Основные направления бизнеса на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности
Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности достаточно тесно связан с другими товарными рынками и является неотъемлемой частью мирового рынка в целом. При продаже результатов интеллектуальной деятельности часто на коммерческой основе предоставляются дополнительные услуги для эффективного исполнения сделки. Сюда входят технические, управленческие, финансовые, коммерческие и другие услуги. Следует отметить, что довольно часто продажа прав на использование объектов интеллектуальной деятельности влечет за собой поставку машин и оборудования в разрозненном или комплектном виде.
В общей структуре продаж услуг на мировом рынке в последние десятилетия повсеместно отмечается преимущественный рост торговли именно объектами интеллектуальной собственности, где еже! одные темпы прироста в 1980—2003 гг. составили около 9,6%.
Под воздействием политических, экономических и географических факторов в мировом хозяйстве уже сформировались ведущие центры международной торговли лицензиями. Это — США, страны Западной Европы и Япония. Международная торговля лицензиями сосредоточена преимущественно в промышленно развитых странах, на долю которых приходится более 98% всех продаж и свыше 90% всех закупок лицензий (табл. 29.1).
В целом страны ОЭСР на мировом рынке являются нетто-эк спорте-рами. Продажи технологии по отношению к ВВП являются самыми высокими у Великобритании, Швейцарии, Бельгии, США, Японии, Канады и Ирландии.
США продолжают оставаться крупнейшим лицензиаром — продавцом технологии, на их долю в 2001 г. приходилось около 35,1% против 33,1% в 1990 г. В последние три десятилетия XX в. в Соединенные Штаты было переведено около 70% мировых лицензионных платежей, в то время как затраты этой страны на приобретение иностранного технического опыта не превысили 7%. Вместе с тем надо отметить и наблюдающийся рост продаж технологии из других промышленно развитых государств, прежде всего Японии, Великобритании, Франции и Бельгии.
Многие другие промышленно развитые страны, в частности Германия, Италия, Испания, относятся к группе стран с преобладанием импорта лицензий. Среди них особое место занимает Германия, которая в последние годы остается самым крупным импортером новейших технологий. Широкое приобретение лицензий этими странами используется не только для интенсивного перевооружения ведущих отраслей своей экономики и расширения экспорта, но и как потенциал развития собственных научно-технических достижений.
Обычно практику закупки лицензий изучают на опыте Японии, которая за счет масштабной скупки лицензий и ноу-хау во многих странах (вплоть до конца 80-х годов) сумела очень быстро войти в разряд передовых стран. Японские фирмы сегодня закупают лицензию не на какой-либо конкретный станок, а сразу на всю их модельную гамму. Действительно, закупка лицензий — реальная возможность вырваться вперед, «опередить продавца». Довольно часто японские фирмы прекращали собственное проведение НИОКР—только закупали и внедряли лицензии. Но поскольку нередко фирмы-конкуренты ограничивали продажу лицензий, то японские компании стали сами проводить НИОКР от уровня ранее купленных лицензий. В итоге это позволило им уйти от «технологических ножниц», т.е. от постоянного отставания от уровня стран-продавцов, и вскоре самим приступить к продаже лицензий странам — бывшим лицензиарам.
Отличительной чертой современного международного рынка лицензий в сравнении с другими товарными рынками является его универсальность, органическая связь практически со всеми отраслями производства. Однако развитие отраслевых рынков лицензий происходит неравномерно. Наиболее высокие темпы наблюдаются в наукоемких отраслях производства; например, в электронике, машиностроении, химии, ракетно-космической отрасли, легкой и пищевой промышленности. Отраслевая структура лицензионных соглашений корпораций с заграничными фирмами подтверждает наличие тесной связи между научно-техническим потенциалом компаний и масштабами лицензионных операций. На долю четырех наиболее «наукоемких» отраслей промышленности США (общего машиностроения, электротехнической, химической и приборостпоитсль-ной) приходится более 40% всех проданных в 1961—-2002 гг. за границу американских лицензий.
Преимущественное использование лицензий как одного из эффективных методов конкурентной борьбы на внешнем рынке объясняется несколькими причинами.
Во-первых, финансовые и организационные трудности экспансии в целом на мировом рынке значительно выше, чем на внутреннем, поэтому лицензии шире применяются при стремлении проникнуть на определенный рынок. Немаловажной является степень ограничений на импорт товаров или иностранные капиталовложения на рынке данной страны. Например, в связи с ограничениями на ввоз капитала в Японию американские фирмы успешно проникали на ее рынок в основном путем продажи лицензий. В результате такой стратегии доля иностранных фирм на японском рынке, например, полупроводниковых приборов, увеличилась с 13,3% в 1990 г. до 35% в 2004 г.
Во-вторых, в большинстве случаев научно-технические и производственные знания, передаваемые на основе лицензии, не отличаются новизной в стране лицензиара, поскольку крупные компании, имеющие значительный патентный фонд, опасаются предоставлять права на многие новинки местным фирмам, чтобы они, развив на их основе собственное производство, не смогли бы ущемить позиции лицензиара на мировом рынке.
При серьезных научно-технических достижениях именно наличие избыточных капиталов определяет форму заграничной экспансии фирм промышленно развитых государств. Крупные монополии стремятся эксплуатировать свои технические новинки самостоятельно, вывозя предпринимательский капитал в форме прямых инвестиций, и лишь в случае необходимости прибегают к лицензированию. Средние и малые компании в относительно большей степени, чем крупные, опираются в своей заграничной деятельности на лицензирование, так как они реже располагают избыточными капиталами. Так, за 1961 —2003 гг. соотношение между числом новых заграничных операций на базе прямых инвестиций (создание новых предприятий и расширение существующих) и общим числом новых лицензионных соглашений, заключенных с иностранными фирмами, для крупных корпораций США (с оборотом более 500 млн дол.) составило 5,8 : 1, в то время как для средних и малых (с оборотом до 50 млн дол.) — только 3,3 : 1.
Формы передачи технологии
Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в материализованной (оборудование, агрегаты, инструменты, технологические линии, техническая документация и др.) и в нематериализованной (знания, опыт, приемы и т.д.) формах. Основными формами коммерческой передачи технологий являются:
продажа технологий в материализованной форме — продукция, оборудование, технологические линии, техдокументация и т.д.;
прямые зарубежные инвестиции в строительство, реконструкцию, модернизацию предприятий и производств;
портфельные инвестиции, в том числе в совместные предприятия, если при этом предусматривается производство товаров на основе предоставляемых новых технологий (или их лизинг);
продажа патентов;
продажа лицензий на запатентованные изобретения;
продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности — ноу-хау, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные инструктивные материалы, чертежи и т.д.;
— обучение технических и управленческих специалистов, консультационное сопровождение объектов технологического обмена;
заказные исследования и разработки;
инжиниринг.
Коммерческие формы передачи технологии оформляются соответствующими договорами: лицензионными, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном производстве или договорами купли-продажи. Подготовка и заключение всех видов договоров — продолжительный и дорогостоящий процесс, требующий участия квалифицированных экспертов по различным аспектам -— правовым, финансовым, техническим, гуманитарным.
Внешняя торговля технологией современной международной статистикой пока еще не учитывается. Однако, по имеющимся оценкам, ее объемы составляют порядка 1,5—2 трлн дол. На основании отдельных публикаций известно, что эти объемы быстро растут. Показателем (хотя и несовершенным) объема передачи технологии являются платежи по роялти. В 1990-—2003 гг. объем передаваемой технологии возрос на японских фирмах на 50%, на германских — в 2 раза.
Наиболее важный канал передачи научно-технических знаний — транснациональные корпорации. Сконцентрировав в своих руках большую часть научно-технического потенциала мира, опираясь на огромную экономическую мощь, разветвленную сеть филиалов, ТНК активно используют достижения научно-технического прогресса в своих экономических целях.
Ведущие транснациональные корпорации, выступающие главными поставщиками технологии на мировой рынок, присваивают возрастающую часть прибавочной стоимости, производимой в странах — импортерах технологии. В рамках собственно ТНК передается около 40% научно-технических знаний, продаваемых на рынке. Кроме того, эти компании являются и основными продавцами, контролируя до 70% всего экспорта объектов интеллектуальной собственности. Если в 1960 г. доходы американских ТНК от экспорта технологии не превышали 1 млрд дол. США, то в 1970г. они составили уже около 2,5 млрд, в 1981 г. — около 7,3 млрд, в 2003 г. — почти 50 млрд дол. Ожидается, что в 2005 г. эти доходы вырастут до 70 млрд дол. США.
Характерно, что около 25% всех лицензионных вознаграждений фирмы США получают от независимых иностранных партнеров, при этом число таких лицензиатов (составляющих 2/3 общего их числа) вдвое превышает численность покупателей американских лицензий, связанных с лицензиаром участием в капитале.
На долю иностранных фирм, связанных с американскими компаниями участием в капитале, и филиалов американских ТНК (они составляют примерно Чъ общего числа владельцев американских лицензий) приходится около 75% переводимых в США вознаграждений.
Совместные компании представляют собой другую организационную форму компаний, получающих технологию от иностранных корпораций. Это обычно специально созданные совместные предприятия или филиалы корпораций, превращающиеся в совместные предприятия в результате заключения соглашения между ТНК и местными компаниями. Когда-то выступавшие против смешанных компаний транснациональные корпорации в настоящее время активно ищут партнеров в развивающихся странах.
Одной из проблем продажи лицензий на использование передового научно-технического опыта часто является его несовместимость с потребностями стран-покупателей, особенно если речь идет о развивающихся странах. Передовая технология промышленно развитых государств, как правило, предназначена для использования в аналогичных промышленно развитых государствах и соответственно рассчитана на условия, характерные для зрелого рыночного производства: крупные рынки, высокая капиталоемкость и соответствующее строение капитала, квалифицированный персонал, высокий платежеспособный спрос. В развивающихся государствах применение такой технологии, естественно, затруднено, у них нет другой альтернативы, кроме как заимствовать большую часть необходимого промышленного ноу-хау у развитых стран. Малореалистичными в этой связи выглядят призывы к опоре на собственные силы.
Правительства развивающихся государств стремятся контролировать заключение лицензионных соглашений, чтобы иностранные компании не могли устанавливать завышенные цены на передаваемую технологию, вводить монопольные ограничения на продажу производимой по этой технологии продукции. В то же время промышленно развитые государства полагают, что попытки развивающихся стран регламентировать лицензионные соглашения приводят к нарушению прав на интеллектуальную собственность.
Отношение развивающихся стран к проблемам защиты интеллектуальной собственности во многом зависит от реального состояния их экономики. У тех государств, которые уже добились заметных успехов в экономическом развитии (Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Мексика, Чили, Бразилия, Аргентина), подход в целом близок к позиции Запада, поскольку их доходы от расширившегося экспорта во многом зависят от соблюдения прав на интеллектуальную собственность. Совершенно иная, однако, позиция у стран со слабым уровнем экономического развития, являющихся исключительно потребителями интеллектуальной собственности, которые в первую очередь заинтересованы в предоставлении им соответствующих льгот и преференций.
Развивающиеся государства в последние десятилетия все более активно заключают соглашения о приобретении технологии. Хотя их участие в межфирменных технологических соглашениях пока еще невелико (около 4,9% общего числа соглашений в 80-е годы и 7% в настоящее время), число соглашений, заключенных с фирмами из этих стран, неуклонно возрастает. Главными партнерами развивающихся государств в этой сфере являются фирмы США (в 1980—1996 гг. свыше 2/s общего числа соглашений развивающихся стран приходилось на их долю). Все более активно заключают технологические соглашения с фирмами из развивающихся стран западноевропейские ТНК ('/3 всех соглашений), тогда как Япония участвует только в 11 % таких соглашений. Возрастает также и число технологических соглашений, заключенных между фирмами развивающихся стран.
Основные термины и определения
Лицензионное соглашение — главная форма передачи научно-технических производственных и управленческих знаний и опыта.
Лицензиар — продавец лицензии.
Лицензиат — покупатель лицензии.
Ноу-хау (от англ. know how — знаю как) — совокупность знаний, сведений научного, технического, производственно-технологического, управленческого, финансово-экономического, коммерческого характера, а также опыта их применения на практике, еще не ставших предметом общего достояния, представляющих новинку. Обычно принято передавать ноу-хау на коммерческой основе, за плату, посредством заключения лицензионных договоров между обладателями новшеств и желающими приобрести лицензию, дающую право на их использование с одновременной передачей самого ноу-хау.
Вопросы для самоконтроля
Назовите объекты интеллектуальной собственности, правовая охрана которых обеспечивается на основе соответствующих норм внутреннего законодательства и международных соглашений.
Каковы важнейшие особенности объектов промышленной собственности, охраняемых законом и международными соглашениями?
Перечислите главные особенности научно-технических достижений, не охраняемых законом и международными соглашениями.
Какова роль США в международном бизнесе, связанном с лицензионной торговлей?
Охарактеризуйте опыт Японии как импортера лицензий.
Назовите основные причины использования лицензий как одного из эффективных методов конкурентной борьбы на внешнем рынке.
Определите роль ТНК в международной передаче научно-технических знаний.
Как относятся развивающиеся страны к проблеме чащиты интеллектуальной собственности?
Литература
Буряк ЕМ. Передача интеллектуальной собственности. М., 2002.
Карпова Н.Н. Интеллектуальная собственность в системе мирохозяйственных связей. М.: ИКФ-Каталог, 2002.
Кокурин Д.И. Методологические основы отношений собственности на инновационный продукт/УСобствснность в XXI столетии. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001.
Мухопад В.И. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, управление. М.: ВНИИПИ, 1997.
Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Acadcmia, 1999.
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996.
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ
В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Глава 30
Телекоммуникационные услуги — это целенаправленная деятельность, результатом которой является полезный эффект, обеспечивающий потребности по передаче и приему информации с помощью специального оборудования. Успешное развитие международного бизнеса в современных условиях в решающей степени зависит от качества и бесперебойного предоставления разнообразных телекоммуникационных услуг, степени их надежности и технического совершенства.
Телекоммуникационные услуги включают услуги документальной, междугородной и международной телефонной, местной (городской и сельской) телефонной связи, проводного вещания, радиосвязи, радиовещания, телевидения, спутниковой связи, радиопоиска (пейджеры), систем радиального действия и сотовых услуг. Перечисленные виды телекоммуникационных услуг широко используются в обеспечении современного мирового бизнеса, и решающую роль начиная с конца прошлого века играют их технически новые формы — сотовые, системы радиопоиска (пейджеры), спутниковые и т.п. Именно последние, находясь на острие новейших научно-технических достижений современности, стали не только одной из бурно развивающихся отраслей мировой экономики, но и в значительной мере общепризнанным символом наступившего тысячелетия.