 1 трлн дол. в 2004 г. В текущем десятилетии только 20% операторов мобильной связи будут использовать стандарт третьего поколения UMTS. Технологии 2,5G (второе поколение сотовой связи, представленное стандартами GPRS, tiDGE) останутся основой для следующего — третьего поколения сотовой связи — вероят­нее всего еще в течение следующих 4—5 лет.

В современном мире нет такого вида услуг, который бы демонстри­ровал, настолько высоки темпы развития беспроводной радиотелефонии, особенно мобильной сотовой связи. Так, среднегодовой темп роста числа абонентов сетей второго поколения сотовой связи GSM с 1999 г. по настоя­щее время составляет около 130%. Еще более высокие темпы роста харак­терны для сотовой связи в целом — среднегодовой темп прироста числа пользователей сотовой связи в мире за тот же период составляет около 165%.

В 2010 г. в большинстве развитых стран показатель количества пользо­вателей услугами сотовой связи к общей численности населения страны (так называемый показатель проникновения или плотности) будет состав­лять более 90%, тем более что уже сейчас в ряде стран (Люксембург, Ита­лия, Исландия, Австрия, Швеция, Финляндия) этот рубеж пройден. Число абонентов сотовой связи в России, по имеющимся оценкам, в 2010 г. со­ставит около 90 млн человек, а показатель проникновения — около 60%.

Продолжающийся рост конкуренции и спроса на услуги мобильной сотовой связи на мировом рынке будет сопровождаться быстрым увели­чением ассортимента предоставляемых услуг. По прогнозам, в 2010 г. количество абонентов, получающих доступ в Интернет через мобильные сотовые телефоны, в Европе может составить около 80%.

Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды, США, Сингапур, Япония, Республика Корея, Швеция и Исландия, занимая лидирующие мировые позиции по числу пользователей Интернет (более 50% населения в 2004 г.), сохранят их и в ближайшем будущем Уже в 2010 г. примерно более 60% жителей в этих странах будут иметь доступ в Интернет, а в остальных развитых странах этот показатель составит около 50%.

США сохранят прочные лидирующие позиции и по масштабам раз­вития электронной торговли через Интернет. Объем электронной торговли в стране по сделкам между фирмами в 2010 г. может составить почти пятую часть от общего объема торговли против 16% в 2004 г.

Японский сегмент услуг электронной торговли по степени развития отстает от американского примерно на 4 года. В частности, объем межфирменных продаж в 2004 г. в США был примерно в 3 раза больше, чем в Японии.

Ожидается, что в 2005—-2010 гг. среднегодовые темпы роста числа пользователей Интернет в мире составят около 8%. Вполне очевидно также, что в перспективе на мировом рынке телекоммуникационных услуг будет усиливаться конкурентная борьба за возможность предоставления услуг с использованием самого современного оборудования и наиболее эффек­тивных систем и стандартов. Успех в этой конкурентной борьбе будет определяться степенью эффективности использования мирового телеком­муникационного трафика, уровнем снижения тарифов, возможностями компаний-операторов по оперативному и надежному предоставлению пользователям из разных стран мира высококачественных телекоммуни­кационных услуг.

Основные термины и определения

Телекоммуникационные услуги — целенаправленная деятельность, резуль­татом которой является обеспечение потребности по передаче и приему информации с помощью специального оборудования.

Вопросы для самоконтроля

Дайте общее определение телекоммуникационных услуг и назо­вите их разновидности.

Какие преобладающие тенденции развития можно выделить на современном мировом рынке телекоммуникационных услуг?

Назовите крупнейшие в мире компании по оказанию телекомму­никационных услуг.

Как развиваются процессы конкуренции между компаниями на национальных и на международных рынках телекоммуникацион­ных услуг?

Как изменяется число используемых технических стандартов сотовой связи в конце XX — начале XXI в. и чем это можно объяс­нить?

В чем состоят особенности ценообразования на мировом рынке телекоммуникационных услуг?

Какие основные предпосылки будут определяющими для разви­тия мирового рынка телекоммуникационных услуг в среднесроч­ной перспективе?

Какие страны в ближайшие годы будут доминировать на мировом рынке телекоммуникационных услуг?

Литература

Аникин О.Б. Мировой рынок телекоммуникационных услуг: Учеб­ное пособие. М: ГУУ, 2003.

Банкет В.Л., Бондаренко О.В., Воробиенко П.П., Довгий С.А. Современные телекоммуникации. Технологии и экономика. М.: Эко-Трсндз, 2003.

Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.

Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный тол­ковый словарь-справочник (Введение в современные информаци­онные и телекоммуникационные технологии в терминах и фак­тах). 3-е изд., перераб. и доп. М: ФИЗМАТЛИТ, 2003.

Дансмор Б., Скандьер Т. Справочник по телекоммуникационным технологиям. М.: Вильяме, 2004.

Пятибратов А. П., Кириченко А.А., Гудыно Л.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М: Финансы и статистика, 2004.

Резникова Н.П. Маркетинг в телекоммуникациях. 2-е изд., пере­раб. и доп. М.: Эко-Трендз, 2002.


Наши рекомендации