Внешнеторговая политика в эпоху глобализации
Производство товаров, особенно технически сложных, теперь все чаще распределяется между странами, обладающими сравнительными преимуще, ствами. Все большее число товаров и услуг становится не просто предметов международной торговли, но и универсальной торговой системы, важне^. шей задачей которой является согласование мер по снижению таможенные административных и технических барьеров, согласование и унификации правовых норм регулирования внешней торговли в странах-участницах.
Постепенно формируется целостная многоуровневая система между, народного регулирования, которая характеризуется сосуществование^ национальных, транснациональных, региональных и глобальных фор^ Растущая взаимозависимость национальных экономик вынуждает государ. ства проводить такую внешнеэкономическую политику, которая учиты. вала бы не только собственные интересы, но и позиции стран-партнеров^ а также интересы транснационального предпринимательского капитала.
Все большее ослабление барьеров на пути движения товаров, услуг ц капиталов — суть современной политики либерализации. Несмотря ^д противоречивые интересы участников, регулирование международно^ торговли приобретает все более упорядоченный мирохозяйственны^ характер. Однако либерализацию не следует понимать упрощенно. На само^ деле регулирование мировых товаропотоков — задача крайне сложн^, и противоречивая.
Среди большого числа международных организаций системы ООН и вне ее наиболее универсальной и влиятельной по воздействию на международную торговлю является Всемирная торговая организация (ВТО) — правопреемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), созданного еще в 1947 г. и осуществившего ряд раундов глобальных переговоров по либерализации международной торговли. В результате к настоящему времени уровень импортных пошлин на промышленную продукцию снизился в 10 раз, или до 3—4%.
ВТО, членами которой являются более 150 государств, регулирует более 9/ш мировой торговли товарами и услугами. Заслугой ГАТТ-ВТО стало обобщение правовых норм и инструментов государственного регулирования внешней торговли подавляющего большинства стран мира, которое было достигнуто путем многосторонних межгосударственных соглашений. Положения этих соглашений обязательны для всех стран — членов ВТО. В этом принципиальное отличие ГАТТ 1994 г. от ГАТТ ! 947 г. Страны-участницы обязаны привести свое законодательство в полное соответствие с нормами ГАТТ 1994 г.
Выделяются три составляющие современных национальных торгово-политических систем:
опора на законоположения, определяющие конкретные полномо
чия исполнительной власти, права и обязанности хозяйственных субъек
тов в сфере внешнеэкономической деятельности;
унификация и гармонизация инструментов национального регулирования с принципами, нормами и практикой ВТО;
комплексный характер применения мер государственного регулирования и управления внешней торговлей, в том числе:
экономических средств —таможенных пошлин, налогов, субсидий и т.п.;
административных мер — запретов и ограничений, лицензирования и квотирования, «добровольных ограничений» экспорта и др.;
технических средств (барьеров) — технических норм, стандартов, методов соответствия, сертификации, санитарно-ветеринарных, экологических норм и норм здравоохранения:
средств валютно-финансового регулирования — валютных курсов, учетной банковской ставки, кредитования и гарантирования экспортных операций и др.;
— защита национальных производителей от несправедливой (нечестной) иностранной конкуренции и содействие национальным производителям и экспортерам в повышении их конкурентоспособности на мировом рынке.
Традиционно главными принципами международной торговли является режим наиболее благоприятствуемой нации. Однако усиливающаяся регионализация торговых потоков и умножение замкнутых экономических группировок может свести к минимуму действие режима наибольшего благоприятствования в отношении этих группировок.
В таких условиях и с учетом растущей либерализации, особенно сферы услуг и иностранных инвестиций, первостепенное значение приобретает национальный режим, т.е. обеспечение равной конкурентной среды на рынке страны-им портера для иностранных поставщиков.
Механизм многостороннего регулирования мировой торговли со стороны ВТО состоит из комплекса мер, зафиксированных в целом ряде многосторонних соглашений: Соглашение о таможенной стоимости товаров, Антидемпинговый кодекс, Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, Конвенция Киото об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Кодекс по техническим барьерам в торговле, Кодекс по импортному лицензированию и др. Эти соглашения уже создали достаточно жесткую систему мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, заменившую более 2000 двусторонних прежних соглашений стран в этой области.
Организационно правовой механизм ВТО состоит из трех частей: ГАТТ в редакции 1994 г., на который приходится 4/5 всех документов ВТО; Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Центральное место ВТО в системе регулирования международной торговли стало возможным во многом благодаря эффективному воздействию на всю торговую систему, в том числе за счет усиления функций контроля за выполнением членами ВТО взятых обязательств. ВТО сохранила сложившийся в ГАТТ механизм принятия решений: формально путем голосования, но, по существу, через консенсус, дающий право «главным торгующим нациям» сохранять контроль над принятием решений, несмотря на то что 2/3 голосов в этой международной организации принадлежит развивающимся странам.
В правовой конструкции ВТО положение этих стран, пользовавшихся в «старом» ГАТТ определенными льготами, ухудшилось, так как эти льготы либо исчезли, либо серьезно ослабли. Вот почему направления деятельности ВТО на ближайшие годы вызывают серьезные разногласия ее участников. Развивающиеся страны считают, что решения последнего, Уругвайского раунда, еще не выполнены. В частности, США, ЕС, Япония продолжают поддерживать высокие барьеры в импорте текстиля и чрезвычайно высокую протекционистскую защиту своего сельского хозяйства. Страны Запада, в свою очередь, настаивают на дальнейшем расширении сферы деятельности ВТО.